Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений.


НазваниеРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений.
страница1/5
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Туризм > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010, учебника: Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.

Программа составлена на 140 часов (4 часа в неделю), рассчитана на 35 учебных недель и является программой базового уровня обучения.

Цель изучения предмета:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи программы:

​  формирование умений у обучающихся класса творческого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

​  формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

​  помогать активизировать художественно – эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготавливать к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: 1. приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы

  1. развить способности:

  • воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни

  • формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся

  • осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;

  • освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики

  • анализировать и оценивать литературные произведения;

  • получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;

  • развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:


- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений


Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных (чтение во всех его видах (особенно «медленное чтение», при котором ученик, погружаясь в текст, раскрывает многие не заметные на первый взгляд особенности языка и стиля писателя) с опорой на аналитическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными (уроки - игры, уроки - викторины, участие в конференциях, олимпиадные состязания, защита мини - рефератов, работа в группах, подготовка проектов, презентаций, сообщений, докладов, коллективное составление таблиц, заполнение литературоведческого словаря, читательского дневника, написание сочинений разных вариаций, сжатый и полный пересказ, использование литературных ресурсов Интернета.
Планирование содержит 7 уроков регионального компонента:

п/п

Содержание регионального компонента

Кол-во часов

1

Устное народное творчество Тульского края.

1

2

Тема природы в лирике поэтов. Тульской области

1

3

Стихотворения тульских поэтов о родном крае.

1

4

Рассказы тульских писателей о природе.

1

5

Стихотворения тульских поэтов о войне.

1

6

Проза Тульского края.

1

7

Обобщающий урок. Развитие литературы на Тульской земле.

1







7ч.



Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение духовного наследия народов, населяющих Тульский край.

Программа предусматривает работу по развитию речи:

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Пишу сказку.

1

2

Сочинение на одну из следующих тем: «Сказка, которую я люблю перечитывать», «Сказка, которую можно слушать много раз», «Мой любимый сказочник».

1

3

Попробуй сочинить басню (устно).

1

4

Контрольное сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

1

5

Подготовка к контрольному изложению по главам рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1

6

Контрольное изложение по главам 4, 5, 6 рассказа.

1

7

Сочинение «Сон Кусаки».

1

8

Проба пера. Попробуй сочинить стихотворение.

1

9

Попробуй написать рассказ или очерк.

1

10

Подготовка к домашнему сочинению на одну из тем: «Березке русской поклонюсь…», «Россия моя -березовый рай».

1

11

Контрольное сочинение на тему: «Книга, оставившая след в моей душе».

1







11ч.

Работа по развитию речи содержит 4 классных и 1 домашнее сочинение. Из них 2 сочинения контрольных.

Программа предусматривает проведение 14 уроков внеклассного чтения:

п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Этот удивительный мир книг.

1

2

Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

2

3

Литературная игра-викторина на тему: «Мифы».

3

4

«В гостях у сказки».

4

5

Любимые произведения устного народного творчества.

5

6

Сказочная страна волшебника Х.К. Андерсена.

6

7

Сказы П.П. Бажова: «Горный мастер», «Хрупкая веточка».

7

8

В мире литературных сказок.

8

9

Конкурс знатоков (чтецов) басен.

9

10

Рассказы Л. Н. Андреева.

10

11

Поэзия природы.

11

12

Литературная гостиная. «В гостях у стихов».

12

13

Родная природа в творчестве русских поэтов писателей.

13

14

Проект: «Любимые книги, любимые авторы». Выступление на тему: «Советую прочитать».

14







14ч.

Для заучивания наизусть 5 класс
2 пословицы и 2 поговорки – на выбор

А.С. Пушкин. Пролог из поэмы «Руслан и Людмила»

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

Одно из стихотворений о русской природе из раздела: «Поэзия природы».

Одно из стихотворений о природе поэтов Тульского края по выбору.

Одно из стихотворений русских поэтов о берёзе по выбору.

Одно из стихотворений о родном крае поэтов Тульского края по выбору.

Одно из стихотворений о ВОВ войне поэтов XX века по выбору.

Одно из стихотворений о ВОВ войне тульских поэтов по выбору.
Знание наизусть литературоведческих терминов.

Формы и средства контроля

Календарно-тематическое планирование включает следующие виды итоговых контрольных работ:

Контрольные сочинения – 2,

Контрольное изложение - 1

Контрольная работа– 1

Итоговая контрольная работа-1

п/п

урока

Вид работы

Дата

1

31 урок

Контрольная работа по теме: «Устное народное творчество».




2

58 урок

Классное сочинение на одну из следующих тем: «Сказка, которую я люблю перечитывать», «Сказка, которую можно слушать много раз», «Мой любимый сказочник».




3

78урок

Контрольное классное сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».




4

90-91 уроки.

Контрольное изложение по главам 4, 5, 6 рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».




5

95 урок

Классное сочинение «Сон Кусаки».




6

118 урок

Подготовка к домашнему сочинению на одну из тем: «Березке русской поклонюсь…», «Россия моя - березовый рай».




7

133 урок

Итоговая контрольная работа. Повторение изученного по литературе в 5 классе: авторы, произведения, герои, термины.




8

136 урок

Контрольное классное сочинение на тему: «Книга, оставившая след в моей душе».







  • Примечание: Планирование предусматривает также проведение проверочных и самостоятельных работ, тестирований, викторин, направленных на закрепление изучаемых тем и проверку знаний учащихся.

Всего сочинений: классные сочинения – 4, домашнее сочинение – 1. Из них контрольных сочинений-2.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс.

п/п

Содержание

Кол-во часов

Развитие речи

Региональный компонент

Внеклассное чтение

Итого:

1

Введение

1







1

2


2

Мифы

8







2

10


3

Устное народное творчество

15

1

1

2

19

4

Сказочные события и герои литературы

24

1




3

28

5

Басни

6

1




1

8


6

Человек перед лицом жизненных испытаний

29

4




1

34

7

Поэзия природы

8

3

3

3

17


8

«Идет война народная, священная война…»

4




1




5

9

Рассказы о твоих сверстниках

9










9

10

Итоговые уроки

4

1

2

1

8





Итого

108

11

7

14

140




Период

Кол-во часов

Контрольные

работы

Сочинения

Изложения

1 четверть

36

1







2 четверть

28




1




3 четверть

40




2

1

4 четверть

36

1

2




Учебный год:

140

2

5

1
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. iconПояснительная записка Рабочая учебная программа составлена на основе...
Умк для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык....

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. iconРабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального...
Планирование составлено с использованием материалов фгос основного общего образования

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена с использованием...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. iconРабочая программа по английскому языку на уровень основного общего...
Мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 и авторской программы для общеобразовательных учреждений М. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой «Программа...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. iconРабочая программа по английскому языку составлена на основе: федерального...
Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы Биболетовой М. З., Трубаневой Н. Н. «Программа курса английского...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. iconПояснительная записка рабочая программа по английскому языку для...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам. Английский язык: сборник материалов по реализации федерального...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. iconРабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на...
«Программы курса английского языка к умк "Английский с удовольствием" для учащихся 2-11 классов общеобразовательных учреждений»....

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. iconРабочая программа по праву для 11 класса разработана на основе авторской...
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по праву (Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. iconРабочая программа по технологии для 3 класса составлена в соответствии...
Рабочая программа по технологии для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений. iconРабочая программа по английскому языку для 5-9 классов разработана...
Титул, 2010) и Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск