Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования


НазваниеКоординационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования
страница1/49
ТипРеферат
filling-form.ru > Туризм > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психология управления в современной россии: Теория, эмпирические исследования, практика
Материалы международной

научно-практической конференции

Тверь, 2010

Психология управления в современной России: теория, эмпирические исследования, практика: Материалы международной научно – практической конференции Тверского государственного университета. - Тверь: Твер. гос. ун-т; М.: Издательство Института психологии РАН, 2010. – с.

ISBN …. (ТвГУ)

ISBN 978-5-9770-0400-8 (МПСИ)
Редакционная коллегия:
Журавлев А.Л., член-корреспондент РАН, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор

Жалагина Т.А., доктор психологических наук, профессор

Лельчицкий И.Д., доктор педагогических наук, профессор

Короткина Е.Д., кандидат психологических наук, доцент
В сборнике представлены материалы, отражающие теоретические, эмпирические и прикладные исследования в области психологии управления.

Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, а также специалистов, интересующихся различными аспектами психологии управления в современных социокультурных условиях.

Материалы воспроизведены с авторских оригиналов, представленных в оргкомитет.
ISBN …. (ТвГУ)

ISBN 978-5-9770-0400-8 (МПСИ)

 

© Тверской государственный университет


Введение
Психология управления в нашей стране в последнее десятилетие развивается быстрыми темпами. Одна их главных причин этого – потребность в разработке и внедрении инновационных управленческих технологий, систематизации современных подходов к управленческому консультированию, в поиске новых методов сопровождения организационных изменений. Актуальность развития психологии управления определяется также потребностью в проведении и обобщении результатов исследований процессов управления в условиях реформируемой экономики, которые бы адекватно отражали особенности современного российского менеджмента.

Несмотря на сложности, связанные с социальными и экономическими трансформациями, психология управления как научная отрасль очень востребована, причем особенно активно в сфере психологического образования и профессиональной подготовки менеджеров, экономистов, социологов и других специалистов.

В таком контексте особое значение приобретает научно-практическая конференция, материалы которой представлены в настоящем сборнике.

Содержание материалов конференции отражает теоретико-методологические основания современной психологии управления, а также психологические аспекты системы управления персоналом, организационного поведения, организационной культуры, карьеры, личности и деятельности современного руководителя. В представленных материалах обсуждаются результаты эмпирических исследований в проблемном поле психологии управления, организационной психологии и психологии труда: гендерные аспекты управленческой и исполнительской деятельности, проблемы социальной ответственности бизнес-организаций, психологический контракт в организации, диагностика организационного стресса, приверженность персонала организации и т.д.

Также опубликованы материалы, раскрывающие интересы участников конференции в области анализа личности и деятельности всех субъектов профессионально-образовательного процесса, психолого-педагогических аспектов применения компетентностного подхода в профессиональном образовании, а также особенностей взаимодействия в системе « профессиональное образование – организация».


Редакционная коллегия
Теоретико-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.

пРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ИССЛЕДОВАНИЙ: СООТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

УПРАВЛЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

А.Л. Журавлев

доктор психологических наук, профессор,

член-корр. РАН, член-корр. РАО

Т.А. Нестик

кандидат философских наук

(г. Москва)
Рост темпа изменений и неопределенности среды в современном обществе, особенно в бизнесе, требует от трудовых групп способности эффективно работать над сложными задачами, в условиях кризиса, неполной информации, постоянного дефицита времени и недостатка других ресурсов. В отечественной психологии труда совокупности таких условий принято называть «трудными», «напряженными», «стрессовыми» или «экстремальными». При этом основное внимание российских исследователей сосредоточено на проблемах надежности или стрессоустойчивости индивидуальной профессиональной деятельности.

Необходимость предприятий гибко реагировать на требования конкурентной среды привела к тому, что управление практически повсеместно стало основываться на использовании в качестве основной единицы управления не отдельных работников, а управленческих и проектных команд. В этой связи возрастает потребность в новых теоретических подходах к исследованию такого рода трудовых групп как коллективных субъектов. (Журавлев, 2005).

Нарастание скорости изменений организационной среды привело к тому, что гибкость превратилась из качества организационной структуры в свойство непрерывного организационного процесса: произошел переход от управления организациями к управлению организационным процессом, или организовыванием (Эйзенхарт, Браун, 2006). Сам менеджмент стал пониматься прежде всего как управление изменениями, а основные усилия руководителей перенесены с вертикальных на горизонтальные взаимодействия.

Цель данной работы – выполнить анализ основных проблем управления совместной деятельностью в условиях неопределенности, которые все еще остаются недостаточно разработанными в современной психологии управления, а также наметить наиболее перспективные направления дальнейших исследований в этой проблемной области.

Особенности совместной деятельности в условиях дефицита времени. В условиях дефицита времени активность группы сдвигается с поддержания отношений на выполнение задачи, возрастает количество сделанного, тогда как качество снижается. Цейтнот может улучшить качество и скорость решения при верном изначальном подходе или ухудшить их - при изначально ошибочном подходе. Группа все больше внимания уделяет информации, подтверждающей или не подтверждающей изначально принятую позицию, тогда как нейтральная информация все меньше принимается к рассмотрению. При этом нормативная конформность в группе возрастает, группа легче приходит к соглашению (Kelly, Karau, 1999). Как и отдельный человек, группа может приспособиться к деятельности в условиях высокого стресса, однако ее эффективность снижается, если уровень стресса продолжает расти.

Были предприняты попытки выявить, каким образом группа распределяет время в условиях его дефицита, а также выявить оптимальные стратегии внутригруппового взаимодействия в условиях цейтнота. Оказалось, что одним из факторов успешности работы команды в таких условиях является вера ее членов в то, что команда способна справиться с задачей за более короткие сроки и без потери качества (Gevers et al., 2001).

Как известно, дефицит времени может негативно влиять на надежность работы группы и качество принимаемых групповых решений (Дьяченко и др., 1985; Kruglanski, Webster, 1996). В экстремальных ситуациях становится одинаково вероятной как очень высокая результативность совместной деятельности, так и очень низкая (Сарычев, 2008). Стресс повышает потребность членов группы в определенности, в простых решениях. Возрастает стремление к единству мнений и предпочтений, усиливается групповое давление и повышается конформность. Если члены группы совместно уже выработали очень устойчивые предпочтения, то стресс приводит к их еще большему фиксированию, и тем самым - к снижению психологической готовности соглашаться с другими мнениями. Возрастает и влияние лидеров на установление правил коммуникации. В целом, стресс приводит к «зашориванию (ограничению) группового разума», то есть отторжению непопулярных в группе точек зрения, ориентации на авторитарное лидерство и уже сложившиеся групповые нормы (Kerr, Tindale, 2004).

Как показывает исследование Л. Перлоу, заключавшееся в 6-месячном включенном наблюдении за разработчиками программного обеспечения, коллективные нормы организации времени могут поддерживать постоянную его нехватку и «авральный менталитет» (Perlow, 1999).

Результаты исследования Л. Перлоу свидетельствуют о том, что дефицит времени является не только внешним фактором групповой динамики, независящим от участников совместной деятельности, но и социально конструируется, воспроизводится групповыми нормами и представлениями, т.е. является и внутренним фактором.

Чрезвычайно перспективным в этой связи является построение психологической типологии восприятия и оценки, переживания и организации времени малыми группами, функционирующими в напряженных условиях деятельности. Логично предположить, что основаниями такой типологии должны стать не только объективная производительность, устойчивость, надежность группы, но и представления участников совместной деятельности о роли времени в жизни группы и их отношение к времени.

Видение руководителями будущего своей организации. В условиях роста неопределенности и ускорения изменений все более важным для управления совместной деятельностью становится умение руководителя формировать свое видение будущего и ярко описывать его, создавать «картину» для своих сторонников и последователей, способность предвидеть развитие ситуации и действовать на опережение.

Впервые термин «видение» как обозначение образа будущего появляется в конце 1960-х гг. в зарубежной литературе, посвященной теориям управления и лидерства. Видению отводится центральное место в большинстве современных теорий лидерства. Вероятно, что феномен управленческого видения можно рассматривать как один из видов социального прогнозирования, предвидения, антиципации в структуре индивидуальной и совместной деятельности (Ломов, Сурков, 1980; Регуш, 2003 и др.). Лидерское видение можно трактовать как опережающий образ совместной жизнедеятельности организации в воображении руководителя, включающий в себя представления о долгосрочной цели совместной деятельности, прогноз развития организации, а также характеристики его идеальных «Я» и «Мы». Наиболее важную роль в формировании лидерского видения играют два психологических процесса: целеполагание и самоидентификация.

Согласно П. Томс и Д. Гринбергеру, лидерское видение входит в число так называемых «темпоральных компетенций», связанных с управлением представлениями сотрудников о прошлом, настоящем и будущем (Thoms, Greenberger, 1995). По их мнению, оно включает в себя следующие основные компоненты: 1) сжатие времени – способность приближать прошлое и будущее к субъективному настоящему команды и внешних заинтересованных сторон общего проекта; 2) формирование образа будущего – способность постоянно удерживать и корректировать в воображении картину конечного результата проекта, создавать будущее в воображении команды; 3) способность дробить будущее проекта на небольшие, связанные друг с другом и более управляемые части; 4) полихронность – способность одновременно думать и рассуждать о разных делах, отслеживать параллельно идущие процессы, взаимно увязывать их в разные по масштабу циклы, а также разные их стадии; 5) интуитивное предвидение будущего с опорой на отрефлексированный опыт прошлого; 6) подытоживание прошлого – способность резюмировать и оценивать сделанное командой, выделять из истории проекта или организации возможности для будущего. При управлении совместной деятельностью руководитель сталкивается с задачами, которые требуют разных компетенций и различной настройки в восприятии и оценке, переживании и организации времени.

Как показывают исследования, потребность в лидерском видении возрастает во время интенсивных изменений, повышения неопределенности и коллективных рисков (Bligh et al., 2004).

Видение будущего лидером тесно связано с его способностью анализировать прошлое – собственное, своей команды и организации в целом. Согласно Дж. Кузесу и Б. Познеру, отношение лидера к своему прошлому лежит в основании видения будущего (Kouzes, Posner, 2009). Косвенно эту точку зрения подтверждает также эксперимент, проведенный О. Эль Сови среди исполнительных директоров (CEO) компаний, работающих в сфере информационных технологий (El Sawy, 1983). Одним участникам эксперимента предлагалось сначала вспомнить события из прошлого, а затем представить события, относящиеся к предполагаемому ими будущему. Другим исполнительным директорам предлагалось, наоборот, сначала представить себе будущее, а затем вернуться к событиям прошлого. Каждый испытуемый должен был отнести названные им события к какому-то определенному времени в прошлом или будущем. Оказалось, что исполнительные директора, которые сначала думали о прошлом, были склонны описывать события в среднем на 4 года более отдаленного будущего, чем те директора, которые сначала думали о будущем, а затем о прошлом. Напротив, размышления о событиях будущего не сказывались на глубине ретроспективы. Анализ прошлого своей компании увеличивает протяженность временной перспективы, однако такой анализ большинство руководителей проводит крайне редко, ссылаясь на свою загруженность более важными задачами, а чаще всего - на отсутствие времени.

Большое теоретическое и практическое значение имеет решение проблемы соотношения индивидуально-личностных, групповых и организационных факторов формирования лидерского видения. Открытым вопросом оказывается взаимосвязь между характеристиками видения и предпочитаемыми лидером стилями руководства, нуждаются также в дальнейшем изучении взаимосвязи временной перспективы руководителя и представлений сотрудников о будущем своего коллектива. Наконец, эмпирически недостаточно изучено влияние социально-психологических характеристик руководителя на содержание его образа будущего своей организации (инновационность или консервативность, большая или меньшая представленность в образе будущего тех или иных элементов организации и т.п.).

Управленческая интуиция как фактор совместной трудовой деятельности. Одним из важнейших условий проявления способности руководителя и группы к успешному действию при высокой неопределенности является их доверие собственной интуиции. Не случайно в последние пятнадцать лет роль интуиции в управленческой деятельности стала одной из наиболее популярных тем в современной организационной психологии. Несмотря на большое количество работ в этой области, общепринятого определения интуиции до сих пор не сложилось.

Согласно одному из определений, интуиция – это процесс неосознаваемой, целостной переработки информации, в ходе которого суждения выносятся на основании правил и знаний, которые остаются недоступными рассудку и кажутся истинными, несмотря на то, что человек не может их обосновать (Shapiro, Spence, 1997).

Роль интуиции в управлении современными организациями растет вместе с уровнем неопределенности и дефицитом времени. Так, например, 80% компаний, прибыль которых удвоилась за последние 5 лет, возглавляются менеджерами с хорошо развитыми интуитивными способностями. Среди менеджеров высшего и среднего уровней 54% опираются на интуицию при принятии решений (Parikh et al., 1994). Не менее 25% руководителей характеризуются интуитивным стилем принятия решений (Andersen, 2000). Исследования показывают, что опора на интуицию при принятии решений прямо коррелирует с управленческим уровнем, то есть топ-менеджеры используют интуицию чаще, чем руководители низовых уровней и рядовые работники, а предприниматели – чаще, чем их наемные менеджеры (Allinson, 2000). Наиболее существенную роль интуитивное принятие решений играет в тех случаях, когда развитие ситуации предсказуемо с трудом или совсем не предсказуемо.

Факторы эффективности интуитивного принятия решений можно объединить в две основные категории: одни из них связаны с объективными особенностями решаемой задачи, а другие – с особенностями представлений руководителя о сложившейся ситуации.

Как показало поисковое исследование, проведенное Т.А. Нестиком среди топ-менеджеров российских компаний (собственников, генеральных директоров и их заместителей), руководители считают оправданным полагаться на интуицию в следующих случаях: при решении нестандартных задач (34% ответов), при принятии долгосрочных стратегических решений (24%), в кадровых вопросах (21%), а также в случаях, когда требуется быстрое решение (11%), в условиях минимального риска (8%) или когда разные логические доводы равносильны (5%).

Среди способов развития интуитивных способностей трудовой группы и даже организации в целом можно выделить включение интуиции в корпоративную модель управленческих компетенций; активное распространение историй о ситуациях, в которых интуиция помогла команде решить проблему; поддержку и развитие горизонтальных коммуникаций, позволяющих сотрудникам обмениваться интуитивными предположениями с коллегами из других подразделений и даже с клиентами; поддержание позитивного эмоционально-психологического климата в коллективе; стимулирование инноваций, поощрение совместного поиска образа будущего через разработку командного видения и др.

Наиболее перспективным направлением исследований интуиции в области психологии управления является, на наш взгляд, ее изучение как группового феномена. Примерами такого явления могут быть коллективные озарения, а также взаимное предвосхищение членами команды действий друг друга. Представляется эвристичным в этой связи обращение к таким понятиям как «коллективный разум» (К.Вик), «трансакционная память» (М. Вигнер, Р. Мореленд), «групповые когниции» (М. Хогг, Р. Тиндейл), «командные ментальные модели» (В. Хинсч, Л. Томсон), групповой «ментальный опыт» (М.А. Холодная) и т.п. Именно такой подход позволил бы выделить специфику групповых интуитивных процессов, которые не сводимы к индивидуальному интуитивному принятию решений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Похожие:

Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования iconПрактикум по психолого-педагогическим курсам Новосибирск 1999
П 69 Практикум по психолого – педагогическим курсам: Учебное пособие для студентов – Новосибирск: Изд. Нгпу, 1999. с

Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования iconРешение об отчислении студентов из академии принимает ректор академии,...
Российской Федерации в другое, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от...

Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования iconЗаместителям Мэра Шелеховского муниципального района Руководителям структурных подразделений
Для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных, научных и других организаций...

Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования iconИнструкция по заполнению Заявления о вступлении в Родную Партию Вступить...
Федеральный координационный совет Родной Партии на собрании 23 февраля 2013 г принял образец бланка Заявления о вступлении в Родную...

Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования iconАнкета «Оценка напряженности»
Н. К. Смирнов, кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления...

Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования iconОтчет о работе Исполкома рсс за 2014 год
Совета рсс, Координационного совета по информатизации (Координационный совет), решений Совета глав государств и Совета глав правительств...

Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования iconПриказ
Федерации от 20. 09. 2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», методическими рекомендациями...

Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования iconПравила подготовки к диагностическим исследованиям Правила подготовки...
Не менее 8 часов и не более 14 часов голода, вода — в обычном режиме, накануне избегать пищевых перегрузок, грудным детям не следует...

Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования iconПлан методического сопровождения аттестации педагогических и руководящих...
Цель оказание психолого-педагогической помощи педагогическим работникам для подготовки и успешного прохождения аттестации

Координационный совет по психолого-педагогическим исследованиям российской академии образования iconПодготовка пациентов к эндоскопическим исследованиям
На данном практическом занятии изучается материал, имеющий большое значение для обеспечения качественной подготовки пациента к эндоскопическим...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск