ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
детский сад комПЕНСИРУЮЩЕГО вида № 831
«Утверждаю»
И.О. заведующего ГБОУ детский сад №831
Ермакова С.В.__________
«29» 11.2012г.
Программа принята на заседании
педагогического совета ГБОУ детский сад №831
протокол № 2 от 29.11.2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР
Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.
Срок освоения программы – 3 года. Составители учителя-логопеды:
Чернова О.С., Лагута И.А.,
Давыдова Ю.В., Титова О.А.,
Годовикова О.В., Солдатенкова Н.В.,
Кривцова О.П.
Москва, 2012
Оглавление Оглавление 2
Пояснительная записка 3
ГлаваI. Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи 6
ГлаваII. Общедидактические и специфические принципы в работе с детьми с речевыми нарушениями 8
Глава III. Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса 11
Глава IV. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями 24
Заключение 71
Библиография 73
Пояснительная записка Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-7 лет с ОНР, принятых в дошкольное учреждение на два (три) года.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
Образовательная программа детского сада;
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
Программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Г.А.Каше. М.: Просвещение, 1978.
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7лет) Н.В. Нищевой - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Содержание программы определено в соответствии с принципами учёта особенностей и закономерностей речевого развития детей в условиях онто- и дизотогинеза; научно обоснованного представления о структуре дефекта, методах и приёмах коррекционного воздействия; системности и преемственности коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими ОНР всех уровней; комплексности коррекционной работы по преодолению недоразвития устной и предупреждению нарушений письменной речи; с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Коррекционно-педагогический процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоническое развитие. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи программы:
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи старших дошкольников.
Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
|