Скачать 93.06 Kb.
|
Урок-исследование по теме «Разговорный стиль по письмам Н.В.Гоголя» (слайд) Ход урока: Учитель Сегодняшний урок мы посвятим нашему «знакомому незнакомцу», разговорному стилю. Мы вспомним о его особенностях и увидим на примере писем Н.В.Гоголя, каким красивым может быть текст разговорного стиля. Но прежде чем мы более подробно остановимся на особенностях разговорного стиля, давайте разберёмся, что же вообще обозначает слово стиль. Слово стиль происходит от латинского stylus – остроконечная палочка. В древности оно означало заострённую с одного конца и закруглённую с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали по воску, другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение: «Чаще поворачивай!», т.е. чаще исправляй, переделывай, переписывай (слайд). Так что же отличает разговорный стиль речи от других стилей языка? Где он используется, и каковы его особенности? В этом мы и попытаемся сегодня разобраться. Под разговорным стилем речи понимаются обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме. Итак, каковы сферы применения разговорного стиля (слайд).
Более подробно мы сегодня остановимся на использовании разговорного стиля в письмах, и в качестве примера нами будут рассмотрены письма великого русского писателя Н.В.Гоголя. С помощью них мы попытаемся выделить средства языка, характерные для разговорного стиля. Для анализа я предлагаю 2 письма Н.В.Гоголя. М.П.Погодину Женева. Сентябрь 22/10 <1936> Здравствуй, мой добрый друг! как живёшь? что делаешь? скучаешь ли, веселишься ли? или работаешь, или лежишь на боку и ленишься? Бог в помощь тебе, если занят делом! Пусть весело горит пред тобой свеча твоя!.. Мне жаль, слишком жаль, что я не виделся с тобой перед отъездом. Много я отнял у себя приятных минут… Но на Руси есть такая изрядная коллекция гадких рож, что невтерпёж мне пришлось глядеть на них. Даже теперь плевать хочется, когда об них вспомню. Теперь передо мною чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моём Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь: ты, да несколько других близких, да небольшое число заключивших в себе прекрасную душу и верный вкус. Я не пишу тебе ничего о моём путешествии. Впечатления мои уже прошли, уже я привык к окружающему, и потому описание его, сомневаюсь, чтобы было любопытно. Два предмета только поразили и остановили меня: Альпы да старые готические церкви. Осень наступила, и я должен положить свою дорожную палку в угол и заняться делом. Думаю остаться или в Женеве, или в Лозанне, или в Веве, где будет теплее (здесь нет наших тёплых домов). Принимаюсь перечитывать вновь своего Вальтера Скотта, а там, может быть, за перо. Письма адресуй ко мне в Лозанну. Ты должен писать ко мне теперь чаще. Тебе должно быть известно, что значит получить письмо из родины. Прощай! Обнимаю тебя. Уведоми меня о том, что говорят обо мне в Москве. Я не имею до сих пор ни об чём никаких известий. Ни одного русского журнала не вижу. До другого письма. Твой Гоголь. Не правда ли, красивое, изящное, интересное письмо? О нём можно сказать словами самого Н.В.Гоголя, которые и стали эпиграфом к нашему уроку: «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!» Переходим непосредственно к исследовательской работе. Каждой группе в конверте дано задание, которое поможет заполнить нам вторую часть таблицы по теме урока под названием «Средства языка, характерные для разговорного стиля» (слайд).
Примеры из письма и вносятся в таблицу (каждой группе даётся 2 экземпляра исходной таблицы). После работы один представитель отвечает на поставленные перед группой вопросы, в это время ученик у компьютера, используя второй экземпляр, вносит выбранные примеры в заготовку таблицы. После обсуждения созданная таблица с примерами выводится на экран интерактивной доски. Вопросы и задания для групп (в группе 5-6 человек): Карточка № 1: 1.Докажите примерами из письма преобладание глаголов над существительными. Выпишите их. 2. Выпишите из письма два любых неполных предложения. 3. Какие лексические повторы использовал Н.В.Гоголь в своём письме. Подумайте, в какую часть таблицы вы запишите каждый из своих ответов. Карточка № 2:
Подумайте, в какую часть таблицы вы запишите каждый из своих ответов. Карточка № 3:
Подумайте, в какую часть таблицы вы запишите каждый из своих ответов. Карточка № 4:
Подумайте, в какую часть таблицы вы запишите каждый из своих ответов. Карточка № 5:
Подумайте, в какую часть таблицы вы запишите каждый из своих ответов. В результате работы групп должна получиться примерно следующая таблица (слайды):
Второе письмо Н.В.Гоголя, адресованное А.С.Пушкину и датированное 7 сентября 1835 года, учащиеся анализируют самостоятельно. А.С.Пушкину Октября 7. 1835. СПб Решаюсь писать к вам сам; просил прежде Наталью Николаевну, но до сих пор не получил известия. Пришлите, прошу вас убедительно, если вы взяли с собою, мою комедию, которой в вашем кабинете не находится и которую я принёс вам для замечаний. Я сижу без денег и решительно без всяких средств, мне нужно давать её актёрам на разыграние, что обыкновенно делается, по крайней мере, за два месяца прежде. Сделайте милость, пришлите скорее и сделайте наскоро хотя сколько-нибудь главных замечаний. Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтиться. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь. Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если же сего не случится, то у меня пропадёт даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами. Я, кроме моего скверного жалованья университетского 600 рублей, никаких не имею теперь мест. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта. Ради бога. Ум и желудок мой оба голодают. И пришлите «Женитьбу» Обнимаю вас и целую и желаю обнять скорее лично. Ваш Гоголь. Задание состоит в том, чтобы найти признаки разговорного стиля во втором письме Н.В.Гоголя. Результаты работы сдаются учителю на проверку.1936> |
Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии” | Термины: стилистика, стиль, стиль языка, стиль речи, функциональный стиль, стилистическая окраска, коннотация, стилистическое значение,... | ||
Корпоративный стиль, строгий стиль, насыщенная графика, развлекательный стиль, комплексное решение | ... | ||
Образовательная: ознакомить учащихся с понятием, назначением и содержанием процесса деталирования по сборочным чертежам, закрепление... | Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация «Дикорастущие лилейные. Ландыш», рабочая тетрадь,... | ||
Урок построен в нетрадиционной форме: ученикам предлагается путешествие в США для участия в международной игре «Знаешь ли ты историю... | Цели: введение и первичное закрепление грамматического материала по теме «Возвратные местоимения»; активизация лексических навыков... | ||
Аннотация — Различные компоненты Вашей статьи (заголовок статьи, авторы, заголовки частей) определены в таблице стилей. Примеры Вы... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |