Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации»


НазваниеМатериалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации»
страница1/7
ТипМатериалы для подготовки
filling-form.ru > Туризм > Материалы для подготовки
  1   2   3   4   5   6   7
Практикум «Теория организации»

М.П.Глызина, А.Е. Малхасян, Е.И.Федорова
Аннотация
В практикуме представлены учебно-методические материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации». Цель представленного пособия – обучение бакалавров практическим навыкам по дисциплине, а также самостоятельному использованию полученных теоретических знаний на практических занятиях.

Данное пособие содержит краткое тезисное изложение теоретических основ по дисциплине «Теория организации» и комплекс практических задач и конкретных ситуаций для развития практических навыков в данной области.

В практикуме представлены интерактивные формы проведения занятий, такие как круглый стол (дискуссия, дебаты); кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций); метод проектов; работа в малых группах. Представленный в практикуме материал структурирован по важнейшим темам курса, которые последовательно раскрывают его содержание.

Практикум разработан с целью оказания помощи в самостоятельной работе бакалаврам по дисциплине «Теория организации» обучающимся по направлению 38.03.01 Экономика.
Тема 1. Основные положения теории организации
Термин «организация» (от лат. organizare - сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте.

Единого понимания организации до сих пор не выработано. Однако эта дифференциация взглядов не вносит неопределенности в процесс познания организации как явления, скорее наоборот, позволяет более полно ее изучить. Приведем некоторые определения организации.

Организацию характеризует упорядоченность частей, которые образуют единство (целое), обратное воздействие таково, что целое содействует сохранению частей. «Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей».

Семантически понятие «организация» означает, с одной стороны, «организованность, хорошее, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина», с другой - «общественное объединение или государственное учреждение».

Организация определяется и как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная ее внутренним строением, это также совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого, или объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Приведенные определения дают основания рассматривать организацию и как процесс упорядочивания элементов, и как субъект общественной деятельности.

С научной точки зрения понятие «организация» имеет несколько смысловых значений:

· организация как совокупность, как система взаимоотношений, видов деятельности, прав, обязанностей, ролей, которые имеют место в процессе совместного труда. В этом значении организация рассматривается как система с объективированной структурой:

Организация = Система;

· организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура системы (организовывание):

Организация = Процесс;

· организация как любая группа людей с общими целями. В этом определении зафиксировано важнейшее свойство организации, заключающееся в том, что организация - это социальная общность. Это реально существующая эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия и поведения:

Организация = Социум.

В любом случае организацию можно рассматривать как средство достижения целей. Такой подход к исследованию организации называют рациональным, или целевым. Каждый функциональный элемент организации должен быть интегрирован в нее, чтобы наиболее эффективно достигались общие цели. Вместе с тем организацию можно рассматривать и как естественную систему. При таком подходе внимание исследователя сосредоточено на тех свойствах процесса и механизмах организации, которые обеспечивают ее адаптацию к внешней среде и саморазвитие. Такая точка зрения в основном ориентирована на открытую модель, подразумевающую, что организация встречается с неопределенностью различной степени и должна развивать средства приспособления к изменяющейся среде.

В последние десятилетия изучение организаций стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями различных научных дисциплин. Оно постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации. Эта область относительно молода и не имеет устоявшихся канонических форм.

Теория организации - система научных знаний, обобщающая организационный опыт и отражающая сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития.

Теория организации тесно связана с естественными и общественными науками, которые для нее являются источником организационного опыта. Особое значение имеет связь теории организации с социальными науками, позволяющая прогнозировать развитие общественных отношений.

В последнее время широкое распространение получает дисциплина «теория организаций», объектом исследования которой выступают социальные организации (предприятия), а предметом - закономерности их функционирования. Бесспорно, теория организаций лишь часть метатеории, которую представляет теория организации, но она позволяет детально исследовать сущность организации как субъекта общества, упорядочить ее деятельность, опираясь на знания законов, закономерностей, принципов, рассматриваемых в рамках теории организации.

Объект теории организации - регулируемые и самоорганизующиеся процессы в социальных организационных системах, вся совокупность организационных отношений общества. Объектом изучения выступает организационный опыт окружающей нас действительности.

Предмет теории организации - как общие, так и частные закономерности, действующие в сложных организационных системах, организационные отношения, закономерности, формирующие связи и взаимодействия между различными целостными образованиями и их структурными составляющими.

Метод теории организации набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. К основным методам теории организации относятся: индуктивный (движение мысли от единичного к всеобщему), статистический (заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости, способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями), абстрактно-аналитический (позволяет определять законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции; мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей), сравнительный (заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления) и др.
Связь теории организации с другими науками
Организации не могут быть предметом изучения только одной науки – теории организации. Они должны рассматриваться как предмет междисциплинарного изучения.

Теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из социологии науки, изучающей общественные структуры, их элементы, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах. В социологии общество рассматривается как объективно взаимосвязанная целостная система, представляющая собой комбинацию отдельных общественных элементов, в число которых входят и самые разнообразные организации.

Методологические основы теории организации опираются на исследования в области социологии труда с учетом его характера и содержания. Особо важную роль играет теория мотивации и побуждение персонала к сознательному труду.

Оценивая роль личности в коллективе и поведение индивидуумов в процессе организационной деятельности, теория организации опирается на психологию. Психология изучает поведение человека, определяет условия, способствующие рациональным действиям и поступкам людей в коллективе, и дает рекомендации по выявлению возможностей изменения его поведения в будущем, позволяя в какой-то мере прогнозировать его поступки в организации.

Особенно значителен вклад в теорию организации научной дисциплины – социальной психологии. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в социальных группах, а также психологическими характеристиками самих этих групп. Современная социальная психология изучает закономерности и взаимодействия людей с учетом общественных и межличностных отношений, характеристики не только малых, но и больших социальных групп, проблемы личности, лидерства, принятия групповых решений, социально-психологические аспекты управления, коммуникаций. Все это является неотъемлемой частью теории организации.

Не менее значителен вклад кибернетики, науки об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Позже появилось самостоятельное направление кибернетики – экономическая кибернетика. Она объединяет целый комплекс различных дисциплин, позволяющих всесторонне изучать социально-экономические организационные системы. Это системный анализ, теория экономической информации, теория управляющих систем в экономике, теория экономико-математического модели-рования, экономика и другие дисциплины.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижения ими своих целей принадлежит науке об управлении.
Понимание организации создает основу для изучения управления, так как «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воздействовать на объект. Такая позиция позволяет глубже и всесторонне исследовать закономерности и принципы построения организаций разных типов, выявить наиболее подходящие условия и пути обеспечения действенности отдельных элементов, взаимосвязей и взаимозависимостей.

Управление организацией - это не что иное, как процесс переработки информации, а принятое на уровне звена управления управленческое решение – это новая информация, которой руководствуются все те, кого это решение касается.

Предметом и результатом труда управляющей части организации является информация. Этим объясняется неразрывная связь теории организации с информатикой – отраслью науки, изучающей проблемы научно-технической

информации, новых информационных технологий управления.

Вклад «антропологии» в теорию организации обусловлен тем, что данная отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объектив-ной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу для

их построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, метод экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Большое влияние на формирование организационных процессов оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право, административное право, корпоративное право.



Научные дисциплины




Изучаемые аспекты

Теория организации





Сущность, типы, цели, миссия, среда. Структуры, коммуникации. Механизм функционирования. Адаптация, проектирование. Динамика организации

Теория управления





Субъекты и объекты управления. Стимулирование и мотивация. Принятие и реализация решений. Подготовка и качество руководителей. Руководство. Линейное и функциональное управление

Психология




Обучение, тренировка, мотивация, личность, восприятие, удовлетворение работой, оценка действий. Отношение к труду, формы поведения

Социология




Групповая динамика, нормы, роли. Статус, власть, конфликты, бюрократия, организационная культура, социализация

Социальная психология




Изменение поведения, позиции, групповые процессы

Антропология




Сравнительные ценности, нормы, позиции, этнические особенности

Экономические науки




Регулирование, рыночные отношения, эффективность, экономическая стратегия

Юридические науки




Законодательная регламентация, правила и нормативы, ответственность, санкции

Информатика




Информационные потоки, Обоснование решений, Информационные технологии. Телекоммуникации


Рисунок 1 – Система наук об организации

Необходимо также отметить непосредственную связь теории организации с целым рядом смежных дисциплин, изучаемых в рамках направления. Это организационное поведение, управление персоналом, исследование систем управления, управленческие решения. Стратегический, финансовый, производственный и инновационный менеджмент, управление качеством, антикризисное управление, маркетинг, логистика и другие дисциплины данного направления.

Связь теории организации с системой наук об организации представлена на рис. 1.

Таким образом, тесная связь теории организации с другими отраслями знаний позволяет рассматривать ее как междисциплинарный предмет, обобщающий и развивающий научные достижения и дающий практические рекомендации деятельности на основании общих законов развития организаций.
Вопросы для обсуждения:

  1. Сформулируйте предмет и задачи курса.

  2. Дайте определения понятиям «организация», «теория организации», «организация производства».

  3. Объясните взаимосвязь теории организации с другими дисциплинами.

  4. Сформулируйте основные положения Классической организационной теории.

  5. Сформулируйте основные положения Теории Глассиер.

  6. Сформулируйте основные положения Теории институтов и институциональных изменений.

  7. Сформулируйте основные положения Тектологии Богданова.

  8. Сформулируйте основные положения Современных направлений теоретических разработок.


Задание 1. Укажите пять наиболее употребительных значений термина «организация»:

1




2




3




4




5





Задание 2.  Кратко опишите (сформулируйте понятия):

1 Организация –







2 Теория организации –







3 Организация производства –







4 Предмет теории организации –





Задание 3. Раскройте научный вклад различных организационно-управленческих школ:

Наименование

школы

Представители

Научный вклад

Школа

научного

управления

Ф.У. Тейлор,

Ф.Гилбрет,

Л.Гилбрет,

Г. Гант и др.




Классическая или

административная

школа в

управлении

А.Файоль,

Л. Урвик,

Д.Д.Муни,

А.К.Рейли,

А.П.Слоун




Бюрократическая

теория

организации

М.Вебер




Школа

человеческих

отношений

(неоклассическая

школа)

Э. Мэйо,

М. П.

Фоллетт и

др.




Поведенческая

школа

Ч.Барнард,

К.Арджирис,

Р.Лайкерт,

Д.МакГрегор,

Ф.Герцберг




Теория

административного

поведения

Г. Саймон

и Дж.

Марч




Школа

Науки управления

(подход с точки

зрения

количественных

методов)

К.У.Черчмен,

Р.Л.Акофф,

Н.Винер




Системный

подход

Ч.Барнард,

Ф.Селзник,

Г. Черч,

Н. Винер

и др.




Задание 4. Дополните недостающие изучаемые аспекты организации:

Задание 5. Раскройте научный вклад различных организационно-управленческих школ:

Наименование

школы

Представители

Научный вклад

Теория

организационного

потенциала



И.Ансофф




Теория

Гласиер

(универсальная

теория)


У.Б.Д. Браун,

Э. Джеквес




Ситуационный

подход

(Contingency

approach)


Р. Моклер,

П. Дракер




Процессный подход


А. Файоль




Теория

институтов и

институциональных

изменений


Д. Норт,

Ц. Хирш,

Э. Кич




Теория

способов

управления

(теория

трансакционных

издержек)

О. Уильямсон





Задание 6. Тест по пройденному материалу

  1. Основные положения теории Тейлора – это:

    1. Человек – прежде всего существо социальное; жесткие формальные рамки классической организации не совместимы с природой человека; ответственность за решение проблем индивида в организации лежит на руководстве.

    2. Поведение человека полностью рационально и стремится к максимальной экономической выгоде; каждый индивид реагирует на экономические стимулы как изолированный индивид; поведение людей в организации может быть стандартизировано, подобно машинам.

    3. Определение трудовой нормы на основе хронометража; сдельно-прогрессивная оплата труда; изучение методов работы и обучение рабочих лучшим из них; продуманная организация рабочего места; подбор рабочего для конкретной работы.

  2. Структурные принципы Файоля – это:

    1. справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративный дух, единство руководства, подчинение личных интересов общим;

    2. порядок, стабильность персонала, инициатива;

    3. разделение труда, единоначалие, централизация, власть, скалярная цепь.

  3. Создатель бюрократической модели организации – это:

    1. Честер Барнард;

    2. Амитай Этциони;

    3. Макс Вебер;

    4. Александр Богданов.

  4. Концепция «естественной организации» гласит:

    1. Поведение людей не инвариантно, а зависит от многих организационных и психологических факторов.

    2. Функционирование организации рассматривается как объективный самосовершенствующийся процесс, в котором присутствует, но не преобладает объективное начало.

    3. Организация рассматривается как система длительных социальных взаимодействий между людьми, причем работники вносят в организацию собственные ожидания и ценности, руководствуясь своими представлениями о ситуации.

  5. Сущность интеракционистской модели организации заключается в следующем:

    1. Поведение людей не инвариантно, а зависит от многих организационных и психологических факторов.

    2. Функционирование организации рассматривается как объективный самосовершенствующийся процесс, в котором присутствует, но не преобладает объективное начало.

    3. Организация рассматривается как система длительных социальных взаимодействий между людьми, причем работники вносят в организацию собственные ожидания и ценности, руководствуясь своими представлениями о ситуации.

  6. В чем заключается основная идея теории Богданова?

    1. Сущность концепции состоит в том, что у рабочего должна быть выработана органическая потребность в постоянном совершенствовании своего труда.

    2. Сущность концепции в том, что «рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка».

    3. Основная идея состоит в тождественности природных и общественных явлений с организационной точки зрения.

  7. Создатель концепции трудовых установок» - это:

    1. Алексей Гастев;

    2. Федор Дунаевский;

    3. Елена Розмирович;

    4. Александр Богданов.

  8. В чем заключается основная идея концепции «трудовых установок»?

    1. Сущность концепции состоит в том, что у рабочего должна быть выработана органическая потребность в постоянном совершенствовании своего труда.

    2. С развитием производства возникает иерархия, где увеличение каждой нижестоящей ступени ведет к расширению «административной емкости», то есть определенного количества подчиненных, которыми менеджер способен управлять вне зависимости от их личных качеств.

    3. Основная идея состоит в тождественности природных и общественных явлений с организационной точки зрения.

  9. Автор теории «организация-машина» - это:

    1. Осип Ерманский;

    2. Федор Дунаевский;

    3. Елена Розмирович;

    4. Алексей Гастев

  10. Что представляет собой процесс управления организацией по мнению Е.Ф. Розмирович?

    1. Управление - это процесс чисто технический, состоящий из совокупности распорядительных, планирующих, надзорных, контрольных, регулятивных действий.

    2. Деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других.

    3. Управление - это единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции.


Контрольные вопросы:

  1. Что изучает теория организации?

  2. Объект, предмет и метод теории организации?

  3. Каким образом теория организации сформировалась в качестве самостоятельной дисциплины?

  4. Какое место занимает теория организации в системе научных знаний?

  5. Какая связь между организацией и обществом?


Литература для подготовки студента к практическим занятиям указана в конце практикума.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» iconУпражнения для студентов направления подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для закрепления теоретических знаний, полученных студентами во время лекционных занятий...

Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» iconМетодические указания по выполнению практических заданий по дисциплине...
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине Технология топографо-геодезических и маркшейдерских...

Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» iconМетодические указания к выполнению практических занятий по дисциплине...
Целью практических занятий является подтверждение и проверка теоретических положений, формирование практических умений

Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» iconМетодические указания для практических занятий бакалавров по направлению...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Маркетинг» и предназначено для практических занятий...

Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» iconТеория и практика связей с общественностью
В учебно-методическом комплексе представлено содержание лекций и практических занятий по курсу «Внутрикорпоративный pr», темы рефератов,...

Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» iconПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский...
Практикум по дисциплине «Маркетинг» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студенты...

Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» icon«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)»...
...

Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» iconПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский...
Практикум по дисциплине «Основы маркетинга в сервисе» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной...

Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» iconМетодические указания к выполнению практических занятий ен. 02 «Информатика»...
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений, программой учебной дисциплины предусмотрено проведение практических...

Материалы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Теория организации» iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине дпп. 06. «Теория...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050303 Иностранный язык. Пособие содержит материалы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск