Скачать 352.14 Kb.
|
БОУ СПО ВО «Вологодский областной медицинский колледж» Организация и оформление исследовательской работы Методические рекомендации для практикующих медицинских сестер. г. Вологда 2013 год Авторы: Кашникова Ольга Викторовна – директор БОУ СПО ВО «Вологодский областной медицинский колледж» Борисова Светлана Романовна – старший методист БОУ СПО ВО «Вологодский областной медицинский колледж» Шавчугова Инна Александровна – преподаватель БОУ СПО ВО «Вологодский областной медицинский колледж» БОУ СПО ВО «Вологодский областной медицинский колледж» отделение повышения квалификации. Аннотация Методические рекомендации предназначены для медицинских сестер ЛПУ. В пособии описаны этапы организации и требования к оформлению исследовательской работы. Содержание:
Введение. Важнейшей задачей сестринского дела является достижение наивысшей эффективности и качества сестринской помощи населению. Для реализации этой сложной задачи, повышения профессионального и социального статуса сестринского дела необходимо создание базы научных знаний, составляющих основу профессиональной сестринской практики. Научные исследования в сестринском деле - одно из новых направлений развития в этой профессиональной сфере. Анализ подтверждает качественные изменения в системе оказания медицинской помощи населению в связи с внедрением в практику лечебных учреждений результатов сестринских исследований (повышение удовлетворённости пациентов, сокращение сроков пребывание в стационаре, уменьшение числа осложнений и т.д.). Таким образом, сестринские исследования и участие в них медсестёр необходимы для совершенствования сестринской практики, повышение качества медицинской помощи населению и признание уникальной роли сестринской профессии. Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических и практических положений. Выдвижение проблемы для научного исследования должно основываться на медицинских фактах. Научная работа должна быть:
Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» Критерии, которыми следует воспользоваться для выбора исследовательского вопроса, чтобы реализовать исследовательский проект в области сестринского дела в своем лечебном учреждении:
Выдвижение проблемы предполагает обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? После определения актуальности необходимо определить объект и предмет, функции, процесс исследования, источники знаний и исследовательскую команду. Выбор объекта и предмета исследования определяется:
Функции исследования:
Процесс исследования:
Источники знаний:
Исследовательская команда:
в большинстве случаев в исследовательской команде присутствуют члены, выполняющие следующие функции: Исследователь – человек, который несет ответственность за то, чтобы исследование осуществлялось в точности с тем, как оно было запланировано, который принимает окончательные решения об исследовательских мероприятиях. Курирует исследование, чтобы убедиться в его завершении и соблюдении установленного графика. Координатор исследования – в некоторых исследованиях это отдельная роль, в других роль координатора выполняет исследователь. Координатор следит за тем, что исследование выполняется, протокол исследования соблюдается, сроки выполнения работ не нарушаются. Часто этот человек ориентирует специалистов по сбору данных и контролирует их работу, чтобы убедиться в полноте собранной информации и корректности ввода данных. Специалисты по сбору данных – те, кто ведет сбор информации. Главная задача этих специалистов осуществлять сбор данных в соответствии с протоколом исследования. Это подразумевает, что вовлеченные в сбор данных специалисты отвечают критериям исследования и осуществляют процедуру сбора данных в точном соответствии с тем, как это определено протоколом исследования. Зачастую специалисты по сбору данных получают согласие на исследование и, если получение согласия входит в их обязанности, такое согласие должно быть получено до начала сбора данных. Специалисты по сбору данных подтверждают, что процесс сбора данных завершен, информация точна и все собранные данные готовы для ввода. Также они безотлагательно доводят до Исследователя или Координатора исследования любые вопросы. Специалисты по вводу данных – человек или группа лиц, которые вводят данные (собранные данные обычно вводятся в статистическую программу для проведения последующего анализа). Главная ответственность для них - следовать процедуре ввода данных и гарантировать правильность ввода данных. Специалист по анализу данных – человек, работающий совместно с Исследователем или Координатором исследования и выполняющий процедуры, необходимые для анализа данных (в соответствии с планом исследования). Часто этот человек является экспертом в области статистики и совместно с Исследователем может работать и гарантировать, что анализ данных проведен и его результаты понятны Исследователю и Исследовательской команде. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Научно- исследовательская работа, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями. Текст представляется на белой бумаге форматом А4 на одной стороне листа. При написании и печати следует соблюдать следующие правила:
Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы; Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям. Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов — прописными, выделение глав и параграфов из текста осуществляется за счет пропуска дополнительного интервала; Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений (например – 1, 2, 3 и т.д.). Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой (например – 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта, разделенные точкой (например – 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.). Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко отражать содержание разделов, подразделов. Название и нумерация глав, разделов, параграфов, пунктов в тексте работы и в оглавлении должны полностью совпадать. Заголовки глав (разделов) печатают симметрично тексту прописными (заглавными) буквами. Все заголовки работы выравниваются по центру страницы и отделяются от текста или других заголовков 3 интервалами или пробельной строкой (12-14 мм) сверху и снизу. Переносы слов в заголовках исключают. Знаки (точку или двоеточие) в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Не допускается выделение заголовка подчеркиванием, отведением для них отдельных страниц работы. Параграфы и пункты оформляют на новой странице только в том случае, если от текста предыдущего параграфа или пункта осталось на листе не более четверти свободного места. В работе не должно быть грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок. Текст должен быть оформлен с соблюдением всех правил техники цитирования, библиографических справок и т.д. Названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена, а также фамилии приводятся на языке оригинала. Структурные компоненты научно-исследовательской работы Структура работы должна быть представлена следующим образом:
Титульный лист, в верхнем поле титульного листа указывается название руководящей организации (полное наименование учебного заведения, научная организация, где выполнялась работа). Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В середине титульного листа пишется фраза «Исследовательская работа», под ней крупным шрифтом без кавычек название работы. Под названием работы полностью указывается фамилия, имя автора в именительном падеже. Фамилия, инициалы, звание научного руководителя указываются ближе к правому краю листа. В нижнем поле листа указывают город и год написания работы. Пример: БОУ СПО ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» «Исследовательская работа» ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ Подготовила студентка 4 ф «А» Ирина Николаевна Смирнова Научный руководитель Иванова Елена Павловна Вологда 2012 Содержание (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). Номера разделов или глав обязательно должны обозначаться цифрами. Слова «Глава», «Раздел» не пишутся. Введение, в котором обосновывается выбор темы, определяемой ее актуальностью для современной практики; указывается степень разработанности проблемы; формулируются цель и задачи работы, решение которых необходимо для достижения поставленной цели; дается описание объекта и предмета исследования; определяется основная рабочая гипотеза; указываются использованные методы исследования; отмечается информационно-эмпирическая база исследования; подчеркивается теоретическое (научное) и практическое значение проведенного исследования. Формулировка цели и задач должны быть краткими, четкими, лаконичными, логически последовательными. Формулировка цели должна логично вытекать из сложившейся в науке ситуации. Описав, что и как уже сделано другими, необходимо сказать, что именно в данной работе надо еще сделать, т.е. конкретно, максимально четко и кратко сформулировать цель, которую перед собой поставил исследователь. Задачи представляют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности – последовательные шаги достижения цели. Основная часть исследовательской работы делится на два раздела, раздел в свою очередь делится подразделы, пункты, подпункты, которые должны быть связаны между собой. Каждый заголовок должен быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждом разделе рассматривается самостоятельный аспект (вопрос) исследуемой проблемы, в подразделах (пунктах) – отдельные части вопроса. Первый раздел носит теоретический характер. В первом разделе исследовательской работы, как правило, проводится литературный обзор исследуемой проблемы, объясняется терминология, выявляется суть исследовательской позиции. Необходимо кратко осветить историю вопроса и степень разработанности темы на основе анализа литературных источников отечественных и зарубежных авторов, включающих данные за последние 5 лет. Целесообразно в процессе работы определить собственное суждение и дать свое определение явлениям, проблемам и т.п. Этот подход используется и при формулировке выводов по каждому подразделу и разделу в целом. Второй раздел практического характера делится на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая – представляет собой практическую часть и может содержать таблицы, рисунки (графики, диаграммы, чертежи) или другой иллюстративный материал. В этой части подтверждают или опровергают выдвинутые во введении и в первой части работы гипотезы. Обычно это практическая часть работы, связанная с освещением результатов проведенного обследования. При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке. В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации. Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий. После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д. Выводы, каждый раздел практической части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:
После сбора статистической информации мы получаем ряд таблиц, числа в которых отражают абсолютные размеры изучаемого явления и составляющих его частей. Они характеризуют абсолютные размеры явления в целом: например, численность населения, общее количество проведенных анализов, число больничных коек или амбулаторных посещений. Однако в значительной части случаев абсолютные числа оказываются малопригодными для сравнения их с другими величинами, характеризующими исследуемое либо аналогичное ему явление. Сравнивая размеры двух явлений, например рождаемости, смертности, заболеваемости и т.п., либо изучая изменения этих явлений во времени, необходимо абсолютные числа, выражающие эти размеры, привести к одному и тому же знаменателю, в данном случае – к численности населения. Возникает необходимость расчета относительных величин. Относительные величины используются для характеристики закономерностей распределения признаков в статистической совокупности, а также для сравнения в ходе статистического анализа нескольких совокупностей. Наиболее часто используются следующие виды статистических величин:
Интенсивные коэффициенты характеризуют частоту, уровень, распространенность (в процентах, промилле, продецимилле и т.д.) явления в той среде, в которой оно происходит за определенный период времени. Интенсивный показатель вычисляется по общей формуле: Численность явления × Основание показателя. Численность среды В качестве основания показателя используется любое «круглое» число – 100, 1000, 10 000 и т.п. в зависимости от размера явления, принятых стандартов, желания исследователя. В качестве среды в медико-социальных исследованиях обычно выступает население. Таким образом, интенсивные показатели применяются:
Экстенсивные коэффициенты (показатели распределения, структуры, удельного веса) характеризуют отношение части к целому или распределение целого на части, т.е. определяют структуру, долю (удельный вес, процент) части от целого, принятого за 100%. Экстенсивный показатель вычисляется по общей формуле: Часть явления (среды) × 100%. Целое явление (среда) Коэффициенты соотношения характеризуют численное соотношение двух не связанных между собой совокупностей, сопоставляемых только логически, по их содержанию. К ним относятся такие показатели, как число врачей, средних медицинских работников или больничных коек на 1000 населения и т.д. Коэффициенты наглядности применяются с целью более наглядного и доступного сравнения рядов абсолютных, относительных или средних величин. Они не имеют какого-либо качественного содержания, а представляют собой технический прием преобразования цифровых показателей. Показатели наглядности указывают, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин. |
Т. В. Бондаренко – заведующая Городским организационно-методическим отделом по гериатрии | Методические рекомендации предназначены для преподавателей медицинских вузов, слушателей фпдо стгму и практических врачей | ||
Методические рекомендации предназначены для ассистентов-руководителей практики «Помощник врача стационара: Акушерство» медицинских... | Технология оказания медицинских услуг. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий. Оформление документации | ||
Методические рекомендации к планированию деятельности библиотек, обслуживающих детей на 2013 год | Методические рекомендации утверждены на заседании Учебно-методического совета Института экономики, управления и права рггу, протокол... | ||
В целях ускорения внедрения электронных медицинских документов в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную... | Книга предназначена для широкого круга читателей, но наибольшая заинтересованность может быть выражена со стороны медицинской общественности:... | ||
«Медицинская документация фельдшерско-акушерских пунктов» [Текст] : /сост.: Т. В. Дружинина, Н. Л. Дочкина, Н. Н. Осокина [и др.]... | Ышения квалификации фмба россии, кандидат медицинских наук, доцент О. В. Гришина; главный врач производственного комплекса фгуз центр... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |