Методические рекомендации для преподавателей


Скачать 268.11 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк строгой отчетности > Методические рекомендации
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра акушерства и гинекологии педиатрического факультета








О.Е. Баряева

Л.Н. Фалюш
Помощник врача стационара: Акушерство
Методические рекомендации для преподавателей

Иркутск

ИГМУ

2011

УДК 618.11 – 618.15

618.1-089

ББК 57.1

Ф73

Б 26
Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития России в качестве методических рекомендаций для преподавателей, специальность 060105 «Медико-профилактическое дело»

10 от 05.09.2011
Авторы:

О.Е. Баряева – к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития России

Л.Н. Фалюш – ассистент кафедры акушерства и гинекологии педиатрического факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития России
Рецензенты:

Кравчук Л.А. – к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии лечебного факультета ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития России

Мартынович Н.Н. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой педиатрии №1 ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития России

Баряева, О.Е., Фалюш Л.Н.

Помощник врача стационара: Акушерство / О.Е. Баряева, Л.Н. Фалюш; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития России. – Иркутск: ИГМУ, 2011. – 14 с.

В методических рекомендациях изложены цели, задачи производственной практики, профессиональные компетенции и обязанности студента, рекомендации по оформлению всей документации, необходимой для прохождения практики по акушерству. Методические рекомендации предназначены для ассистентов-руководителей практики «Помощник врача стационара: Акушерство» медицинских вузов специальности 060105 «Медико-профилактическое дело»».


УДК 618.11 – 618.15

618.1-089

ББК 57.1

© Баряева О.Е., Фалюш Л.Н., 2011

© ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения и социального развития России, 2011
Введение

Производственная практика является обязательным в структуре ООП и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Акушерство является фундаментальным направлением медицинской науки наряду с хирургией, терапией и педиатрией. Квалифицированный врач – по специальности «Медико-профилактическое дело», окончивший медицинский ВУЗ, обязан владеть определенными знаниями и практическими навыками из области акушерства, уметь оказать неотложную помощь при экстренных состояниях, встречающихся в акушерской практике. Основа этих знаний и умений закладывается в период обучения в медицинском ВУЗе.

Для закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по акушерству, согласно программе обучения, сразу после теоретического курса проводится производственная практика. Таким образом, практика является продолжением учебного процесса.

Продолжительность практики – 54 часа (1,5 кредита), из них 36 часов – производственный этап и 18 часов – самостоятельная работа студентов.

Практика для студен­тов проводится на 8-м семестре.

Цель производственной практики:

Повышение качества усвоения знаний студентов, полученных при прохождении теоретического курса путем освоения и отработки практических навыков по изучаемой дисциплине – акушерству, что в конечном итоге способствует формированию клинического мышления будущего врача.
Задачи производственной практики:

  1. Знакомство с организацией работы акушерского стационара;

  2. Самостоятельное оформление медицинской документации;

  3. Освоение основных этапов лечебно-диагностической работы у постели беременной, роженицы и родильницы в процессе самостоятельной врачебной деятельности при контроле и коррекции ее руководителем практики.

  4. Усвоение и закрепление практических навыков.

  5. Формирование клинического мышления.

  6. Проведение санитарно-просветительской работы среди беременных и родильниц.

  7. Проведение студентами учебно-исследовательской работы.


Профессиональные компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

Студент должен знать:

  1. Основы работы врача в стационаре акушерско-гинекологического профиля

  2. Основы работы врача в женской консультации

  3. Клинико-физиологические особенности репродуктивной системы женщин

  4. Процессы, происходящие в организме женщины с физиологически протекающей беременностью

  5. Структуру и организацию работы акушерского стационара. Организацию противоэпидемического режима в акушерском стационаре.

  6. Структуру и организацию работы женской консультации

  7. Процесс нормальных родов

  8. Физиологический послеродо­вой период

  9. Основные и дополнительные методы обследования женщин с наиболее частыми акушерско-гинекологическими заболеваниями

  10. Принципы лечения и оказания неотложной помощи беременным, роженицам, родильницам

  11. Анатомо-физиологические особенности новорожденных

  12. Первичную обработку новорожденных в родильном зале

  13. Деонтологические аспекты в акушерстве и гинекологии


Студент должен уметь:

  1. Обследовать больных с наиболее частыми акушерско-гинекологическими заболеваниями

  2. Оценивать данные осмотра и опроса больного

  3. Формулировать предварительный диагноз

  4. Составлять план обследования

  5. Давать ближайший и отдаленный прогноз, рекомендации для амбулаторного лечения

  6. Проводить лечение больных под руководством врача

  7. Правильно оформлять медицинскую документацию

  8. Выявлять факторы риска образа жизни и среды обитания и оценивать их влияние на здоровье населения.


