Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа


НазваниеЛекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа
страница1/17
ТипЛекция
filling-form.ru > Туризм > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Лекция 1. Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду - 2 часа.
Вопросы: 1. "Организации и нормирование труда" как учебная дисциплина (Место курса в учебном процессе; его соотношение с сопряженными учебными дисциплинами: теория управления, управление персоналом, теория организации, кадровый менеджмент и т.д.)

2. "Организации и нормирование труда" как область научных разработок.

3. Развитие предметного поля науки "Организация труда"

4. Понятийный аппарат новой области научного знания:

  • управление, организация, менеджмент, руководство,

  • труд, работа и деятельность,

  • кадры, персонал, работники.

1. "Организации и нормирование труда" как учебная дисциплина

Организация труда персонала - совокупность научных знаний, сведений и навыков по упорядочиванию процесса труда на предприятии. Это - учебный курс, состоящий из естественного соединения теоретических знаний с практическими навыками.

Объектом изучения этой учебной дисциплина является:

  • труд как основа процесса производства материальных и духовных благ,

  • работники предприятия,

  • предприятие как место их соединения: социальный институт, призванный реализовать потребность работника в труде, общении, первичной социальной защите (1), экономический институт, воплощающий экономическую общность работников предприятия на фоне рыночной конкуренции и противостояния производителей (2), как социальная система (развивающаяся по законам эволюции) (3).

Предметом изучения являются закономерности организации трудовых отношений и нормирование труда на предприятиях всех типов собственности (включая индивидуальную трудовую деятельность).

Организация и нормирование труда занимается изучением широкого спектра вопросов, включая:

- изучение трудовых отношений как основы процесса производства материальных и духовных благ, как предпосылку и результат человеческого капитала предприятия, его корпоративной культуры;

  • анализ предприятия как сложной системы организации труда, состоящей, во-первых, из совокупности рабочих мест работников как простейшей ячейки системы, во-вторых, структуры организации как механизма взаимосвязи между ними, и, в-третьих, отношениями внутри организации как системы социально-статусных позиций работников;

  • исследование работника как естественного носителя трудовых навыков, как участника и организатора трудового процесса, как воплощение традиций и ценностей;

  • определение роли и места службы управления персоналом (отдела кадров) как инициатора и организатора кадровой работы;

  • разработку системы мероприятий, составляющих обязательную основу кадровой работы на предприятии;

  • ознакомление с методами и освоение методик кадровой работы;

  • выявление особенностей труда по группам персонала, в частности руководителей;

  • обоснование особенностей трудового процесса на предприятиях различных типов собственности (фирмы, государственные предприятия, общественные организации).

Сопоставим данный учебный курс с другими.

Основы теория управления представляет собой интегрированное выражение совокупности теоретико-методологических обобщений в области социального управления как обществом в целом, так и социально-экономическими процессами, включая процессы на предприятии. Эта наука выросла из "научной организации труда", распространив объект изучения с человека как рабочего, сначала на работника, а затем как гражданина. Параллельно изменялся и предмет исследования науки. Если первоначально НОТ занимался рабочим местом, затем - предприятием, далее распространился на поиск социальных закономерностей в области управления общностью.

Управление персоналом - совокупность теоретических обобщений и методических приемов, необходимых для понимания и обоснования кадровой работы на предприятии. Она во многом совпадает с курсом "Организация и нормирование труда", хотя по ряду позиций отличается. Приведем эти различия.

Управление персоналом - более обширная область изучения людей и их отношений на предприятии. В нее, помимо проблем, изучаемых НОТ, входит акмеология - воспитание лидерских качеств или создание мотивации для всестороннего развития личности, психологические методы работы в коллективе, формы и методы мотивации труда и т.д.

НОТ нацеливает изучение, прежде всего, на процессы организации труда

как важнейшего элемента производства. В курсе рассматривается рабочее место, структура предприятий, поскольку они предопределяют эффективность использования потенциала работника.

Управление человеческими ресурсами - одно из современных направлений управления персоналом, акцентирующее внимание на обосновании возможностей и выявлении методов максимального увеличения вклада людей в организацию и регулирования процессов их развития, мотивации и обеспечения их труда. Современная ветвь "управления человеческими ресурсами" - акмеология - изучает мотивацию внутреннего развития человека как личности и лидера.

Кадровый менеджмент - еще одно ответвление "Управления персоналом". Он предполагает особый - экономический - подход к кадровым ресурсам предприятия. В нем рассматриваются наиболее эффективные способы их использования. С позиций маркетинга персонала учитывается ценность (фактическая и рыночная) работника, создаются условия для полного раскрытия его профессионального и личностного потенциала

Теория организации - социальная теория, объясняющая поведение и функционирование организаций, в особенности крупных и сложных. Ее представители оперируют, как правило, абстрактными понятиями, такими как организационная структура, общество и т.д. и общетеоретическими системными законами. Они изучают предприятие как разновидность систем наряду с другими, действующими в неорганической и органической природе.

Учитывая, что в следующей теме эти и другие теории будут раскрыты подробнее, здесь не приводятся персоналии и их работы.

2. "Организация и нормирование труда" как область научных разработок

Наука "Организация и нормирование труда" возникла в начале ХХ века. В разных странах закрепилось разное название: "Научная организация труда (Россия)", "Научный менеджмент (США)", "Рационализация труда (Германия). При этом все они первоначально имели общий предмет и метод исследования: рабочее место, эмпирические методы выявления его наиболее рационального устройства.

Закрепление за одной и той же областью исследования разных названий предопределено лексическими особенностями. Так, Ф.Тэйлор - основоположник данного научного направления называл его "Научным менеджментом", при переводе на европейские языки оно трансформировалось в "Научную организацию труда" (французский язык) и "Рационализацию труда" (немецкий). Переводчики на русский язык чаще всего используют либо термин "Организацию труда", если речь идет о закономерностях управления кадрами предприятием как единым целым, либо - "Организацию труда персонала", если акцент изучения делается на работника, рабочее место.

Характеризуя "Организацию труда" как область научного знания, можно выделить в ней проявления всех институциональных свойств, ему соответствующих:

- теоретическую и техническую подготовленность общества к восприятию нового знания;

- ярко выраженную общественную потребность в соответствующих разработках,

  • последующую дифференциацию ученых по направлениям изучения,

  • институционализацию науки в виде школ, центров, периодических журналов, закрепления ее в системе обучения и т.д.

Предпосылками возникновения новой области научного знания можно считать, во-первых, многовековой опыт цивилизации, накопившийся по управлению трудовыми ресурсами. Такие грандиозные сооружения, как египетские пирамиды, сеть плотин, регулирующих разлив Ганга и Янцзы (Индия и Китай), гигантские храмы и памятники древности свидетельствуют не только о развитии инженерной технике, но и об умении планировать и направлять работу тысяч строителей.

Второй необходимой предпосылкой для возникновения новой области знания является накопление предшествующими учеными определенного минимума теоретических знаний в этом направлении. К числу наиболее значимых достижений, способствовавших становлению НОТ, можно отнести:

  • выводы марксизма о сущности и содержании производственных отношений,

  • теорию разделения и кооперации труда, сформулированную А.Смитом в "Исследовании о природе и причинах богатства народов", равно как и теорию рационального поведения, сформулированную им же в "Теории нравственных чувств";

  • работы М.Вебера о бюрократии как необходимом элементе системы управления и др.

Названные работы подготовили научное сообщество к восприятию законов управления. Они упростили процесс формирования методологии и понятийного аппарата, облегчили внедрение эмпирического метода сбора информации.

В-третьих, в обществе сложились институты (учреждения), сопутствующие рациональной организации кадровой работы. В 1900 г. американский бизнесмен Б.Ф.Гудвиг организовал в своей фирме первое бюро по найму работников. В 1910 г. фирма "Плимптон пресс" создала отдел кадров. В 1912 г. в США появилось специальное подразделение, на которое возлагались функции посредничества между рабочими и администрацией. Эти подразделения стали внедряться в практику управления многими предприятиями в США и Западной Европе. Их называли секретариатом по благополучию (благосостоянию).

В четвертых, уровень развития производства требовал анализа проблем эффективности, выявления способов его повышения. Экономические кризисы обострили эту потребность до чрезвычайной точки.

Названные обстоятельства объясняют причину огромной популярности теории Ф.Тэйлора. По скорости распространения в научной среде она не имеет себе равных. Уже через 10 лет она была переведена на основные европейские языки. Ее стали активно изучать, анализировать и внедрять в производство.

Фредерик Уинслоу Тейлор был безусловным лидером новой науки. В период с 1883 по 1911 годы он, являясь одним из руководителей предприятий, провел серию эмпирических работ, раскрывающих взаимосвязи между способами труда на рабочем месте и производительностью труда. Им, как участником Комиссии по железнодорожным тарифам, была установлена взаимосвязь организации труда на строительстве дорог и цены на перевозки. Это легло в основу метода, который он называл "эффективной" или "индустриальной инженерией". Предметом своих исследований он считал поиск такого режима труда, при котором затраты усилий работника-производителя минимизировались, а выход продукции увеличивался.

Было бы несправедливо относить исследования Тейлора к микро уровню, хотя он и исследовал преимущественно рабочее место работника. Понимая значимость производительности труда как условия эффективного хозяйствования, он справедливо верил, что производит переворот в умах людей, создавая рационально ориентированные предприятия. В работе "Принципы научного менеджмента" Тейлор утверждает, что научный менеджмент - это сложный феномен, это - сочетание науки и гармонии путем развития кооперации между работниками, их единения на базе интереса к максимальной производительности и, как следствие, повышению благосостояния каждого.

Рабочее место стало предметом изучения и его первых последователей - Фрэнк и Лилиан Гилбертов. Разложив на элементы труд копателя, они выделили как единицу анализа трудовые операции "треблиги" (слово происходит от Гилберт, читаемое в обратном порядке). Они создали метод "хронометража" - способа пооперационного разложения и изучения трудового процесса. Он был доведен ими до уровня стандартизации всех работ в промышленности.

В ходе последующих исследований и Тэйлор и Гилберты ушли от изучения только рабочих мест, перейдя к анализу предприятия в целом. Так, Ф. Тейлор в работе "Система сдельной оплаты как шаг на пути к частичному разрешению проблем труда" предвосхитил идеи нового направления - школы человеческих отношений. Его мысли в области рациональной системы оплаты труда были позднее воплощены в систему "заданий и вознаграждений", известные как таблицы Ганта.

В то же время А.Файоль (1841-1925) проводил работы по рационализации труда руководителей предприятия. Им были сформулированы принципы управления. Их значимость настолько важна, что он также считается основателем "научного менеджмента". Учитывая несколько различный предмет исследования - управление на предприятие (менеджмент) - это направление считается вторым по хронологии возникновения.

Третьей составной частью классического направления стала "школы человеческих отношений", начало которой положили исследования, проводимые Элтоном Мэйо. Он начал с изучения процессов утомляемости и поиском путей ее снижения. Позднее он перешел к изучению всей системы управленческих отношений в области труда и производства. Проблема оказалась настолько обширной, что и сейчас ее изучение продолжается.

Постепенно наука "Организация и нормирование труда" охватила весь спектр проявления трудовых отношений Она углубляла познание своего предмета, рассматривая механизмы его мотивации и дисциплины. Одновременно ею расширялись горизонты изучения: выявлялась специфика трудовых отношений на государственных предприятиях и в общественных организациях.

3. Дальнейшее развитие ее предметного поля

Важнейшим направлением развития науки был поиск методов изучения управленческих отношений. Именно переход от одного метода к другому, разделил науку на этапы в ее последующем развитии Ученые выделяют следующие ступени: преобладание системного (кибернетического) подхода или теории организации (1), бихейвиоризм или психологический подход (2), ситуационный (эмпирический) анализ (3).

Системный метод рассматривал предприятие как систему (организацию), сформулировав принципы рационального управления. Лидерство в этом направлении по-разному оценивается разными национальными школами. Американские ученые выделяет своих исследователей Джеймса Муни (1884-1957) и Алана Рейли (1869-1947). Будучи двумя руководителями компании "Дженерал Моторз", они попытались сформулировать принципы рационального управления в вышедшей в 1931 году работе "Прогрессивная индустрия".

Европейцы склонны отдавать фиксировать первенство за Людвигом фон Берталанфи ("Теория систем") и Робертом Винером. Взяв за основу метода междисциплинарный подход, они сформулировали единые принципы управления систем, которые действуют в органической и неорганической природе, а также обществе. В 50 - 60-ые гг. они сформулировали общую теорию, которая должна была стать моделью для научного изучения целостных явлений, включая организации любого типа.

Уже представителями системного направления была выявлена ограниченность этого метода и обозначен переход к бихейвиоризму (организационному поведению) и ситуационному анализу. Область названных междисциплинарных исследований концентрировалась вокруг изучения поведения индивида в группе и организации.

На значение психологических аспектов в управлении обращали внимание еще представители классической школы. Особенную известность и мировое признание заслужил подход Мэри Паркер Фоллет. Она изучала взаимосвязь личных потребностей с мотивами трудовой деятельности. При этом она исходила из неразрывной связи человека с организацией, в которой работает, и обществом. Она явилась одним из активных организаторов и участников Хоторнских экспериментов.

Самым известным представителем бихевиористской теории считается Герберт Саймон. В работах "Административное поведение" (1957г.) и "Модель человека", написанных совместно с Джеймсом Марчем, он предложил подход к организации, базирующийся на изучении объективных фактов организационной жизни, включая систему ценностей.

Теория организации имела и имеет сторонников, среди них наиболее известными являются Честер Бернард "Функции исполнительской власти" (исследовал проблему властных отношений.), Дуглас МакГрегор "Гуманистическая составляющая предприятия (1960), Фриц Ротлисбергер "Менеджмент и работник" (1940) - оба изучали трудовые отношения и возможности их мотивации; Дэвид Силверман "Теория организации" (1971) и др.

Включение в анализ научного менеджмента человеческого поведения с его непредсказуемостью обозначило поворот к ситуационному управлению (management contingency). Его исследователи исходят из того, что нет одинаковых организаций, поэтому и руководство едиными общими принципами неминуемо обрекает фирму на неудачу. Его сторонники не противопоставляют классическую теорию и ситуационный подход, а ратуют за использование обоих методов. Впервые "закон ситуации" был сформулирован в начале 1920-х годов М.П.Фоллет. Упомянутый нами выше Ч.Бернард, хотя и не использовал его лексически, но работал также в научной парадигме ситуационного подхода.

Исследователи, принадлежащие к ситуационному подходу, стремились выявить связь успеха организации и ее размера, влияние форм собственности на эффективность производства, взаимозависимость окружающей среды (технологии) и организационной структуры предприятия.

Отличительной особенностью ситуационного метода является его сопровождение эмпирическими исследованиями, которые являются основой выводов, на которых она строится. Современные направления тяготеют к выявлению связи между стилем руководства и параметрами ситуации.

Наряду со сменой методов изучения, как указывалось выше, расширялась предметная область новой науки - она диверсифицировалась, выделились как самостоятельные области такие сферы, как государственное управление, общественное самоуправление.

К числу исследователей государственного управления можно отнести Лютера Гьюлика (1892 - 1993) и Линдэлла Урвика (1891-1983), которые сформулировали принципы управления в этой сфере. Описывая виды управленческой деятельности, общие для всех организаций, Гьюлик изобрел систему POSDCORB. Название составлено начальными буквами английских слов "планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование".

Область изучения общественного самоуправления тесно связана с теорией "Добровольного действия", обосновывающей возрастание роли нерациональных, т.е. ориентированных на собственную прибыль и благополучие действий. Один из ее представителей Дэвид Смит - автор названного термина - видел в изучении личностей, которым такая мотивация поступков свойственна в высшей мере: Ганди, мать Тереза и другие, путь нравственного совершенствования общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа iconФундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории
Фундаментальность университетской подготовки экономистов: роль экономической теории / Под ред. К. А. Хубиева и М. Ю. Павлова. – М.:...

Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа iconПрограмма курса Краткое содержание основных разделов курса Введение
Предмет, цели и задачи курса. Роль страхования в современных условиях. История развития страхования в России, СССР и Российской Федерации....

Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа iconМетодические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому...
Тема №6: Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий

Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа iconМетодические рекомендации для студентов для подготовки к семинарскому...
Тема №6: Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий

Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа iconЛекция 1 Значение налогов в экономической системе
Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики

Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа iconРоль и место курса в структуре учебного плана
«товароведение, экспертиза в таможенном деле (продовольственные и непродовольственные товары)»

Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа iconЛекция к вопросу о трудностях перевода при обучении студентов немецкому...
Цель: ознакомить со спецификой перевода текстов по специальности на немецком языке, дать характеристику трудностей, возникающих при...

Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа iconПрограмма online семинара
Семинар для руководителей кпк членов мскк, юристов, экономистов по труду, кадровиков, руководителей структурных подразделений

Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа iconЛекция 1 Тема 1: Предмет, место и роль общественного здравоохранения...
Тема 1: Предмет, место и роль общественного здравоохранения и здоровья. История сестринского дела. Перспективы развития сестринского...

Лекция Введение Роль и место курса в системе подготовки экономистов по труду 2 часа iconЛекция Введение в демографию демография как наука
Практическим результатом изучения курса является умение выполнить демографическую диагностику (описать демографическую ситуацию)...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск