Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних


Скачать 400.39 Kb.
НазваниеИнформационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4
Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних

Актуальность проблемы

Проблема предотвращения насилия над детьми является особенно актуальной во всем мире. Рост насилия над детьми обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом насильственных преступлений, деликвентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом.

Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются новые разновидности психологического и духовно-нравственного насилия над детьми, имеющие сексуальный подтекст, которые насквозь пронизывают окружающее детей культурное и информационное пространство.

Основные термины и понятия

Ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, включая детей – жертв насилия; детей – свидетелей насилия и детей, совершивших насильственные действия.

В соответствие со статьей 19 Конвенции ООН о правах ребёнка насилие включает все формы физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежное обращение, грубое обращение или эксплуатацию, включая сексуальное злоупотребление. Это определение касается всех случаев насилия в отношении детей как в домашних условиях, так и в любом другом окружении. Насилие рассматривается как произошедшее не только между взрослыми и детьми, но и между самими детьми.

Насилие над ребёнком - любое действие или бездействие взрослых или сверстников, наносящее психологическую или физическую травму ребёнку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Сексуальное насилие над ребёнком - это не только прямое физическое насилие, но и вовлечение ребёнка в сексуальный контакт со взрослым в любой форме:

• ласки, ощупывание, целование ребёнка посторонним человеком;

• рассматривание половых органов ребёнка;

• демонстрация своего обнажённого тела или своих половых органов ребёнку;

• присутствие ребёнка при половых контактах;

• подглядывание за ребёнком во время раздевания, купания, в туалете;

• онанизм в присутствии ребёнка;

• принуждение к онанизму в присутствии взрослого;

• принуждение ребёнка к манипуляции с половыми органами взрослого;

• показывание ребёнку порнофильмов и порнокартинок;

• порно-видео и фото съёмка ребёнка.

Кто совершает сексуальное насилие над детьми?

Официальная отечественная статистика сексуального насилия над детьми отсутствует, однако, по данным известных нам исследований:

- около 28% детей, подвергшихся сексуальному насилию, испытывали развратные действия со стороны родителей или опекунов.

- в 2\3 случаев насилие носит семейный характер и только 1\3 детей страдает от насилия вне семьи;

- 89% осужденных за педофилию совершали преступление в отношении ребёнка, которого они так или иначе знали: это был их знакомый, родственник или подопечный.

ВАЖНО знать!!!

Выделяют два вида сексуального насилия над детьми:

• инцест - сексуальный контакт между взрослым и ребёнком, приходящимися друг другу родственниками;

• педофилия - сексуальный контакт между взрослым и ребёнком, не приходящимися друг другу родственниками.

Педофил - это взрослый человек с исключительным сексуальным интересом в половом отношении к несовершеннолетним детям. Чаще всего, педофил - это не абстрактный незнакомец в парке, не злодей в чёрной маске и с оружием, который похищает детей. В большинстве случаев педофил - это располагающий к себе человек, который может быть знакомым и о котором вообще сложно подумать плохо.

Лица «группы риска», склонные совершать сексуальные преступления:

- лица, в семье которых имеются душевнобольные, либо родители страдают алкоголизмом или наркоманией;

-подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алкоголь и наркотики;

- лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные “проступки”;

-лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;

-лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;

-лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;

- лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты

-лица ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в Российском законодательстве

Уголовный Кодекс РФ

В 2012 г. впервые официально в уголовное законодательство введен термин «педофилия» и предусмотрено применение принудительных мер медицинского характера, включая химическую кастрацию, для педофилов, совершивших преступления в отношении детей младше 14 лет. Принятый закон позволит начинать уголовное преследование лица, подозреваемого в педофилии, незамедлительно. К отягчающим наказание обстоятельствам отнесено совершение преступления сексуального характера в отношении ребёнка родителем, опекуном или педагогом. Кроме того, за любое преступление сексуального характера против ребёнка сможет применяться дополнительное наказание в виде запрета занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, связанной с детьми.

К сексуальному насилию в отношении детей относятся преступления, предусмотренные следующими статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации:

• 57, 63, 73, 79, 80, 82 и 97 (половая неприкосновенность несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста);

• 131 (изнасилование);

• 132 (насильственные действия сексуального характера);

• 133 (понуждение к действиям сексуального характера);

• 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста);

• 135 (развратные действия);

• 240 (вовлечение в занятие проституцией);

• 241 (организация занятия проституцией);

• 242.1 (изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних);

• 242.2. (использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов).

Закон устанавливает, что изнасилование, совершенное повторно группой лиц по предварительному сговору, а также сопряженное с угрозой убийства или причинением тяжкого вреда здоровью или повлекшее заражение венерическим заболеванием, наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет либо пожизненным лишением свободы. Такое же наказание предусматривается и за повторное сексуальное преступление в отношении ребёнка, не достигшего 16 лет. Преступления сексуального характера, совершенные в отношении ребёнка младше 12 лет, будут рассматриваться как насильственные преступления, за которые предусмотрено более строгое наказание, вплоть до пожизненного лишения свободы.

За распространение порнографии среди детей или вовлечение их в распространение порнографии, за её тиражирование посредством СМИ или Интернета предусмотрено максимальное наказание до десяти лет лишения свободы. За распространение детской порнографии через Интернет, за привлечение ребёнка исполнителем при изготовлении детской порнографии и за участие ребёнка в зрелищном мероприятии порнографического характера следует уголовная ответственность до 15 лет лишения свободы.

Психологические особенности профилактической работы по защите детей от сексуального насилия

НУЖНО…

Необходимо учитывать возрастные особенности детей и уровень их восприятия в беседе о предотвращении сексуального насилия:

• 18 месяцев – необходимо научить ребёнка правильным названиям частей тела.

• 3-5 лет – необходимо научить ребёнка правильным названиям интимных частей тела и помочь ему научиться говорить «нет» в ответ на любое сексуальное предложение. С младшими детьми нужно говорить предельно осторожно, фиксируя внимание не столько на сексуальном насилии, которому дети этого возраста подвергаются не так часто, сколько о праве ребенка на телесную неприкосновенность, что никто не смеет насильно раздевать его, подвергать телесным наказаниям и т.д. Если сами родители придерживаются этого принципа в своих взаимоотношениях с ребенком и между собой, то и ребенок с ранних лет научится говорить «НЕТ» каждый раз, когда дело будет доходить до тех физических прикосновений, которых он не желает. Такой подход к обучению ребенка превентивным мерам по предотвращению сексуального насилия над детьми гораздо лучше, чем серьезные предупреждения некоторых родителей, в основе которых лежит страх.

• 5-8 лет - научить ребёнка правилам безопасности на улице и помочь ему научиться отличать симпатию от сексуальных претензий. Необходимо поощрять ребёнка к тому, чтобы он рассказывал взрослым о любом испугавшем его событии.

• 8-13 лет – научить ребёнка основным приемам самозащиты (знать номер полиции, не стыдится звать на помощь и привлекать к себе внимание в случае опасности) и объяснить ему основные правила приемлемого сексуального поведения.

• 13-18 лет – рекомендовать обучение навыкам персональной защиты, для предотвращения венерических заболеваний и нежелательной беременности. Познакомить с понятием «изнасилование» и правилам безопасности для того, чтобы не стать жертвой этого преступления.

По мере того как ребенок становится старше и может разговаривать с вами обо всем, что касается секса, не будет лишним повторить ему: «Никто не должен прикасаться к тебе с целью заставить тебя вступить в сексуальные отношения, если ты сам не хочешь этого».

- помнить, что такие возрастные особенности психики малолетних и несовершеннолетних как незрелость, подчиняемость авторитету взрослого, доверчивость, недостаточность жизненного опыта и осведомленности в вопросах половых отношений, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные действия других лиц являются определенной предпосылкой к сексуальному насилию над детьми. Эти же качества служат сокрытию фактов сексуального насилия, и более того, если ребенок рассказывает старшим о случившемся, провоцируют недоверие к его рассказу/

НЕЛЬЗЯ ….

- прививать ребенку страх перед сексуальностью;

- чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в каждом из них потенциальную опасность.

Организационные основы системы психолого-педагогической работы по профилактике сексуального насилия детей

Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие стороны, т.е. на насильника и жертву. Это воздействие предполагает широкий круг мер, направленных на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды: своевременное оказание помощи семьям «группы риска», профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних. Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегии деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков безопасного поведения. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д. Одновременно на стендах в рекреациях образовательных, воспитательных учреждений размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. На этом же этапе проводятся мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни молодежных и подростковых группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Вместе с тем следует создавать подростковые клубы и иные объединения для проведения полноценного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей молодежи. Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т.д.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв, в силу чего возможны повторные посягательства на неприкосновенность. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих реабилитационную поддержку. В этих учреждениях, кроме юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед и др.

Участие работников местных органов власти необходимо в тех случаях, когда из-за жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка его безнадзорность приобретает хронический характер, а состояние физического и психического здоровья внушает серьезные опасения. Пошатнувшийся, а то и разрушенный статус подростка в учебном учреждении и в семье вызывает ощущение ненужности, заброшенности, что способствует развитию девиантного поведения в виде бродяжничества, алкоголизма, наркомании, клептомании, аутоагрессии и пр. Однако при оказании помощи такому ребенку необходимо избегать "эффекта маятника", когда внимание фокусируется то на ребенке, то на всей семье. Необходимо одновременно держать в центре внимания и жертву жестокости, и его ближайшее окружение, планируя комплекс мероприятий.

Работники учреждений первичного звена здравоохранения (педиатры, терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, семейные врачи, психиатры, персонал скорой медицинской помощи, социальные работники и другие специалисты) должны обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для распознавания признаков жестокого обращения с детьми, оценки состояния и физического развития детей.

Методические материалы по организации и проведению образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних

Что дети должны знать, чтобы защитить себя

Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.

Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.
  1   2   3   4

Похожие:

Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних iconО проведении выездных мероприятий организованных групп обучающихся...
В целях обеспечения безопасности выездов организованных детских коллективов в места отдыха, оздоровления, места проведения культурно-массовых,...

Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних iconСледственные органы Российской Федерации обращают Ваше внимание на...
Памятка предназначена для родителей, детей и каждого из нас, кто

Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних iconМетодические рекомендации по разработке, согласованию, хранению и...
Федерации и Требованиями по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений города Москвы...

Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних iconГорода новокузнецка распоряжени е
Во исполнение указаний Администрации Кемеровской области, в целях обеспечения безопасности детей, профилактики безнадзорности и правонарушений...

Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних iconЗаконных представителей обучающихся
Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»...

Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних iconАналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных
Для определения готовности к обучению в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на...

Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних iconСеверное окружное управление образования департамента образования города москвы
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и воспитанников во время пребывания в гбоу прогимназия №1672

Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних iconРегиональная общественная организация
На каникулы – в семью: Рекомендательные материалы по организации помещения в семьи граждан в период каникул воспитанников учреждений...

Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних iconМетодические материалы по подготовке и проведению регионального мониторинга...
Гбу «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (протокол №5 от 03. 12. 2014 г.)

Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию при подготовке образовательных мероприятий для обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей с целью обеспечения безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних iconПравовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей
Семейно-правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск