Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных


НазваниеАналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных
страница1/5
ТипАналитические материалы
filling-form.ru > Бланки > Аналитические материалы
  1   2   3   4   5


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Зерновое

Информационно – аналитическая справка

по результатам диагностики готовности к школе первоклассников

на 2012-2013 учебный год


2012 год
Информационно – аналитическая справка

по результатам диагностики готовности к школе первоклассников

на 2012-2013 г.

Для определения готовности к обучению в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Материалы включают результаты диагностических обследований первоклассников МКОУ СОШ с. Зерновое, анкетного опроса учителя начальной школы и родителей первоклассников данной школы, а также комплексной обработки и анализа данных.

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных
результатов и определения направлений совершенствования подходов к оценке готовности к обучению в школе.

Изучение готовности первоклассников к обучению проводилось на основе единых методик и инструментария. Разработанный инструментарий включал:

1. Рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся.

  1. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов).

  2. Таблицы для фиксации результатов обследования.

  3. Анкету для учителя начальной школы.

  4. Анкету для родителей.

  5. Карту первоклассника.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проводилось на основе пяти методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква», «Домики».

Социально-педагогический контекст проводимого эксперимента отслеживался с помощью специально разработанных анкет.

Работы первоклассников оценивались учителем школы, ведущим соответствующий класс.

Для получения информации об особенности организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе проводилось анкетирование учителя.

Анкетирование родителей проводилось с целью получения информации по широкому кругу вопросов, касающихся установок семьи относительно обучения ребенка в школе, подготовки ребенка к школе, оказания помощи ребенку в начале обучения, а также для получения информации по изменению поведения ребенка в первый период обучения в школе. Оно было организовано в ходе родительского собрания.

Дополнительно на каждого ученика заполнялась Карта первоклассника, в которую заносилась информация о состоянии здоровья ученика и оценочные суждения учителя о степени готовности к школе и особенностях поведения данного ученика в школе. В заполнении Карты первоклассника принимали участие учитель, ведущий данный класс, и медицинский работник.

При проведении работы в образовательном учреждении строго соблюдалась конфиденциальность информации, получаемой в результате исследования.

После завершения всех работ в школе полученные материалы проходили проверку (чистку и исправления ошибок, допущенных при вводе данных), при необходимости объединялись, а затем обрабатывались. После этого формировалась единая база данных результатов.

Результаты представлялись в специальном формате в обобщенном виде по классу, а также для каждого обучающегося, принимавшего участие в обследовании. Это обеспечивало в дальнейшем возможность отслеживать влияние различных факторов на качество образовательных достижений обучающихся.

Учителю и школьному психологу выдавались результаты обследования каждого ученика и всего класса, родителям учащихся – данные своих детей по сравнению с классом. Для организации консультаций были разработаны рекомендации по интерпретации результатов, а также рекомендации по проведению консультаций с учителями и родителями.

В мониторинге по изучению готовности первоклассников к обучению в школе использовались два блока показателей:

– показатели готовности первоклассников к обучению в школе;

– контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей обучающихся.

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают три группы.

Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка, определению психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе.

Дополнительно используются показатели, характеризующие

адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.

Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный
анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное
обучение и особенности протекания адаптационного процесса, а также
выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе. Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса.

Ниже приводится описание отдельных показателей с обоснованием их использования.

1. Общее развитие ребенка. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, отражающая общий уровень развития первоклассника и характеризующая готовность к новой для первоклассника учебной деятельности и усвоению знаний и умений. Это – один из основных показателей, на основе которого можно прогнозировать школьную успешность.
Он отражает результат предшествующего развития ребенка. Высокий уровень
психофизиологической и интеллектуальной зрелости проявляется в достаточном уровне концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности
поведения, развития зрительно-моторной координации и развитии речи
ребенка. Физиологически зрелые дети готовы к усвоению школьных
требований. Психофизиологическая зрелость характеризуется созреванием
мозговых структур, нервных центров (психологических и нейро-
психологических возможностей, которые лежат в основе усвоения школьной
программы). При определении психофизиологической и интеллектуальной зрелости учитываются результаты одновременного рассмотрения различных данных (результатов тестирования ребенка, экспертных оценок и фиксации наблюдений учителя и родителей) и взаимосвязь между различными уровнями их проявлений не только в ситуации тестирования, но и в реальной жизни (поведении в школе и дома).

2. Сформированность предпосылок овладения грамотой и
математикой.
Данный показатель отражает состояние пространственного и
зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных
координаций; умение проводить классификацию и выделять признаки, по
которым она произведена; наличие интуитивных дочисловых представлений;
овладение представлениями, лежащими в основе счета и операций сложения и
вычитания; умение сравнивать два множества по числу элементов; развитие
фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к
успешному овладению звуковым анализом и синтезом.

3. Наличие учебных навыков у ребенка. Этот показатель отражает
результат педагогического воздействия на ребенка до школы. Данный

показатель определяется и фиксируется учителем. Наличие больших различий в учебных навыках детей класса, создает трудности как для работы учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса. Специфические проблемы здесь есть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых (особенно, если они попали в сильный класс.)

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка. В этом показателе
нашли отражение такие особенности ребенка, которые принято относить к
личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять
позицию ученика), социальной зрелости (например, индивидуальные особенности
поведения, такие, как коммуникативность) и эмоциональной зрелости (умение
управлять своими эмоциональными реакциями). В целом, эти особенности могут
способствовать или препятствовать адаптации. Например, у ребенка еще на
предшествующем дошкольном периоде развития мог сформироваться активный
или пассивный тип реагирования на ситуацию, что будет проявляться в период
адаптации к школе. На эмоциональное состояние ребенка в этот момент
существенное влияние оказывает также особенность восприятия им значимости
ситуаций школьной жизни (хорошо это или плохо). Высокая мотивация позволяет ребенку стать активным участником процесса обучения и адаптации за счет саморазвития и самоизменения. Диагностика даст представление об уровне эмоционального напряжения и зонах конкретного неблагополучия ребенка. Полученные данные позволят выделить базовые отношения к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, а также позволят определить адаптационный потенциал ребенка при поступлении в школу и использовать его для оказания поддержки ребенку.

5. Здоровье первоклассника (формируется на основе данных из
медицинских карт первоклассника и реальных жалоб ребенка на состояние
здоровья, зафиксированных в школе). Уровень здоровья рассматривается как
интегральный показатель, определяющий адаптационный ресурс ребенка.

6. Семья как ресурс школьной успешности ребенка. Интегральная
оценка стратегий родительского поведения. В данный показатель выделяются
факторы, связанные с подготовкой ребенка к школе, готовность родителей
помогать ребенку на первом этапе школьной жизни, готовность сотрудничать
со школой, социальные установки, материальное положение семьи. Все эти
данные необходимы учителям для организации эффективного взаимодействия с
семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

7. Ресурсы и цена адаптации – интегрированный показатель, полученный
на основе определения уровня изменений, отражающихся в поведении ребенка
на фоне его вхождения в учебную жизнь. Она показывает степень затратности
для ребенка процесса вхождения в школу и является необходимым параметром для оценки адаптации к школе, поскольку позволяет предупредить перенапряжения ребенка и ухудшение его здоровья.

Профиль готовности первоклассника к обучению в школе включает следующие позиции:

Познавательная сфера

1.Тест «Рисунок человека»

  1. Тест «Графический диктант»

  2. Тест «Образец и правило»

  3. Тест «Первая буква»

5. Общая успешность в 4-х тестах.

6.Навыки чтения, письма, счета

Индивидуально-личностные особенности ребенка

  1. Мотивация

  2. Усвоение норм поведения в школе

  3. Успешность функционирования в роли ученика.

  1. Взаимодействие со сверстниками

  2. Эмоциональная стабильность (нетревожность)

  3. Эмоциональное благополучие

Семья как ресурс адаптации первоклассника

  1. Подготовка к школе в семье

  2. Установки родителей по отношению к школьному обучению

  3. Помощь ребенку в обучении

  4. Цена адаптации ребенка к школе


Анализ данных по классу в целом по каждому из отсмотренных

параметров


Ребенок (пол)

В какую школу пошел учиться

Посещали детский сад

Возраст на момент поступления

ММальчик

ДДевочка

По месту

жительства

Специально выбирали

Совсем не ходил

ММенее 1 года

1-2 года

22-3 года

3 3 года и более

6 лет-6 лет 6 месяцев

6 лет 6 месяцев-7 лет

7 лет-8 лет

7

15

15

7

10

3

3

3

3

3

9

10



Познавательная сфера первоклассников
Достаточный уровень сформированности познавательной сферы является одной из важнейших предпосылок школьного обучения. В основе познавательной деятельности лежит психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, отражающая функциональное созревание структур головного мозга, показывающая сформированность в соответствии с возрастной ступенью компонентов, составляющих внутреннюю, физиологическую и психофизиологическую основу деятельности всех систем развивающегося ребенка. Важно оценить сформированность познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи) и умение выделять учебную задачу.
1. Тест «Рисунок человека»

  1. Тест «Графический диктант»

3. Тест «Образец и правило»

  1. Тест «Первая буква»

5. Общая успешность в 4-х тестах.

6. Навыки чтения, письма, счета.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных iconМетодика оценки уровня квалификации педагогических работников москва...
Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального обсуждения и апробации методики в...

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных iconАналитические материалы о положении детей и семей, имеющих детей,...
Информационно-аналитические материалы // Аналитические материалы о положении детей и семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге. –...

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных icon4. Иная информация и аналитические материалы, характеризующие особенности...
Иная информация и аналитические материалы, характеризующие особенности рынка труда в Ямало-Ненецком автономном округе

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных iconПроект для обсуждения! Клинические рекомендации «Подготовка пациентов...
Клинические рекомендации подготовлены рабочей группой Российского Эндоскопического Общества (РЭндО)

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных iconИнформация по организации образовательного процесса
Отчет по итоговой аттестации выпускников (статистические и аналитические материалы)

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных iconАналитические материалы к семинару на тему: Наличные расчеты
Изменения, внесенные в нормативные документы, регулирующие прядок работы с денежной наличностью 4

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных iconМетодические рекомендации по первичной профилактике пав в образовательном...
Материалы разработаны и подготовлены к печати в рамках областной целевой программы «Комплексные меры по противодействию незаконному...

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных iconМетодические рекомендации по первичной профилактике пав в образовательном...
Материалы разработаны и подготовлены к печати в рамках областной целевой программы «Комплексные меры по противодействию незаконному...

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных iconМетодические рекомендации Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников содержание
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной...

Аналитические материалы подготовлены для обсуждения полученных iconАналитические материалы к семинару на тему: «Проблемы в исчислении...
Порядок признания доходов и расходов для целей формирования налогооблагаемой базы 6

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск