Скачать 266.52 Kb.
|
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ Кафедра «Бухгалтерский учет, аудит и статистика»
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № ____ от «__»____200__ г. Составлен: _________ Мартынович С.Н. Зав. кафедрой _____________ Карагод В.С. «___»__________200__г. Москва 2011 ВВЕДЕНИЕ Одним из элементов учебного процесса по подготовке специалистов в области учета, анализа и аудита является производственная практика, которая способствует закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при обучении. В процессе прохождения производственной практики студент приобретает опыт сбора и обработки практического материала, показывает способность критически оценить теоретические положения и действующую методологию учета, анализа, внутреннего и внешнего контроля в организациях различных форм собственности. Практика обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, предусматривает комплексный подход к предмету изучения и охватывает все основные объекты финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Цель практики:
Основные задачи практики:
Место практики: бухгалтерия, подразделения, осуществляющие функции анализа и контроля финансово-хозяйственной деятельности, производственных предприятий и других коммерческих организаций различных организационно-правовых форм. 1. СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Изучение постановки и способов ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности позволяет обобщить накопленный опыт и разработать рекомендации по совершенствованию учетной работы. Результаты исследования должны иметь теоретический, методический и прикладной характер. Основными направлениями исследования являются организация первичного учета и технология обработки учетной информации, применяемые методы ведения бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, функции и структура бухгалтерского аппарата, характер и содержание бухгалтерской отчетности. В процессе исследования студенту необходимо оценить уровень организации бухгалтерского учета, профессионализм бухгалтерского аппарата и адекватность учетной политики хозяйственным процессам организации. В отчете о производственной практике должны содержаться обоснованные предложения по совершенствованию организации бухгалтерского учета. В области бухгалтерского финансового учета необходимо изучить:
Объектом изучения в коммерческой организации является учетный процесс, рассматриваемый как совокупность следующих взаимосвязанных последовательных стадий:
Производственная практика студентов, является завершающим этапом изучения дисциплин, таких как Бухгалтерский финансовый и управленческий учет, Бухгалтерская финансовая отчетность, Аудит, Экономический анализ.
Производственная и преддипломная практика организуется на предприятиях различных форм собственности в соответствии с образовательным стандартом специальности и учебными планами. Основанием для прохождения практики является приказ ректора института. Учебно-методическое руководство практикой в зависимости от формы обучения осуществляет деканат учетно-финансового факультета, а также кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита. Непосредственное руководство практикой от института осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, который направляет и контролирует работу практикантов, оказывает им методическую и консультационную помощь. Руководство практикой студента на предприятии осуществляется руководителем-консультантом из числа высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Кафедра бухгалтерского учета, аудита и статистики:
Руководитель практики от РУДН обязан:
Руководитель практики от организации (предприятия):
2.3 Обязанности студента-практикантаСтудент при прохождении практики обязан:
Для изучения вопросов программы практики на предприятии и их освещения в отчете по практике необходимо изучить следующие темы программы: Тема 1. Ознакомление с предприятием и постановкой экономической работы на нем. Практика начинается с ознакомления с предприятием, его структурой и системой управления, организацией и технологией производства продукции (работ, услуг), которые являются предметом основной деятельности предприятия. Студент уточняет ведомственную подчиненность и отраслевую принадлежность предприятия, его мощность, уровень автоматизации производственных процессов. С помощью руководителя практики студент знакомится с бизнес-планом, годовым отчетом предприятия и пояснительной запиской к нему. Выписывает для отчета важнейшие экономические показатели деятельности предприятия, составляет схемы организационного построения предприятия и управления, оформляет таблицу важнейших экономических показателей за 2-3 года и осуществляет краткий аналитический обзор работы предприятия. Тема 2. Ознакомление с учетной политикой организации, постановкой бухгалтерского учета и инструктивными документами по учету в бухгалтерии.Руководитель практики знакомит студента с постановкой учета на предприятии, положением о бухгалтерии, формой организации бухгалтерского учета и уровнем его автоматизации, знакомит с бухгалтерией, ее подотделами, функциональными обязанностями и должностными инструкциями работников бухгалтерии.Изучение системы бухгалтерского учета следует начать с ознакомления с учетной политикой предприятия, ее содержанием, планом работы бухгалтерии и рабочим планом счетов. При изучении учетной политики предприятия студент использует для отчета необходимые данные: по какой форме осуществляется бухгалтерский учет, с помощью каких методов оцениваются производственные запасы, какой применяется способ учета готовой продукции и ее реализации, как классифицируются основные средства, по какому методу начисляется амортизация, порядок проведения инвентаризации, учет незавершенного производства, принципы образования фондов и резервов и др. Необходимо также ознакомиться с отраслевыми нормативными документами по учету. Приложением к отчету по данной теме должна быть копия приказа предприятия об учетной политике, положение о бухгалтерии, примеры должностных инструкции работников бухгалтерии, рабочий план счетов бухгалтерского учета. Тема 3. Учет основных средств и нематериальных активов. По данной теме студент должен приобрести практические навыки в организации учета внеоборотных активов и документальному оформлению их движения. В процессе работы над темой следует изучить по организации и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:
На предприятиях, где учет основных средств и нематериальных активов ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы. В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета основных средств и нематериальных активов на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по их устранению и совершенствованию организации и техники учета. Тема 4. Учет производственных запасов. По данной теме студент должен приобрести практические навыки в организации учета оборотных активов и документальному оформлению их движения. В процессе работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:
На предприятиях, где учет производственных запасов ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы. В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета производственных запасов на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по их устранению и по совершенствованию организации и техники учета. Тема 5. Учет труда и заработной платы. По данной теме студент должен приобрести практические навыки в организации учета расчетов с персоналом предприятия, начислении заработной платы и удержания из нее, расчета пособий по временной нетрудоспособности и учету заработной платы в учетных регистрах. В процессе работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:
В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета расчетов с персоналом по труду и заработной плате на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по их устранению и совершенствованию организации и техники учета. Тема 6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг. Изучение данного раздела программы практики следует начинать с ознакомления с действующей отраслевой инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Особое внимание должно быть уделено характеристике затрат, включаемых в каждую калькуляционную статью, методике составления плановых и нормативных калькуляций по видам изделий, организации учета производственных расходов и составлению отчетных калькуляций. В процессе дальнейшей работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
Вопросы темы должны быть отражены с учетом отраслевой специфики предприятия (промышленность, строительство, транспорт и т.д.). По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:
На предприятиях, где учет производственных затрат ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы. В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета производственных затрат на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по совершенствованию организации и техники учета. Тема 7. Учет готовой продукции (работ, услуг), ее отгрузки и реализации. Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков студенту в процессе работы над темой следует изучить по предприятию и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:
На предприятиях, где учет готовой продукции ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы. В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета выпуска и реализации готовой продукции (товаров, работ и услуг) на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по совершенствованию организации и техники учета. Тема 8. Учет денежных, расчетных и кредитных операций. При изучении данной темы студенту необходимо приобрести практические навыки в организации учета кассовых операций, операций по счетам в банке, по расчетным и кредитным операциям. В процессе работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных первичных и сводных документов, регистров учета, раскрыв в тексте отчета их содержание и методику ведения:
В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета денежных средств и расчетов на предприятии, внесены предложения по устранению обнаруженных в процессе изучения темы недостатков в организации и технике учета. Тема 9. Учет финансовых результатов, источников собственных средств и резервов. Для приобретения практических навыков в процессе работы над темой следует изучить по организации и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров по организации, раскрыв их содержание в тексте. В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета финансовых результатов, источников собственных средств и резервов на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по совершенствованию организации и техники учета. Тема 10 Отчетность предприятия. При раскрытии темы необходимо изучить по предприятию и отразить в отчете по практике следующие вопросы:
К отчету должны быть приложены в заполненном виде формы годовой отчетности, пояснительная записка, аудиторское заключение. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ О ПРАКТИКЕ Отчет о практике – основной документ, характеризующий работу студента во время практики. Объем отчета – не менее 30 страниц (без списка использованной литературы и приложений). Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан через 1,5 интервала шрифтом 14 пт с соблюдением правил оформления курсовых и дипломных работ. Структура отчета: – титульный лист с подписью руководителя практики от организации и печатью; – справка о прохождении практики; - содержание; – текстовая часть; – список использованных источников; – приложения. Текстовая часть включает введение, 3 главы (в соответствии с разделами практики), которые допускается разбивать на отдельные параграфы, заключение. Во введении дается характеристика объекта исследования, в которой следует остановиться на особенностях, влияющих на организацию учета, контроля и анализа. В текстовой части отчета необходимо прежде всего дать критическую оценку системы учета, контроля и анализа, действующей в организации, отразив ее особенности, положительные и отрицательные стороны, недостатки и пути их устранения. Заключение – завершающая часть работы, в которой отражаются результаты исследования, выводы и предложения, направленные на совершенствование учетной, контрольной и аналитической работы в исследуемой организации. Заключение должно быть связано с основной частью и вытекать из нее. Не допускается излагать заключение как продолжение исследуемых в работе вопросов, использовать таблицы, рисунки и т.п. Список использованных источников должен быть оформлен в соответствии с ГОСТом и содержать сведения об источниках, использованных при написании отчета. В состав приложений должны быть включены копии первичных документов, учетных регистров, форм бухгалтерской и внутренней отчетности, аудиторских заключений и отчетной информации, подготавливаемой внутренними ревизорами и аудиторами финансово-кредитного учреждения. 5. Задания на учебно-экономическую часть производственной практики обязательные для выполнения всеми студентами 1. Ознакомиться со структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделении, учредительными документами организации; составить краткую технико-экономическую характеристику организации (тип предприятия, его структура и объем производства, производственный профиль и ориентация., ассортимент выпускаемой продукции, степень ее обновления, внешнеэкономическая деятельность; важнейшие экономические показатели организационно-технического уровня производства, изношенность и возраст оборудования, степень использования проектной мощности, хозяйственные связи с поставщиками и покупателями, наличие прямых договоров). 2. Изучить организацию бухгалтерского учета, связь бухгалтерии с другими производственными подразделениями, применяемые формы и методы бухгалтерского учета, первичный учет и график документооборота, взаимосвязь синтетического и аналитического учета, уровень автоматизации обработки экономической информации . 3. Ознакомиться с формами контроля, существующими в организации и объективно оценить действующую систему внутреннего контроля. 4. Участвовать в изучении работы отдельных участков бухгалтерского учета организации, а также в работе структурных подразделений бухгалтерии: • материальный учет: организация хранения, приема и отпуска материалов и готовой продукции предприятия; применяемый метод оценки материально-производственных запасов, первичная документация складского хозяйства; • учет труда и его оплаты: система оплаты труда., применяемые способы расчетов с персоналом; • учет основных средств (проанализировать использование основных фондов щэедприятия, дать характеристику состава, движения и технического состояния основных фондов, оценить уровень, динамику и факторы изменения фондоотдачи всех групп основных фондов, проанализировать источники и направления долгосрочных инвестиций производственного и непроизводственного назначения); • учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции; • учет готовой продукции, работ, услуг, товаров и реализации; • учет денежных средств, расчетных и кредитных операций, • учет финансовых результатов, фондов, сводного учета и составления отчетности. 5. Ознакомиться с результатами аудиторских проверок, ранее осуществлявшихся на предприятии, и работой внутренних аудиторов (при их наличии). 6. Изучить содержание, организацию и методы аналитического обоснования управленческих решений на предприятии, а также необходимые для анализа источники экономической информации. 7. По результатам работы предприятия за отчетный год составить краткое аналитическое заключение, характеризующее эффективность ее деятельности, сформулировать выводы и предложения. 8. Изучить степень автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии и ее организацию (применяемые программные продукты и внутренние разработки). 6. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕПо результатам производственной и преддипломной практики студенты составляют письменный отчет о выполнении программы практики и представляют его руководителю практики от предприятия. Составление отчета по практике осуществляется студентом в процессе прохождения каждой темы, чтобы к сроку окончания практики было закончено и составление отчета. Титульный лист отчета оформляется по образцу, структура текста должна соответствовать содержанию программы практики для различных видов организаций (предприятий). Материал должен излагаться четко и логично. Отчет должен быть оформлен на одной стороне стандартного листа с полями: с левой стороны 3 см (для подшивки), сверху и снизу 2 см, справа 1,5 см. Шрифт должен быть 14 пт, интервал 1,5. Текст отчета по каждому разделу программы пишется с новой страницы. В каждом разделе отчета или в приложении приводятся таблицы, графики, формы, расчеты, документы и регистры учета. По каждому вопросу, в соответствии с программой должен быть проведен анализ, сделаны выводы и предложения. Объем отчета от 30 – до 50 страниц без приложений. Отчет должен иметь сплошную нумерацию листов текста, включая титульный лист и приложения. Все таблицы в тексте нумеруют сквозной нумерацией. Перечень литературы приводится в конце отчета. Отчет подписывается студентом - практикантом и руководителями практики от предприятия и института. К отчету прилагаются:
Все перечисленные документы должны быть подписаны и заверены руководителем практики на предприятии. 7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИДля итогового контроля на кафедру представляются проверенные и подписанные руководителями практики от организации и университета отчет о практике и дневник практики. Защита отчетов по результатам практики проводится в течение 5 дней после ее окончания. При защите обращается внимание на: - убедительность доводов студента о выполненной им Программе практики; - объем проделанной на практике работы; - качество содержания работы. Оценка практики производится по результатам защиты отчета и проставляется в зачетную книжку. Отчеты, получившие неудовлетворительную оценку, подлежат доработке и представляются на повторное рецензирование. Защита отчета о практике предполагает выявление глубины и самостоятельности выводов и предложений студента. На защите студент должен хорошо ориентироваться в тексте отчета, источниках цифровых данных, отвечать на вопросы теоретического и практического характера по проблемам, изложенным в тексте отчета. Приложение 1Календарный план-график производственной практики Студента _____________группы _____ курса ______ факультета ________ 1. Место практики _______________________________________________ 2. Адрес практики _______________________________________________ 3. Руководители практики: от института _______________________________________________ от предприятия _____________________________________________ 4. Календарный план прохождения практики на рабочих местах (имеется в дневнике прохождения практики):
Подписи: Руководитель от предприятия ______________________ Руководитель от кафедры _________________ |
Производственная практика предусмотрена фгос спо для студентов 3 курса заочной формы обучения в течении 5-го семестра. Продолжительность... | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология... | ||
Умк1: Учебно-методический комплекс кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель... | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01 «Биология... | ||
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01020201... | Рассмотрено на заседании кафедры иностранных языков игип тюмгу (10 сентября 2008 года, протокол №2) | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Производственная практика по ортопедической стоматологии для студентов 4 курса: учебно-методическое пособие для студентов 4 курса... | ||
Производственная практика «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения» | «Оренбургский государственный университет» в качестве учебно-методического пособия для студентов, обучающихся по программам высшего... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |