«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган


Название«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган
страница1/10
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Институт развития образования и социальных технологий

Государственное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Варгашинский детский дом»




Сборник методических материалов

по психолого-педагогическому сопровождению

профессионального самоопределения воспитанников детского дома

Курган

2011


Мой выбор, мой путь!: сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома / авт. сост. В.Г. Пинигина, Е.А. Липская; Институт развития образования и социальных технологий, ГОУ «Варгашинский детский дом», - Курган, 2011 - 73 с.


Печатается по решению редакционно-издательского совета ИРОСТ

Авторы – составители:

Пинигина Вера Георгиевна, социальный педагог ГОУ «Варгашинский детский дом»

Липская Елена Александровна, заместитель директора по УВР ГОУ «Варгашинский детский дом»

Рецензенты:

Кеппер Надежда Николаевна, доцент кафедры ПиПО ИРОСТ

Фролова Зоя Григорьевна, методист отдела подведомственных ОУ

Кудреватых Вера Александровна, директор ГОУ «Варгашинский детский дом»
Представленные материалы отражают содержание практической деятельности педагогического коллектива ГОУ «Варгашинский детский дом» по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении.

Издание предназначено в помощь руководителям и педагогам детских домов, школ – интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, общеобразовательных школ.
©В.Г.Пинигина, Е.А.Липская. 2011

©Институт развития образования и

социальных технологий. 2011

©ГОУ «Варгашинский детский дом». 2011

Содержание


Система работы детского дома по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении ………………………………

4

Управление профессиональным самоопределением воспитанников . …………...

14

Планирование работы детского дома по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в их профессиональном самоопределении ………………………………………………………………………………………………

17

Формы и методы работы по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома …………………………………………………………...

25

Раздаточный материал на занятиях по профессиональному становлению воспитанников детского дома …………………………………………………………...

34

Материалы из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении………………………………

33

Литература ……………………………………………………………………………..….

72


Система работы детского дома

по психолого-педагогическому сопровождению

воспитанников в профессиональном самоопределении
Корабль жизни поддается всем ветрам и бурям,

Если не имеет трудового балласта.

Стендаль.
Теория и практика профессиональной ориентации детей имеет почти столетнюю историю, если вести ее отсчет со времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или со времени открытия специализированного бюро в Бостоне в 1908 году. И за это время профессиональная ориентация накопила ценный опыт и множество методов работы.

Возникает вопрос: почему эта проблема актуальна во все времена и эпохи? Почему не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению?

Одной из основных причин поиска новых подходов к решению данной проблемы является перманентный характер профессиональной ориентации молодежи, обусловленный социально – экономическими изменениями, происходящими в обществе, и научными достижениями в области профессионального самоопределения. В настоящее время поиск новых подходов в нашей стране обусловлен также спецификой ситуации в России, сложностью переживаемого ею социально – экономического кризиса и поиском путей выхода из него, когда многие старые нравственные и мировоззренческие принципы оказались отторгнутыми, а новые вызывают большие сомнения.

Другая причина – сложность проблемы профессионального самоопределения в силу ее многогранности – и отсюда хроническое отставание практики от теории и теории от практики.

Третья не менее важная причина – отсутствие социального заказа не только на подготовку молодежи к профессиональному выбору, но и на специалиста – будущего профессионала.

И, наконец, поиск новых решений в области самоопределения молодежи обусловлен модернизацией образования.

Среди множества причин, обуславливающих необходимость сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников, первоочередную роль играют трудности молодых людей при поиске необходимой информации, выборе наиболее подходящих вариантов, обосновании намеченного выбора, построении образовательной траектории и др. Особенно актуальна такая помощь для категории воспитанников детских домов и интернатов.

Серьезная задача - для наших ребят правильно выбрать профессию. К сожалению, невысокий уровень знаний выпускников сужает границы возможного для них. Поэтому вопрос профессионального определения не должен быть формальным, наоборот, необходимо все более и более тщательно его прорабатывание для принятия оптимального решения по каждому ребенку. Низкий уровень знаний, не оправдывает однообразия устройства выпускников в училища начального профессионального образования. Ведь зачастую у ребят есть способности к творчеству, таланты, пусть не в физико-математических науках, а в танцах, спорте, рукоделии и т.д. А возможно это может стать первым шагом при выборе профессии, надо лишь подтолкнуть ребенка. К выпуску из детского дома дети должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет достаточную профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдержать конкуренцию при наличии безработицы.

Профессиональная ориентация в детском доме представляет собой ряд социально-психолого-педагогических и медицинских мероприятий с участием специалистов отдельных от детского дома структур. С помощью этих мероприятий выпускник может составлять свой профессиональный план с основной выбранной профессией, включив сюда также запасной вариант, учитывая свои желания, способности и возможности.

Поэтому в детском доме в данном направлении ведется целенаправленная работа.

В Уставе Учреждения указаны основные задачи педагогического коллектива, в числе которых – сопровождение профессионального самоопределения воспитанников. В детском доме разработаны и утверждены должностные инструкции заместителей директора по ВР и УВР, социального педагога, педагога-психолога, воспитателя, медицинского работника, в каждой из которых, конкретно указаны функции по профессиональному самоопределению воспитанников.

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении осуществляется в соответствии утвержденной педагогическим советом программе профессионального самоопределения воспитанников «Мой выбор, мой путь».

В методическом кабинете детского дома имеются:

  • Закон РФ от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании»

  • Закон РФ от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»

  • «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» утвержденных ВС РФ 22.07.1993 № 5487 -1

  • «Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ» утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 29.08.1995 № 47

  • «Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 27.09.1996 № 1.

  • Положение профессиональной ориентации воспитанников

  • Методическая литература по вопросам психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности

  • Методические рекомендации для педагогов, патронатных воспитателей, памятки для воспитанников

  • Информационные буклеты учебных заведений

  • Диагностический инструментарий

  • Использование информационных Интернет – ресурсов.

Указанные документы определяют деятельность педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении.

Анализ работы за три года показал, какие ошибки и трудности испытывают воспитанники – выпускники детского дома в своем профессиональном самоопределении, наметить возможные направления деятельности по сопровождению.


Решаемые задачи

Возникающие ошибки и трудности

Возможные пути разрешения (направления деятельности по сопровождению)

Поиск необходимой информации

Отсутствие у воспитанников (искаженная, неупорядоченная) информации о ситуации на рынке труда, неумение соотнести выбор профессии со своим состоянием здоровья, способностей и потребностей

Повышение информированности об основных понятиях рынка труда, рынка образовательных услуг в Курганской области, в Варгашинском районе и других районах, уточнение содержания различных видов деятельности, определение основных требований, предъявляемых профессией к личности, помощь в детальном анализе выбранной профессии и возможных вариантов занятости

Накопление социального и профессионального опыта

Пассивная потребительская позиция воспитанников, отсутствие интересов у воспитанников к представленным профессиональным пробам.

Расширение осознания собственной ответственности в решении вопросов профессионального самоопределения, поиск и акцентирование личностного смысла социальных и профессиональных проб для дальнейшей жизни

Определение смыслов (назначения) будущей профессиональной деятельности

Отсутствие жизненных планов поиска, смысла жизни.

Разработка жизненных планов и определение смысла жизни.

Активизация социально-профессиональной позиции.

Формирование положительного отношения к труду

Недостаточное количество образцов и опыта трудовой деятельности. Неумение воспитанниками получать удовлетворение от полученных результатов.


Создание условий для получения опыта успешного осуществления деятельности через систему дополнительного образования.

Определение профессиональных предпочтений

Не достаточно сформирован у воспитанников уровень профессиональных интересов и увлечений

Система работы социального педагога, педагога-психолога, воспитателей.

Оценка собственных профессиональных интересов

Отсутствие индивидуальных профессиональных интересов и склонностей у воспитанников.

Система работы социального педагога, педагога-психолога, воспитателей.

Оценка собственных возможностей, построение образа "Я"

Не сформированность способности к самопознанию, не владение методами и способами самооценки, самоанализа, не адекватная самооценка, рассогласование

"Я-реального" и

"Я-идеального"

Формирование у воспитанников способности к самопознанию через индивидуальные дневники, составление индивидуальной карты на основе самоизучения, диагностики, составление списка достоинств, коррекция самооценки и уровня притязаний

Изучение внешней социально-экономической ситуации, ситуации на рынке труда, рынке образования

Не достаточный уровень информированности у воспитанников об экономической ситуации на рынке труда, отсутствие необходимых коммуникативных способностей

Развитие навыков самостоятельного анализа достоверности получаемой информации через прослушивание радиопередач, просмотр и анализа телепередач. Получение информации(постоянно обновляющейся) через профориентационный уголок «В мире профессий»

Определение запасного варианта (вариантов) выбора

Запасной вариант не проработан и нереалистичен, запасному варианту не придается должного значения

Обозначение значимости запасного варианта, проработка наиболее привлекательных и реалистичных запасных вариантов профессионального выбора

Настрой на реализацию выбранного варианта

Социальная незрелость воспитанников, неготовность к принятию решения и новой социальной активности, отсутствие достаточных сил и энергии для осуществления намеченных планов, тревога по поводу возможной неудачи, неуверенность в себе, в собственных возможностях по реализации намеченных планов

Осуществление профессиональных проб

(парикмахер, швея, столяр, повар, швея и другие)для расширения социально-профессионального опыта, формирование навыков самоанализа и анализа сущности различных видов деятельности, освоение воспитанниками алгоритма принятия решения и построения профессиональной карьеры, построение конкретных шагов по реализации профессиональных планов, выработка у воспитанников навыков реализации профессиональной карьер, сдачи экзаменов и т.д.


На основании выявленных ошибок и проблем вся работа по профессиональному самоопределению воспитанников строится на основе дифференцированного подхода, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Педагогический коллектив работу по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения личности осуществляет следующим образом:

составляет маршрут профессиональной адаптации (МППА) – «поддержка» на каждого воспитанника – выпускника, в котором указаны этапы работы.

Первый этап работы – профессиональное просвещение. На этом этапе происходит ознакомление воспитанников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями региона в кадрах, путями получения профессий, особенностями трудоустройства. Чем больше информации о профессии получит ребенок, тем легче ему будет определиться с выбором.

Профпросвещение проводится в соответствии с местом расположения детского дома (сельская местность), обсуждаются профессии, которые могут получить дети (учебные заведения города и области). Использование профессиональных проб – вся трудовая деятельность, в которой участвуют наши дети – выпечка, шитье, участие в ремонте жилых комнат в детском доме, работа на приусадебных участках и т.д., при этом учитываются возрастные особенности, особенности личности детей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с овз в условиях введения фгос

«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган iconАнализ образовательно воспитательной работы Муниципального учреждения...
Организационно-правовая форма Детского дома – муниципальное учреждение, по типу муниципального учреждения Детский дом является казенным...

«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган iconУроки толерантности сборник методических материалов Пермь 2005 Уроки...
Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А. Б. Суслова, Д. П. Поносова, П. В. Микова/ Пермь, 2005. С

«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган iconСборник методических материалов и нормативных документов
Библиотека в школе: сборник методических материалов и нормативных документов/ сост. Л. П. Кармановская. – Хабаровск: хк иппк пк,...

«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган iconПрограмма по коррекции страхов у воспитанников социально-реабилитационного центра
Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Лебедева Т. С., Тимофеева С. Н., Румянцева Л. Л., Савин...

«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20. 11. 89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13. 06. 90

«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган iconПлан работы мку «Детский дом «Семья» на декабрь месяц 2016 года №
Итоги работы детского дома по совершенствованию деятельности учреждения в 2016г

«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган iconМетодические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению...
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ №636 от 22. 10. 99)

«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган iconПсихолого-медико-педагогический консилиум ( далее пмпк) в муниципальном...
Целью пмпк является: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с овз и...

«Варгашинский детский дом» Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома Курган iconРабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного...
Приоритетным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие дошкольников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск