Программа «Экономика здравого смысла»
Часть 2
(Наброски, рабочие материалы)
Введение необлагаемого налогом дохода и повышение ставки НДФЛ
как промежуточный этап перед введением прогрессивного налогообложения Как сказано выше, введение прогрессивной шкалы подоходного налога – одна из главных мер улучшения социально-экономической ситуации в России.
Но вводить прогрессивную шкалу в России можно поэтапно. Сначала необходимо научиться выявлять доходы физических лиц из всех источников в России и за рубежом. Потом, в течение 1-2 лет можно оставить плоскую шкалу подоходного налога, установив минимальный необлагаемый налогом доход и увеличив ставку налога.
Предлагаем с 2017 года установить необлагаемый налогом доход 20 тыс. руб. в месяц и ставку НДФЛ 20%; в 2018 году ставку НДФЛ можно увеличить до 30%.
Рассмотрим, что дадут населению и бюджету предлагаемые новации.
Чтобы оценить результат, учтем, что в 2014 году был собран НДФЛ в сумме 2700 млрд. руб.1, среднедушевые доходы населения, согласно Росстату2, в 2014 г. составили 27.766 руб./мес. Следовательно, годовой доход населения равен 48.746 млрд. руб. (27.766 руб. х 12 мес. х 146,3 млн. чел.).
Распределение доходов (48.746 млрд. руб.) по пяти 20% группам населения показано в табл. 6.21 Российского статистического ежегодника – 2015:
Каждая группа 29,26 млн. чел. (143,6 млн. : 5)
I группа – 5,2% доходов – 2.534 млрд. руб., средний доход 7.217 руб./мес.
II группа – 9,9% доходов – 4.826 млрд. руб., средний доход 13.745 руб./мес.
III группа – 14,9% доходов – 7.263 млрд. руб., средний доход 20.685 руб./мес.
IV группа, 22,6% доходов – 11.017 млрд. руб., средний доход 31.377 руб./мес.
V группа, 47,4% доходов – 23.106 млрд. руб., средний доход 65.807 руб./мес.
Среднемесячная зарплата в 2014 г., согласно Росстату, 32.495 руб. Зарплату получает население, занятое в экономике. Его численность 67.813,0 тыс. чел. Доходы от зарплаты составляют 32.495 руб./мес. х 12 мес. х 67,813 млн. чел. = 26.443,0 млрд. руб. Это подтверждается расчетом: доход равен частному от деления собранного подоходного налога на его эффективную ставку, которая, по данным Минфина, с учетом налоговых вычетов в 2012 году составляла 10,79%. Примем эту ставку и для 2014 г. Доход от зарплаты, судя по собранному НДФЛ, равен 25.023 млрд. руб. (2.700 млрд. руб. : 0,1079). Доходы от зарплаты по Росстату равны 26.443 млрд. руб. Именно эти доходы по факту облагаются подоходным налогом. Доходы из других источников в сумме (48.746 – 26.443) = 22.303 млрд. руб. фактически подоходным налогом не облагаются. В частности, не облагаются доходы 41 млн. 456 тыс. пенсионеров со среднемесячной пенсией 10.786 руб., составляющие в сумме 5.365,7 млрд. руб. С учетом стипендий и других социальных трансфертов, примем общую сумму доходов населения, не подлежащую обложению подоходным налогом, равной 6 трлн. руб.
Но с остальных доходов (около 16,0 трлн. руб.) налог необходимо взымать. Таким образом, подоходному налогообложению подлежит доходы в сумме (26.443 + 16.000) = 42.443 млрд. руб., занятого в экономике населения численностью 67,813 млн. чел. Предположим этот доход распределяется по пяти группам численностью по 13,5626 млн. чел. каждая, так же, как и душевые доходы, указанные Росстатом.
I группа – 5,2% доходов – 2.207 млрд. руб., средний доход 13.560 руб./мес.
II группа – 9,9% доходов – 4.202 млрд. руб., средний доход 25.818 руб./мес.
III группа – 14,9% доходов – 6.324 млрд. руб., средний доход 38.856 руб./мес.
IV группа, 22,6% доходов – 9.592 млрд. руб., средний доход 58.936 руб./мес.
V группа, 47,4% доходов – 20.118 млрд. руб., средний доход 123.611 руб./мес.
В дальнейших расчетах принимаем допущения: не учитываем теневые доходы граждан, составляющими по разным данным от 40% до 50%; принимаем доходы граждан в 2014 и в 2016 годах одинаковыми, и принимаем собираемость налогов, равной 90%.
Если на первом этапе (2017 г.) установить необлагаемый подоходным налогом доход равным 20.000 руб. в месяц, а с оставшихся брать налог 20%, то при собираемости 90% бюджет получит от населения 2-й, 3-й, 4-й и 5-й групп доходов [13,5626 млн. чел. х 12 мес. х (5.818 руб. + 18.856 + 38.936 + 103.611) х 0,2 х 0,9 = 4.898,8 млрд. руб. С этой суммы надо вычесть потери от освобождения от налогов населения с доходами 1-й группы, т.е. 2.207 х 0,13 = 286,9 млрд. руб. Таким образом, бюджет получит НДФЛ в сумме 4.611,9 млрд. руб., т.е. на почти на 2 трлн. больше, чем было собрано в 2014 году. При этом, эффективная ставка НДФЛ не превысит 13% для дохода до 52 тыс. руб./мес.
Если на втором этапе (2018 г.) установить необлагаемый подоходным налогом доход равным 20.000 руб. в месяц, а с оставшихся брать налог 30%3, то при собираемости 90% бюджет получит от населения 2-й, 3-й, 4-й и 5-й групп доходов [13,5626 млн. чел. х 12 мес. х (5.818 руб. + 18.856 + 38.936 + 103.611) х 0,3 х 0,9 = 7.348,2 млрд. руб. С этой суммы надо вычесть потери от освобождения от налогов населения с доходами 1-й группы, т.е. 2.207 х 0,13 = 286,9 млрд. руб. Таким образом, бюджет, доходы которого в 2016 году запланированы в сумме 13,738 трлн. руб. (см. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ), получит НДФЛ в сумме 7.061,3 млрд. руб., т.е. на 4 трлн. 361,3 млрд. руб. больше, чем было собрано в 2014 году. Таким образом, доходы бюджета возрастут более чем на 4,3 трлн. руб. или на 31,7%, т.е. почти на одну треть. При этом, эффективная ставка НДФЛ не превысит 13% для дохода до 34,5 тыс. руб./мес. и 20% для дохода до 55 тыс. руб./мес.
Для справки: в бюджете 2016 г. при общих расходах 16,098 триллионов рублей (дефицит бюджета 2,36 трлн. руб.) предусмотрены расходы на:
- образование – (3,8%) – 611 млрд. руб.
- здравоохранение – (2,49%) – 400 млрд. руб.
- культуру и кинематографию – (0,58%) – 93 млрд. руб.
- физическую культуру и спорт – (0,44%) – 70 млрд. руб.
- жилищно-коммунальное хозяйство – (0,54%) – 74 млрд. руб.
По этим данным можно судить, насколько велики суммы 2 трлн. руб. и, тем более, 4,3 трлн. руб., которые мог бы получить бюджет за счет минимального совершенствования подоходного налогообложения. А там, глядишь, и наш футбол станет лучше, и пенсионеры и студенты будут покупать что-то помимо еды и т.д.
6.6. Совершенствование НДС улучшит предпринимательский
климат и даст бюджету дополнительно не менее 2 трлн. руб. Изобретатель налога на добавленную стоимость – Морис Лоре (в 1954 году директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции). Сперва новый вид налога тестировался во французской колонии — Кот-д’Ивуаре в 1954. Признав эксперимент успешным, французы ввели его у себя в 1958 году. Впоследствии всем странам европейского сообщества директивой Совета ЕЭС было предписано ввести НДС для субъектов экономической деятельности на своей территории до конца 1972 года. Сегодня НДС применяется в 137 странах.
В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Для некоторых продовольственных товаров, книг и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10%; экспорт и многие другие виды добавленной стоимости НДС не облагаются, т.е. ставка 0%.
В странах ЕС ставки НДС устанавливаются самостоятельно, но не менее 15%. Сниженные ставки, как правило, устанавливаются для питания, лекарств и книг.
Наибольшая ставка НДС 25% в Норвегии и Швеции, наименьшая 17% – в Люксембурге.
Налог на добавленную стоимость без преувеличения можно назвать самым проблемным налогом в России. Вместе с тем НДС – один из основных источников дохода бюджета. В 2015 году был собран НДС в сумме 4,1 трлн. руб. В 2016 г. запланировано собрать НДС в сумме 4.409,0 млрд. руб., или 31,97% доходов Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога.
Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет "заплатить налоги и спать спокойно". Налоговый кодекс РФ предоставляет также возможности для законной оптимизации НДС. Оптимизировать НДС – значит минимизировать уплачиваемую сумму налога, а то и получить дополнительный доход из бюджета. Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС.
Непосвященному человеку может показаться, что посчитать добавленную стоимость и налог с нее – задача для младшего школьника: купил за 100 руб., что-то доделал, «наварил» и продал за 150 руб., из них 50 руб. – добавленная стоимость; 18% от 50 руб. и есть НДС.
Но профессионалы знают, что это далеко не так. Более половины своего времени бухгалтеры тратят на НДС – на выколачивание счетов-фактур от поставщиков, проверку правильности их заполнения, подготовку документов для встречных проверок и т.д. Не зря же на принадлежащем российским собственникам тракторном заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а при переводе этого завода в Россию потребуется 65 бухгалтеров. А всего, по данным «Деловой России», в России работают около 5 млн. бухгалтеров – одна из самых популярных профессий.
Налоговые органы тоже большую часть своего времени тратят на проверку уплаты НДС; в отношении уплаты этого налога проводится более половины встречных проверок.
НДС – наиболее криминальный налог. С одной стороны, он позволяет незаконно возмещать из бюджета значительные средства. С другой стороны, налоговый инспектор может признать незаконным любое возмещение НДС, выразив сомнение в законности счета-фактуры, полученного предпринимателем от поставщика. Более половины налоговых дел в арбитражных судах связано с НДС. Из 120 тыс. предпринимателей, сидящих в тюрьмах, по меньшей мере, половина сидит из-за НДС.
Тем не менее, злоупотребления процветают и при экспорте, и при реализации продукции внутри страны. Судите сами. Вычеты НДС за экспорт в 2012 году составили 1,34 трлн. руб.4 При этом за 2000 – 2012 годы при увеличении экспорта российской продукции в 5,2 раза сумма возмещения НДС экспортерам увеличилась в 16 раз.5
Если бы злоупотребления в 2012 году сохранились на уровне 2000 года, а доля покупных в составе экспортной продукции (нефти, газа, проката и т.п.) осталась неизменной, то возмещение НДС при экспорте в 2012 году составило бы 434 млрд. руб. (1335:16х5,2), т.е. можно предположить, что только при экспорте 901 млрд. руб. (1335-434) был возмещен незаконно. И это – минимум, т.к. незаконные возмещения процветали и до 2000 года. Огромные суммы незаконно возмещаются и за продукцию, произведенную и реализуемую в России. Расчеты показывают, что общая сумма незаконного возмещения НДС в 2012 г. составила не менее 2,0 трлн. руб.
Чтобы представить насколько это много, вспомним, что согласно Закону о Федеральном бюджете на 2013 год расходы на культуру и кинематографию составляли 88,6 млрд. руб., на науку и технологии – 145,7 млрд. руб., на образование – 597,4 млрд. руб. А в сумме на эти дела государство должно было израсходовать 831,7 млрд. руб. Достаточно хотя бы наполовину сократить незаконное возмещение НДС, и расходы на культуру, науку и образование можно будет почти удвоить. Для решения проблемы с воровством бороться не нужно (это и нереально) – достаточно лишь чуть-чуть изменить методику расчета НДС.
Проблема собираемости НДС актуальна и для стран Европейского Союза (ЕС). По их данным из-за незаконных возмещений в 2011 году бюджет ЕС потерял около 200 млрд. евро, а собираемость НДС составила около 80%.
Министр финансов А. Силуанов сообщил6, что собираемость НДС в России составляет 94%, и он хочет повысить ее до 98%. Министра ввели в заблуждение. На самом собираемость НДС в России не превышает 30-40%. И это – оптимистическая оценка. Например, расчеты, выполненные по данным Налоговой инспекции Курской области, показали собираемость в регионе, равную 22,4% (см. табл. 15).7
Таблица 15. Расчет НДС «прямым» методом по Курской области за 2008 год
№ п/п
| Наименование показателей
| Сумма, млн. руб.
| 1
| Величина добавленной стоимости (сумма ФОТ, ЕСН, прибыли, амортизации) всего, в том числе:
| 139.960
|
| - величина добавленной стоимости, не облагаемой НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ
| 7.355
|
| - величина добавленной стоимости, облагаемая по ставке 18%
| 111.389
|
| - величина добавленной стоимости, облагаемая по ставке 10%
| 10.610
|
| - величина добавленной стоимости, облагаемая по ставке 0%
| 10.608
| 2
| Сумма НДС, исчисленного по установленным ставкам
| 21.111
| 3
| Сумма НДС, возмещаемая экспортерам
| 1.928
| 4
| Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет
| 19.183
| 5
| Поступило в бюджет фактически от налогоплательщиков Курской области
| 4.241
| |