Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников


Скачать 196.2 Kb.
НазваниеВозможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников



Формирование всех видов УУД осуществляется в рамках изучения школьных дисциплин. Математика в начальной школе – это предмет, который обеспечивает создание условий для развития УУД всех видов с приоритетом познавательных. Именно при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:

  • математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);

  • логическое мышление (понятия и общепонятийные связи, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);

  • понимание логического строения математической теории (на примере ознакомления в общих чертах с аксиоматическим строением евклидовой геометрии);

  • пространственное мышление (пространственные абстракции, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);

  • техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты);  

  • комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом);

  • алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства);

  • математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся должны приобрести опыт работы с информацией, а именно:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • решать задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);

  • решать задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить);

  • использовать знаково-символьные средства для обработки информации,

  • осуществлять переработку математической информации для ее дальнейшего использования;

  • осуществлять запись и фиксацию информации с помощью инструментов ИКТ.

В современной жизни полноправное место заняли такие понятия, как выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов. Общество все глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, которые требуют представлений о вероятности.

Ребенок не отделен от этого мира глухой стеной, да и в своей жизни он ежедневно сталкивается с вероятностными ситуациями. Если мы хотим, чтобы наши ученики справились с противоречивостью и быстротой изменчивости современного мира, мы должны дать им возможность развить в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Такие умения - одна из важнейших характеристик современного сознания. В основе этого умения лежит, прежде всего, подвижность и гибкость мышления. Поэтому в Примерную программу по математике, созданную в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования включен раздел «Работа с информацией», «который призван научить младших школьников извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях».

Детям в повседневной жизни обязательно понадобится умение читать и составлять расписания, таблицы, графики, собирать и обрабатывать информацию.

Нельзя забывать еще об одном важном факторе, который требует целенаправленной работы с информацией, поданной в виде таблиц, графов, различных диаграмм, т.е. в «сжатом» виде. В последнее время, когда компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, пользование им является повседневной практикой для современных детей. Сама же организация представления информации в компьютере требует от пользователя умения работать с таблицами, графами, ссылками. Поэтому, как отмечается в примерной образовательной программе, наряду с традиционными способами записи информации огромное место занимают таблицы, графы, линейные, столбчатые и круговые диаграммы, и изучаются эти «новые» способы записи и чтения информации.

В соответствии с Госстандартом в примерную программу по математике включен новый раздел «Работа с информацией», предполагающий целенаправленную работу учащихся по поиску необходимой информации, ее анализу, систематизации и оформлению в различной форме, в том числе в виде таблиц и диаграмм. Этот раздел изучается на основе содержания всех разделов начального курса математики. В содержание данного раздела входят: сбор и предоставление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование результатов счета, работа с таблицами (чтение и заполнение таблицы, интерпретация таблицы), работа с диаграммами (чтение столбчатой диаграммы).

Сопоставим изучение раздела «Работа с информацией» в четвертом классе по программам И. И. Аргинской и В.Н. Рудницкой (развивающее обучение) с программой М.И. Моро (традиционное обучение).

Принципиальным отличием программ развивающего обучения от традиционной программы М.И. Моро является то, что в них заложена методика, позволяющая детям самостоятельно открывать новые знания. Важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов. В этом случае, наряду с математическими знаниями, ребята приобретают важные общеучебные умения, которые необходимы им как для успешной учебы, так и в жизни: умение делать выбор, ставить цель и достигать ее, умение выдвигать гипотезы и их обосновывать, и т.д.

В ходе изучения программного материала ведется работа по сбору, анализу и представлению информации. Учащиеся производят измерения величин, ведут наблюдения за состоянием погоды и температурой воздуха. Собранные данные фиксируются в таблицах, диаграммах. В учебнике И.И. Аргинской это задания типа:

№ 1 1) Начерти прямоугольник АВСD и проведи отрезок АС.

№ 191 1) Как узнать среднее время, которое ты тратишь в день на выполнение домашнего задания?

2) Проведи необходимые наблюдения в течение недели. Записывай каждый день данные в таблицу.

день

пн

вт

ср

чт

пт

время
















№ 305 На диаграмме показано, сколько дней в течение зимы было солнечных, сколько – пасмурных, а сколько – с переменной облачностью. Сколько каких дней было? (начало и конец зимы считать по календарю)

№ 422

  1. На диаграмме показано, какую часть от общего числа дней с 1 по 24 марта составляли дни с положительной, отрицательной и нулевой температурой воздуха днем. Определи, сколько каких дней было.

В дни весенних каникул наблюдай за температурой воздуха в течение 6 или 8 дней. Данные заноси в таблицу.

Дата






















Температура

воздуха

























  1. По результатом наблюдений построй круговую диаграмму. Покажи на своей диаграмме количество дней с положительной, отрицательной и нулевой температурой воздуха.

В.Н. Рудницкая предлагает в своем учебнике для сбора, анализа и представления информации следующие задания:

№ 31 с 22 (1 ч.) Как можно вычислить площадь каждой фигуры? Сделай необходимые измерения выполни вычисления.



№ 35 с 23 (1 ч.) Увеличьте размеры данного прямоугольника в 3 раза. Постройте прямоугольник с новыми размерами.



№ 38 с 37 (1 ч.) Постройте в тетради такую фигуру. Охарактеризуйте её (название, число вершин, число сторон).
Измерьте длину каждой стороны в миллиметрах. Расположите значение длин сторон в порядке возрастания.

М.И. Моро дает в своем учебнике по сбору, анализу и представлению информации такие задания:

№ 168 (1 ч.) Определи на глаз длину отрезков АВ, CD, МК. Для проверки измерь их длину в миллиметрах.




№ 337 (1 ч.)

Найди площадь и периметр треугольника ACD.

№ 358 (1 ч.)

1) Сравни площади прямоугольников

АBCD и КМОР.

2) Сравни площади квадрата ATFD

и треугольника КОР.

Чтение, заполнение, составление и интерпретация таблиц предусмотрена в учебнике И.И. Аргинской в заданиях типа:

№ 313 В таблице дана примерная площадь групп островов (архипелагов), расположенных на Севере нашей страны.
Округли значения площадей до тысячи квадратных километров.

  1. Покажи на диаграмме (столбчатой или линейной) площади этих островов.


№ 357 Составь и запиши задачу по таблице.
№ 381 Как будет изменяться значение суммы при указанных в таблице слагаемых?
В учебниках В.Н. Рудницкой чтение, заполнение, составление и интерпретация таблиц предусмотрены в заданиях:

№ 3 с. 24 (1 ч.) В таблице перечислены крупнейшие вулканы Камчатки и их высоты. Назовите высоту каждого из вулканов. Какой вулкан самый высокий? Назовите вулканы в порядке уменьшения их высот.
№ 21 с 29 (1 ч.) Каждому из четвероклассников предложили назвать месяц, в котором он родился. Прочитайте результаты опроса.


Юля: сентябрь Валя: февраль

Маша: июль Коля: апрель

Юра: май Даша: сентябрь

Оля: январь Петя: август

Катя: май Таня: август

Света: июнь Ася: декабрь

Аня: январь Толя: июль

Федя: июль Серёжа: май

Дима: февраль Саша: сентябрь

Составьте и заполните таблицу по образцу.


Ответьте на вопросы, используя данные таблицы. Сколько детей отмечают свой день рождения в апреле? в сентябре? в июле? Кто родился зимой? весной? летом? осенью? В каком месяце родилось больше всего учеников? меньше всего учеников? Сколько девочек отмечают свой день рождения в сентябре? Кто из мальчиков родился в июле?

Соберите такие же сведения о своих друзьях. Составьте похожую таблицу. Ответьте на вопросы.

№ 19 с 28 (1 ч.) Проанализируйте форму фигур. Как называется каждая из этих фигур?

Начертите в тетради такую же таблицу. Расставьте в клетках таблицы знаки +. Название каждой фигуры должно соответствовать её номеру.
№ 43 с 46 (1 ч.) У Даши 1500 р. Ей нужно купить два утюга разных моделей. Цены на утюги в разных отделах торгового центра указаны в таблице.



В каких отделах торгового центра и по какой цене Даша сможет сделать покупку? В каком случае стоимость покупки будет наименьшей? Сколько денег останется у Даши в этом случае?

№ 24 с 63 (2 ч.) На диаграмме представлена информация о числе деревьев каждой из пяти пород, растущих в лесопарковой зоне города. Перенесите данные из диаграммы в таблицу.


№ 22 с 126 (1 ч.) Составьте три задачи, используя данные таблицы, и решите их.

В учебнике М.И. Моро на чтение, заполнение, составление таблиц подобраны задания:
№ 143 (1 ч.) Прочитай числа, записанные в таблице:




с. 61 (1 ч.) Составь и реши задачи, используя данные таблицы.




Составь новые таблицы, записывая в них данные о животных (высоту, длину, массу) в порядке их увеличения (уменьшения).

№ 5 с. 88 (2) Заполни таблицы:

По учебнику И.И. Аргинской проводится работа со столбчатой, линейной и круговой диаграммами, которые не только читаются, но в простейших случаях и строятся. Примеры таких заданий:

№ 45 На диаграмме показаны примерные площади крупнейших озер России.

Определи по диаграмме их примерные площади.

  1. Покажи на диаграмме площадь Онежского озера, которая примерно равна 10 тыс. кв. км.


№ 153 Три из десяти крупнейших водопадов мира находятся Южной Америке. В таблице указана примерная высота этих водопадов.


Начерти диаграмму, показывающую высоту этих водопадов. Какую высоту удобно изобразить одной клеткой: 50м; 100 м?
№ 365 1) В таблице даны сведения о населении четырех крупных городов Дальнего Востока России.



  1. Округли данные таблицы до десятков тысяч и покажи на диаграмме население всех городов.



№ 166 1) На диаграмме показано количество учеников школы № 1 и школы № 2. Определи в какой школе сколько учеников, если в школе № 1 на 120 учеников меньше, чем в школе № 2.

  1. Изобрази на диаграмме количество учеников школы № 3, в которой учится 800 человек.


№ 102 На диаграмме показано содержание школьной библиотеки. Определи, сколько в школе учебников и сколько томов справочной литературы, если всего в библиотеке 11024 книг.


По учебнику В.Н. Рудницкой проводится работа с координатной сеткой, графиком и диаграммой в заданиях типа:
№ 2 с 71 (1 ч.) Назовите пары чисел, соответствующих вершинам каждой фигуры.

№ 3 с 71 (1 ч.) Какое слово зашифровано на рисунке, если буквы читать в том порядке, в котором следуют пары чисел? (3, 6); (5, 0); (1, 4); (6, 5); (0, 2); (4, 3).

№ 2 с 76 (1 ч.) Волк и Заяц соревновались в беге на 500 м. Через 70 с после старта Волк устал и сошёл с дистанции. Рассмотрите график, на котором показано, как бежали Волк и Заяц, и ответьте на вопросы.


Сколько секунд бежал Заяц и сколько — Волк? Сколько метров Волк не добежал до финиша? За сколько секунд пробежал 300 м Волк и за сколько — Заяц? Какое расстояние пробежал за первые 10 с Волк и какое — Заяц?
№ 29 с 128 (1 ч.) В питомник для посадки привезли 480 ягодных кустарников. На круговой диаграмме показано, какую часть числа всех кустов занимает каждый из видов этих кустарников. Подсчитайте число кустов смородины, малины, крыжовника и голубики, используя диаграмму.
№ 40 с 111 (2 ч.) На диаграмме представлены данные о долготе дня с 12 по 17 февраля в городе Москве.

На сколько минут длиннее стал день 17 февраля по сравнению с каждым из дней: 15 февраля, 14 февраля, 12 февраля?
В учебнике И.И. Аргинской есть задания, где в схематическом виде представлены изменения компонентов действий. Детям предстоит проанализировать информацию, заключенную в схеме, и сделать свои выводы об изменении результата. Например:
№ 432 Схема показывает, как нужно изменить один из множителей в произведении. Подумай и ответь, как при каждом изменении множителя изменится значение произведения.



№ 477

  1. Схема показывает четыре варианта изменения компонентов частного.

Как изменяется значение частных в каждом случае?

Серьезное внимание уделяется схематизации рассматриваемых процессов. В учебнике предусмотрено выполнение схематического чертежа при работе с задачами типа:

№ 35 Прочитай задачу и сделай к ней чертежи.

Навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 60 км/ч, другой – со скоростью 65 км/ч. На сколько километров они сблизятся за 1 ч? А за 2 ч ?

  1. Сравни свои чертежи с такими:


№ 42 1) Прочитай задачу и сделай к ней чертеж.

Из двух городов навстречу друг другу вышли два поезда. Один шел со скоростью 52 км/ч, скорость другого была 67 км/ч. Через 6 ч поезда встретились. Найди расстояние между городами.

  1. Сравни свой чертеж с такими:



Какой чертеж ты считаешь верным? Объясни свой выбор.
№ 90 Прочитай задачу.

Из дупла дерева вылетел шмель и полетел со скоростью 3 м/с. Через 10 с вслед за ним вылетел второй шмель и полетел со скоростью 2м/с. Какое расстояние будет между шмелями через 5 с после вылета второго шмеля?


  1. Рассмотри чертеж к задаче.


№ 351 Составь и запиши задачу по схеме.


Реши задачу.

В.Н. Рудницкая в своем учебнике предлагает работу со схемами в заданиях типа:

№ 19 с 86 (1 ч.)

От пристани до посёлка 120 км. Из посёлка к пристани выехал автобус со скоростью 48 км/ч. На каком расстоянии от посёлка будет находиться автобус через 2 ч? Сколько километров ему останется проехать до пристани?




№ 15 с 120 (1 ч.)

Рассмотрите схему линий московского метро.

Как проехать: от станции «Севастопольская» до станции Третьяковская»; от станции «Алтуфьево» до станции «Тургеневская»? Укажите разные маршруты, называя промежуточные станции. На каком из маршрутов меньше всего промежуточных станций?

№ 4 с 131 (1 ч.) Составьте задачу по схеме.


Ответьте на вопросы. Объясните способ вычисления.

1) На сколько километров за 3 ч удалился от села Лесное пешеход, который шёл со скоростью 5 км/ч?

2) На сколько километров за 3 ч удалился от села Дубки пешеход, который шёл со скоростью 6 км/ч?

3)Какое расстояние будет между пешеходами через 3 ч ?

Запишите решение задачи.

№ 3 с 144 (1 ч.)

В 8 ч утра от двух пристаней отправились навстречу один другому два теплохода и встретили в 11 ч того же дня. Расстояние между пристанями 210 км. Скорость одного теплохода 34 км/ч. С какой скоростью шёл другой теплоход?

Рассмотрите схему движения теплоходов и ответьте на вопросы.


Сколько часов до встречи был каждый теплоход? Сколько километров до встречи прошел теплоход, скорость которого 34 км/ч? Сколько километров до встречи прошел другой теплоход? С какой скоростью шел другой теплоход?

Запиши решение задачи.

В учебнике М.И. Моро работа со схемами предусмотрена в задачах на движение. Например:

№ 62 (2 ч.)

3) Из двух посёлков, находящихся на расстоянии 78 км, вышли одновременно навстречу друг другу два лыжника и встретились через 3 ч. Первый лыжник шёл со средней скоростью 12 км/ч. С какой средней скоростью шёл второй лыжник?



№ 260 (2) Составь задачу по данному чертежу и реши её:

В учебниках всех трех авторов отмечены задания, предлагающие работу со страницей-справочником: соотношения единиц измерения длины; единиц измерения массы; таблица соотношения единиц измерения площади, запись формулы площади прямоугольного треугольника, объема и т.д. Например, в учебнике И.И. Аргинской это такие задания:

№ 237

  1. Сравни таблицу измерения массы с таблицей измерения длины. Есть ли между ними сходство? В чем оно заключается? Чем различаются сравниваемые таблицы?


№ 306 Какая связь между единицами измерения длины и единицами измерения площади?

1 мм и 1 мм²

1 см и 1 см²

1 дм и 1 дм²

1 м и 1 м²

1 км и 1 км²

№ 327 Верно ли, что 1 дм³ = 1000 м³?

Между какими единицами измерения объема существует такое же соотношение? Запиши равенства в таблицу.



№ 338 Заполни пропуски в равенствах.
В учебнике В.Н. Рудницкой можно увидеть подобные задания:
№ 18 с 34 (1 ч.) Сравните значения величин.

2006 м и 2 км 6 м

9 м и 90 см

3000 см и 3 м

15ч 20 мин и 16ч 40 мин

7 мин 45 с и 465 с

12 ч и 725 мин


№ 22 с 124 (2 ч.) Выразите время:

в минутах: 28800 с, 40 ч, 6 ч 12 мин;

в сутках: 96 ч, 168 ч, 192 ч;

в часах: 420 мин,600 мин, 540 мин, 1020 мин;

в секундах: 9 мин 15 с, 2 ч 30 мин 15 с.

№ 31 с 131 (2 ч.) Выразите в километрах и метрах: 50 321 м, 8 111 м, 34 780 м, 800 000 м, 123 005 м.
В учебнике М.И. Моро, например, это задания типа:

№ 186 (2 ч.)

1 см² - 10 мм²

1 см² - 1 мм²

1 м² - 10 дм²

1 м² - 1000 см²

1 дм² - 5 см²

1 дм² - 50 см²

№ 312 (2 ч.) Заполни пропуски:
В учебнике И.И. Аргинской некоторые задания ориентированы на поиск информации в соответствующих возрасту словарях и справочниках, а так же в поисковых системах Интернет. Они отмечены специальным условным значком - . Например, такие:
№ 45 Узнай из энциклопедии или в Интернете какое озеро самое большое в мире. Какая у него площадь и где оно находится?

№ 342 3) Вырази величины в других единицах измерения.

№ 420 5) Узнай по географической карте расположение других точек земной поверхности и запиши их, используя положительные и отрицательные числа.

№ 313 Дополни диаграмму изображением площади острова Врангеля, самого восточного из северных островов России. Данные о его площади найди самостоятельно.

Познавательный материал, который предлагается в учебнике, также требует самостоятельного поиска дополнительной информации. Например:



Сравнительный анализ учебников математики показал, что в системе развивающего обучения использованы разнообразные формы представления информации: текст, чертеж, схема, таблица, диаграмма. А так же подобран материал, требующий самостоятельного поиска дополнительной информации в разных источниках. В традиционном же обучении задания, направленные на формирование познавательного универсального учебного действия «информационный поиск», состоят из задач на движение, сравнения величин, таблиц классов и разрядов многозначных чисел, таблиц связи компонентов арифметических действий. По разнообразию форм предоставления информации отличается учебник И.И. Аргинской. Наибольшее количество заданий по формированию умения работать с информацией содержит учебник В.Н. Рудницкой: около 26 0 номеров из 1196.
Диаграмма 1. Приблизительное количество заданий, направленных на развитие универсального познавательного действия «информационный поиск», в учебниках 4 класса.



Это говорит о необходимости специального подбора заданий, связанных с информационным поиском, в процессе работы по учебникам М.И. Моро.

Приоритетной цепью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Умение осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий подразумевает умение найти нужные сведения, представленные в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и т.д.) в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.).

Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий отводится предмету «Математика». Это объясняется тем, что этот предмет является основой развития у младших школьников познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности.

Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Похожие:

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников iconОпыта
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики через творческие задания

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников iconМетодические рекомендации по формированию икт компетентности младших...
В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников iconОбразец заявления об изменении темы дипломной работы
Прошу разрешить мне изменить тему дипломной (курсовой) работы с «Развитие познавательного интереса младших школьников во внеклассной...

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников iconРабочая программа по английскому языку для 4 класса на 2014/2015 учебный год
Программа курса «Forward» реализует основные положения концепций лингвистического образования младших школьников

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников iconПрограмма факультативного курса по математике
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои...

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников iconМетодические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу...
Обухов А. С. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников...

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников iconМетодические рекомендации по формированию ууд у старших школьников...
Теоретические основания формирования универсальных учебных действий у старших школьников 7

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников iconГ. Сочи
«Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников iconПрограмма представляет собой сбалансированное обучение по видам речевой...
Учебная программа «Английский язык для школьников 1-4 классов» (English for younger learners) разработана для обучения английскому...

Возможности курса математики в формировании умения осуществлять информационный поиск у младших школьников iconМладших школьников
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск