Скачать 279.55 Kb.
|
Костромской областной институт развития образования Кафедра теории и методики воспитания Образовательный модуль к дистанционному (заочному) этапу курсов по теме «Современные подходы к организации воспитательной деятельности в учреждении дошкольного образования» Составитель: Бартенева И.Ю., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования. Личность воспитателя в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения Содержание образовательного модуля: 1.Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ 1 2.Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя. 4 3.Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ. 6 4.Профессиональный рост педагога дошкольного образовательного учреждения 8 5.Вопросы для самопроверки 11 6.Задание для самостоятельной работы. 12 Задание 1. 12 Задание 2. 12 7.Литература 13 В современном образовательном процессе на первый план выдвигается вопрос обеспечения условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов. Обязательным звеном в формировании будущих личностей выступают «посредники»: воспитатели, педагоги, родители, сверстники. Это еще более усложняет задачу, так как изменяет требования к уровню личностного и профессионального развития «посреднического» звена. Влияние воспитывающих взрослых оказывается особенно эффективным для развивающегося человека в дошкольном возрасте. Дети в этом возрастном периоде, более чем дети других возрастных групп, нуждаются в создании пространства, включающего социальную, природную и культурную среду. В течение всего дошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель. Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий -еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии», пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком, петь, танцевать, правильно говорить, рисовать, дружить и многому другому. Однако самое главное в работе воспитателя детского сада -это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног. На воспитателя дошкольного учреждения возлагаются следующие функции:
Для выполнения возложенных на него функций воспитатель дошкольного учреждения обязан: Планировать, организовывать и проводить воспитательно-образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Организовывать выполнение детьми режима дня. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками. Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формировать его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные отношения. Способствовать созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников. Приобщать детей к национальной культуре, ее традициям. Использовать в практике новейшие научно-методические материалы в области воспитания. Осуществлять педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей, специалистами дошкольного учреждения и школы. Координировать деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса. Участвовать в работе педсоветов, общих собраний, методических объединений и выполнять их решения. Работать над повышением своего профессионального и культурного уровня. Познакомьтесь со своей должностной инструкцией. Какие еще функции определены для вашей должности? Анализ функций воспитателя в ДОУ показывает, что именно воспитатель осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного духовного развития детей. В связи с этим встает вопрос о необходимости формирования творческой личности воспитателя. Творческая личность воспитателя может быть сформирована только при условии развития профессионально-педагогической культуры воспитателя. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения - интегральное качество личности, представленное единством ценностного, когнитивного, инновационно-технологического, личностно-творческого компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную педагогическую деятельность и творческую самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения1. С термином «профессионально-личностная культура» тесно связан термин «профессиональная компетентность». Сегодня отсутствует однозначное определение понятия «профессиональная компетентность». Так, Л.М.Митина включает в понятие «педагогическая компетентность» знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. В.Н. Введенский пишет, что профессиональная компетентность педагога … не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Нам представляется наиболее обоснованным определение понятия «профессиональная компетентность», предложенное Т.Г. Браже. Он обозначает, что «профессиональная компетентность определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему знаний и умений учителя, его ценностные ориентации, мотивы деятельности, интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)». На основе данного определения могут быть выделены основные параметры профессиональной компетентности, подлежащие оценке: 1) мотивационно-ценностный; 2) когнитивно-деятельностный; 3) эмоционально-процессуальный. Основные критерии и показатели для оценки названных параметров представлены в таблице. Оценка уровня профессиональной компетентности педагога
Данные, представленные в таблице могут служить основанием для определения собственного уровня профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения. |
Методические указания, программа, решение типовых задач, программированные вопросы для самопроверки и контрольные задания для студентов-заочников... | Уважаемые коллеги, познакомьтесь, пожалуйста, с предлагаемой структурой изучения и выполнения заданий по дисциплине «Технологии учебно-воспитательного... | ||
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений, оно содержит материалы... | Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины "Аудит". Даются рекомендации по изучению дисциплины. Приводятся... | ||
Методические указания предназначены для самостоятельного изучения предмета, выполнения контрольной работы и подготовки к экзамену... | Учебное пособие предназначено для студентов неюридических специальностей для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Правоведение».... | ||
И. Менделеева как естественная классификация химических элементов по их электронным структурам, которые определяют физические и химические... | Документы как источник информации. Роль документа в жизни человека и общества, в сфере права и управления | ||
Третий раздел содержит готовые рецептурные прописи, составленные по заданиям второго раздела, и предназначен для самопроверки работы,... | Вашарина Юлия Евгеньевна, координатор сообщества «Готовим(ся) к экзаменам,аттестации,конкурсам» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |