Скачать 0.68 Mb.
|
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы №1 Чаусовой Светланы Александровны Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №53 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга на 2016 – 2017 учебный год Cанкт - Петербург 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка 1.1.1. Нормативно – правовые документы Данная «Рабочая программа» разработана в соответствии с: --Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); -Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155); - Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26) и др.); - «Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой 3-е издание ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2014; - уставом образовательного учреждения. РП составлена для образования детей с общим недоразвитием речи (4-5 лет) первый год обучения. 1.1.2. Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 4 -5 лет с речевыми нарушениями. В группе 18 детей. Мальчиков - 12, девочек – 6. Детей с ТНР. ОНР (1ур. р. р.) – 3 человека, ТНР. ОНР (1-2 ур. р. р.) – 6 человек, ТНР. ОНР (2 ур. р. р.). Ст. дизартрия – 5 человек, ТНР. ОНР (2 -3 ур. р. р.). Ст. дизартрия – 2 человека, ТНР. ОНР ( 3 ур. р. р.) – 2 человека. Характеристика детей с ОНР К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи. Первый уровень речевого развития – самый низкий уровень речевого развития, при котором в 5-летнем возрасте связная речь отсутствует, в ней имеются отдельные многозначные искаженные аналоги слов, часто звукоподражательного плана. Обиходные слова часто заменяются жестами и мимикой, речь понятна только близким людям в конкретной ситуации общения. Второй уровень речевого развития характеризуется возрастание речевой активности детей. Появляется искаженная в фонетическом и грамматическом оформлении фразовая речь. Активный словарь расширяется за счет использования различных частей речи; имеются попытки использования отдельных навыков словоизменения и словообразования. Ярко проявляется нарушение звукопроизношения. Дети не могут произнести ряд слогов, слов, близких по звучанию, часто искажают слоговую структуру. Третий уровень речевого развития – самый высокий, наиболее типичный уровень речевого развития, характеризующийся отсутствием или же наличием в искаженном виде менее употребительных слов, обозначающих названия предметов, объектов, действий, их признаков. Лексические трудности касаются знания и называния частей предметов и объектов, антонимов, относительных прилагательных. Грамматическая сторона речи выражается в неправильном употреблении предлогов, согласовании различных частей речи, в построении предложений. В фонетическом плане вызывает затруднение выделение звуков в слове, дети не могут произнести ряд слов, близких по звучанию. Страдает семантика – понимание смысла слова. В восприятии текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является наиболее позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, иногда 5 годам жизни, речь малопонятна; наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом при отсутствии специального обучения резко падает. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, узость его распределения. У детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, последовательность заданий. У наиболее слабых детей снижена познавательная деятельность. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Наряду с соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников. Характеристика детей с дизартрией. У детей с дизартрией речевая патология проявляется в нарушении звукопроизносительной и просодической стороны речи, возникающих вследствие органического поражения центральной и периферической нервных систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. У детей с данной речевой патологией наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются, обычно нерезко выраженные, нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций. У одних детей эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям. Эти дети двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении. Другие дети пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания. Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений, которые могут вызывать своеобразные семантические нарушения и затруднять коммуникацию. Трудность развернутого высказывания при дизартрии может быть обусловлена не только чисто моторными затруднениями, но и нарушениями языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова. Нарушения речевых кинестезий могут приводить к недостаточной упроченности слов, и в момент речевого высказывания нарушается максимальная вероятность всплывания именно нужного слова. Ребенок испытывает выраженные затруднения в нахождении нужного слова. Это проявляется в затруднениях введения лексической единицы в систему синтагматических связей и парадигматических отношений. У данной группы детей за счет общих нарушений мозговой деятельности могут возникать специфические трудности в выделении существенных и торможении побочных связей, что приводит к недостаточности формирования общей схемы высказывания, которые усиливаются за счет недостаточного подбора нужных лексических единиц. 1.1.3 Цель и задачи «Рабочей программы» Целью данной программы является построение коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей с учётом индивидуальных особенностей и склонностей каждого ребёнка, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов и родителей дошкольников. Задачи: 1. Развитие словаря
Сформировать понятия слово, слог, звук и умение оперировать этими понятиями. 2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи
3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа Развитие просодической стороны речи
Коррекция произносительной стороны речи
Работа над слоговой структурой слова
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
Развитие связной речи и навыков речевого общения
1.1.4. Принципы построения «Рабочей программы». В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.). Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, таки зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская). Принципы программы: • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. 1.2. Ожидаемые результаты освоения программы:
1.3. Логопедическая диагностика. Логопедическая диагностика проводится в сентябре и апреле. По результатам диагностики заполняются речевые карты на каждого ребёнка, в которые заносятся баллы по всем оцениваемым показателям развития. Итоги диагностики обсуждаются всеми специалистами на медико-педагогических совещаниях. Система логопедической диагностики осуществляется на основании « Речевой карты для обследования ребёнка дошкольного возраста. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. Итоги результатов обследования речевого развития ребёнка (средняя группа, первый год обучения).
Приблизительные результаты диагностики по количеству баллов 1-3 балла (1-й, реже 3-й раздел) – НПОЗ; 4-6 баллов (1-й и 3-й разделы) – ФФНР; 7-12 баллов – ОНР 4; 13-18 баллов – ОНР 3; 19- 24 балла – ОНР 2; 25-28 баллов – ОНР 1. Критерии оценки баллов
0 – Звукопроизношение не нарушено. 1 – Нарушено произношение одной группы звуков. 2 - Нарушено произношение двух групп звуков. 3 – Нарушено произношение трёх групп звуков. 4 – Нарушено произношение четырёх и более групп звуков; дефекты звонкости, мягкости; нетрадиционные замены.
0 – Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок. 1 – Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах. 2 – Нарушения в предложениях. В словах – незначительные. 3 – Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, уподобления слогов и т. д.). 4 – Звукокомплексы, звукоподражания.
0 – Сформированы соответственно возрасту. 1 – Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого. 2 – Только половину заданий на свой возраст выполняет верно. 3 – Выполняет правильно только задания для более младшего возраста. 4 – Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания.
0 – Грамматические категории использует без затруднений. 1 – Редкие аграмматизмы. 2 – Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные. 3 – Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовать формы слов. 4 – Грамматический строй не сформирован.
0 – Лексический запас сформирован по возрасту. 1 – Запас в пределах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы). 2 – Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий. 3 – Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий. 4 – Лексика отсутствует.
0 – В полном объёме. 1 – Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого. 2 – Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы. 3 – Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов. 4 – Обращённая речь малопонятна для ребёнка, он не может выполнить даже простых поручений.
0 – Без затруднений. 1 – Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность. 2 – Синтаксические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета. 3 – Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями. 4 – Связной речи нет. Сводная таблица обследования речевого развития
|
Особенности организации обучения и воспитания детей подготовительного дошкольного возраста с онр | Перспективное планирование работы учителя – логопеда по коррекции звукопроизношения | ||
Документы и материалы по результатам деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога первой квалификационной категории | Нищевой Н. В. «примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы с детьми онр» (Автор Н. В. Нищева),и программы... | ||
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической,... | Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учётом речевых нарушений детей, их психофизиологических... | ||
Онр в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, постепенного перехода дошкольных учреждений на новую, перспективную... | Н. Рабочая программа ориентирована на использование учебника М. З. Биболетовой, а также дополнительных пособий: для учителя (книга... | ||
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов | Данная рабочая программа по английскому языку на 2014-2015 учебный год составлена на основе |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |