Скачать 248 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации обследования на предмет доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры Настоящие методические рекомендации разработаны в целях осуществления руководства процедурой обследования объектов социальной инфраструктуры, заполнением анкет и актов обследования. Рекомендации разработаны в рамках долгосрочной целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Ленинградской области на 2011-2013 годы» с учетом научно-исследовательских разработок, осуществленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы». Контрольные (нормативные) параметры, используемые в анкете, установлены в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и сводами правил по проектированию и строительству СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» и СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», ГОСТ Р 51631-2000: «Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов», ГОСТ Р 51630-2000: «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности». I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ К объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, являющиеся объектами различного функционального назначения, независимо от форм собственности, свободные для посещения населением. Обследование и анкетирование объектов социальной инфраструктуры (далее – объекты) проводятся с целью получения достоверной и полной информации об их доступности, безопасности, комфортности и информативности для лиц с ограничениями жизнедеятельности – инвалидов на креслах-колясках, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха, а также других маломобильных групп населения, а также принятия на основе обследования управленческих решений о необходимости, объемах и сроках проведения работ по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ Организация обследования объектов на территории муниципальных образований осуществляется межведомственной группой (комиссией) созданной при органе социальной защиты населения муниципального района (городского округа), ответственной за проведение работ. В состав межведомственной группы входят представители органа социальной защиты населения района, отдела архитектуры (строительства) района, общественной организации инвалидов. Межведомственная группа (комиссия) осуществляет координацию и контроль работ по обследованию, анкетированию объектов на территории соответствующего района. Межведомственная группа (комиссия) осуществляет подготовку сводной информации о доступности для инвалидов обследованных объектов социальной инфраструктуры для предоставления ее в комитет по социальной защите населения Ленинградской области, оказывает методическую и консультативную помощь рабочим группам, проводящим обследование. Для непосредственного проведения натурного обследования намеченного объекта межведомственная комиссия назначает рабочие группы. В состав рабочей группы, проводящей обследование включаются представители органа социальной защиты населения района, отдела архитектуры (строительства) – по согласованию, местной администрации, общественной организации инвалидов и собственника (балансодержателя, арендатора) объекта. Рабочими группами перед началом обследования изучаются следующая информация об объектах:
При проведении обследования производятся измерения с помощью инструментов и приспособлений и данные измерений заносятся в таблицу. Рекомендуемая последовательность проведения обследования: • инструктаж руководителей рабочих групп и передача им планов обследуемых объектов; • согласование даты проведения обследования с собственниками (балансодержателями, арендаторами) объектов; • размножение необходимого количества бланков анкет по числу объектов и отдельных таблиц анкеты в соответствии с количеством обследуемых элементов на каждом объекте. Типовая анкета обследования дополняется необходимым количеством таблиц и вкладок в соответствии с количеством обследуемых элементов на каждом объекте. • инструктаж членов группы о целях, порядке и последовательности проведения обследования, ознакомление со Словарем применяемых терминов и Перечнем нормативных требований; • ознакомление членов группы с планами обследуемых объектов и информацией об объектах; • непосредственное обследование объектов с фиксацией в анкете и акте результатов обследования и рекомендуемых мероприятий для устранения выявленных отклонений от нормативных требований. Рекомендуемый инструментарий для проведения обследования: • рулетка 5–10 м; • жесткий планшет/картон формата А4 или А3, желательно с прикрепляемыми страницами анкеты; • шариковая, гелевая ручка или карандаш с мягким грифелем и небольшой мелок (или грифель) для разметки при измерениях; • фотоаппарат; • портативный фонарик (при недостаточной освещенности места измерения, например, в вестибюле здания, переходе). Использование других приспособлений и приборов – на усмотрение руководителя группы. Контрольные (нормативные) параметры, используемые в анкетах, установлены в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и сводами правил по проектированию и строительству СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» и СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», ГОСТ Р 51631-2000: «Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов», ГОСТ Р 51630-2000: «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности». Руководителям групп рекомендуется иметь эти документы в качестве справочного материала. III. ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ Межведомственная группа (комиссия) согласовывает с руководителем обследуемого объекта дату проведения обследования и анкетирования. Перед началом обследования объектов представители межведомственной группы проводят инструктаж рабочих групп о целях и задачах обследования; основных архитектурно-планировочных элементах объекта, подлежащих обследованию; правилах заполнения акта и анкеты; технических средствах для натурных замеров. При заполнении акта обследования необходимо заполнить раздел 1 «Общие сведения об объекте», при заполнении раздела 2 «Характеристика деятельности организации на объекте» необходимо выбрать основной вид деятельности объекта: социальное обслуживание, здравоохранение, образование, культурно-досуговая деятельность, государственное (муниципальное) управление; объем услуг в установленных расчетных показателях для основного вида деятельности объекта (количество посещений в день, вместимость и др.). Типовая форма Анкеты обследования доступности для инвалидов объекта социальной инфраструктуры состоит из шести разделов, соответствующих основным структурно-функциональным зонам объекта:
Раздел 3. «Состояние доступности объекта» акта обследования заполняется в соответствии с приложением - анкетой обследования объекта социальной инфраструктуры, при этом на каждой странице приложения ставится № и дата акта обследования. Элементы объекта, рассматриваемые в анкете - прилегающая территория, вход (входы) в здание, путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации), зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта), система информации на объекте, санитарно-гигиенические помещения являются обязательными к заполнению для всех объектов независимо от видов их деятельности (обслуживания). Раздел 4 анкеты (Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта) формируется из приведенных в ней основных видов обслуживания в зависимости от форм предоставления на объекте услуги: обслуживание через окно/прилавок; в кабинете; с перемещением по маршруту; кабина индивидуального обслуживания; зал. Раздел 5 анкеты (Санитарно-гигиенические помещения) заполняется при наличии для посетителей санитарно-бытового помещения на объекте. Перед началом натурного обследования объекта рабочая группа:
При наличии на объекте нескольких зданий или нескольких помещений с отдельным входом они подлежат обследованию с отражением в отдельных анкетах. В связи с ограниченным объемом анкеты в ней отражены только самые необходимые элементы для адаптации, обеспечивающие доступность обследуемого объекта для инвалидов. Все обмеры, произведенные при натурном обследовании объекта, записываются в графы 4 или 5 анкеты, в зависимости от того, предусмотрен ли измеряемый параметр по проекту или выполнен дополнительно к проекту. При указании используются единицы измерения, которые предусмотрены в графах 2, 3 анкеты (м, см, %, ед., показатель отношения высоты Н к длине L проекции Н/L). Не допускается использование слов «норма», «в соответствии с нормативами» и т.д. При обследовании отдельных элементов (желтая контрастная окраска крайних ступеней, место для сидения, знак доступности и пр.) фиксируется только их наличие. В этом случае следует поставить знак «+», если этот элемент присутствует на обследуемом объекте, или «–», если такового нет. При обследовании элементов дверь, подъемник и таксофон необходимо выбрать один из предложенных в анкете вариантов ответов. Например, при наличии мобильного подъемника (ступенехода) ставится символ «М», при наличии вертикального или наклонного подъемников – соответственно «В» и «Н», а при отсутствии подъемно-транспортного средства – «–». При отсутствии элемента, несоответствии его фактических показателей показателю норматива или необходимости его ремонта указываются: установка или создание отсутствующего элемента, ремонт или замена разрушенного элемента, реконструкция части объекта. Например, поручни есть они предусмотрены по проекту, но они требуют замены. В этом случае для данного элемента в графу 4 ставится результат обмера, в графу 6 ставится слово «замена». При наличии элемента, удовлетворяющего нормативным требованиям и необходимого качества ставится результат обмера. Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий и сооружений, подлежащие адаптации для инвалидов и других МГН
Зона обслуживания может быть представлена в различных формах, соответственно, в ней выделяются различные функционально-планировочные элементы и параметры их доступности. С точки зрения архитектурно-планировочных и организационных решений доступности могут быть следующие (основные) формы обслуживания: 4.1 кабинетная форма обслуживания, 4.2 зальная форма обслуживания, 4.3 прилавочная форма обслуживания, 4.4 форма обслуживания с перемещением по маршруту, 4.5 кабина индивидуального обслуживания. Кабинетная форма обслуживания представлена чаще всего в амбулаторных учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения, органах власти. Зальная форма обслуживания представлена в учреждениях культуры (театральный, концертный зал, зал музея), на объектах транспортной инфраструктуры (залы ожидания на железнодорожном и автовокзале, в аэропорту), на физкультурно-оздоровительных и спортивных объектах (спортивный, тренажерный зал), в учреждениях образования (лекционный зал), а также в учреждениях торговли и общественного питания (зал для посетителей, торговый зал). Прилавочная форма обслуживания представлена в учреждениях культуры (кассы кинотеатра, театра, музея), на объектах транспортной инфраструктуры (кассы по продаже билетов на железнодорожном и автовокзале, в аэропорту), в учреждениях и организациях торговли, на объектах связи, в финансово-кредитных организациях (это, в частности, прилавок в магазине, киоске, на почте, в сберкассе), в медицинских и иных социальных учреждениях (регистратура, окно по обслуживанию посетителей в аптеке, в многофункциональном центре) и других. Форма обслуживания с перемещением по маршруту может быть представлена в магазинах самообслуживания, в библиотеках, музеях, на вокзальных комплексах и в аэропортах. Кабина индивидуального обслуживания может быть в виде примерочной кабины, кабины фото-автомата, кабины для голосования. Перечень мероприятий, приведенных в анкете, в дальнейшем может являться основой составления Технического задания на выполнение работ по приспособлению для инвалидов объекта с определением финансовых затрат. IV. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ По результатам заполнения анкеты заполняется раздел 4. Выводы акта обследования, в т.ч. таблица 4.1. Состояние доступности основных структурно-функциональных зон. Состояние доступности основных структурно-функциональных зон
** Указывается: ДП-В - доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) – доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В - доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов); ДУ - доступно условно, ВНД – временно недоступно. Полностью доступным с точки зрения архитектурно-планировочных решений признается объект, на котором выполнены требования действующих нормативных документов в области проектирования и строительства по всем функциональным зонам и всем критериям доступности (по функциональным зонам 1-6) – по варианту «А» или варианту «Б». Частично доступным в этой связи может быть признан объект, на котором выполнены требования действующих нормативов по основным функциональным зонам (2-4), которые обеспечивают достижение мест целевого посещения здания (объекта). При этом, приемлемым вариантом (с точки зрения СП вариант «Б») является организация специально выделенного пути и мест обслуживания, специальных участков для обслуживания МГН. Такой подход обеспечения доступности тоже должен быть оценен как частично доступный. В случае неисполнения требований нормативных документов в области проектирования и строительства (требований доступности) для МГН объект должен быть признан временно недоступным – до принятия решения об обустройстве и его исполнения, либо до организации альтернативной формы обслуживания МГН. После исполнения организационного решения об альтернативной форме обслуживания (как в данном учреждении - при обеспечении доступа с помощью постороннего лица, в том числе сотрудника учреждения, так и иным путем: дистанционно, на дому, в другом учреждении, на другом объекте данного учреждения и др.) объект признается условно доступным. Такое же решение может быть принято в случае выявления на объекте параметров структурно-функциональных элементов (например, наклон пандуса на входе, продольный или поперечный уклон на пути движения и т.п.), не соответствующих требованиям СНиП и СП, которые после согласования с потребителем (с общественными организациями инвалидов) могут быть приняты как приемлемые. Решение об условной доступности и в первом варианте, и во втором должно приниматься после согласования с потребителем или его законным представителем (общественной организацией инвалидов). Классификатор объектов социальной инфраструктуры по состоянию (уровню) доступности
Продолжение таблицы 10
Эта оценка дается в случае соответствия требованиям нормативных документов в проектировании и строительстве по всем 6 функциональным зонам для всех категорий инвалидов – как с точки зрения досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта (территория, прилегающая к зданию; входы в здание; пути движения внутри здания; места целевого назначения; санитарно-гигиенические помещения и системы информирования) - по варианту «А» (п.1.6 СП 35-101-2001). Именно этот вариант состояния доступности соответствует требованиям универсального дизайна. В этом случае никаких дополнительных мер по адаптации объекта для МГН не требуется, и, напротив, именно такой объект может быть рекомендован как основной («базовый») для обслуживания инвалидов всех категорий. 2. Объект доступен полностью избирательно – ДП-И (к, о, с, г, у). Эта оценка дается в случае соответствия нормативным требованиям (как досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта) по варианту «А» всех 6 функциональных зон – но для отдельных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата (о), для передвигающихся на кресле-коляске (к), для инвалидов с нарушениями зрения (с), для инвалидов с нарушениями слуха (г), либо для инвалидов с нарушениями умственного развития (у). При такой оценке состояния доступности ОСИ при наличии технических (архитектурно-планировочных) и финансовых возможностей рекомендованы мероприятия по дообустройству (адаптации) объекта в первой очереди для обеспечения доступа по всем функциональным зонам всем категориям инвалидов (для исполнения требований универсального дизайна). 3. Объект доступен частично всем – ДЧ-В. Эта оценка дается в 2 случаях: 1) соответствие нормативным требованиям основных функциональных зон (2-4) – когда обеспечен доступ к месту целевого назначения для всех категорий граждан; 2) обустроены специально выделенные пути и места обслуживания, специальные участки для обслуживания МГН по варианту «Б» (п.1.6 СП 35-101-2001): «выделены в уровне входной площадки специальные помещения, зоны или блоки, приспособленные и оборудованные для инвалидов, а также устроены специальных входы, пути движения и места обслуживания». При такой оценке состояния доступности ОСИ рекомендуется: обустройство во второй очереди, как требующее больших, по сравнению с предыдущим вариантом, средств и времени и более сложных технических решений (обустройство территории, санитарно-гигиенических помещений; обеспечение систем информации на объекте).
Эта оценка дается также в 2 случаях: 1) соответствие нормативам лишь основных функциональных зон 2-4 (досягаемости мест целевого назначения) для отдельных категорий инвалидов (по варианту «А»). 2) Организованы специально выделенные пути и места обслуживания для отдельных категорий инвалидов, а также специальные участки для их обслуживания – по варианту «Б». При такой оценке состояния доступности ОСИ решение об обустройстве его предлагается отнести на третий этап, т.к. требуются значительные затраты времени и средств на проведение ремонтно-строительных работ.
Эта оценка дается в случае, если требования нормативных документов в проектировании и строительстве не выполнены и технически невозможны. Решение об условной доступности принимается при исполнении следующих условий: - согласование с представителями потребителя (общественными организациями инвалидов) в качестве приемлемых имеющиеся нарушения некоторых параметров структурно-функциональных элементов; - при организации помощи инвалиду (другому МГН) со стороны сотрудников учреждения для получения услуги на этом объекте, в том числе при использовании дополнительных индивидуальных технических средств (например, шагающего подъемника, «скаломобиля»), либо в сопровождении переводчика жестового языка; - при организации иной альтернативной формы обслуживания (на дому, в другом месте пребывания инвалида, дистанционно, или в другом учреждении). При такой оценке состояния доступности ОСИ проведение мероприятий по техническому обустройству в связи с архитектурно-планировочными особенностями здания невозможно либо может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта или реконструкции. Для адаптации ОСИ необходимо организовать: - помощь со стороны сотрудников ОСИ для сопровождения к месту получения услуги; - иную форму доставки услуги (на дому, дистанционно, в другом ОСИ).
Эта оценка дается в случае, когда архитектурно-планировочные и организационные решения отсутствуют либо ранее данные не выполнены, требуют дополнительных согласований:
Объект будет считаться временно недоступным до принятия решения об обустройстве и его исполнения, либо до организации альтернативной формы обслуживания МГН. При такой оценке состояния доступности ОСИ обустройство его может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта и реконструкции либо после дополнительного согласования. Рекомендуется организовать альтернативную форму обслуживания граждан.
Эта оценка дается в случае, если: 1) на объект и его участки в соответствии с его назначением изначально не предусмотрен доступ инвалидов, 2) объект подлежит сносу как ветхий, аварийный. При такой оценке объект обустройству и адаптации не подлежит. Итоговое решение выносится на основе коллегиального обсуждения членами рабочей группы, подписывается руководителем и всеми членами рабочей группы, утверждается руководителем органа социальной защиты населения. При необходимости (особенно в сложных случаях, требующих межведомственного взаимодействия) решение согласовывается на Комиссии по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН. По итогам заполнения таблицы 4.1. коллегиально рабочая группа делает и записывает в раздел 4.2. итоговое заключение о состоянии доступности объекта. Раздел 5. Управленческое решение (проект) акта обследования должен содержать в себе конкретные предложения по решению вопросов доступности обследованного объекта по всем, подлежащим адаптации структурно-функциональным зонам. 5.1. Рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта: В графу «Работы по адаптации» (содержание) вносятся конкретные предложения по мероприятиям, направленным на адаптацию каждого функционально-планировочного элемента и в графе «Виды работ» указывается один из вариантов: не нуждается (доступ обеспечен); работы порядке ремонта (текущего или капитального); индивидуальное техническое решение (с использованием ТСР); технические решения невозможны - организация альтернативной формы обслуживания (например, с помощью сотрудника учреждения). Рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта
*- указывается один из вариантов (видов работ): не нуждается; ремонт (текущий, капитальный); индивидуальное решение с ТСР; технические решения невозможны – организация альтернативной формы обслуживания К числу обязательных общих мероприятий по адаптации относятся: а) в пределах зданий: • организация доступности входной группы, • обустройство путей движения (горизонтальных и вертикальных связей), • обеспечение возможности оказания услуги инвалидам,4 • обустройство санитарных узлов (кабин) и мест отдыха для инвалидов (при необходимости), • обеспечение средствами информации, доступными для инвалидов; б) на территории (от красной линии застройки участка объекта до входа в здание): • беспрепятственный обустроенный проход, • места для парковки индивидуального транспорта. Указывается необходимость технических средств (подъемная платформа для инвалидов, пассажирский лифт, информационное табло, текстофон и др.). |
Слуха и других маломобильных групп населения и создание на основании достоверной и полной информации об указанных объектах реестра... | Реестра объектов социальной инфраструктуры, доступных для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха и... | ||
Основным способом получения информации о доступности объектов является обследование (анкетирование) объектов социальной инфраструктуры... | Об организации работы по паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных для инвалидов и других маломобильных... | ||
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации Областной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2013 годы | Методические рекомендации предназначены для работников территориальных и отраслевых исполнительных органов государственной власти... | ||
Методические рекомендации предназначены для работников территориальных и отраслевых исполнительных органов государственной власти... | Методические рекомендации) предназначены для работников территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга... | ||
Российской Федерации и для объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных... | Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |