Самостоятельная работа № 1
Составить определение к основным понятиям теории и методики физического воспитания
Методические рекомендации к выполнению задания:
Используя представленные ниже учебные пособия, прочитайте содержание соответствующего учебного материала.
Составьте определение к основным понятиям теории и методики физического воспитания:
Физическое воспитание -
Физическое развитие –
Спорт –
Физическая культура –
Физическая подготовка
Физическая подготовленность –
Физические упражнения –
Двигательная деятельность –
Двигательная активность -
Рекомендуемая литература:
Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.59-60.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – С. 5-8.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / [С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. 6-9 с.
Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2007.
Самостоятельная работа № 2 Составление конспекта «Характеристика физических упражнений».
Анализ содержания образовательной области «Физическая культура» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Задание:
Используя представленные ниже учебные пособия, прочитайте содержание соответствующего учебного материала.
Составьте тезисный конспект «Характеристика физических упражнений» по плану:
Определение «физические упражнения»
Классификация физических упражнений:
Класс «Гимнастика» –
Класс «Игра» –
Класс «Спортивные упражнения» –
Класс «Детский туризм» -
Характеристика физических упражнений
Пространственная –
Временная –
Пространственно-временная –
Ритмическая -
Динамическая -
Проанализируйте содержание образовательной области «Физическая культура» по видам физических упражнений Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», заполните таблицу и укажите в последнем столбце соответствующий класс физических упражнений:
| 2 младшая группа
| Средняя группа
| Старшая группа
| Подготови-
тельная
к школе группа
| Класс физических упражнений
| Общеразвивающие упражнения
|
|
|
|
|
| Основные виды движений
|
|
|
|
|
| Групповые упражнения с переходами (строевые упражнения)
|
|
|
|
|
| Подвижные игры
|
|
|
|
|
| Спортивные упражнения
|
|
|
|
|
| Спортивные игры
|
|
|
|
|
| Рекомендуемая литература:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.60-63.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – С. 43-51.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / [С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 19-21 с.
Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2007.
Самостоятельная работа № 3 Составление тезисного конспекта «Методы физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста» Задание:
Используя представленные ниже учебные пособия, прочитайте содержание соответствующего учебного материала.
Составьте тезисный конспект Методы физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста» по плану:
Определение «методы физического воспитания»
Классификация методов физического воспитания и краткая характеристика методических приемов:
Наглядные (показ, зрительный ориентир, имитация и т.п.)
Словесные (команда, указание, объяснение и т.п.)
Практические (помощь, выполнение упражнений и т.п.)
Рекомендуемая литература:
Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М.; под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.65-66.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. Пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. – С. 72-87.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / [С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филипповой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. 23-33 с.
Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 2007.
Самостоятельная работа № 4
Подбор и подготовка к демонстрации приемов организации и проведения умывания, одевания, питания, прогулок и сна в разных возрастных группах
Методические рекомендации к выполнению задания:
Прочитайте:
Режим дня – научно обоснованный распорядок жизни детей, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
При проведении режимных процессов необходимо придерживаться следующих ПРАВИЛ:
Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Эмоциональное общение в ходу выполнения режимных процессов.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сое малыша прямо зависят от состояния их нервной системы.
Используя «Примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой познакомьтесь с примерным режимом дня в разных возрастных группах.
Составьте режим дня для одной возрастной группы (на выбор), красочно оформите разработанный Вами режим дня для родительского уголка, дополните красочной доступной информацией для родителей о значении режима дня.
Вспомните ведущие задачи по формированию культурно-гигиенических навыков образовательной области «Здоровье» Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (см. разработанную в СРС №5 таблицу
Используя методическое пособие Зебзеевой В.А. «Организация режимных процессов в ДОУ» повторите содержание основных режимных моментов в детском саду:
Прием детей, осмотр (утренний фильтр), игры, утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку, завтрак
Подготовка к прогулке, прогулка
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
Подготовка к сну, дневной сон
Подъем после сна, гимнастика после сна (водные процедуры, закаливающие мероприятия)
Игры, самостоятельная деятельность детей
Подготовка к ужину, ужин
Уход детей домой
Познакомьтесь с методическими рекомендациями по планированию режимных процессов в первой и второй половине дня:
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Режимный процесс
| Методические рекомендации
| Прием детей, осмотр (утренний фильтр)
| Прием детей воспитателем может осуществляться в группе, коридоре или на участке. Самое главное — создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.
Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.
| Игровая, трудовая деятельность
| Заранее разложить на столах разнообразные конструкторы, разрезные картинки, настольно-печатные игры, книги для рассматривания и др.
Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.
Уход за обитателями уголка природы: полив растений, протирание листьев.
| Организация умывания.
Подготовка к завтраку (обеду), завтрак (обед)
| Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей.
Напоминание правил поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми.
Повторение последовательности операций во время умывания (закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной, пользоваться можно только своим полотенцем, после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место).
Конкурсы «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Самоконтроль и самооценка ребенка.
Стихи, потешки, образное слово.
Ознакомление детей с меню, уточнение названия некоторых блюд.
Вопросы к дежурным – Как правильно раскладывать ложки? Как сервировать стол? Чего не хватает на столах? (вилок, хлебниц, салфетниц).
Привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов. Оценка детям-дежурным. Важно отметить заботу няни и поваров о детях.
Конкурсы «Самая чистая тарелка», «Самый аккуратный стол».
В процессе еды контроль осанки детей, указания и мотивация, чтобы дети съели всю предложенную пищу.
Самостоятельная уборка столов.
| Подготовка к прогулке, прогулка
| Перед прогулкой навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам.
Перед одеванием напомнить правила поведения в раздевальной комнате: формировать навыки одевания и культуры поведения при одевании, напомнить название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда».
Обращать внимание на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей.
Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.
Во время прогулки понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.
Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
| Подготовка к сну, дневной сон
| ВАЖНО! После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.
Период подготовки ко сну должен быть спокойным, уравновешенным, не отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами.
При раздевании воспитание бережного отношения к вещам, аккуратности.
Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки.
| ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ
Режимный процесс
| Методические рекомендации
| Подъем после сна, гимнастика после сна.
| Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, после подъема организуются закаливающие процедуры.
После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжение работы по воспитанию аккуратности, самостоятельности.
| Игры, самостоятельная деятельность детей
| Игры беседы, обсуждение проблемных ситуаций и пословиц, направленных на воспитание навыков культуры поведения, навыков доброжелательных отношений «Вежливые волшебные слова», «Кто знает больше приветствий», столовый этикет, гостевой этикет.
Игры, направленные на воспитание здорового образа жизни, ознакомление с организмом человека «Угадай, кто позвал?», «Угадай на вкус», «Что мы видим – мы не скажем, а что делаем покажем».
Конкурсы «Я здоровье берегу - сам себе я помогу», «Самая красивая прическа», загадок и отгадок.
| Подготовка к полднику (ужину), полдник (ужин).
| Работа с детьми проводится аналогично организации завтрака (обеда).
| Уход детей домой.
| | Рекомендуемая литература:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Бевзенко В., Демченко Т., Сивак И. Как мы дышим. Для детей старшей группы. // Обруч. 2012. №4. С. 29-31.
Белая К.Ю., Курочкина И.Н., Симонова Н.Ю. Воспитание у детей культуры поведения за столом. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. № 7. С. 12-20.
Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.
Клецкая И. Берегите зубы с детства. // Здоровье дошкольника. 2013. № 1. С. 42-43.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагога дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 144 с.
Тинчурина В.В. Проблемные ситуации валеологического содержания. // Инструктор по физической культуре. 2013. № 7. С. 111-121.
|