Студент должен владеть:

  1. Навыками по оказанию лечебно-профилактической помощи основной массе населения в условиях поликлиники

  2. Навыками по формированию клинического мышления по ранней диагностике наиболее часто встречающихся акушерско-гинекологических заболеваний с учетом особенностей их течения, лечения, профилактики, диспансеризации, экспертизы трудоспособности

  3. Навыками по оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе при острых заболеваниях и ургентных состояниях в акушерстве и гинекологии


Место практики в структуре ООП подготовки специалиста

Практика является обязательным в структуре ООП и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Разделы ООП, дисциплины, на освоении которых базируется данная практика:

Раздел 1. Введение в дисциплину. Организация акушерской помощи в России. Санитарно-эпидемиологический режим родильного дома.

Раздел 2. Физиология беременности и родов: изменение в организме женщины во время беременности, диагностика беременности, определение готовности организма к родам, роды, физиология послеродового периода.

Раздел 3. Физиологические особенности новорожденного. Оценка по шкале Апгар.

Раздел 4. Основные виды акушерской патологии. Неотложная помощь.

Раздел 5. Перинатология как наука: современные представления о системе «мать – плацента – плод», ФПН, гипоксия плода и ЗВРП, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, ВУИ.
Ориентировочная основа действий студента на практике

При прохождении производственной практики студент обязан:

  1. Подчиняться действующим в данном лечебном учреждении правилами внутреннего распорядка и трудовой дисциплины.

  2. Строго соблюдать санитарно-эпидемический режим (не являться на работу с явлениями ОРВИ и других острых инфекционных процессов!). При себе иметь сменную одежду (хирургический костюм), сменную обувь, колпак, маску, бахилы.

  3. Соблюдать правила техники безопасности.

  4. Выполнять задания и овладеть обязательными практическими навыками, предусмотренными программой практики.

  5. Нести ответственность за качество выполняемой работы и её результаты.

Логическая структура производственной практики

Базами для прохождения практики является акушерский стационар и женская консультация. Участие студента в работе медицинского учреждения проходит в качестве помощника врача. Руководителем практики является ассистент кафедры. Распределение студентов по рабочим местам проводится равномерно таким образом, чтобы к концу практики каждый студент поработал во всех структурных подразделениях родильного дома (отделении патологии беременных, родильном блоке, первом и втором акушерском отделении) и женской консультации. Основным отчетным документом студента является дневник практики, ежедневно заполняемый студентом и подписываемый врачом того отделения, где проходил практику студент. Наряду с дневником студент ежедневно заполняет курационные листы.

Перед началом производственной практики проводится организационное собрание, где руководитель практики распределяет студентов по базам, разъясняет цели и задачи прохождения практики, обращает особое внимание на вопросы этики и деонтологии, соблюдении прав пациента и необходимости сохранения врачебной тайны, обсуждает график работы, права и обязанности студента при прохождении практики. В первый день практики проводится знакомство и базой практике и инструктаж по технике безопасности.

Время работы с 8.30 до 14.30, ночное дежурство с 20.00 до 8.00.

1. Ежедневно работа начинается с утреннего рапорта, где проводится учет посещаемости, проводится распределение по отделениям, намечается план работы. Руководитель практики после распределения студентов по рабочим местам объясняет особенности работы в каждом отделении и определяет объем практических навыков, которыми студент должен овладеть.

На рапорте докладывают студенты, отдежурившие ночное дежурство в родильном отделении. Основной целью доклада на рапорте является обучение студентов четко, ясно докладывать истории курированных рожениц, последовательно и правильно формулировать акушерский диагноз и представлять его обоснование, а также определять тактику ведения беременных, рожениц и родильниц в зависимости от акушерской ситуации.

2. Самостоятельная работа студентов осуществляется в отделениях родильного дома под руководством опытных специалистов (врачей), которые корректируют и контролируют качество выполняемых заданий.

3. В течение практики каждый студент посещает одно ночное дежурство (12 часов) в родильном отделении.

4. Совместно с преподавателем студенты знакомятся с работой детского отделения, отделений детской и взрослой реанимации.

5.В последний день практики руководитель практики проводит проверку отчетной документации (дневник практики) и оценка обязательных практических навыков, после чего выставляется дифференцированный зачет в соответствии с рейтинговой системой оценки.
Перечень приемлемых нозологических форм курируемых пациенток



Гестозы различной степени тяжести.



Предлежание плаценты, преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты.



Кровотечение в третьем периоде родов и гипотоническое маточное кровотечение.



Угрожающие и начавшиеся преждевременные роды.



Хроническая фетоплацентарная недостаточность.



Переношенная беременность.



Гипертоническая болезнь.



Острый пиелонефрит.



Пороки сердца.



Сахарный диабет.



Иммуноконфликтная беременность.



Аномалии родовой деятельности.



Послеродовый эндометрит.


Этапы прохождения практики:

        1. Женская консультация

Студент прикрепляется к участковому акушеру-гинекологу, совместно с которым ведет прием на участке женской консультации.

Цель работы в женской консультации:

Ознакомится с принципами ведения беременных на этапе женской консультации, выделения беременных в группы акушерского и перинатального риска, а также особенностями диспансеризации беременных в группах повышенного риска и принципами профилактики осложнений беременности и перинатальной заболеваемости.
Содержание работы:

  1. Знакомство со структурой работы женской консультации, принципами деления на участки и отчетной документацией, ведущейся на участке.

  2. Освоение принципов диспансеризации беременных, особенностей наблюдения в каждой выделенной группе риска.

  3. Участие в сборе анамнеза, общем осмотре, проведении наружного акушерского и влагалищного исследования, заборе мазков из цервикального канала на бактериологическое и бактериоскопическое исследование.

  4. Составление индивидуального плана ведения беременности в зависимости от выявленных отклонений, определение срока беременности и предполагаемого срока родов, даты выдачи декретного отпуска.

  5. По возможности, совместно с руководителем практики (врачом участка), студент посещает дополнительные подразделения женской консультации (дневной стационар, кабинеты кольпоскопии и гистероскопии), присутствуют при диагностическом выскабливании, мини-аборте, гистероскопии.


По завершению практики в женской консультации студент должен уметь:

  • Обследовать больных с наиболее частыми акушерско-гинекологическими заболеваниями

  • Оценивать данные осмотра и опроса беременной и гинекологической больной

  • Формулировать предварительный диагноз

  • Составлять план обследования

  • Давать ближайший и отдаленный прогноз, рекомендации для амбулаторного лечения

  • Проводить лечение больных под руководством врача

  • Правильно оформлять медицинскую документацию

  • Выявлять факторы риска образа жизни и среды обитания и оценивать их влияние на здоровье населения.




        1. Отделение патологии беременности

В отделении патологии беременности студент работает под руководством руководителя практики (заведующего отделением).

Цель работы: овладеть принципами обследования и лечения и тактикой ведения беременных с основными видами экстрагенитальной и акушерской патологии.

Содержание работы:

  1. Студент самостоятельно ведет работу с беременными в палатах отделения, где проводит сбор анамнеза, устанавливает срок беременности и предполагаемую дату родов, проводит физикальное обследование, а также специальное акушерское обследование. Далее формулируется диагноз и составляется план ведения беременной. Для женщин, находящихся на дородовой госпитализации, разрабатывается план ведения родов.

  2. Совместно с руководителем практики или врачом отделения студент ведет прием беременных, поступивших на лечение или дородовую госпитализацию. После полного сбора анамнеза и осмотра проводится заполнение истории родов и листа назначений, обсуждается дальнейшая тактика и особенности ведения данной пациентки.

  3. При прохождении практики студенты участвуют в обходах врачей, консультативных осмотрах беременных, обсуждают с преподавателем интересные или атипичные случаи.

  4. Студент присутствует при проведении плановых операций.

  5. Совместно с руководителем практики или врачом отделения студенты знакомятся с работой кабинетов ультразвуковой диагностики.

  6. Проводит санитарно-просветительную работу с беременными.

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации для преподавателей по написанию рецензии
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения, разрабатывающих методическое обеспечение...

Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов по оформлению...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов специальности 060301 Фармация. Рекомендации содержат пояснительную...

Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации для преподавателей и студентов по оформлению...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов специальности 060301 Фармация. Рекомендации содержат пояснительную...

Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию...
Рекомендован для преподавателей редакционным советом Красноярского медицинского техникума

Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования

Методические рекомендации для преподавателей iconЭлектронное портфолио студента (методические рекомендации)
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей образовательных организаций спо

Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа

Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации Ставрополь
Методические рекомендации предназначены для преподавателей медицинских вузов, слушателей фпдо стгму и практических врачей

Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению,...
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной)...

Методические рекомендации для преподавателей iconМетодические рекоменадации по формированию портфолио студента для...
Методические рекомендации предназначены для студентов, а также для преподавателей и организаторов учебного процесса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск