Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие


НазваниеМетодические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный -безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В муниципальном общеобразовательном учреждении должен быть сформирован пакет законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который может включать следующие нормативно-правовые документы:

-международное законодательство;

-законы Российской Федерации;

-постановления Правительства Российской Федерации;

-постановления и распоряжения Губернатора и Правительства Ростовской области;

-приказы Министерства образования и науки Российской Федерации;

-приказы Министерства общего и профессионального образования Ростовской области;

-постановления Главы муниципального образования;

-решения территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

-приказы, распоряжения муниципального органа управлением образования;

-инструктивные и методические письма муниципального органа управления образованием;

-приказы руководителя образовательного учреждения;

-решения педагогического совета;
-решения совета школы, попечительского совета образовательного учреждения;

-решения родительского комитета образовательного учреждения;

-решения совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних школы;

-методические рекомендации для педагогов.
Систематически необходимо обновлять нормативную базу через различные информационные источники: Интернет, публикации в СМИ, официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления, сборники нормативных документов и т. д.
Функции муниципальных общеобразовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями).
В компетенцию учреждений общего образования, в том числе муниципальных общеобразовательных учреждений, входят:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;

- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.
????????(Механизм постановки на внутришкольный учет, организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, определен в Инструкции об организации и порядке ведения в муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, утвержденной постановлением начальника Управления образования от 16.11.2006 г.№ 193).
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.

Работа в этом направлении предусматривает:

- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия обучающегося в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

- направление в муниципальный орган управления образованием анкеты установленного образца (приложение № 1) на выявленного несовершеннолетнего, не посещающего образовательное учреждение;

- направление (ежемесячно) информации о количестве обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальныйорган управления образованием (отчет по установленной форме – приложение № 2);

- совершенствование системы воспитательно-профилактической работы в образовательном учреждении;

- обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»;

- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»).
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Работа в этом направлении предусматривает:
- организацию обходов микрорайона школы с целью выявления детей школьного возраста, подлежащих обучению и определению условий, в которых они проживают;

- организацию работы в микрорайоне школы общественного инспектора по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку при необходимости);

- организацию работы заместителя директора по правовому воспитанию по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, обучающихся, участкового инспектора, медицинского работника, оформление и своевременное направление в территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав карт установленного образца на детей и семьи, находящихся в социально опасном положении (приложение № 3);

- организацию рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и др.;

- создание банка данных по семьям «группы риска» в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;

- привлечение субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов родительского соуправления, попечительских советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию, обучению детей;

- своевременное принятие необходимых мер по устройству детей из семей социального риска в государственные учреждения;

- организацию индивидуальных учебных занятий для обучающихся, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;

- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использованиеинтегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организацию бесплатного питания.
4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:

- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;

- разработку и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

- организацию постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время.
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:

- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся;

- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;

- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д.;

- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций городского, областного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознанияобучающихся;

- организацию деятельности детских общественных объединений правовой направленности;

- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;

- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных формированию законопослушного поведения, толерантного сознания, вопросам личной безопасности обучающихся.
Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.

В муниципальном общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:

1. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений (см. раздел «Нормативно-правовые основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

2. Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о школьном Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних, о школьном инспекторе по делам несовершеннолетних и др.).

3. Документы по реализации целевых программ (образовательного учреждения), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).

4. Организационная структура (схема) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе (компоненты системы, взаимосвязи внутренние и внешние, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).

5. Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления).

6. Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество обучающихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе обучающихся школы, информация органов управления образованием, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:

- несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД;

- несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения и систематически пропускающих учебные занятия без неуважительных причин;

- обучающихся, состоящих на внутришкольном учете;

- многодетных семей;

- семей, имеющих одного родителя;

- семей с низким материальным уровнем;

- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- опекаемых детей и детей из патронатных семей;

- детей-инвалидов.

7. Взаимодействие с территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органами и учреждениями социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства и др. (повестки заседаний, решения, документы о рассмотрении дел обучающихся школы, информация о совместных акциях, рейдах, переписка).

8. Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).

9. Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).

10. Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, попечительского совета).

11. Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).

12. Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (протоколы заседаний ПМПК, консилиумов, диагностические материалы, дела на детей, нуждающихся в поддержке, их индивидуальные образовательные маршруты, рекомендации специалистов и др.).

13. Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).

14. Работа школьного Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних (Положение о совете, его состав, план работы, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).

15. Система учета детей, не посещающих образовательное учреждение, систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной профилактической работе с каждым таким учеником, отчеты школы, дневник (журнал) учета посещения уроков детьми и др.).
У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.

В планы воспитательно-профилактической работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для обучающихся и их родителей (законных представителей).

Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.
Организация контроля за осуществлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Одной из важных функций в деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений является контроль.

Контроль – это одна из функций управления, позволяющая иметь информацию о состоянии образовательной системы и корректировать процесс ее функционирования. Благодаря контролю управление приобретает обратную связь, делает управление чувствительным к изменениям.

В ходе реализации функции контроля управленец производит сбор информации, которую должен проанализировать, чтобы систему перевести из одного состояния в другое – более качественное.

Контроль имеет несколько задач, среди которых:

выявление необходимости принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение не соответствует желаемому; формирование информационной базы для оценки работы педагогического коллектива и побуждения его к продуктивной работе; выявление наиболее ценного опыта педагогической и управленческой деятельности.

Контроль способствует сохранению единого образовательного пространства, разграничению компетенций между субъектами управления, правовому регулированию деятельности тех или иных объектов контроля.

Виды контроля подробно описываются в педагогической литературе.

Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, с учетом складывающейся ситуации и целей управления.

Объектами контроля профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихмогут быть на уровне образовательного учреждения: деятельность заместителей директора, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних,воспитательные системы классов и др.

Продуктом контрольно-инспекционной деятельности выступает аналитическая справка.

Аналитическая справка - итоговый документ, отражающий результаты аналитической деятельности управленца. Она содержит систематизированные, обобщенные и критически оцениваемые сведения по отдельным аспектам состояния образовательного процесса (системы).
Примерная программа изучения деятельности общеобразовательных учреждений по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Цель контроля: изучить деятельность общеобразовательных учреждений по реализации действующего законодательства Российской Федерации в области образования в части организации и проведения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Объекты контроля: общеобразовательные учреждения.

Методы контроля: изучение документации, анкетирование, наблюдение, собеседование, сравнительный анализ.

Содержание контроля:

1) Сформированность документальной базы:

- наличие законодательных и нормативно-правовых документов всех уровней;

- наличие документов муниципального уровня;

- наличие документов образовательного учреждения;

- протоколы совещаний по изучению вновь поступающих документов.
2) Информационно-аналитическое обеспечение:

- наличие системы сбора, получения и использования информации;

- наличие пакета информационных материалов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- наличие статистических сведений о выявлении несовершеннолетних, не посещающих образовательное учреждение, систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин, безнадзорных и совершивших преступления и правонарушения.
3) Организация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- система воспитательно-профилактической работы в школе;
- система индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними;

- организация отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период;

- взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних;

- система работы с семьями и родителями (законными представителями) несовершеннолетних;

- учет посещения обучающимися учебных занятий;

- взаимодействие с ТКДН и ЗП, участковым инспектором и др. субъектами системы профилактики;

- работа школьного психолога, общественного инспектора по охране прав детей, школьного инспектора по делам несовершеннолетних;

- работа школьного Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

- формы рассмотрения вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы заседаний, решения по регулированию работы).
4) Система контроля работы педагогического коллектива по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- наличие этих вопросов в структуре внутришкольного контроля;

- наличие программ, вопросов, анкет, тестов и других средств по выявлению эффективности профилактической работы;

- аналитические справки, записки, отчеты, распоряжения по итогам контроля;

- приказы, распоряжения и другие формы управленческих решений по профилактике;

- материалы по контролю и мониторингу обучения обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в правоохранительных органах, обучающихся, систематически пропускающих учебные занятия и обучающихся, имеющих другие риски.
5) Система методического обеспечения организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

- методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, направленные на профилактику асоциальных явлений детей и подростков;

- материалы деятельности школьных методических объединений по обучению обучающихся, имеющих отклонения в поведении, здоровье.
Критерии оценки деятельности образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Снижение:

- количества несовершеннолетних, состоящих на учете в ОДН;

- количества несовершеннолетних, совершивших преступления;

- количества несовершеннолетних, не посещающих школу;

- количестваучащихся,систематическипропускающихучебные занятия без уважительных причин.
Увеличение:

- охвата обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительным образованием, в том числе в

Общеобразовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования детей;

- количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, занятых в детских общественных объединениях различной направленности.
Наличие:

- в учебных планах школ факультативов или элективных курсов, направленных на более успешную социализацию обучающихся;

- образовательных программ, направленных на формирование здорового образа жизни у детей;

- образовательных программ по профилактике асоциального поведения и формированию законопослушного поведения;

- образовательных программ дополнительного образования для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Вышеизложенные подходы к систематизации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут использоваться в практической работе муниципальных общеобразовательных учреждений.

Выполнение их позволит в значительной мере упорядочить документацию, конкретизировать действия и повысить их эффективность в вопросах профилактики детской безнадзорности и правонарушений.


Межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» общеобразовательные учреждения являются субъектом системы профилактики и призваны организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы.

Муниципальные общеобразовательные учреждения взаимодействуют:

1) С органами исполнительной и представительной власти муниципального уровня:

- администрация муниципального образования;

- территориальный орган социальной защиты населения;

- муниципальный орган образования;

- муниципальный орган здравоохранения;

- муниципальные органы внутренних дел;

- районный (городской) суд;

- районная (городская) прокуратура;

- муниципальный орган занятости населения;

- муниципальный орган по физической культуре, спорту и туризму;

- муниципальный орган культуры.

2) С межведомственными комиссиями:

- территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- муниципальная комиссия по профилактике правонарушений;

- муниципальная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время.

3) С общественными объединениями, организациями, фондами.

4) Со средствами массовой информации.

(Приложение № 4 - Методические рекомендации по взаимодействию субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении, учете и устройстве беспризорных и безнадзорных детей в г. Каменске-Уральском, осуществлению профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и состоящими на персонифицированном учете в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.)
Формы педагогической профилактики
Основными формами педагогической профилактики являются социально – педагогическая диагностика, информационно-просветительская и социально - профилактическая работа с обучающимися и их родителями (законными представителями).

Социально-педагогическая диагностика с обучающимися и их родителями – осуществляется специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.

Целью диагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.

Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско – родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.

Диагностическая работа с обучающимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей.

Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить стеми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.

Информационно - просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.)

Информационно-просветительская работа с обучающимися. Именно в школе такая работа может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении. Необходимо формировать у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:
- социально-педагогические корни возникновения отклонений в поведении;

- правовые отклонения последствий отклоняющегося поведения от нормы;

- социальные последствия асоциальных привычек.
На каждом из этих направленийнеобходимо привлекатьдля работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).
Педагоги образовательных учрежденийдолжны осуществлять профилактическую работукак непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях.
Важное значение приобретаютвнеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к темили инымнарушениям дисциплины, общепринятых нормповедения.
Информация для детейпредставлена широкои разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения.Все это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию адекватного поведения.
Социально-профилактическая работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий, проводимых образовательным учреждением.
При разработке социально-профилактических мероприятий необходимо учитывать:
- особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;

- уровень общей осведомленности ребенка о последствиях девиации;

- степень выраженности аномально-личностных проявлений.

Основные методы педагогической профилактики
Основные методы работы, используемые в профилактической работе: тренинг, лекция, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, групповые задания.
1. ТРЕНИНГ

Психологический термин «тренинг» происходит от английского «totrain» - обучать, тренировать.

В широком смысле тренинг это:

- познание себя и окружающего мира;

- изменение «Я» через общение;

- общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке;

- эффективная форма работы для усвоения знаний.
Задачи профилактического тренинга:

- повышениеуровняинформированностиобучающихсявобласти профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

- изменениеотношенияобучающихсякпоявлениюиразвитию негативных явлений;

- выработкаиразвитиенавыковэффективногообщения,

уверенности в себе, лидерских качеств;

- формирование позитивныхценностейи мотивации у обучающихся к сохранению здоровья.
Эти задачи все вместе или каждая в отдельности могут являться целью тренинга.
Тренинг проводится для целевой группы в интерактивной форме - когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Оптимальное количество участников в группе - 14-18 человек, максимальное количество - 20 человек.
Структура тренинга:

1. Введение (5% рабочего времени) Краткое представление целей и задач тренинга, организаторов, гостей.

2. Знакомство (5% рабочего времени).

3. Ожидания участников (3% рабочего времени).

4. Принятие правил работы группы (5% рабочего времени).

5. Оценка уровня информированности (5-10% рабочего времени).

6. Актуализацияуровняинформированности(5-10%рабочего времени).

7. Актуализация проблемы (10-30% рабочего времени).

8. Информационный блок (20-30% рабочего времени).

9. Приобретение практических навыков (20-60% рабочего времени).

10. Завершениеработы.Получениеобратнойсвязи (5%рабочего времени).
2. ЛЕКЦИЯ
Лекция – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Как подготовить лекцию?

1) Выбрать тему.

2) Определить, о чем будет ваше выступление, т. е. что вы будете говорить.

3) Сообщение материала. Оно должно быть:
- Максимально исчерпывающим. Новое знание усваивается лучше, если оно каким-либо образом связано с тем, что человеку уже известно.

Помните, что слушатели интересуются следующими подробностями: Когда и где? Кто? Что произошло? Как и почему? Каковы результаты?

- Честными нейтральным. Не имеет смысла преувеличивать негативные факты и скрывать привлекательные стороны. Помните, что информацию можно получить из разных источников, а мелкая ложь сразу понизит ценность ваших слов. Искажая информацию, вы берете на себя роль «опекающего родителя». Оптимальной является позиция волонтера, который не запугивает, а сообщает то, что знает о радостях и опасностях, для того чтобы люди могли разобраться в окружающем мире и в том, поступить правильно.

- Интересным.

-Компетентным. Информация, которую вы даете, должна быть абсолютно верной. Имеет смысл подключить к работе некоторых специалистов из разных областей: врачей, психологов, социологов и др.
Помните, что в ходе лекции нужно использовать наглядный материал.
3. ДИСКУССИЯ

Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме, на основе своего знания и опыта. Это обмен мнениями. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант – 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и выслушать партнеров по дискуссии.

Требования при ведении дискуссии:

- четкое выделение предмета, объекта;

- нельзя упускать основные положения того,из-за чего ведется дискуссия;

- необходимо следить за тем, чтобы участники не использовали

некорректные приемы дискуссии такие как: нарушение литературных норм; аргументы к жалости; использование недостоверных аргументов;

- ведущий, должен подвести итоги, т. е. сформулировать то, к чему пришла группа.
4. АКЦИЯ

Акция (от французского action- поступок, действие, дело, операция, активность, выступление) - действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Акция как форма работы - реальное социально-значимое дело с достижениемопределенногорезультата,полезногокакдлясамих организаторов, так и для окружающих. Основные критерии акции: Актуальность -свойствомероприятиябытьнацеленным, ориентированным на решение наиболее важных для общества проблем. Преемственность — это требование к мероприятию учитывать то, что делалосьдотого,каксталиразрабатыватьданноемероприятие; преемственностькаккачествомероприятиясвидетельствует,чтооно создаетсяненапустомместе,аисходяизпредшествующегоопыта деятельности.
Реальность - свойство мероприятия быть выполнимым, оптимальным для потенциала конкретных участников.

Оригинальность — качество мероприятия отражать специфику определенного направления, своеобразие содержания, форм и методов деятельности, нетрадиционный подход к решению проблем.
5. МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Мозговой штурм представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Основные правила проведения мозгового штурма:

- сформулировать вопрос/задание;

- фиксировать/ записывать всепоступающие от участников предложения;

- высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются.
6. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Ролевые игры - это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

- показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных

ситуациях;

- разработать и использовать новые стратегии поведения;

- отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.
Приложение № 1

АНКЕТА

ВЫЯВЛЕННОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО, НЕ ПОСЕЩАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ N ____________

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие  iconМетодические рекомендации по организации профилактики безнадзорности...
Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности...

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие  iconМу «Управление образования администрации Краснояружского района»...
Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности...

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие  iconМетодические рекомендации по организации учета детей, подлежащих...
По организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие  iconМетодические рекомендации по технологии проведения территориальными...
Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания,...

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие  iconМетодические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности...
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений...

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие  iconПроект положения о «Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних (далее Совет профилактики) создается для осуществления единого подхода к решению...

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие  iconОтчет о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
Основные направления деятельности субъектов системы профилактики в соответствии с главой II федерального закона от 24 июня 1999 года...

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие  iconСистемный подход по профилактике безнадзорности и правонарушений...
По материалам семинара-совещания структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие  iconПояснительная записка Настоящая программа направленна на формирование...
Б основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних №120 от 24. 06. 1999г., ст. 14. 5 обозначена необходимость...

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных общеобразовательных учреждениях Настоящие  iconМетодические рекомендации по исполнению Федерального закона №120-фз...
Федерального закона №120-фз от 24. 06. 1999 года Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск