1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)
Основной целью курса является знакомство студентов с основными категориями, понятиями имиджелогии как науки, современными представлениями об имидже, его роли и значимости в работе журналиста
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать историю становления науки, современные научные направления и основные методики формирования имиджа в различных сферах общественной жизни. | Студент должен уметь аналитически подходить к исследованию различных целей и задач, освоив понятийно-категориальный аппарат науки
| Студент должен иметь представление о значении имиджа для успешной работы в СМИ
| У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК)
ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Социология журналистики
Психология журналистики
Основы журналистской деятельности
|
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
| 10
| 2
| Очная форма обучения
Лекции
8с
|
|
|
| 6
|
| Модуль 1. «Имиджелогия как наука»
| М П Д
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Предмет имиджелогии как науки» Объект и предмет имиджелогии. Имидж. Определение понятия «имидж». Принципы и законы формирования имиджа. Имидж/образ: сходство и различия. Цели, задачи и функции имиджа. Имидж в рекламе, политике, бизнесе, искусстве и других областях человеческой деятельности. | М П Д
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Теоретические предпосылки к разработке теоретических оснований психологической теории имиджа Изучение образа в российской психологической науке. Вклад И.М. Сеченова, Б.Г. Ананьева, П.О. Макарова, И.С. Кона и др. Имидж в контексте теории деятельности (Теоретические и экспериментальные исследования.
| М П Д
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
| 2
| Тема «Имидж в системе коммуникации».
Имидж как коммуникация. Внешняя и внутренняя составляющая имиджа.Вербальная и невербальная составляющие имиджа. Перформанс. Особенности визуальной коммуникации. Жесты. Роль имиджа в формировании общественного мнения.
| М П Д
|
ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 12
| 4
| Модуль 2. «Формирование имиджа»
|
|
|
| 2
| 2
| Тема «Имидж человека: ведущие типы и элементы»
Психология восприятия прямой и косвенной имиджформирующей информации. Знак имиджа: положительный или отрицательный? Виды имиджа: личностный и профессиональный. Элементы личностного имиджа: средовый, габаритный, вербальный, кинетический, овеществленный.
| М П Д
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
| 2
| Тема «Этапы формирования имиджа».
Позиционирование, возвышение имиджа, снижение имиджа (антиреклама), отстройка от конкурентов, контрреклама.
| М П Д
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Методы формирования имиджа»
Присоединение клиента. Вложенное действие. Смена канала восприятия. «Чудо» и последующие рассказы о нем. Модель экспериментального невроза. Намек. Манипулирование. Мифологизация. Эмоционализация. Формат. Вербализация. Детализация. Архаизация. Замена целей и подача противоречивых сигналов. Дистанцирование. Метафоризация. Визуализация. НЛП. Внедрение моделей восприятия и контекстное введение знаков
| М П Д
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Психологические особенности формирования имиджа»
Целевая аудитория. Привлечение и удержание внимания аудитории. Формирование установки на доверие/недоверие. Использование особенностей социальных групп. Использование общих особенностей восприятия.
| М П Д
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Типы имиджей в различных областях человеческой деятельности»
Специфика имиджа в государственном управлении и дипломатии. Имидж в искусстве и шоу-бизнесе. Имидж в рекламе. Инструментарии личного контакта в различных типах имиджа. Средства паблик рилейшнз в методиках формирования различных типов имиджа.
| М П Д
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Закономерности создания имиджэффекта»
Проблемы управления массовым сознанием и поведением в работе имиджмейкера. Общественное настроение и социальный стереотип. Психология превращения информации в мнение. Стихийное и целенаправленно формирование имиджа. Приемы создания имиджэффекта: фасцинации, аттракции.
| М П Д
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
|
|
| Практические занятия
|
|
|
| 4
|
| Модуль 1. «Имиджелогия как наука»
|
|
|
| 2
|
| Тема «Понятие имиджа»
Тренинг .Структура установки. Я_образ в структуре Я-концепции, представленной как совокупность установок. Три компонента Я-концепции (идеальное Я, реальное Я, зеркальное Я). Самопрезентация как деятельность, направленная на создание имиджа.
| М П Д
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема Символическая природа имиджа: применимость семиотического подхода»
Три разновидности знаков в семиотики. Знаки-символы и знаки-индексы. Знаковая структура. Символическая структура.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 12
|
| Модуль 2. «Формирование имиджа»
|
|
|
| 2
|
| Тема «Я-концепция как совокупность установок и имидж».
Различные подходы к Я-концепции. У. Джемс и Дж. Мид
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Самопрезентация»
Коммуникативная компетентность. Самопрезентация.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Категоризация и восприятие имиджа»
Особенности категоризации при восприятии имиджа. Главные вехи эволюции концепции социальных групп в социальной психологии 20 века. «Репутационный менеджмент» - цель, стратегия, тактика, кокретные методики. Наведенные имиджи. Психосемиотическая компетентность.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Особенности индивидуального имиджа»
Имидж, ориентированный на самоощущение. Имидж, ориентированный на восприятие. Критерии хорошего индивидуального имиджа. Функции индивидуального имиджа.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Имидж, ориентированный на самоощущение»
Механизм «вживания» в имидж, основанный на викарном научении. Использование эмпатии в создании индивидуального имиджа.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Имидж, ориентированный на восприятие»
Общие принципы стратегии построения индивидуального имиджа. Различие «приспособительного» и «атакующего» имиджа
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 19
|
| Модуль 3. «Виды имиджа»
|
|
|
| 2
|
| Тема «Групповой имидж»
Понятие группового имиджа. Стереотип. Свойства группового имиджа, разделенность и стереотипность.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Предметный имидж»
Персонификация. Цели и мотивы создания предметного имиджа
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Профессия: имиджмейкер»
Деловая игра. Отработка специфических знаний и деловых качеств, необходимых профессиональному имиджмейкеру.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Методы рекламы и паблик рилейшнз в создании имиджа фирмы»
Понятие имиджа и репутации фирмы. Имидж и паблисити. Функции и основные компоненты корпоративного имиджа. Компоненты фирменного стиля. Методы создания корпоративных ПР-обращений. Использование рекламы для создания имиджа фирмы.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Формирование имиджа делового человека»
Специфика технологий построения имиджа в бизнесе. Деловая внешность, деловое общение и деловой этикет.Основные ошибки в построении делового имиджа
|
|
|
| 2
|
| Тема «Политический имидж; психологические модели, технологии, условия и факторы эффективности».
Общие характеристики политического имиджа. Психологические технологии создание эффективного политического имиджа.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Предвыборные технологии»
Предвыборные технологии и проблема манипулироаания общественным мнением. Психологические модели политических имиджей.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Манипулирование в системе формирования политического имиджа»
Понятие манипуляция». Основания политического манипулирования. СМИ как инструмент политической манипуляции. Приемы политического манипулирования.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Агитация и пропаганда в процессе формирования политического имиджа»
Агитация и пропаганда: сходство и различиея. Роль СМИ в формировании общественного мнения.. Технология формирования общественного мнения.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Искусство вхождения в образ»
Тренинг:осмысление сложности, неоднозначности различных методик формирования имиджа. Элементы имиджа – ведущие и второстепенные.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Имидж лидера: технология построения»
Тренинговое занятие по созданию различных типов имиджа.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Имидж в информационной войне»
Образы врага и защитника. Образ союзника и партнера. Смена образа (противник-партнер-союзник). Образ врага. Имиджелогия и информационная война.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Методы исследования имиджа»
Качественные, количественные методы. Контент-анализ, наблюдение, опрос, анализ текста.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Корпоративный имидж»
Понятие корпоративного имиджа. Построение различных имиджа по заданным параметрам.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Роль внутреннего имиджа корпорации». Идеология компании и ее внутренний имидж. Функция идеологии в формировании имиджа. Функция самоидентификации персонала. Аксиологическая функция корпоративного имиджа. Фундамент имиджа. Внутренний имидж корпорации. Внешний имидж корпорации. Неосязаемый имидж. Поддержание имиджа.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Процесс управления корпоративным имиджем»
Видение миссии. Корпоративная индивидуальность. Корпоративная идентичность. Корпоративны й имидж. Фирменный стиль.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Символика и бренд»
Понятие символ, бренд, брендинг. Роль символа в брендинге.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Имидж бренда»
Разработка идентичности бренда. Измерение имиджа бренда и коррекция маркетинговых коммуникаций.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 2
|
| Тема «Профессиональная этика имиджмейкеров»
Профессиональные Этические кодексы специалистов по связям с общественностью, Хартия политконсультантов.
| Д Э ПБ
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
Самостоятельная работа студента
Для того чтобы правильно заполнить этот раздел, необходимо открыть учебный план очной формы обучения в электронном виде и из закладок курсы («1 курс», «2 курс», «3 курс», «4 курс», «5 «курс») выписать распределение часов самостоятельной работы по данной дисциплине между семестрами (курсами).
Неделя
| Кол. час
|
| Реализуемые компетенции
|
| 44
|
Темы, вынесенные на самостоятельную подготовку
|
|
| 4
| Тема «Имидж как историко-культурный феномен»
Работа со словарем психологических терминов. «Место и роль социальной психологии в рамках имиджелогии. Предмет имиджелогии
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 4
| Тема «Теоретические предпосылки к разработке научно-теоретических оснований психологическй ориентации современной социальной психологии».
Социально-психологические идеи Б. Скиннера, Эриха Фромма, К. Роджерса, К. Юнга, А. Маслоу.
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 4
| Тема «Социальная психология личности»
Личность как предмет социализации в современном мире.
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 4
| Тема «Социальное мышление»
Изменение социальных установок. Роль этнических стереотипов в межличностном восприятии. «Я» в социальном мире
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 4
| Тема «Психология общения»
Типология уровней общения
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 4
| Тема «Имидж мужской и женский: специфика формирования».
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 4
| Тема «Фирменный стиль и его роль в создании корпоративного имиджа»
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 4
| Тема «Деловая риторика как элемент имиджа бизнесмена»
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 4
| Тема «Роль ораторского искусства в создании имиджа политического лидера»
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 4
| Тема «Невербальные компоненты современного имиджа»
Язык интонации, мимики, жеста
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 4
| Тема «Типы имиджей в различных сферах человеческой деятельности и технологии их формировании»
| ОК-8, ОК-13, ПК-25, ПК-39
|
| 136
| Темы рефератов:
Современный имидж: стратегии построения
Проблема формирования имиджа фирмы
Имидж лидера
Невербальные компоненты современного имиджа
Профессия имиджмейкера
Имидж и этикет делового человека
Имидж бизнесмена
|
| Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в модулях темах, место проведения
| Часы
|
| Компьютерные симуляции
|
|
|
| Деловые и ролевые игры
|
|
|
| Разбор конкретных ситуаций
|
|
|
| Психологические и иные тренинги
| Тем:ы: «Искусство вхождения в образ»; «Имидж лидера: технология построения»; «Понятие имиджа»
|
|
| Использование информационных ресурсов и баз данных
|
|
|
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
|
|
|
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| УМК факультета журналистики МГУ, ЮФУ
|
|
| Применение предпринимательских идей в содержании курса
|
|
|
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Психология, социология, философия
|
|
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
| ПБ Д Э И ПГ
|
|
| Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)
|
|
|
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
|
|
|
| Другие
|
|
|
Средства обучения
Информационно-методические
№
| Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
| Основная литература:
Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М., 1996
Бодуан Ж. Управление имиджем компании. М., 2001
Джи Б. Имидж фирмы. СПб,. 2000
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
Панасюк А. Ю.. Вам нужен имиджмейкер? Ил о том, как создавать свой имидж. М., 1998
Перелыгина Е.Б. психология имиджа: учебное пособие. М., 2002
Почепцов Г. Профессия: имиджмейкер.К., 1998
Почепцов Г. Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997
Цуладзе А. Формирование имижда политика в России. М., 1999
Шепель В. М. Имиджлогия: Секреты личного обаяния. М., 1994
Дополнительная литература
Браун Л. Имидж-путь к успеху. СПб., 1996
Дип С. Сесмен Л. Верный к успеху: 1600 советов менеджерам. М., 1995
Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков. М., 1994
Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. М., 1996
Спиллейн М. Создайте свой имидж: Руководство для женщин. М., 1996
Спиллейн М. Создайте свой имидж: Руководство для мужчин. М., 1994
| Материально-технические
№ ауд.
| Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия
| Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
| а.703
| Медиа-проетор
| Обучающее
Лекции в режиме презентаций
| кафедра, каб.255
| DVD-плейер, аудиомагнитофоны, CD-проигрыватели
| Работа с видеоматериалами. Работа с аудиоматериалами.
|
|
|
|
Текущий, промежуточный контроль знаний студентов
№
| Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
|
| Вопросы к экзамену
Феномен имиджа в истории и культуре
Ведущие этапы построения имиджа
Основные виды имиджформирующей информации
Типы современных имиджей
Элементы личностного имиджа
Габаритный имидж
Вербальный имидж
Кинетический имидж
Овеществленный имидж
Средовой имидж
Понятие имиджа и репутации фирмы
Способы формирования фирменного стиля
Технология создания делового имиджа
Имидж в политике: иллюзия и реальность
Основные элементы имиджа политика
Стратегии позиционирования при построении имиджа лидера
Имидж в дипломатии и государственном управлении
Имидж в шоу-бизнесе
Ведущие приемы создания имиджэффекта
Методы рекламы и PR в технологиях построения имиджа
|
Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год 2013/2014
| Следующие записи относятся к п.п.
| Автор
| Зав. кафедрой
|
|
Принято УМУ__________________________________ Дата:_____________________ |