Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
_________________________________________________________________ УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УМР
_________________
/Л. П. Филатова/
«___»_______2012 г.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
учебная программа и методические рекомендации
Основная образовательная программа подготовки бакалавров
по направлению 0507062 «Педагогика»
Профиль: «Детская практическая психология»

Нижний Тагил
2012
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «15» июня 2012 г., протокол № 10 Заведующий кафедрой ВПиП Л.Н. Овчинникова
Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Института психолого-педагогического образования НТГСПА «22» июня 2012 г., протокол № 10. Директор ИППО М.В. Ломаева
Составитель:
Колупаева Н.И., к.п.н., доцент кафедры возрастной педагогики и психологии
Содержание
Пояснительная записка 4
качество выполненных заданий; 8
уровень и глубина анализа психолого-педагогической деятельности, обоснованность содержательной части работы (оценивается не формальная констатация фактов, а их логичность, доказательность, обоснованность); 8
наличие и качество обобщенных материалов по проводимым исследованиям (программы, конспекты, диагностический инструментарий должны быть представлены в виде приложений); 8
отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность); 9
проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества; 9
умение реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, коллегами и родителями; 9
качество оформления отчетной документации; 9
своевременность предоставления отчетной документации руководителю практики. 9
1.Педагогический дневник с материалами выполненных заданий. 9
2.Методические материалы для работы с детьми, коллегами, родителями (в зависимости от заданий педагогической практики). 9
3.Результаты исследований по психологии. 9
4.Бланк-отчет практики, заверенный руководителем образовательного учреждения, на базе которого проходила практика и включающий рефлексию педагогической практики. 9
План и содержание педагогической практики 11
Педагогическая практика 15
Требования к уровню освоения и критерии оценки педагогической практики студентов 20
Пояснительная записка В последнее время значительно увеличилось число детей дошкольного и младшего школьного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. Особую значимость в системе организации коррекционно-развивающей помощи приобретает деятельность педагога-психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье, группе детского сада, классе и т.д.
Для практического психолога, работающего в системе образования, так же, как и для педагога, очень важно иметь четкие представления о профессии педагога, о детях, родителях, администрации образовательного учреждения, об особенностях их взаимодействия и взаимовлияния вообще и в конкретном учреждении в частности. Эти представления не являются чем-то однозначным, раз и навсегда сложившимися. Совсем наоборот: они подвижны и изменчивы. В процессе профессионального становления и совершенствования изменяются знания, чувства и отношения человека, а значит и его представления об окружающем мире, о людях, о профессии и о самом себе. Психолого-педагогическая практика студентов является одним из этапов формирования этих представлений. Она направлена на решение задач повышения психолого-педагогической компетенции будущих педагогов-психологов в образовательных учреждениях различных видов и формирования у них качеств, профессионально значимых для деятельности практического психолога.
Цель практики: формирование профессиональной готовности студентов к работе педагогом-психологом, овладение видами профессиональной деятельности.
Задачи практики:
углубление и совершенствование теоретических знаний в области педагогики и психологии, и установление их связи с практической деятельностью;
развитие личностных качеств, необходимых педагогу-психологу в его профессиональной деятельности;
формирование профессиональных умений и навыков: коммуникативных, организаторских, диагностических, проектировочных, дидактических, аналитических;
развитие у студентов педагогической рефлексии и потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Принципы построения программы
Основными принципами построения программы педагогической практики являются:
принцип единства теоретической подготовки и практической деятельности студентов; предлагаемые задания по педагогической практике не только отражают содержание теоретической подготовки студентов, но и направлены на ее углубление и расширение, формирование и совершенствование конкретного комплекса педагогических умений;
принцип деятельностного подхода; он находит отражение в характере профессионально-деятельностных заданий;
принцип систематичности и преемственности, обеспечивающий взаимопереход и взаимообусловленность всех видов практик между собой, усложнение их содержания и методов проведения по годам обучения;
принцип развития, определяющий становление личности будущего педагога-психолога как субъекта профессиональной деятельности;
соответствие содержания и организации практики требованиям, предъявляемым к выпускникам, обучающимся по профилю «Детский практический психолог».
Обязанности руководителей практики
Руководство педагогической практикой осуществляется руководителем практики ИППО, преподавателями-методистами, психологом. В образовательном учреждении практикой руководят групповые руководители (специалисты, работающие в образовательном учреждении).
Руководитель практики:
обеспечивает четкую организацию и планирование всех видов практики,
подбирает базовые учреждения для практики;
проводит совещание по организации и проведению практики с групповыми руководителями образовательных учреждений;
организует совместную работу кафедр по руководству педагогической практикой;
готовит и проводит установочную и итоговую конференции по практике;
систематически контролирует выполнение программы практики, графика ее проведения, принимает конкретные меры по устранению недостатков в ее организации, консультирует студентов по вопросам выполнения программы практики;
контролирует оформление отчетной документации по практике (ведомости по оплате специалистов, привлекаемых при проведении педагогической практики, отчеты преподавателей-методистов и др.);
оценивает работу студента-практиканта;
составляет отчет по итогам прохождения практики;
обобщает опыт практики, вносит предложения по ее совершенствованию.
Преподаватель-методист:
участвует в установочной конференции;
проводит консультации в соответствии с содержанием программы практики (не реже одного раза в неделю);
присутствует на открытых занятиях, консультациях, мероприятиях, проводимых студентами;
проверяет и оценивает дневники студентов по практике;
помогает студентам подготовить выступления и творческие материалы (газеты, методические разработки и др.) к итоговой конференции; участвует в ней;
составляет отчет по практике закрепленных за ним студентов и представляет его руководителю практики.
Сотрудник(и) учреждений (групповые руководители практики на местах):
создает условия для проведения практики;
проводит организационный семинар со студентами, где уточняются: списки студентов, сроки проведения практики, консультационные и выходные дни, ежедневный рабочий режим каждого студента;
знакомит студентов со специалистами учреждения, на базе которого проходит практика;
корректирует индивидуальный план работы каждого студента в зависимости от специфики учреждения;
оказывает помощь студентам в подготовке и проведении занятий, консультаций, мероприятий, бесед;
проводит со студентами консультации по всем вопросам, возникающим в ходе практики;
обеспечивает студентов методическими материалами, документацией, литературой, имеющейся в учреждении, и др. при подготовке и выполнении ими заданий практики;
присутствует на занятиях, консультациях и других мероприятиях, проводимых студентом, анализирует и оценивает их;
помогает студентам выбрать тему и подобрать материал для выступления на итоговой конференции;
составляет отзыв на каждого студента;
принимает участие в итоговой конференции.
Психолог:
принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;
консультирует студентов по вопросам изучения ребенка (детского коллектива), выбора различных диагностических методик, их проведения и анализа;
оказывает помощь студентам в составлении психолого-педагогической характеристики детского коллектива или отдельного ребенка, проверяет и оценивает ее;
участвует в итоговой оценке педагогической практики студентов.
В период учебно-исследовательской практики целесообразно в каждой подгруппе студентов назначить помощника руководителя практики (из числа студентов), который помогает при составлении графика практики, информирует руководителя практики о ходе практики, о недостатках ее организации, возможных изменениях; дополнительно информирует по вопросам организации практики студентов из подгруппы; следит за посещением студентов и своевременным предоставлением студентами подгруппы отчетной документации.
Основные критерии оценки практики студентов:
качество выполненных заданий;
уровень и глубина анализа психолого-педагогической деятельности, обоснованность содержательной части работы (оценивается не формальная констатация фактов, а их логичность, доказательность, обоснованность);
наличие и качество обобщенных материалов по проводимым исследованиям (программы, конспекты, диагностический инструментарий должны быть представлены в виде приложений);
отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);
проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества;
умение реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, коллегами и родителями;
качество оформления отчетной документации;
своевременность предоставления отчетной документации руководителю практики.
Отчетная документация:
Педагогический дневник с материалами выполненных заданий.
Методические материалы для работы с детьми, коллегами, родителями (в зависимости от заданий педагогической практики).
Результаты исследований по психологии.
Бланк-отчет практики, заверенный руководителем образовательного учреждения, на базе которого проходила практика и включающий рефлексию педагогической практики.
Отчетная документация по итогам практики предоставляется на проверку руководителю практики не позднее, чем в трехдневный срок после окончания практики.
Установочные и итоговые конференции
Каждый вид педагогической практики начинается с установочной конференции и заканчивается проведением итоговой конференции, которые проводит руководитель практики.
На установочных конференциях студенты знакомятся с целями, задачами практики, получают профессионально-деятельностные задания и информацию по отчетности, закрепляются за методистами, распределяются по образовательным учреждениям. На конференции присутствуют преподаватель-методист, психолог. Желательно присутствие представителей образовательных учреждений, на базе которых будет организована практика студентов.
В соответствии с распоряжением начальника отдела производственной практики НТГСПА итоговые конференции проводятся через две недели после окончания практики. К этому времени каждый студент должен сдать всю необходимую отчетную документацию.
Итоговые конференции могут проводиться в разной форме. На итоговых конференциях студенты делятся впечатлениями о практике (что понравилось, что было неудачным, что дала практика в плане самосовершенствования профессиональных качеств и т.п.); отчитываются по заданиям, полученным на установочной конференции (защита различных педпроектов, показательные фрагменты уроков, выступления, доклады, подготовка и проведение выставок, представление стенгазет и т.д.); намечаются пути совершенствования практики. В завершение руководитель практики подводит итоги, сообщает результаты практики.
|