Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет


НазваниеПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3



ОСНОВЫ МАРКТЕИНГА В СЕРВИСЕ

Практикум
Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет


экономики и сервиса

Н.А. Юрченко



ОСНОВЫ МАРКТЕИНГА В СЕРВИСЕ
Практикум
по специальностям

100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

100201.65 «Туризм»

100110.65 «Домоведение»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2011
ББК


Рецензенты: А.А. Исаев, д-р экон. наук, профессор

А.А. Напалкова, канд. экон. наук, доцент
Юрченко Н.А.

ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА В СЕРВИСЕ: практикум. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011. – с.

Практикум по дисциплине «Основы маркетинга в сервисе» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студенты в целях освоения профессиональных компетенций.

Для студентов специальностей 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100201.65 «Туризм», 100110.65 «Домоведение».


Печатается по решению РИСО ВГУЭС.



Утвержден на заседании кафедры Маркетинга и коммерции 18.05.2011, протокол №10.

Рекомендован к изданию методическим советом Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.

© Издательство Владивостокский

государственный университет

экономики и сервиса, 2011

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время маркетинг занимает значительное место при подготовке специалистов широкого профиля. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования знания в области маркетинга должны получать и специалисты сервисных специальностей.

Дисциплина «Основы маркетинга в сервисе» является прикладной дисциплиной, имеет комплексный характер и интегрирует в единую систему знания, полученные студентами в процессе изучения сервисных и экономических дисциплин.

Объектом изучения данной дисциплины является маркетинговая деятельность предприятия сферы услуг.

Предметом изучения – организационно-экономические и методические вопросы использования методов и средств маркетинга на предприятиях сферы услуг.

Цель данного практикума – способствовать формированию профессионального мышления у будущих специалистов и профессионального подхода к решению маркетинговых задач на уровне предприятия. Практикум предназначен для проведения семинарских занятий по дисциплине «Основы маркетинга в сервисе», а также организации самостоятельной работы студентов.

Структурно практикум соответствует рабочей учебной программе дисциплины «Основы маркетинга в сервисе», отдельные задания в практикуме построены на основе материалов учебного пособия по данной дисциплине1. В каждом разделе практикума приводятся разнообразные задания, ситуационные задачи (кейсы), расчетные задачи и упражнения, а также описываются практические ситуации. В конце каждого задания студенту предоставляется поле для ответов, что позволяет использовать практикум как рабочую тетрадь. В конце изучения дисциплины практикум сможет служить основой для сдачи итогового контроля по дисциплине.

Практикум по дисциплине «Основы маркетинга в сервисе» предназначен для студентов специальностей 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100201.65 «Туризм», 100110.65 «Домоведение».

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ




    1. Основные виды занятий

В соответствии с действующим учебным планом по дисциплине «Основы маркетинга в сервисе» предусмотрено 32 часа аудиторных занятий, в том числе лекционные занятия – 16 часов, практические занятия – 16 часов.

Практические занятия призваны сформировать у студентов профессиональные компетенции. После изучения курса студенты должны знать:

- роль и значение маркетинга в профессиональной деятельности предприятий;

- изменение роли маркетинга в процессе эволюции концепций маркетинга;

- основные методы и методики сбора и анализа маркетинговой информации;

- правила и критерии сегментации потребительского рынка;

- общие принципы организации маркетинговой деятельности при различных моделях бизнеса;

- структуру комплекса маркетинга в сфере услуг;

Студенты должны владеть:

  • методами сбора и анализа маркетинговой информации;

  • методами сегментирования рынка по различным критериям на основе маркетинговой информации;

  • тактическими приемами маркетинга при воздействии на лояльность потребителей;

  • способами разработки сбалансированного маркетингового комплекс для различных продуктов с учетом особенностей различных рынков;

  • методами управления товарным ассортиментом, ценообразованием и продвижением произведенных услуг;

  • различными подходами к достижению качества обслуживания потребителей на сервисных рынках.




    1. Темы и содержание практических занятий


На практических занятиях предполагается проведение следующих видов работ:

- краткий текущий контроль лекционного материала в форме тестов или устных опросов;

- изучение и анализ ситуаций (кейсов);

- решение задач по теме;

- обсуждение дискуссионных вопросов;

- предоставление результатов самостоятельных исследований и их обсуждение.

Основные задания по темам дисциплины, представленные в данном практикуме, - это ситуационные задачи (кейсы), расчетные задачи и упражнения.

В пособии представлены задания по следующим темам:

Тема 1. Основные понятия маркетинга. Этапы развития маркетинговой концепции управления.

Тема 2. Эволюция маркетинга.

Тема 3. Комплекс маркетинга в сфере услуг и особенности его реализации.

Тема 4. Особенности потребительского поведения.

Тема 5. Сегментация и позиционирование товаров (услуг).

Тема 6. Цены и ценовая политика в системе маркетинга.

Тема 7. Стратегии маркетинга.


    1. Методические рекомендации по выполнению работ

Практикум составлен из заданий по темам, полностью соответствующим рабочей учебной программе дисциплины «Основы маркетинга в сервисе» и обеспечивающих подготовку студентов к итоговой аттестации по дисциплине в виде зачета (электронное тестирование).

Для студентов очной формы обучения пособие, в основном, рассчитано на аудиторную работу в рамках семинарских и/или практических занятий в присутствии преподавателя. Часть заданий (по усмотрению преподавателя) может быть предложена в качестве домашнего задания. Сроки выполнения студентами домашнего задания устанавливаются преподавателем. Если студентом в процессе освоения дисциплины было выполнено менее 75% предложенных в практикуме упражнений и заданий, он не допускается до итоговой аттестации по дисциплине (зачета).

Студенты недневных форм обучения решают задания, представленные в пособии самостоятельно, до начала экзаменационной сессии. Для самостоятельной работы можно использовать учебные и методические издания, указанные в разделе 3 данного пособия.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Задания по теме «Основные понятия маркетинга. Этапы развития маркетинговой концепции управления»
Задание 1. Проанализируйте определения маркетинга по предлагаемому алгоритму.

Провести анализ приведенных определений маркетинга. Выявить общее и существенное различия в этих определениях.

  1. Сформулировать свое определение на базе систематизации выявленных общих и специфических аспектов представленных определений («это…», «направленный на…», «путем обеспечения…», «при выполнении условий…»).

  2. Обосновать включение в полученное определение отдельных аспектов.


Маркетинг – управленческий процесс, направленный на определение, предвидение и удовлетворение потребностей клиентов, ориентированный на получение прибыли (Институт маркетинга, Лондон).

Маркетинг – процесс планирования и практического осуществления разработки идей, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций (Амер. ассоциация маркетинга).

Маркетинг – управленческая концепция, обеспечивающая рыночную ориентацию производственно-сбытовой деятельности фирмы (Г. Абрамишвили).

Маркетинг – чел. деятельность, которая направлена на удовлетворение как осознанного, так и латентного (скрытого) спроса на товары услуги (Р. Гист).

Маркетинг – процесс, который направлен в рамках наложенных обществом ограничений к установленному при обмене удовлетворительных взаимоотношений между людьми и организациями, стремящимися удовлетворить эти потребности (Д. Джолсон).

Маркетинг – вид чел. деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг есть социальный процесс, посредством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают, за счет создания и обмена одних товаров и стоимостей на другие (Ф. Котлер).

Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя (Ж.Ж. Ламбен).

Маркетинг – это мост между производством и потреблением, который состоит из всех видов деятельности, приводящих к тому, что товары и услуги находятся в руках потребителей (У. Район).

Маркетинг – ведущая область хозяйственного управления, в состав которой входят организация и руководство целой совокупностью видов деятельности, связанных с превращением покупательной способности потребителей в эффективный спрос специфического изделия или услуги, а также с доведением этого изделия или услуги до конечного или промежуточного покупателя с тем, чтобы обеспечить определенную компанию нормой прибыли или достижение других целей (Л. Роджер).

Маркетинг – действия, включенные в поставку товаров и услуг от производителя к потребителю (С. Рюуолд, Дж. Скотт, М. Уоршоу).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Установить соответствие между базовыми понятиями маркетинга и их определениями, заполнив таблицу 1.1.

Таблица 1

Определение

Понятие

1. Чувство, ощущаемой человеком нехватки чего-либо

А. Рыночный потенциал

2. Потребность, подкрепленная покупательской способностью

Б. Обмен

3. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида

В. Рынок


4. Все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления

Г. Потребность


5. Совокупность покупателей и продавцов, которые совершают операции по купле-продаже товаров определенного типа

Д. Конкуренция


6. Предел, к которому стремится спрос по мере безграничного наращивания маркетинговых расходов в данной рыночной среде

Е. Нужда


7. Акт (процесс) получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен

Ж. Запрос


8. Экономический процесс взаимосвязи и борьбы между фирмами, целью которого является завоевание преимуществ в сбыте своей продукции

З. Товар




Задание 3. Определите, к каким функциям маркетинга относятся следующие виды маркетинговой деятельности, заполнив таблицу 1.2
Таблица 2

п/п

Виды маркетинговой деятельности

Функции маркетинга

1

Анализ и прогнозирование динамики продаж




2

Ведение клиентской базы




3

Выбор рыночных партнеров




4

Анализ доходности и прибыльности сегментов рынка




5

Определение и поддержание маркетингового потенциала рынка




6

Определение положения товара на рынке




7

Исследование потребностей клиентов




8

Управление послепродажным сервисом




9

Организация региональных торговых представительств




10

Организация связей с общественностью




11

Управление системой продвижения




12

Отслеживание и формирование ассортимента




13

Оценка емкости рынка и доли рынка фирмы




14

Оценка конкурентоспособности товара




15

Оценка эффективности маркетинговых затрат




16

Поддержка и развитие существующей системы сбыта




17

Позиционирование торговой марки




18

Определение базовой цены и анализ структуры цен




19

Поиск новых партнеров




20

Проведение анкетных исследований




21

Осуществление ценовой политики




22

Развитие системы прямых продаж




23

Разработка методов привлечения потребителей




24

Разработка рекламной кампании




25

Расширение сети сбыта




26

Сбор и обработка рыночной информации




27

Сегментация рынка




28

Составление медиа-плана




29

Стимулирование продаж




30

Управление качеством продукции




31

Формирование имиджа предприятия




32

Формирование каналов распределения




33

Формирование рекламного бюджета




34

Ценовое стимулирование




35

Презентация товара




36

Поиск направлений оптимизации ассортимента






Задание 4. Отметьте виды деятельности или инструменты, которые входят в состав комплекса маркетинга:


  • потребители;

  • посредники;

  • продукт;

  • прямой маркетинг;

  • ценность товара;

  • цена;

  • производство;

  • распределение;

  • информация;

  • мотивация потребителей;

  • продвижение.


Задание 5. Выверите правильный ответ / ответы:

1) К стратегическому планированию маркетинговой деятельности не относят:

1 организацию товародвижения

2 определение характеристик нового товара

3 выбор коммуникативной стратегии

4 определение принципов выхода на новый рынок
2) Существенным отличием коммерческого маркетинга от некоммерческого является:

1 тип товара

2 окупаемость затрат

3 каналы распределения

4 рынок сбыта
3) Основными типами организации службы маркетинга на предприятии являются:

1 функциональная, товарная, матричная

2 товарная, рыночная, матричная

3 рыночная, функциональная, матричная

4 функциональная, товарная, рыночная
4) Отличие панельного опроса от простого заключается в том, что он проводится:

1 на одной и той же выборке по разным темам

2 по одной и той же теме, на той же выборке через четко определенные периоды времени

3 на одной и той же выборке по разным темам с учетом периодов времени

4 по одной и той же теме на разных выборках
5) К источникам вторичных данных относятся

1 внутренние данные, которые собираются Вашей организацией в процессе ее обычной работы

2 внешние данные, т.е. данные, собранные какой-либо организацией либо для ее собственной надобности либо для продажи

3) внутренние данные, которые собираются другой организацией в процессе ее обычной работы

4 внешние данные, собранные Вашей организацией либо для ее собственной надобности, либо для продажи
2.2 Задания по теме «Эволюция маркетинга»
Задание 1. На основе изучения главы 1 учебного пособия2 приведите примеры услуг и заполните все поля рисунка 1.


Рис. 1 Разделение услуг на типы в соответствии с критериями «форма удовлетворения потребности» и «инструмент или способ удовлетворения потребности»
Задание 2. Исходя из особенностей услуг, объясните концепцию маркетинга услуг Д. Ратмела (рисунок 1).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Рис. 2 Концепция маркетинга услуг Д. Ратмела
Задание 3. Прокомментируйте модель маркетинга услуг П. Эйглие и Е. Лангеарда (рисунок 3). Какие элементы комплекса маркетинга услуг, отличные от комплекса маркетинга товаров, согласно этой модели, можно выделить и какова их роль в привлечении потребителей?
Рис. 3. Модель маркетинга услуг П. Эйглие и Е. Лангеарда

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Какие виды маркетинга характерны для маркетинга услуг согласно модели Ф. Котлера. Покажите их на рисунке 4 и приведите примеры маркетинговых действий для каждого вида, заполнив таблицу 3.


Рис. 4. Модель маркетинга услуг Ф. Котлера
Таблица 3

Виды маркетинга услуг по Ф. Котлеру

1 _________________

2 _________________

3 _________________

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

6.

6.

6.

7.

7.

7.


Задание 5. Система оценки качества услуги потребителем более сложна, нежели оценка качества товара. Эмпирические исследования, выполненные во Франции и в США, позволили выявить десять факторов, которые определяют восприятие качества услуги.

1. Компетентность: фирма обладает требуемыми навыками и зна­ниями, чтобы оказать услугу.

2. Надежность: фирма работает стабильно, требуемый уровень обеспечивается всегда и всюду; принятые обязательства выполняются.

3. Отзывчивость: сотрудники стремятся быстро, всегда и везде от­вечать на запросы клиента. Система не выходит из строя при непривыч­ных запросах.

4. Доступность: как физическая, так и психологическая - контакт с сотрудниками фирмы должен быть легким и приятным.

5. Понимание: фирма стремится как можно лучше понять специ­фичные потребности клиента и приспособиться к ним.

6. Коммуникация: фирма информирует клиентов о предлагаемых услугах на понятном им языке, адаптированном к особенностям целевой группы.

7. Доверие: определяется репутацией фирмы, ее честностью, гарантиями серьезного отношения к клиентам.

8. Безопасность: клиенты защищены от риска, физического, финансового и морального.

9. Обходительность: вежливость, уважительность, внимательность и дружелюбие персонала.

10. Осязаемость: материальные подтверждения оказываемых услуг - помещения, персонал и т.д.

Названные десять составляющих качества в определенной мере из­быточны. Фирма должна сама адаптировать их к конкретной ситуации и установить нормы качества, представляющие собой ее обязательства перед клиентами. Эти нормы должны быть измеримыми.

Воспользовавшись данной системой, составьте перечень показате­лей, которые позволят измерить качество услуг: 1) стоматологической клиники; 2) оператора сотовой связи; 3) гостиничного предприятия. Какие показатели будут более зна­чимыми в каждом из этих случаев?

2.3. Задания по теме «Комплекс маркетинга в сфере услуг и особенности его реализации»
Задание 1. Приведите примеры услуг для каждой нижеприведенной классификации (таблица 4, таблица 5, таблица 6)

Таблица 4

Тип услуг

Сфера услуг

Производственные



Распределительные



Профессиональные



Потребительские (массовые)




Общественные





Таблица 5

Основной класс услуг

Сфера услуг

Осязаемые действия, направленные на тело человека



Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты



Неосязаемые действия, направленные на сознание человека



Неосязаемые действия с неосязаемыми активами




Таблица 6

Степень участия клиентов

Высокая






Низкая










Низкая

Высокая

Степень контакта с клиентами


Задание 2. Дайте характеристику основным стадиям жизненного цикла товара, заполнив таблицу 7.

Таблица 7

Стадии ЖТЦ: основные характеристики

Характеристики

Внедрение

Рост

Зрелость

Спад

Объем продаж













Издержки на 1-го потребителя













Прибыль













Уровень конкуренции













Потребители













Стратегия маркетинга














Задание 3. Выберите канал товародвижения по критерию эффективности, если объем сбыта одинаков, млн руб.

  1. канал нулевого уровня:

а) расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, - 150;

б) издержки обращения (оптово-сбытовые и розничные) – 100;

в) прибыль от реализации товара – 500;

2) одноуровневый канал:

а) издержки обращения (оптово-сбытовые и транзитные) – 60;

б) прибыль от реализации товара – 300.

3) двухуровневый канал:

а) издержки обращения (сбытовые) – 40;

б) прибыль – 120.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Вы – руководитель отдела маркетинга. Вам необходимо выяснить, кто, из соображения минимизации расходов, более нужен предприятию – коммивояжер или сбытовой агент. Для коммивояжера предусмотрен оклад 8000 руб. в месяц и 3% комиссионного сбора; сбытовому агенту выплачивается ежемесячная гарантированная премия 2000 руб. и 6% комиссионных. Они работают в одной географической области, ожидаемый месячный оборот составит 1 600 000 руб.

  1. Установите, кто предпочтительнее для фирмы.

  2. Определите, при каком обороте в месяц издержки на коммивояжера и торгового представителя одинаковы (метод «точка безраличия»).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Фирма использует разъездных торговых агентов в четырех географических районах. В сегменте А численность вероятных клиентов равна 30, и компания считает, что каждого потребителя следует посещать 5 раз в месяц. В сегменте Б имеется 50 потенциальных клиентов, в среднем каждого из них необходимо посещать 2 раза в месяц. В сегментах В и Г – соответственно 100 и 150 клиентов, которых желательно посещать: в сегменте В – раз в месяц, а в сегменте Г – раз в два месяца.

В соответствии с установленными на фирме нормами каждый торговый агент работает в среднем 22 рабочих дня с месяц. Ежедневная усредненная норма поездок к потребителю составляет три посещения.

Кроме того, из каждых 100 посещений десять являются незапланированными и осуществляются агентами по собственной инициативе или вследствие появления побочной информации. По опыту известно, что около 5% всех посещений потребителей могут не состояться по техническим причинам.

  1. Рассчитайте общее количество плановых посещений клиентов в месяц.

  2. Определите необходимое количество сотрудников (ставок по штату)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Рассчитайте экономический эффект (Эр) от рекламной кампании (по формуле 1) по дегустации новой марки коньяка в ресторане «Репортер-Ностальжи». Торгово-посредническая компания «Лудинг» затратила на рекламную презентацию 1 320 000 руб. Торговая наценка на коньяк была принята 30%. Информация о товарообороте приведена в таблице 8.

Таблица 8

Период

Число дней

Товарооборот, тыс. руб.

Среднегодовой оборот,

тыс. руб.

Темп роста, %

До проведения рекламы

5

1 305 400

261 080




После проведения рекламы

10

6 673 800

667 380

255,6



-И (1),
где

Эр – экономический эффект от рекламного мероприятия, руб.;

Т- среднедневной оборот в дорекламный период, руб.;

П – прирост среднедневного товарооборота, %;

Д – число дней учета товарооборота в послерекламный период;

Н – торговая наценка на товар, %;

И – затраты на рекламу.
Задание 6. Московский Торговый Дом «Кремлевский» дал рекламное объявление о новом соке в общероссийской газете. Затраты на рекламное объявление составили 25 000 руб. Торговая наценка на сок принята в размере 35%. Необходимо вычислить эффект от рекламного объявления (Эр) по формуле 1. Информация о днях проведения рекламы и товарообороте представлена в таблице 9.
Таблица 9

Период

Число дней

Товарооборот, тыс. руб.

Среднегодовой оборот,

тыс. руб.

Темп роста, %

До проведения рекламы

10

454 935

45 493, 5




После проведения рекламы

20

1 417 577, 46

70 878, 87

155,8


  1   2   3

Похожие:

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconПрактикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский...
Практикум по дисциплине «Маркетинг» предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студенты...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) 41. 03. 05 Международные отношения...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата,...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Маркетинговые исследования» разработан...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Практикум Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации владивостокский...
Товароведение и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск