Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999


НазваниеПрактикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999
страница1/8
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Практикум

по психолого-педагогическим курсам

Новосибирск - 1999
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации


Новосибирский государственный педагогический университет


ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КУРСАМ

Утверждено Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

Новосибирск - 1999


УДК 371.04(075.8)+370.153.1(075.8)+370.18(075.8) Печатается по решению

ББК 74.200.584я73-5+88.840.1я73-5+88.834я73-5 редакционно-издательского

+88.5я73-5+74р30-371я73-5 совета

П - 69
Авторы - составители –

преподаватели кафедры психологии и педагогики ЕГФ НГПУ:
Т.Л. Чепель , канд. психол. наук, доц., зав. кафедрой,

Н.А.Ряписов, канд.пед.наук, доц.,

А.Г. Ряписова, канд.пед.наук, доц.,

Т.Д. Яковенко, ст. преп.,

Ж.Н. Ефременкова, асс.,

Ю.Б. Липеева, асс.,

Е.А. Утенкова, асс.


П - 69 Практикум по психолого – педагогическим курсам: Учебное пособие для студентов – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1999.-с.
ISBN 5-85921-004-3
В пособии представлены учебно – методические материалы для студентов ЕГФ, позволяющие будущему учителю организовать самостоятельную работу с целью овладения практическими навыками при изучении курсов “Психология человека”, “Возрастная психология”, “Социальная психология”, “Педагогическая психология”, “Педагогические теории, системы и технологии” в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего педагогического образования. Выполнение всего комплекса заданий поможет достигнуть уровня профессиональной практической подготовки, необходимого для самостоятельной педагогической деятельности.

Представленные в пособии материалы помогают осознать и осуществить всю последовательность практических действий на 1, 2 и 3 курсах, являются своеобразной ориентировочной основой деятельности будущего педагога, позволяют экономить время при самостоятельной работе, могут быть полезны и интересны студентам других предметных факультетов, молодым учителям и руководителям образовательных учреждений при организации работы с педагогическим персоналом.

Научный редактор – П.В. Лепин, профессор, к.г.н., ректор НГПУ
Рецензенты – Т.Л.Павлова, к. п.н., доц., зав. кафедрой педагогики НГПУ,

Н.Н. Журавлева, к.п.н., доц. кафедры управления образованием НГПУ

ISBN 5-85921-004-3 © Т.Л. Чепель, 1999

© Н.А.Ряписов, 1999

© А.Г.Ряписова, 1999
СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение.

  2. Программа психолого-педагогической практики на 3 курсе.

  3. Рекомендации по подготовке и проведению воспитательной работы:

  1. Условия воплощения идеи гуманизации в процессе воспитания школьников (методические рекомендации.

  2. Технология организации и осуществления воспитательных дел.

  1. Фестиваль.

  2. Вечер.

  3. Примеры воспитательных дел ко Дню защитника Отечества.

  1. Технология организации и осуществления коллективных творческих дел.

  1. Снежная сказка.

  2. Защита фантастических проектов.

  1. Технология организации и осуществления коллективных творческих игр.

  1. Шляпное сражение.

  2. Веселый экзамен или Азбука человеческих знаний.

  1. Рекомендации по составлению плана, конспекта, сценария воспитательного дела.

  1. Рекомендации по анализу воспитательного дела. Схема анализа.

  2. Рекомендации по психолого-педагогическому анализу урока.

  1. Схема наблюдения за взаимодействием учителя с учащимися на уроке.

  1. Самостоятельная исследовательская работа студента.

  1. Психолого-педагогическое изучение личности школьника.

  1. Диагностика уровня тревожности.

  2. Диагностика уровня агрессии.

  3. Диагностика уровня самооценки.

  4. Беседа как метод изучения личности школьника.

  5. Наблюдение как метод изучения личности школьника.

  6. Изучение ценностных ориентаций подростка.

  7. Другие методы изучения личности школьника.

  8. Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника.

  1. Изучение классного коллектива.

  1. Рекомендации по изучению ученического коллектива методами наблюдения, беседы, опроса.

  2. Исследование отношений между учащимися методом социометрии.

  1. Исследование психологической готовности студента к педагогической деятельности.

  1. Личная шкала проявления тревоги.

  2. Методика оценки агрессивности педагога.

  3. Методика оценки уровня конфликтности педагога.

  4. Методика изучения уровня коммуникативного контроля в общении.

  1. Дневник педпрактики.

  1. Список учащихся.

  2. Расписание уроков и звонков.

  3. Индивидуальный план работы студента.

  4. Ежедневник.

  5. Протокол урока.

  6. Психолого-педагогический анализ урока.

  7. Анализ воспитательного мероприятия.

  8. Конспекты или сценарии воспитательных мероприятий.

  9. Психолого-педагогический самоанализ мероприятий.

  1. Результаты самостоятельной исследовательской деятельности.

  1. Результаты тестирования школьника и выводы.

  2. Результаты бесед со школьником и классным руководителем.

  3. Результаты наблюдений.

  4. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника.

  5. Результаты изучения ученического коллектива.

  1. Наблюдение.

  2. Опрос учащихся.

  3. Беседа с классным руководителем.

  1. Социометрия.

  2. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.

  1. Исследование психологической готовности студента к педагогической деятельности.

  1. Результаты тестирования.

  2. Самохарактеристика.

  1. Общий отчет по психолого-педагогической практике студента 3 курса.

  2. Характеристика классного руководителя и оценка по психолого-педагогической практике.

  3. Итоговая оценка по психолого-педагогической практике.

  4. Список литературы.


Введение.
Пособие, которое вы держите в руках, создано преподавателями кафедры психологии и педагогики ЕГФ НГПУ, для того, чтобы помочь студенту подготовиться к эффективной педагогической деятельности в качестве учителя современной школы.

Становление профессионального учителя - длительный и сложный путь, важный отрезок которого будущий педагог должен и может пройти в ходе профессионального образования в вузе.

Великий отечественный психолог Л. С. Выготский утверждал, что педагог должен “вначале стать учителем, а уж потом словесником, математиком или географом”. Представленные в пособии материалы и должны помочь будущему учителю – предметнику вначале стать учителем – профессионалом, понимающим школьника, его проблемы, способным оценить условия развития и образования детей, сформулировать адекватные педагогические задачи и найти пути их решения, понять и оценить групповую динамику в классном коллективе, осознать собственные профессионально значимые проблемы, оценить свои успехи или неудачи.

Это только невнимательному постороннему наблюдателю кажется, что действия педагога “вне учебного предмета” просты, незатейливы, доступны каждому, а сложность представляют лишь предметные и дидактические аспекты урока. Но за внешней простотой и гармоничностью профессиональных взаимоотношений и взаимодействий учителя с детьми и их родителями, с коллегами и с самим собой стоит высокий профессионализм, отточенные и гибкие, осознанные и доведенные до автоматизма сложные педагогические умения: коммуникативные, организаторские, исследовательские, гностические, проектировочные, рефлексивные.

Чтобы овладеть ими в ходе изучения теоретических курсов психологии и педагогики необходимо видеть профессиональный контекст, задающий смысл теоретическим идеям и определяющий умения, без которых Учителем не стать. Этот контекст может задать только педагогическая практика.

Предлагаемое пособие задумано как ориентировочная основа действия для самостоятельной подготовки студента не в рамках отдельных курсов, а в контексте первой психолого - педагогической практики на 3 курсе. Именно это определяет структуру пособия, которое открывается Программой практики, а завершается Дневником студента 3 курса . Если между Программой и Дневником расположатся два года вашей осознанной и целеустремленной работы над собой в процессе выполнения предложенных заданий, то вы обретете первый педагогический успех.

Мы надеемся, что это поможет вам не только получить отличную оценку по педпрактике, но еще раз ,более обдуманно, выбрать педагогическую профессию как самый важный и интересный вид профессиональной деятельности.

2. П Р О Г Р А М М А

психолого-педагогической практики студентов 3 курса ЕГФ

(специальность: география-биология, гоеография-экономика, химия-экология, биология-химия, педагогика-валеология)

Основная цель психолого-педагогической практики - подготовка студентов к эффективному выполнению профессиональных задач и функций классного руководителя в современных социокультурных и социоэкономических условиях.

В процессе педагогической практики студенты осуществляют и осваивают разнообразные виды педагогической деятельности: управленческую, социально-педагогическую, практическую и научно-методическую.

Основные задачи первой педагогической практики студентов 3 курса определяются необходимостью формирования у студентов педуниверситета следующих специфических профессионально-педагогических умений:

1. Развитие умения проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать целостный педагогический процесс: отдельное воспитательное мероприятие, отдельный урок с общедидактических и психологических позиций, систему воспитательной работы в школе в целом.

  1. Формирование умения разрабатывать школьную документацию (план воспитательной работы, конспект и сценарий внеучебного мероприятия, психолого-педагогическую характеристику школьника и классного коллектива).

  2. Формирование умения осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей во внеучебной деятельности.

  3. Формирование умения оказывать социальную помощь и поддержку учащимся.

  4. Формирование умения осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности школьника, характера взаимоотношений в классе.

  5. Формирование умения организовывать опытно-экспериментальную и исследовательскую работу в сфере образования (выполнение практической части курсовой работы по психолого-педагогическим проблемам).

  1. Формирование умения осуществлять педагогическую рефлексию с использованием методик самодиагностики личности учителя (оценивать уровень профессиональной компетентности учителя-наставника, оценивать индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя-предметника, определять собственную психологическую готовность к педагогической деятельности и степень успешности осуществления).

При выполнении заданий следуйте методическим указаниям и используйте вспомогательные материалы, помещенные в данной тетради. Все задания являются обязательными, и отчет по каждому оценивается преподавателем психологии и педагогики.

Руководство психолого-педагогическими заданиями осуществляют преподаватели кафедры психологии и педагогики ЕГФ в виде групповых и индивидуальных консультаций, посещения и анализа уроков, внеучебных и других мероприятий.
Задания для студентов на период практики
1. Заведите и оформите тетрадь по педагогической практике. Укажите номер школы, район, адрес, телефон; фамилию, имя и отчество директора и зам.директора по воспитательной работе; фамилию, имя, отчество и квалификацию учителя; номер и букву класса, список всех учащихся, сведения об их расположении в классе, расписание уроков и звонков.

2. Ежедневно подробно описывайте ход педагогической практики, данные наблюдений за работой учителя-наставника и учащимися, анализируйте их и делайте выводы об эффективности методов, приемов, средств, форм воспитательной работы с учащимися, соотносите поставленные цели, задачи и полученные результаты, учитесь прогнозировать, проектировать развитие воспитательного процесса, составляя психолого-педагогические рекомендации и излагая собственное мнение о переживаемых фактах и явлениях школьной жизни.

3. Определите характерные особенности образовательного учреждения в котором проходит практика (лицей, гимназия, авторская школа, экспериментальная площадка и др.), как они преломляются в учебно-воспитательном процессе. Поинтересуйтесь традициями школы и концепцией ее развития. Проанализируйте дизайн и интерьер школы, соответствие гигиеническим, психологическим и эстетическим нормам.

4. Внимательно изучите систему внеучебной воспитательной работы, познакомьтесь с планом школы и учителя-наставника. Проведите анализ целесообразности постановки воспитательных целей и задач, соответствия им содержания, методов, средств и норм воспитательной работы, учет классным руководителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, соответствие современным принципам воспитания - гуманизации, ориентации на ценностные отношения, субъектности, принятия ребенка как ценность.

5. Составьте план воспитательной работы с учащимися на период педагогической практики и согласуйте его с учителем и групповым руководителем.

6. С первых же дней работы в школе активно осваивайте практическую и управленческую деятельности кл.руководителя, пытайтесь строить конструктивные и доброжелательные отношения с учащимися, основанные на совместном выполнении дел, значимых для детей, будьте внимательны к учащимся и сотрудникам школы. Принимайте участие в организации питания, проведения дежурств, перемен, экскурсий, походов, дискотек.

7. Организуйте педагогическое наблюдение за общением учителя-наставника с детьми на уроках, переменах, во внеучебное время. Осуществляйте наблюдение за стилем педагогического общения классного руководителя, по соответствующим признакам охарактеризуйте его как либеральный, демократичный или авторитарный. По возможности опишите конфликтную ситуацию, которую вы наблюдали между учителем и учеником или между учениками; укажите причину, повод, ход, развязку. Выясните, какие средства использует учитель для разрешения конфликтов.

8. В беседе с учителем выясните, какие личностные качества, особенности характера более всего помогают в общении с детьми; какие коммуникативные и организаторские умения учителя обеспечивают нормальное течение воспитательного процесса, соблюдение демократических и гуманистических принципов работы с детьми.

9. Проведите психолого-педагогический анализ воспитательного дела, проведенного учителем-наставником или студентом вашей группы по схеме в приложении.

10. В соответствии с интересами школьников и уровнем их знаний подготовьте и самостоятельно проведите не менее двух внеурочных воспитательных дел общекультурной направленности и по специальности обучения (одно из них – зачетное). Форму и содержание воспитательных дел согласуйте с учителем и групповым руководителем. Определите место данных воспитательных дел в системе классного руководителя, наметьте даты их проведения. Сформулируйте цели и задачи проведения конкретных внеурочных мероприятий. Выберите форму проведения в соответствии с целями. Подготовьте план предварительной подготовки учащихся к проведению данного вида деятельности по схеме.

Разработайте конспект для каждого внеурочного дела, обязательно обсудите его с учителем-наставником и групповым руководителем педагогической практики. Подготовьте все необходимые средства для успешного проведения запланированного. После проведения воспитательного дела проанализируйте результаты своей деятельности.

11. С целью формирования умения осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности школьников как основу личностно-ориентированного взаимодействия с ним и индивидуализации обучения, проведите глубокое изучение личности одного учащегося класса и напишите психолого-педагогическую характеристику. С этой целью используйте разнообразные методы: беседу, анкетирование, тестирование, педагогические наблюдения

12. С целью развития педагогической рефлексии и постановки задач по совершенствованию собственных педагогических умений научитесь объективно оценивать индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя-наставника, уровень и характер его профессиональной компетентности. Используйте предложенные материалы и дайте подробный анализ.

13. С целью формирования умения осуществлять педагогическую рефлексию, определите свои личностные особенности, склонности к педдеятельности, уровень развития профессионально значимых качеств и педагогических умений. Для самопознания целесообразно использовать комплекс различных методов исследования: теоретические и эмпирические, качественные и количественные методы, самонаблюдение, сравнительный анализ, анализ продуктов своей деятельности, тесты.

Обратите внимание на следующие компоненты педагогического мастерства: основы техники саморегуляции; мимическую и пантомическую выразительность; технику речи и качество голоса (сила, интонационная выразительность, темпо-ритм, тембр, эмоциональность, выносливость); развитие коммуникативных способностей; наблюдательность; владение убеждающим и внушающим воздействием. Оцените уровень своей личностной тревожности, готовности к нервному срыву, уровень конфликтности. Результаты самопознания дополняйте в период педагогической практики. В дальнейшем этот материал будет полезен для составления самоанализа педагогической деятельности.

14. С целью организации эффективной воспитательной работы тщательно изучите классный коллектив, характер взаимоотношений между учащимися и напишите психолого-педагогическую характеристику класса.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999 iconФилософское антиковедение и классическая традиция
М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б....

Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999 iconКоординационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования
Психология управления в современной россии: Теория, эмпирические исследования, практика

Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999 iconПлан методического сопровождения аттестации педагогических и руководящих...
Цель оказание психолого-педагогической помощи педагогическим работникам для подготовки и успешного прохождения аттестации

Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999 iconЕ. Ю. Мерзлякова человеко-машинное взаимодействие
Человеко-машинное взаимодействие: Лабораторный практикум / Сиб гос ун-т телекоммуникаций и информатики. – Новосибирск, 2015. – с

Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999 iconСистема медико-психолого-педагогического сопровождения детей от 1 года до 7 лет
Ействие специалистов, воспитателей и родителей, осуществляющих диагностическую, коррекционно-развивающую и лечебно-оздоровительную...

Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999 iconСистема медико-психолого-педагогического сопровождения детей от 1 года до 7 лет
Ействие специалистов, воспитателей и родителей, осуществляющих диагностическую, коррекционно-развивающую и лечебно-оздоровительную...

Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999 iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов Новосибирск...
Методические указания предназначены для самостоятельного оформления курсовых и дипломных проектов, выполняемых студентами специальности...

Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999 iconПлан сопровождения подготовки педагогических работников к предстоящей...
Цель – оказание психолого-педагогической помощи педагогическим работникам для подготовки и успешного прохождения аттестации, выявление...

Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999 iconМетодические рекомендации по организации и содержанию деятельности...
Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи...

Практикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999 iconПлан сопровождения подготовки педагогических работников к предстоящей...
Цель – оказание психолого-педагогической помощи педагогическим работникам для подготовки и успешного прохождения аттестации, выявление...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск