Скачать 282.41 Kb.
|
Занятия "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА" (3–4-Е КЛАССЫ) На 2016-2018 учебный год Пояснительная записка В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте. В 7–8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание - это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание. Занятия по развитию интеллектуальных способностей направлены на обучение школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте. Теоретико-методологическое обоснование Занятия опираются на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского-Б.Д.Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется, превращаясь в особую деятельность внимания. Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С.Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе. Цель:
Задачи: 1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:
2. Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения. 3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку; 4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся. Принципы: 1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи. 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. 3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам. 4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Формы работы при реализации программы: При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника. Методики и техники для работы:
Направления:
Литература:
Пример занятий 3 класс ЗАНЯТИЕ 9 Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка «Озорные буквы в пословицах». Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл. 1. Трус своей лени боится. (Лени – тени) 2. Лес рубят – кепки летят. (Кепки – щепки) 3. Вола ноги кормят. (Вола – волка) 4. Трус кормит, а олень портит. (Трус – труд, олень – лень) 5. От бобра бобра не ищут. (Бобра – добра) 6. В здоровом теле здоровый пух. (Пух – дух) 7. Не делай из муки слова. (Муки – мухи, слова – слона) 8. Имя дают водители, а славу добываешь сам. (Водители – родители) 9. Своя щука – владыка. (Щука – рука) 10.Не зная броду, не суйся в моду. (Моду – воду) II. Основная часть. Задание 1. «Расположи слова» (от частного к общему понятию). Вводная беседа: Употребляя слова мы понимаем друг друга, потому что одни и те же слова обозначают одни и те же вещи и события. Каждое слово что-то обозначает. Есть слова, которые обозначают множество похожих предметов и явлений. Эти слова являются общими понятиями, например: слово фрукт является общим понятием. Этим словом можно назвать яблоки, груши, сливы, бананы… Но есть слова, которые указывают на конкретное, частное понятие, например слово яблоко. Этим словом называются только яблоки, но яблоки большие и маленькие, спелые и неспелые, сочные и несочные. После объяснения учащиеся приводят свои примеры, которые записываются на доске. Планета – Земля Дробь – число Солнце – звезда Квадрат – многоугольник Ребенок – мальчик Единица длины – метр Растение – дерево Единица времени – час Зерновая культура – рожь Сложение – математическое действие Задание 2. Задача «Этажи». «В доме 4 этажа. На каждом этаже живет одна семья. Борисовы живут под Карповыми, Ивановы – над Черновыми и Карповы – под Черновыми. Кто на каком этаже живёт? Разместите семьи по этажам». (Задачу надо решить во внутреннем плане, рисовать что-либо учащимся не разрешается.) (Правильный ответ: на 1 этаже живут Борисовы, на 2-м – Карповы, на 3-м – Черновы, на 4-м – Ивановы.) Разминка во время урока. Левой рукой как бы забивайте гвоздь молотком, а правой гладьте что-то утюгом. Задание 3. Найди и подчеркни слова, которые состоят из нескольких других. ГАЗ-ЕЛЬ, ТЮЛЬ-ПАН, ДИКОСТЬ, МАСКА, МЫШЬ-ЯК, КОРОВА, ПИР, ПАР-О-ВОЗ, ЛАД-УШКИ, ОСИНА, МОЛ-ОКО, МАШИНА, ПОГОДА, КОЛ-БАСА, ЗАРЯДКА, ДО-ЛОТО, МАСЛЕНКА, ВЫ-ЛАЗКА, ПАР-О-ХОД, СНАРЯД. Задание 4. Найди пару квадратиков, которые получены путём переворотов, обведи номера. Ответ: 1-5, 2-6. 1. 1 2 3 4 5 6 2. 1 2 3 4 5 6 III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 13 Задачи урока: Развитие вербально-понятийного мышления, способности мыслить последовательно, рассуждать. Тренировка распределения и избирательности внимания. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Развитие внутреннего плана действия. I. Вводная часть. Разминка. Как это называется? 1. Устройство для прыжков с самолёта. (Парашют) 2. Болотная трава, которой легко порезаться. (Осока) 3. Главная песня государства. (Гимн) 4. Упаковка для писем. (Конверт) 5. Катастрофа, случившаяся с автомобилем. (Авария) 6. Куча снега. (Сугроб) 7. Суша возле воды. (Берег) 8. Остаток дерева, заменяющий табурет. (Пень) 9. Зимнее жилище медведя. (Берлога) 10.Пространство над землёй, в котором много звёзд. (Небо) II. Основная часть. Задание 1. «Расположи слова» (от частного к более общему). Кроме частных и общих понятий существуют слова, обозначающие промежуточную степень общности, то есть если их сравнить с частными понятиями, то они будут по отношению к ним более общими, а при сравнении с общими понятиями будут являться более частными. Например, понятие «собака» является более общим к частному понятию «пудель» и частным по отношению к более общему понятию «животное». Зелёное яблоко (частное, узкое понятие) – яблоко (среднее понятие) – фрукт (широкое понятие). Слова для предъявления: 1. Полезное ископаемое – топливо – нефть 2. Ливень – осадки – дождь 3. Лесное растение – дерево – дуб 4. Луговая трава – трава –клевер 5. Корова – животное – домашнее животное 6. Водоём – река – Волга 7. Дятел – лесная птица – птица 8. Водоём – озеро – Балхаш 9. Водное пространство – Атлантический океан– океан 10.Дерево – берёза – лиственное дерево Задание 2. Расположи числа в порядке возрастания в пустом квадрате. Ответ:
Задание 3. Реши задачу. На доске написали цветными мелками слова. У малиновых слов первая буква «Л», последняя – «А» и четыре согласных. У коричневых – или первая «М», или последняя «К», или две гласных. Какое слово не малиновое и не коричневое? Ответ обведи в кружок. а) лепешка; б) ласточка; в) лежанка; г) манка; д) пирог; е) лесенка; ж) сурок. Правильный ответ: ЛАСТОЧКА (малиновые – лепешка, лежанка, лесенка; коричневые – манка, пирог, сурок). Задание 4. Переставь буквы и прочитай поговорки. Что общего в этих поговорках? Правильный ответ: Под лежачий камень вода не течёт. Не учась и лаптя не сплетешь. Задание 5. «Муха». Материал к заданию. Игровое поле. Один из учеников отворачивается от квадрата и подаёт команды, а другой ученик, следуя его командам, передвигает муху по полю. Надо продержать муху в течении 2 минут и не дать ей «улететь», т.е. выйти за пределы квадрата. III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 20 Задачи урока: Развитие понятийного мышления (отношение «целое-часть»). Развитие пространственных представлений. Способность самостоятельно мыслить, рассуждать. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. I. Вводная часть. Разминка. Кто это или что это?
II. Основная часть. Задание 1. Вы знаете, что между понятиями может быть такое отношение, которое называется общим, РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД. Но возможны и другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то ПРЕДМЕТ, или вещь, или явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи, явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часть этого целого. Такое отношение называют ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ. В задании найдите понятия, которые обозначают целый предмет, подчеркните его сплошной линией, а его часть – пунктирной. Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня. Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф. Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио. Обувь, туфли, щетка, крем, подошва. Растение, сад, лепесток, мак, цветок. Время, будильник, наручные часы, секунда, циферблат. Книга, страница, буква, учебник, писатель. Фигура, квадратный метр, куб, квадрат, сторона. Юг, стрелка, горизонт, компас, направление. Животное, рыба, лодка, плавник, озеро. Задание 2. «Найди одинаковые кубики». Правильные ответы: 1 – 7, 2 – 5, 3 – 8, 4 – 6. Задание 3. Реши задачу. На доске написали числа цветными мелками. У серых чисел первая цифра меньше второй, больше третьей и меньше четвёртой. У зелёных – или первая больше второй, или вторая меньше третьей, или третья больше четвёртой. Какое число не серое и не зелёное? Ответ обведи в кружок. а) 8492; б) 7361; в) 6452; г) 2418; д) 5723; е) 3519. Правильный ответ: д) 5723 (серые – г), е); зелёные –а), б), в)). Разминка во время урока. Руку вращать справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Сделайте это задание с другой ногой и рукой. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами. Задание 4. «Составь новые слова, изменив одну букву в слове». Примерные ответы: роль – моль, соль, боль, ноль, руль; мышка – мишка, мушка, мошка, вышка, пышка; село – тело, дело, сало, сель, сено, соло; лук – луч, луг, лик, люк, лак, сук, бук, жук; код – ком, кол, кот, кон, год, род, ход, кед; нора – нота, нога, гора, пора, кора, Нюра; рука – река, щука, бука, мука; ночь – ноль, дочь; роща – роса, роза, рога, роба, рожа, рота, Рома. Задание 5. «Переставь буквы». ВРЕМЯ ВЕРЯМ ВЕТЛА ТЛВЕА ВЕСЛО ВСЛОЕ РУКАВ ________ ДИЕТА ________ ДЯТЕЛ ________ Правильный ответ: РКУВА, ЕТДИА, ДТЕЛЯ. III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 24 Задачи урока: Развитие мышления (причинно-следственные отношения, выявление отношения противоположностей). Тренировка внимания. Развитие внутреннего плана действия. Оборудование: приложение №7 (карточки пирамиды). I. Вводная часть. Разминка.
II. Основная часть. Задание 1. «Найди причину и следствие». Между понятиями могут быть такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ. Например, ТУЧА может стать причиной ДОЖДЯ (дождь в этом случае – следствие появления тучи). Значит ТУЧА и ДОЖДЬ – находятся между собой в причинно-следственных отношениях. Образование льда, север, мороз, погода, снег. Осень, холод, дерево, листопад, время года. Время года, весна, деревья, таяние льда. Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце. Радость, плач, таблетка, игра, боль. Подарок, радость, кукла, игра, дети. Вода, юг, море, волны, ветер. Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом. Дождь, вода, снег, солнце, лужа. Смех, слезы, горе, книга, телевизор. Задание 2. «Подбери противоположное слово по смыслу». Ответы: 1. Начало – конец 6. Жизнь – смерть 2. День – ночь 7. Высокий – низкий 3. Замерзание – оттаивание 8. Толстый – тонкий 4. Твёрдый – мягкий 9. Красивый – безобразный, уродливый 5. Лёгкий – тяжёлый 10. Увеличить – уменьшить Разминка во время урока. А сейчас отдохнём. Вначале правой рукой возьмите левой ухо, а левой – дотроньтесь до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук: левая рука – правое ухо, правая рука – нос (5-6 раз). Задание 3. «Прочитай полезный совет, воспользовавшись схемой». Правильный ответ: Никогда не предавайте друзей! Задание 4. «Найди квадраты – перевёртыши». Правильный ответ: 1 и 8, 5 и 7. Задание 5. Лото – пирамида (детям предлагается в группах собрать пирамиду, подобрав противоположное слово по смыслу). III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия. 4 класс ЗАНЯТИЕ 4 Цели урока: Развитие мышления (функциональные отношения). Тренировка опосредованной слуховой памяти и распределения и избирательности внимания. I. Вводная часть. Разминка.
II. Основная часть. Задание 1. «Письмо инопланетянина». Материал к заданию. Зачитывается слово или словосочетание, которые дети должны «зашифровать», то есть обозначить слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком. Слова зачитываются с интервалом 15-20с., чтобы все ученики успели сделать зарисовку в тетради. После выполнения задания №3 воспроизвести слова и словосочетания в тетради и оценить свои ответы. Правильный ответ – 1 балл, если в словосочетание только одно слово воспроизведено правильно – 0,5 балла. Слова для запоминания:
6. страх 13. забавный щенок 7. верный друг 14. герой Задание 2. «Подбери к понятию свойство, качество (функциональные отношения)» Вступительная беседа с учащимися: между понятиями встречаются функциональные отношения. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция – это то, для чего используется предмет). Например, КОШКА – МЯУКАНИЕ, ГОРА – ВЫСОТА, НОЖ – ЕДА, ДОМ – ТЕПЛО. В следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях. Примерные ответы:
Разминка во время урока. Возьмите в левую руку карандаш. Следите за движением карандаша при перемещении его от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента двоения. 10 раз перемещение производится по центру к переносице и по 10 раз – перед каждым глазом. Задание 3. «Найди спрятанные слова». Ученикам предлагается в строчках найти спрятанные слова. Всего 39 слов. 1. лампа, вол, хлеб, лес, собака, пар, сон. (7) 2. игла, вар, ключ (лоск), рост, цветок, вор, тик (7)
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятий. Рефлексия. ЗАНЯТИЕ 7 Цели урока: Развитие речи (синонимы). Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; мыслительные операции анализа и синтеза). Тренировка концентрации и избирательности внимания.
Задание 1. «Подбери синонимы». Вступительная беседа: В языке есть много слов, заменяющих друг друга по смыслу. Вы, наверное, знаете, что такие слова называются синонимами. Например: мокрый – сырой, влажный. Попробуйте к следующим словам подобрать как можно больше синонимов. Варианты ответов:
5. осторожный – трусливый, несмелый, пугливый, осмотрительный, опасливый. Задание 2. «Вставь слово из трёх букв». Вставь вместо пропуска слово из трех букв, которое будет окончанием одного и началом другого. УТКО (_______) ОРОГ КУ (_______)ОЛ |
Внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления... | Внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления... | ||
Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного... | Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения Программы в младшем дошкольном возрасте | ||
Сегодня происходит изменение парадигмы образования от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.... | Подростковый возраст – это период, когда происходит бурные физические и психические изменения да еще, если они осложнены трудными... | ||
Ууд осуществляется в рамках изучения школьных дисциплин. Математика в начальной школе – это предмет, который обеспечивает создание... | К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Как протекают процессы восприятия, чувства,... | ||
Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит... | Охватывает такие отрасли права как, гражданское, семейное |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |