Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы


Скачать 492.86 Kb.
НазваниеПрограмма рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы
страница1/3
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56»

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю

заседании методического с научно-методическом советом Директор школы

объединения учителей естественно- Протокол № ___ от «___» ____ 2014г.

географического цикла Руководитель научно методического совета _______________

Протокол № ___ от «___» ____ 2014г. ________________________ А.Н.Зубарева Л.Л.Тамбовцева

Руководитель методического

объединения

________________ Л.С.Корсакова



Рабочая программа

ПО БИОЛОГИИ

для 10 класса, профильный уровень

на 2014-2015 учебный год

Разработчик программы

Кузнецова Надежда Петровна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии утвержденного Приказом МО РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

Федеральный базисный учебный план, утвержденный Приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень);

Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица.

Программа составлена на 102 часа в соответствии с учебным планом школы (15 лабораторных и практических работ) и рассчитана на один год обучения. Содержание программы направлено на освоение обучающимися профильного уровня. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по биологии, авторской программы О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы, работающей на созданием комплексной программы психолого-педагогического сопровождения развития личности обучающегося в адаптивной школе.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у обучающихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Содержание курса биологии на профильном уровне призвано обеспечить обучающимся достаточную базу для продолжения образования в вузе, сформировать навыки поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

В данной программе нашли отражение цели и задачиизучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

- освоение знанийоб основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся частью современной ЕНКМ, о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера), об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, о методах научного познания;

- овладение умениямихарактеризовать современные научные открытия в области биологии, устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; самостоятельно проводить наблюдения и исследования, находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, проведения экспериментальных исследований, моделирования биологических объектов и процессов;

- воспитаниеубеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к своему здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретённых знаний и умений в повседневнойжизнидля оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью, выработка навыков экологической культуры, правил поведения в природе.

В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата). Исследование элементов причинно–следственного и структурно – функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно – исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос « Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Информационно - коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, график, диаграмма), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Владение навыками редактирования, текста, создание собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Владение основными видами публичных выступлений.

Рефлексивная деятельность

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Обучающиеся обладают достаточно хорошо сформированным произвольным вниманием, что дает возможность широко использовать такие методы как лекции,семинары, зачеты, конференции, выступления с докладами.

В проблемных лекциях, которые сочетаются с беседой, наблюдением, практической работой, внимание обучающихся сосредотачивается на главных противоречиях научного познания, активизируется их познавательная деятельность, повышается интеллектуальная нагрузка. Кроме того, конспектирование лекций готовит обучающихся к обучению в ВУЗах и сети политехнического образования. Для оценки достиженийобучающихся используется следующие виды контроля: стартовый, текущий, итоговый; формы: собеседование, самостоятельная работа, реферат, защита работы, зачет, тестирование и др.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб.для общеобразоват. организаций: профил. уровень: в 2 ч., ч.1 / (П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц и др.); под ред.В. К.Шумного и Г.М.Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 11-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(102 ч, 3 ч в неделю)
Введение (2 ч)

Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологических систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы.
Раздел I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (56 ч)

Тема 1. Молекулы и клетки (12 ч)

Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.

Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков

Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.АТФ, макроэргические связи.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: элементный состав клетки, строение молекул воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная модель молекулы ДНК.

Тема 2. Клеточные структуры и их функции (10 ч)

Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазматической мембраны, строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Динамическое пособие «Строение клетки».

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (8 ч)

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы

Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемосинтеза. Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (14 ч)

Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.

Генетический код и его свойства.Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.

Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.

Генная инженерия.Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: процесс репликации; генетический код; биосинтез белка; регуляцию транскрипции упрокариот; строение вируса; строение хромосомы. Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (12 ч)

Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.

Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.

Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.

Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез.

Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; стадии развития зародыша позвоночного животного; постэмбриональное развитие. Динамические пособия «Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных».
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИНАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ(46 ч)

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (14 ч)

Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности.Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.

Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.

Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.

Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; перекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное наследование; взаимодействие генов. Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание».

  1   2   3

Похожие:

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы iconПрограмма рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании...

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы iconОсновная образовательная программа основного общего образования муниципального...
Принята на Согласована на Утверждена заседании педагогического заседании управляющего директором школы совета школы совета школы

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы iconРабочая программа учебной дисциплины «Русский язык»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы iconРабочая программа дисциплины
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы iconПрограмма рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета...
Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2» августа 2013 г. №746 Зарегистрировано...

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы iconРабочая программа по иностранному языку для 10 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей иностранного языка

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы iconРабочая программа дисциплины «Финансовый контроль»
Программа рассмотрена на заседании кафедры государственного и муниципального права

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы iconПрограмма развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования рассмотрена на заседании Управляющего совета школы и утверждена решением...

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы iconПедагогическая практика учебная программа и методические рекомендации...
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «15» июня 2012 г., протокол №10

Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы iconПедагогическая практика учебная программа и методические рекомендации...
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «15» июня 2012 г., протокол №10

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск