Скачать 328.29 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 56» Программа рассмотрена на Программа согласована Утверждаю заседании методического с научно-методическом советом Директор школы объединения учителей естественно- Протокол № ___ от «___» ____ 2015г. географического цикла Руководитель научно методического совета _______________ Протокол № ___ от «___» ____ 2015г. ________________________ А.Н.Зубарева Л.Л.Тамбовцева Руководитель методического объединения ________________ Л.С.Корсакова Рабочая программа ПО БИОЛОГИИ для 11 класса, базовый уровень на 2015-2016 учебный год Разработчик программы Кузнецова Надежда Петровна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии утвержденного Приказом МО РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»; Федеральный базисный учебный план, утвержденный Приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Примерная программа среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень); Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника,Биология 5 – 11 классы, Москва «Дрофа» 2010 г. Автор – составитель- Г.М. Пальдяева, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся Программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы (10 лабораторных и практических работ) и рассчитана один учебный год. Содержание программы направлено на освоение обучающимися базового уровня. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по билогии, авторской программы В.В. Пасечника. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы, работающей на созданием комплексной программы психолого- педагогического сопровождения развития личности обучающегося в адаптивной школе. Обучение биологиив старшей школе направлено на достижение следующих целей: •Освоение базовых знанийо биологических системах и присущих им закономерностях; о роли биологической науки в формировании научной картины мира; о методах научного познания; •Овладение умениямиприменять знания и анализировать процессы и явления живой природы; использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; •Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации и в процессе изучения развития современных научных взглядов; •Воспитаниеэкологической, генетической и гигиенической грамотности; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; •Овладениерядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. Курс включает следующие разделы: IВид; IIЭкосистемы. Содержание, структура данной программы соответствует структуре содержания типовой (авторской) программы.Планирование составлено из расчета 2 часа в неделю, т.к. на биологию выделен дополнительный час из школьного компонента. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у обучающихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровней организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях. Основу отбора содержания составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Познавательная деятельность. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата). Исследование элементов причинно–следственного и структурно – функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос « Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов. Информационно - коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, график, диаграмма), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Владение навыками редактирования, текста, создание собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Владение основными видами публичных выступлений. Рефлексивная деятельность Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований. Осознание своей национальной, социальной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности Обучающиеся обладают достаточно хорошо сформированным произвольным вниманием, что дает возможность широко использовать такие методы как лекции,семинары, зачеты, конференции, выступления с докладами. В проблемных лекциях, которые сочетаются с беседой, наблюдением, практической работой, внимание обучающихся сосредотачивается на главных противоречиях научного познания, активизируется их познавательная деятельность, повышается интеллектуальная нагрузка. Кроме того, конспектирование лекций готовит учащихся к обучению в ВУЗах и сети политехнического образования. Для оценки достиженийобучающихся используется следующие виды контроля: стартовый, текущий, итоговый; формы: собеседование, самостоятельная работа, реферат, защита работы, зачет, тестирование и др. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта, созданного под руководством В.В.Пасечника. • Программа среднего общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень. Автор В.В. Пасечник. (Биология.5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009) • Общая биология. 10 -11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник./ – М.: Дрофа. 2012 • Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А.Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛ 1. Вид (38 часов) Тема1.История эволюционных идей(4 часа) История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Тема2.Современное эволюционное учение (18 часов) Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Тема 3.Происхождение жизни на Земле(4 часа) Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Тема 4.Происхождение человека(10 часа) Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. • Лабораторные и практические работы 1. Описание особей вида по морфологическому критерию. 2. Выявление изменчивости у особей одного вида. 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. 4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. 5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. РАЗДЕЛ 2. Экосистемы(30 часов) Тема 5.Экологические факторы(8 часов) Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Тема 6.Структура экосистем(12 часов) Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества — агроэкосистемы. Тема 7.Биосфера — глобальная экосистема(4 часа) Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Тема 8.Биосфера и человек(8 часов) Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. • Лабораторные и практические работы 6. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 8. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. 9. Решение экологических задач. 10. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ Обучающиеся должны знать/понимать: •основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина; учение В. И. Вернадского о биосфере •строение биологических объектов: вида и экосистем (структура); •сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; •вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; •биологическую терминологию и символику. Уметь: •объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; •решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); •описывать особей видов по морфологическому критерию; •выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; •сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения; •анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; •изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; •находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания иумения в практической деятельности иповседневной жизни КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик:
Оценка "3" ставится, если ученик:
Оценка "2" ставится, если ученик:
значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы. Оценка «5» ставится, если ученик:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка «2» ставится, если ученик:
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы. Оценка «5» ставится, если:
Оценка «4» ставится, если ученик:
Оценка «3» ставится, если ученик:
Оценка "2" ставится, если ученик:
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Список обязательной литературы: 1. Учебник «Общая биология». 10-11 класс. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 6-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2012 . Список дополнительной литературы: 1. . Биология: Большой справочник для школьников поступающих в ВУЗы. А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. 2-е изд. – М.: «Дрофа», 1999 2. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова, Т.А. Козлова. Биология: Общие закономерности: Книга для учителя – М.: Изд. дом «Генжер», 1999. 3. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. В 3-х томах. Под ред. Р. Сопера. М.: «Мир», 1993. 4. О.Г. Машанова, В.В. Евстафьев. Учебно-методическое пособие по биологии. Основы цитологии. Размножение и развитие организмов. Генетика. Селекция. М.: «Московский лицей», 1997. 5.Петунин О.В. Уроки биологии в 11-м классе. Развернутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. Инернет-ресурсы - bioword.narod.ru/Биологический словарь. - bril2002.narod.ru - Биология для школьников. Краткая информ. по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек. - en.edu.ru/Естественнонаучный образовательный портал - nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников. - college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю. - fipi.ru ФИПИ Открытый банк заданий ЕГЭ - http://www.informilka.ru/text/database/biology/ Биология, обучающая энциклопедия - http://vschool.km.ru/Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (биология 6-11) - http://pedsovet.alledu.ru/ Всероссийский августовский педсовет - http://www.1september.ru/ru/ Газета «Первое сентября» - http://learnbiology.narod.ru Изучаем биологию - http://edu.tsu.ru/ Образовательный портал ТГУ - http://www.scientific.ru/ Общенаучный сайт с разнообразной информацией. - http://promeco.hl.ru/ Промышленная экология - http://mglinets.narod.ru/ Развитие, биология, генетика. - http://www.dinos Развитие жизни на Земле - http://www.panda.org/ Всемирный фонд дикой природы (WWFInternational) - http://www.greenpeace.org/ Greenpeace - http://www.greenpeace.ru/ Greenpeace России - http://www.conservation.org/ Conservation International - http://nre.edu.ru/est/r4/ Биологическая картина мира - www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm Редкие и исчезающие животные России - www.biodan.narod.ru БиоДан. Новости биологии– авторский сайт, на котором собрана интересная и полезная для учителя научная информация, по некоторым разделам биологии: ботанике, зоологии, генетике, антропологии. |
Принята на Согласована на Утверждена заседании педагогического заседании управляющего директором школы совета школы совета школы | |||
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании учебно-методического совета факультета лингвистики и словесности | ||
Повар, кондитер, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2» августа 2013 г. №746 Зарегистрировано... | Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей иностранного языка | ||
Программа рассмотрена на заседании кафедры государственного и муниципального права | Основная образовательная программа основного общего образования рассмотрена на заседании Управляющего совета школы и утверждена решением... | ||
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «15» июня 2012 г., протокол №10 | Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «15» июня 2012 г., протокол №10 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |