5. Вопросы для самопроверки 11


Скачать 279.55 Kb.
Название5. Вопросы для самопроверки 11
страница1/5
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5
Костромской областной институт развития образования

Кафедра теории и методики воспитания
Образовательный модуль

к дистанционному (заочному) этапу курсов по теме

«Современные подходы к организации воспитательной деятельности

в учреждении дошкольного образования»

Составитель: Бартенева И.Ю., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.
Личность воспитателя в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Содержание образовательного модуля:

1.Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ 1

2.Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя. 4

3.Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ. 6

4.Профессиональный рост педагога дошкольного образовательного учреждения 8

5.Вопросы для самопроверки 11

6.Задание для самостоятельной работы. 12

 Задание 1. 12

 Задание 2. 12

7.Литература 13



  1. Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ


В современном образовательном процессе на первый план выдвигается вопрос обеспечения условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов. Обязательным звеном в формировании будущих личностей выступают «посредники»: воспитатели, педагоги, родители, сверстники. Это еще более усложняет задачу, так как изменяет требования к уровню личностного и профессионального развития «посреднического» звена.

Влияние воспитывающих взрослых оказывается особенно эффективным для развивающегося человека в дошкольном возрасте. Дети в этом возрастном периоде, более чем дети других возрастных групп, нуждаются в создании пространства, включающего социальную, природную и культурную среду.

В течение всего дошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель.

Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий -еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь, танцевать, правильно говорить, рисовать, дружить и многому другому. Однако самое главное в работе воспитателя детского сада -это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.

На воспитателя дошкольного учреждения возлагаются следующие функции:

  • Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы.

  • Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

  • Приобщение детей к национальной культуре и традициям.

  • Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель дошкольного учреждения обязан:

Планировать, организовывать и проводить воспитательно-образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Организовывать выполнение детьми режима дня.

Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.

Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формировать его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные отношения.

Способствовать созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.

Приобщать детей к национальной культуре, ее традициям.

Использовать в практике новейшие научно-методические материалы в области воспитания.

Осуществлять педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей, специалистами дошкольного учреждения и школы.

Координировать деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Участвовать в работе педсоветов, общих собраний, методических объединений и выполнять их решения.

Работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.

Познакомьтесь со своей должностной инструкцией. Какие еще функции определены для вашей должности?

Анализ функций воспитателя в ДОУ показывает, что именно воспитатель осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного духовного развития детей. В связи с этим встает вопрос о необходимости формирования творческой личности воспитателя. Творческая личность воспитателя может быть сформирована только при условии развития профессионально-педагогической культуры воспитателя.

Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения - интегральное качество личности, представленное единством ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения1.

С термином «профессионально-личностная культура» тесно связан термин «профессиональная компетентность». Сегодня отсутствует однозначное определение понятия «профессиональная компетентность». Так, Л.М.Митина включает в понятие «педагогическая компетентность» знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. В.Н. Введенский пишет, что профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходи­мость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Нам представляется наиболее обоснованным определение понятия «профессиональная компетентность», предложенное Т.Г. Браже. Он обозначает, что «профессиональная компетентность определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)».

На основе данного определения могут быть выделены основные параметры профессиональной компетентности, подлежащие оценке: 1) мотивационно-ценностный; 2) когнитивно-деятельностный; 3) эмоционально-процессуальный. Основные критерии и показатели для оценки названных параметров представлены в таблице.

Оценка уровня профессиональной компетентности педагога

Параметры

Критерии

Показатели

Мотивационно-ценностный

Отношение педагога к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность)

Личностный смысл получения знаний,

Структура профессиональной мотивации;

Степень готовности реализовать полученные знания и умения в педагогической деятельности

Когнитивно-деятельностный

Результативность деятельности педагога, наличие осознанных критериев оценки результатов, умение применять их на практике.


Наличие устойчивых значительных результатов в обучении и воспитании дошкольников.

Глубина и обоснованность анализа результативности деятельности педагога. Уровень развития детей.

Глубина, логичность, обоснованность выводов о направлениях совершенствования профессиональной деятельности.

Степень самокритичности педагога. Направленность самообразования воспитателя (узко профессиональная, широко личностная).

Уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики дошкольного образованяи, готовность и способность соотнести с ними свою практику, совершенствовать именно на их основе практическую работу


Владение имеющимися традицион­ными решениями профессиональных задач.

Новизна методических приемов, новаторство.

Знание новой литературы в профессиональной области и методики осуществления деятельности, владение знаниями в области истории методики.

Умение анализировать проблемно полученную из профессиональной литературы информацию.

Умение понять методическую идею и оценить её.

Уровень включенности в инновационные решения и их обоснованность.


Качество представленных разработок (глубина, научная обоснованность, практическая значимость, последовательность изложения материала).

Уровень осмысления проблемы (понимание значимости интеграции, знание ее основных типов и направлений; решение проблемы на практическом уровне).

Качество представленных образцов имеющихся новых практических решений актуальных проблем образоавния (точность в выборе проблемы; глубина, научная обоснованность, практическая значимость разработок).

Умение профессионально грамотно анализировать не только свой опыт, но и опыт коллег


Качество анализа опыта коллег (знание опыта коллег, умение изучить и сопоставить по точно выбранной проблеме, выделить общее и специфическое в их деятельности, убедительно аргументировать выводы).

Владение методами педагогического исследования.

Уровень овладения комплексом исследовательских умений (понимание, использование в практике, обоснованность суждений).

Качество исследовательской программы: актуальность выдвинутой проблемы; научная обоснованность; самостоятельность в ее разработке; новизна, практическая значимость.

Владение профессионально-речевой культурой, включенность в другие области духовной культуры как показатель богатства личности педагога

Разносторонность интересов, речевая грамотность.


Знание основ педагогики, психологии и философии.




Эмоционально-процессуальный

Удовлетворенность организационно-педагогическими условиями процесса обучения, содержание деятельности профессиональным потребностям и интересам учителя

Удовлетворенность процессом обучения и его результатами

Данные, представленные в таблице могут служить основанием для определения собственного уровня профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения.
  1   2   3   4   5

Похожие:

5. Вопросы для самопроверки 11 iconМетодические указания, программа, решение типовых задач, программированные...
Методические указания, программа, решение типовых задач, программированные вопросы для самопроверки и контрольные задания для студентов-заочников...

5. Вопросы для самопроверки 11 iconВ каждом разделе Вы найдете контрольные вопросы для самопроверки,...
Уважаемые коллеги, познакомьтесь, пожалуйста, с предлагаемой структурой изучения и выполнения заданий по дисциплине «Технологии учебно-воспитательного...

5. Вопросы для самопроверки 11 iconОчной формы обучения по специальности
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений, оно содержит материалы...

5. Вопросы для самопроверки 11 iconМетодические указания по дисциплине "Аудит". Спб.: Изд. Рггму, 2012. 24
Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины "Аудит". Даются рекомендации по изучению дисциплины. Приводятся...

5. Вопросы для самопроверки 11 iconМетодические указания по выполнению графических работ для студентов...
Методические указания предназначены для самостоятельного изучения предмета, выполнения контрольной работы и подготовки к экзамену...

5. Вопросы для самопроверки 11 iconУчебное пособие предназначено для студентов неюридических специальностей...
Учебное пособие предназначено для студентов неюридических специальностей для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Правоведение»....

5. Вопросы для самопроверки 11 iconМетодические указания по подготовке к практическому занятию и выполнению...
И. Менделеева как естественная классификация химических элементов по их электронным структурам, которые определяют физические и химические...

5. Вопросы для самопроверки 11 iconПеречень вопросов для самопроверки
Документы как источник информации. Роль документа в жизни человека и общества, в сфере права и управления

5. Вопросы для самопроверки 11 iconУчебное пособие по общей рецептуре призвано обеспечить наиболее целесоообразный...
Третий раздел содержит готовые рецептурные прописи, составленные по заданиям второго раздела, и предназначен для самопроверки работы,...

5. Вопросы для самопроверки 11 iconВопросы и ответы размещены на 2-х ветках: Вопросы для интернет-встречи...
Вашарина Юлия Евгеньевна, координатор сообщества «Готовим(ся) к экзаменам,аттестации,конкурсам»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск