Скачать 1.25 Mb.
|
Институт развития образования и социальных технологий Государственное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган 2011 Мой выбор, мой путь!: сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома / авт. сост. В.Г. Пинигина, Е.А. Липская; Институт развития образования и социальных технологий, ГОУ «Варгашинский детский дом», - Курган, 2011 - 73 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета ИРОСТ Авторы – составители: Пинигина Вера Георгиевна, социальный педагог ГОУ «Варгашинский детский дом» Липская Елена Александровна, заместитель директора по УВР ГОУ «Варгашинский детский дом» Рецензенты: Кеппер Надежда Николаевна, доцент кафедры ПиПО ИРОСТ Фролова Зоя Григорьевна, методист отдела подведомственных ОУ Кудреватых Вера Александровна, директор ГОУ «Варгашинский детский дом» Представленные материалы отражают содержание практической деятельности педагогического коллектива ГОУ «Варгашинский детский дом» по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении. Издание предназначено в помощь руководителям и педагогам детских домов, школ – интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, общеобразовательных школ. ©В.Г.Пинигина, Е.А.Липская. 2011 ©Институт развития образования и социальных технологий. 2011 ©ГОУ «Варгашинский детский дом». 2011 Содержание
Система работы детского дома по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении Корабль жизни поддается всем ветрам и бурям, Если не имеет трудового балласта. Стендаль. Теория и практика профессиональной ориентации детей имеет почти столетнюю историю, если вести ее отсчет со времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или со времени открытия специализированного бюро в Бостоне в 1908 году. И за это время профессиональная ориентация накопила ценный опыт и множество методов работы. Возникает вопрос: почему эта проблема актуальна во все времена и эпохи? Почему не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению? Одной из основных причин поиска новых подходов к решению данной проблемы является перманентный характер профессиональной ориентации молодежи, обусловленный социально – экономическими изменениями, происходящими в обществе, и научными достижениями в области профессионального самоопределения. В настоящее время поиск новых подходов в нашей стране обусловлен также спецификой ситуации в России, сложностью переживаемого ею социально – экономического кризиса и поиском путей выхода из него, когда многие старые нравственные и мировоззренческие принципы оказались отторгнутыми, а новые вызывают большие сомнения. Другая причина – сложность проблемы профессионального самоопределения в силу ее многогранности – и отсюда хроническое отставание практики от теории и теории от практики. Третья не менее важная причина – отсутствие социального заказа не только на подготовку молодежи к профессиональному выбору, но и на специалиста – будущего профессионала. И, наконец, поиск новых решений в области самоопределения молодежи обусловлен модернизацией образования. Среди множества причин, обуславливающих необходимость сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников, первоочередную роль играют трудности молодых людей при поиске необходимой информации, выборе наиболее подходящих вариантов, обосновании намеченного выбора, построении образовательной траектории и др. Особенно актуальна такая помощь для категории воспитанников детских домов и интернатов. Серьезная задача - для наших ребят правильно выбрать профессию. К сожалению, невысокий уровень знаний выпускников сужает границы возможного для них. Поэтому вопрос профессионального определения не должен быть формальным, наоборот, необходимо все более и более тщательно его прорабатывание для принятия оптимального решения по каждому ребенку. Низкий уровень знаний, не оправдывает однообразия устройства выпускников в училища начального профессионального образования. Ведь зачастую у ребят есть способности к творчеству, таланты, пусть не в физико-математических науках, а в танцах, спорте, рукоделии и т.д. А возможно это может стать первым шагом при выборе профессии, надо лишь подтолкнуть ребенка. К выпуску из детского дома дети должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет достаточную профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдержать конкуренцию при наличии безработицы. Профессиональная ориентация в детском доме представляет собой ряд социально-психолого-педагогических и медицинских мероприятий с участием специалистов отдельных от детского дома структур. С помощью этих мероприятий выпускник может составлять свой профессиональный план с основной выбранной профессией, включив сюда также запасной вариант, учитывая свои желания, способности и возможности. Поэтому в детском доме в данном направлении ведется целенаправленная работа. В Уставе Учреждения указаны основные задачи педагогического коллектива, в числе которых – сопровождение профессионального самоопределения воспитанников. В детском доме разработаны и утверждены должностные инструкции заместителей директора по ВР и УВР, социального педагога, педагога-психолога, воспитателя, медицинского работника, в каждой из которых, конкретно указаны функции по профессиональному самоопределению воспитанников. Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении осуществляется в соответствии утвержденной педагогическим советом программе профессионального самоопределения воспитанников «Мой выбор, мой путь». В методическом кабинете детского дома имеются:
Указанные документы определяют деятельность педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении. Анализ работы за три года показал, какие ошибки и трудности испытывают воспитанники – выпускники детского дома в своем профессиональном самоопределении, наметить возможные направления деятельности по сопровождению.
На основании выявленных ошибок и проблем вся работа по профессиональному самоопределению воспитанников строится на основе дифференцированного подхода, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Педагогический коллектив работу по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения личности осуществляет следующим образом: составляет маршрут профессиональной адаптации (МППА) – «поддержка» на каждого воспитанника – выпускника, в котором указаны этапы работы. Первый этап работы – профессиональное просвещение. На этом этапе происходит ознакомление воспитанников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями региона в кадрах, путями получения профессий, особенностями трудоустройства. Чем больше информации о профессии получит ребенок, тем легче ему будет определиться с выбором. Профпросвещение проводится в соответствии с местом расположения детского дома (сельская местность), обсуждаются профессии, которые могут получить дети (учебные заведения города и области). Использование профессиональных проб – вся трудовая деятельность, в которой участвуют наши дети – выпечка, шитье, участие в ремонте жилых комнат в детском доме, работа на приусадебных участках и т.д., при этом учитываются возрастные особенности, особенности личности детей. |
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с овз в условиях введения фгос | Организационно-правовая форма Детского дома – муниципальное учреждение, по типу муниципального учреждения Детский дом является казенным... | ||
Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А. Б. Суслова, Д. П. Поносова, П. В. Микова/ Пермь, 2005. С | Библиотека в школе: сборник методических материалов и нормативных документов/ сост. Л. П. Кармановская. – Хабаровск: хк иппк пк,... | ||
Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Лебедева Т. С., Тимофеева С. Н., Румянцева Л. Л., Савин... | Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13. 06. 90 | ||
Итоги работы детского дома по совершенствованию деятельности учреждения в 2016г | Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ №636 от 22. 10. 99) | ||
Целью пмпк является: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с овз и... | Приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие дошкольников... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |