Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2


НазваниеПрограмма «Экономика здравого смысла» Часть 2
страница1/11
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Программа «Экономика здравого смысла»

Часть 2

(Наброски, рабочие материалы)


      1. Введение необлагаемого налогом дохода и повышение ставки НДФЛ

как промежуточный этап перед введением прогрессивного налогообложения
Как сказано выше, введение прогрессивной шкалы подоходного налога – одна из главных мер улучшения социально-экономической ситуации в России.

Но вводить прогрессивную шкалу в России можно поэтапно. Сначала необходимо научиться выявлять доходы физических лиц из всех источников в России и за рубежом. Потом, в течение 1-2 лет можно оставить плоскую шкалу подоходного налога, установив минимальный необлагаемый налогом доход и увеличив ставку налога.

Предлагаем с 2017 года установить необлагаемый налогом доход 20 тыс. руб. в месяц и ставку НДФЛ 20%; в 2018 году ставку НДФЛ можно увеличить до 30%.

Рассмотрим, что дадут населению и бюджету предлагаемые новации.

Чтобы оценить результат, учтем, что в 2014 году был собран НДФЛ в сумме 2700 млрд. руб.1, среднедушевые доходы населения, согласно Росстату2, в 2014 г. составили 27.766 руб./мес. Следовательно, годовой доход населения равен 48.746 млрд. руб. (27.766 руб. х 12 мес. х 146,3 млн. чел.).

Распределение доходов (48.746 млрд. руб.) по пяти 20% группам населения показано в табл. 6.21 Российского статистического ежегодника – 2015:

Каждая группа 29,26 млн. чел. (143,6 млн. : 5)

I группа – 5,2% доходов – 2.534 млрд. руб., средний доход 7.217 руб./мес.

II группа – 9,9% доходов – 4.826 млрд. руб., средний доход 13.745 руб./мес.

III группа – 14,9% доходов – 7.263 млрд. руб., средний доход 20.685 руб./мес.

IV группа, 22,6% доходов – 11.017 млрд. руб., средний доход 31.377 руб./мес.

V группа, 47,4% доходов – 23.106 млрд. руб., средний доход 65.807 руб./мес.

Среднемесячная зарплата в 2014 г., согласно Росстату, 32.495 руб. Зарплату получает население, занятое в экономике. Его численность 67.813,0 тыс. чел. Доходы от зарплаты составляют 32.495 руб./мес. х 12 мес. х 67,813 млн. чел. = 26.443,0 млрд. руб. Это подтверждается расчетом: доход равен частному от деления собранного подоходного налога на его эффективную ставку, которая, по данным Минфина, с учетом налоговых вычетов в 2012 году составляла 10,79%. Примем эту ставку и для 2014 г. Доход от зарплаты, судя по собранному НДФЛ, равен 25.023 млрд. руб. (2.700 млрд. руб. : 0,1079). Доходы от зарплаты по Росстату равны 26.443 млрд. руб. Именно эти доходы по факту облагаются подоходным налогом. Доходы из других источников в сумме (48.746 – 26.443) = 22.303 млрд. руб. фактически подоходным налогом не облагаются. В частности, не облагаются доходы 41 млн. 456 тыс. пенсионеров со среднемесячной пенсией 10.786 руб., составляющие в сумме 5.365,7 млрд. руб. С учетом стипендий и других социальных трансфертов, примем общую сумму доходов населения, не подлежащую обложению подоходным налогом, равной 6 трлн. руб.

Но с остальных доходов (около 16,0 трлн. руб.) налог необходимо взымать. Таким образом, подоходному налогообложению подлежит доходы в сумме (26.443 + 16.000) = 42.443 млрд. руб., занятого в экономике населения численностью 67,813 млн. чел. Предположим этот доход распределяется по пяти группам численностью по 13,5626 млн. чел. каждая, так же, как и душевые доходы, указанные Росстатом.

I группа – 5,2% доходов – 2.207 млрд. руб., средний доход 13.560 руб./мес.

II группа – 9,9% доходов – 4.202 млрд. руб., средний доход 25.818 руб./мес.

III группа – 14,9% доходов – 6.324 млрд. руб., средний доход 38.856 руб./мес.

IV группа, 22,6% доходов – 9.592 млрд. руб., средний доход 58.936 руб./мес.

V группа, 47,4% доходов – 20.118 млрд. руб., средний доход 123.611 руб./мес.

В дальнейших расчетах принимаем допущения: не учитываем теневые доходы граждан, составляющими по разным данным от 40% до 50%; принимаем доходы граждан в 2014 и в 2016 годах одинаковыми, и принимаем собираемость налогов, равной 90%.

Если на первом этапе (2017 г.) установить необлагаемый подоходным налогом доход равным 20.000 руб. в месяц, а с оставшихся брать налог 20%, то при собираемости 90% бюджет получит от населения 2-й, 3-й, 4-й и 5-й групп доходов [13,5626 млн. чел. х 12 мес. х (5.818 руб. + 18.856 + 38.936 + 103.611) х 0,2 х 0,9 = 4.898,8 млрд. руб. С этой суммы надо вычесть потери от освобождения от налогов населения с доходами 1-й группы, т.е. 2.207 х 0,13 = 286,9 млрд. руб. Таким образом, бюджет получит НДФЛ в сумме 4.611,9 млрд. руб., т.е. на почти на 2 трлн. больше, чем было собрано в 2014 году. При этом, эффективная ставка НДФЛ не превысит 13% для дохода до 52 тыс. руб./мес.

Если на втором этапе (2018 г.) установить необлагаемый подоходным налогом доход равным 20.000 руб. в месяц, а с оставшихся брать налог 30%3, то при собираемости 90% бюджет получит от населения 2-й, 3-й, 4-й и 5-й групп доходов [13,5626 млн. чел. х 12 мес. х (5.818 руб. + 18.856 + 38.936 + 103.611) х 0,3 х 0,9 = 7.348,2 млрд. руб. С этой суммы надо вычесть потери от освобождения от налогов населения с доходами 1-й группы, т.е. 2.207 х 0,13 = 286,9 млрд. руб. Таким образом, бюджет, доходы которого в 2016 году запланированы в сумме 13,738 трлн. руб. (см. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ), получит НДФЛ в сумме 7.061,3 млрд. руб., т.е. на 4 трлн. 361,3 млрд. руб. больше, чем было собрано в 2014 году. Таким образом, доходы бюджета возрастут более чем на 4,3 трлн. руб. или на 31,7%, т.е. почти на одну треть. При этом, эффективная ставка НДФЛ не превысит 13% для дохода до 34,5 тыс. руб./мес. и 20% для дохода до 55 тыс. руб./мес.

Для справки: в бюджете 2016 г. при общих расходах 16,098 триллионов рублей (дефицит бюджета 2,36 трлн. руб.) предусмотрены расходы на:

- образование – (3,8%) – 611 млрд. руб.

- здравоохранение – (2,49%) – 400 млрд. руб.

- культуру и кинематографию – (0,58%) – 93 млрд. руб.

- физическую культуру и спорт – (0,44%) – 70 млрд. руб.

- жилищно-коммунальное хозяйство – (0,54%) – 74 млрд. руб.

По этим данным можно судить, насколько велики суммы 2 трлн. руб. и, тем более, 4,3 трлн. руб., которые мог бы получить бюджет за счет минимального совершенствования подоходного налогообложения. А там, глядишь, и наш футбол станет лучше, и пенсионеры и студенты будут покупать что-то помимо еды и т.д.

6.6. Совершенствование НДС улучшит предпринимательский

климат и даст бюджету дополнительно не менее 2 трлн. руб.
Изобретатель налога на добавленную стоимость – Морис Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сперва новый вид налога тестировался во французской колонии — Кот-д’Ивуаре в 1954. Признав эксперимент успешным, французы ввели его у себя в 1958 году. Впоследствии всем странам европейского сообщества директивой Совета ЕЭС было предписано ввести НДС для субъектов экономической деятельности на своей территории до конца 1972 года. Сегодня НДС применяется в 137 странах.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Для некоторых продовольственных товаров, книг и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10%; экспорт и многие другие виды добавленной стоимости НДС не облагаются, т.е. ставка 0%.

В странах ЕС ставки НДС устанавливаются самостоятельно, но не менее 15%. Сниженные ставки, как правило, устанавливаются для питания, лекарств и книг.

Наибольшая ставка НДС 25% в Норвегии и Швеции, наименьшая 17% – в Люксембурге.

Налог на добавленную стоимость без преувеличения можно назвать самым проблемным налогом в России. Вместе с тем НДС – один из основных источников дохода бюджета. В 2015 году был собран НДС в сумме 4,1 трлн. руб. В 2016 г. запланировано собрать НДС в сумме 4.409,0 млрд. руб., или 31,97% доходов Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога.

Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет "заплатить налоги и спать спокойно". Налоговый кодекс РФ предоставляет также возможности для законной оптимизации НДС. Оптимизировать НДС – значит минимизировать уплачиваемую сумму налога, а то и получить дополнительный доход из бюджета. Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС.

Непосвященному человеку может показаться, что посчитать добавленную стоимость и налог с нее – задача для младшего школьника: купил за 100 руб., что-то доделал, «наварил» и продал за 150 руб., из них 50 руб. – добавленная стоимость; 18% от 50 руб. и есть НДС.

Но профессионалы знают, что это далеко не так. Более половины своего времени бухгалтеры тратят на НДС – на выколачивание счетов-фактур от поставщиков, проверку правильности их заполнения, подготовку документов для встречных проверок и т.д. Не зря же на принадлежащем российским собственникам тракторном заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а при переводе этого завода в Россию потребуется 65 бухгалтеров. А всего, по данным «Деловой России», в России работают около 5 млн. бухгалтеров – одна из самых популярных профессий.

Налоговые органы тоже большую часть своего времени тратят на проверку уплаты НДС; в отношении уплаты этого налога проводится более половины встречных проверок.

НДС – наиболее криминальный налог. С одной стороны, он позволяет незаконно возмещать из бюджета значительные средства. С другой стороны, налоговый инспектор может признать незаконным любое возмещение НДС, выразив сомнение в законности счета-фактуры, полученного предпринимателем от поставщика. Более половины налоговых дел в арбитражных судах связано с НДС. Из 120 тыс. предпринимателей, сидящих в тюрьмах, по меньшей мере, половина сидит из-за НДС.

Тем не менее, злоупотребления процветают и при экспорте, и при реализации продукции внутри страны. Судите сами. Вычеты НДС за экспорт в 2012 году составили 1,34 трлн. руб.4 При этом за 2000 – 2012 годы при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз.5

Если бы злоупотребления в 2012 году сохранились на уровне 2000 года, а доля покупных в составе экспортной продукции (нефти, газа, проката и т.п.) осталась неизменной, то возмещение НДС при экспорте в 2012 году составило бы 434 млрд. руб. (1335:16х5,2), т.е. можно предположить, что только при экспорте 901 млрд. руб. (1335-434) был возмещен незаконно. И это – минимум, т.к. незаконные возмещения процветали и до 2000 года. Огромные суммы незаконно возмещаются и за продукцию, произведенную и реализуемую в России. Расчеты показывают, что общая сумма незаконного возмещения НДС в 2012 г. составила не менее 2,0 трлн. руб.

Чтобы представить насколько это много, вспомним, что согласно Закону о Федеральном бюджете на 2013 год расходы на культуру и кинематографию составляли 88,6 млрд. руб., на науку и технологии – 145,7 млрд. руб., на образование – 597,4 млрд. руб. А в сумме на эти дела государство должно было израсходовать 831,7 млрд. руб. Достаточно хотя бы наполовину сократить незаконное возмещение НДС, и расходы на культуру, науку и образование можно будет почти удвоить. Для решения проблемы с воровством бороться не нужно (это и нереально) – достаточно лишь чуть-чуть изменить методику расчета НДС.

Проблема собираемости НДС актуальна и для стран Европейского Союза (ЕС). По их данным из-за незаконных возмещений в 2011 году бюджет ЕС потерял около 200 млрд. евро, а собираемость НДС составила около 80%.

Министр финансов А. Силуанов сообщил6, что собираемость НДС в России составляет 94%, и он хочет повысить ее до 98%. Министра ввели в заблуждение. На самом собираемость НДС в России не превышает 30-40%. И это – оптимистическая оценка. Например, расчеты, выполненные по данным Налоговой инспекции Курской области, показали собираемость в регионе, равную 22,4% (см. табл. 15).7

Таблица 15. Расчет НДС «прямым» методом по Курской области за 2008 год

№ п/п

Наименование показателей

Сумма, млн. руб.

1

Величина добавленной стоимости (сумма ФОТ, ЕСН, прибыли, амортизации) всего, в том числе:

139.960




- величина добавленной стоимости, не облагаемой НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ

7.355




- величина добавленной стоимости, облагаемая по ставке 18%

111.389




- величина добавленной стоимости, облагаемая по ставке 10%

10.610




- величина добавленной стоимости, облагаемая по ставке 0%

10.608

2

Сумма НДС, исчисленного по установленным ставкам

21.111

3

Сумма НДС, возмещаемая экспортерам

1.928

4

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет

19.183

5

Поступило в бюджет фактически от налогоплательщиков Курской области

4.241
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2 iconПрограмма Партии дела «Экономика здравого смысла»
Экономическая Программа Партии дела «Экономика здравого смысла» разработана Рабочей группой на основе Решения совместного заседания...

Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2 iconПрограмма Партии дела «Экономика здравого смысла»
Экономическая Программа Партии дела «Экономика здравого смысла» разработана Рабочей группой на основе Решения совместного заседания...

Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2 icon4 механизма, которые заставляют нас дорожить причинами своих несчастий
Нередки случаи, когда человек, отнюдь не лишенный здравого смысла, годами терпит невыгодные условия работы или намертво застревает...

Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2 iconРабочая программа дисциплины Экономика предпринимательства Направление...
В курсе используется системный подход к разработке и использованию методов и моделей, учитывающих информационные, материально-вещественные,...

Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2 iconРабочая программа учебнойдисциплины налоговая система Направление: 38. 03. 01 «Экономика»
«Экономика предприятий и организаций», «Экономика скоростных и высокоскоростных перевозок»

Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2 iconОбразовательная программа высшего образования Экономика транспортных предприятий и организаций
Программа государственного экзамена по направлению подготовки 38. 03. 01 Экономика

Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2 iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Дисциплина вариативной части Учебного плана (от 09. 09. 2011 №1, от 25. 12. 2012 №5, от 24. 12. 2010 №4) подготовки имеет трудоемкость...

Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2 iconПрограмма практик для направления 38. 04. 01 Экономика квалификация (степень) «магистр»
Направление Экономика магистерская программа «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 3

Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2 iconПрограмма вступительного экзамена по программе магистратуры направления 38. 04. 01 «Экономика»
Программа подготовки к вступительному экзамену для поступающих по программе магистратуры разработана в соответствии с требованиями...

Программа «Экономика здравого смысла» Часть 2 iconРабочая учебная программа дисциплины для направлению 080100 «Экономика»
Для этого у экономиста должна быть сформирована речевая культура как неотъемлемая часть его коммуникативной компетенции

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск