Маркировка и сертификация товаров и услуг


НазваниеМаркировка и сертификация товаров и услуг
страница1/25
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
В.П. ФЕДЬКО, А. У.АЛЬБЕКОВ

МАРКИРОВКА И СЕРТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям

Ростов-на-Дону «Феникс» 1998

ББК 65.5 Ф 93

Федько В. П., Альбеков А. У.

Ф 93 Маркировка и сертификация товаров и услуг:

Учебное пособие. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 640 с.: ил.

В учебном пособии рассматриваются вопросы роли и места маркировки товаров и услуг в системе логистического сервиса. Раскрываются особенности маркировки различных потребитель­ских товаров, описываются штриховое кодирование, манипуля-ционные знаки и знаки опасности, акцизная и экомаркировка. Отдельные главы посвящены товарному знаку и сертификации товаров.

Учебное пособие предназначено для студентов экономиче­ских вузов и колледжей, изучающих комплекс дисциплин теории и практики логистики, маркетинга, стандартизации и сертифика­ции товаров, товароведения, а также для научных работников и предпринимателей, интересующихся данной проблемой.

ISBN 5-222-00602-6 ББК 65.5

i Федько В. П., Альбеков А. У, 1998 | Оформление, изд-во «Феникс», 1998

Введение

Вхождение России в цивилизованный рынок по­ставило перед российскими предпринимателями за­дачу увеличить объемы продаж товаров за счет пред­ложения покупателям качественного сертифицирован­ного товара и сопровождающих его услуг. Товар, который хлынул на российский рынок пять-шесть лет тому назад, ошеломлял обилием и ассортимен­том, красочным оформлением и многообразием форм, «лейблов», различных маркировочных обозначений, о которых большинство покупателей да и сами пред­приниматели просто не знали или имели поверхнос­тное представление.

Быстро наступившее товарное насыщение заста­вило всех нас более тщательно подходить к товару, изучать его свойства и потребительские характерис­тики, более придирчиво рассматривать его, вчитыва­ясь в ту небольшую и не всегда понятную, условно-схематическую информацию, которую можно было почерпнуть из упаковки. Эта поведенческая реакция потребителей оправданна, так как не всегда предла­гаемые клиентам и призывающие их к действию побудительные мотивы маркетинга, представленные на упаковке или в рекламных аргументах, несут до­стоверную информацию. Часто выявляемые как на отечественном, так и на международном рынке то­варов и услуг различные подделки под фирму или просто фальсификации приводят к разочарованиям, осознанию собственной беспомощности, что объектив­но стимулирует потребность познать суть явления и научиться отличать подделки от настоящих, фирмен­ных товаров.

Государственная система контроля, призванная защищать интересы граждан своей страны от подде­лок, находится еще в стадии формирования своих структур и разработки нормативно-правовой базы, регламентирующей как собственную деятельность, так и деятельность различного рода предприниматель­ских образований. В настоящее время уже издано до­статочно много различных постановлений и положе­ний о сертификации, маркировке товаров и тары, об ответственности и штрафных санкциях за поставку недоброкачественных товаров и продуктов питания, i

Однако современный этап нашего бытия в усло­виях рынка требует систематизации всей теоретико-практической, методической и нормативной докумен­тации, разработанной и принятой к исполнению в нашей стране на основе международного и отече­ственного опыта производственно-коммерческой де­ятельности для того, чтобы этими знаниями мог вос­пользоваться любой заинтересованный человек — будь то предприниматель, занимающийся коммерческой деятельностью, или студент, изучающий возможно­сти реально существующего рынка товаров и услуг.

Поэтому в предлагаемом учебном пособии сдела­на попытка осмыслить и проанализировать теорети­ко-методические разработки и имеющуюся нормативно-правовую документацию по регламентации производства и продажи промышленных и продовольственных това­ров, маркировки и сертификации товаров и услуг в нашей стране, а также соотнести требования, предъявляемые к товарам, поставляемым в Россию по контрактам, с требованиями международной тор­говли.

Какую информацию несет нам безмолвный прода­вец — маркировка на товаре, что означают основные пиктограммы в гостиничном сервисе, как определить по клейму и пробе, что за золото предлагает ювелир — на эти и другие вопросы вы найдете ответы в книге,

которую держите в руках.

Штриховое кодирование, товарный знак, регламен­тация требований по разработке и нанесению мар­кировки — об этом тоже в этой книге.

Отдельные разделы пособия помогут вам осмыс­лить, каковы роль и значение маркировки товаров и услуг на российском рынке, каковы особенности вво­за в страну скоропортящихся товаров и их перечень;

представят справочные данные о сопоставимости раз­меров одежды и обуви в России, Западной Европе и Америке (приложение 1), соотношении метрической и англо-американской систем мер (приложение 2); со­кращения на английском языке, наиболее часто при­меняемые в международной коммерческой практи­ке при заключении контрактов и маркировке упа­ковки, потребительской и транспортной тары на поставку в Россию различных видов товаров и предо­ставление услуг (приложение 3). Автором глав 1—5, 7, параграфов 6.2 и 6.3, введения, заключения, приложе­ния является к. э. н. доц. В. П. Федько, параграфы 6.1, 6.4 и 6.5 написаны им совместно с А. У. Альбе-

ковым.

Авторы глубоко признательны кандидату эконо­мических наук доценту Н. Г. Елкиной за помощь в

подготовке книги.

Работа, представляемая вниманию читателей, требу­ет продолжения дальнейших исследований в области теории и практики логистики и маркетинга, обобще­ния отечественного опыта коммерческой деятельнос­ти на рынке товаров и услуг. Авторы рассчитывают на помощь читателей, замечания и предложения ко­торых ими будут приняты с благодарностью.

1. Упаковка и маркировка товаров

1.1. УПАКОВКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Накопленный за последние семь лет нашей стра­ной хотя и небольшой по меркам стран с развитым рыночным хозяйством, но достаточно весомый опыт рыночных отношений в корне изменил устоявшиеся стереотипы и оценочные критерии экономики и на­глядно показал, что данная система взаимосвязанных и взаимообусловленных организационных, социаль­но-экономических, технологических и других процес­сов должна работать для потребителя и ради потре­бителя. Естественно, это потребует изменения отно­шения к сфере обращения, обеспечивающей процесс движения продукции от выпуска до конечного по­требителя. Величина издержек на осуществление про­цесса товародвижения в развитых промышленных странах составляет 20-25 % валового национального продукта. В совокупных затратах времени на всех стадиях процесса движения продукта от первичного сырьевого ресурса до его конечного исполнения в форме товара и до его востребования потребителем около 95 % падает на логистические операции. По­этому их роль в организации продаж товара и повы­шении прибыльности фирмы трудно переоценить.

Существует множество определений логистики, но ни одно из них не является универсальным. Ее можно рассматривать как науку, как возрожденную идео­логию системности управления материальными, ин­формационными и финансовыми потоками на осно­ве их оптимизации. Ряд авторов считают, что логис­тика — это процесс транспортирования товаров,

другие отождествляют ее с более широкими разре­шающими возможностями — микроэкономикой, ин­женерией, менеджментом и др. Третьи вкладывают в эту категорию понятие интеграции производствен­ных и перевозочных процессов со всем комплексом начально-конечных и промежуточных операций по движению продукции в сочетании с обеспечивающи­ми данный процесс информационными составляющи­ми. Можно говорить о логистике и как об области практической деятельности, направленной на соблю­дение ряда «правильностей» по обеспечению нали­чия продукта, исходя из заданных условий. Обычно их называют «семью правильностями соответствия ло­гистики», которые подразумевают:

— обеспечение наличия «правильного» продукта, т. е. продукта заданного качества (предложение нужного товара, в соответствующей упаковке, с необходимой маркировкой, разъясняющей потребителю правила использования как това­ра, так и обращения с упаковкой);

— предложение товара в «правильном» количестве, т. е. малыми партиями с целью обеспечения экономичности потребления и отказа от систе­мы складов;

— обеспечение товару «правильного» состояния, чтобы предусмотреть всю необходимую марки-ровочную информацию по условиям перевозки, хранения, переработки при погрузке и выгруз­ке и пр.;

— обеспечение нахождения товара в «правильном» месте, что предполагает наличие полной и ис­черпывающей информации (маркировки) по обеспечению процесса перемещения товара;

— предложение товара в «правильное» время, т. е. с учетом реальности его потребления потреби­телем, с обеспечением низкого уровня запасов как у потребителя, так и в каналах распреде­ления;

— обеспечение «правильности» цены товара с це­лью свести к минимуму издержки и повысить конкурентоспособность товара;

— предложение товара «правильному» клиенту, т. е. клиенту, имеющему спрос на данный товар.

В конечном счете все перечисленные подходы в определении понятия логистики направлены на ре­шение главной задачи: координации деятельности всех звеньев хозяйственной системы на основе фор­мирования множества логистических цепочек по уп­равлению материальными, информационными и фи­нансовыми потоками. Другими словами, логистика многогранностью своей деятельности реализует прин­цип «от двери — до двери».

Уже на начальном этапе своего создания (1950-е гг.) логистика, по определению Национального совета по управлению физическим распределением США (CLM), включала в себя складирование, траспорти-ровку (фрахт), складскую переработку, маркировку, упаковку, формирование и обработку заказа на про­дукцию, прогноз рынка, обслуживание потребителей, сервис, учет и контроль процесса товародвижения. Другая влиятельная в области логистики организа­ция — Американское общество инженеров-логистов (SOLE) — дает такое определение логистики: «Логи­стика — это искусство и наука управления, техни­ка и технические активности, которые предусматри­вают планирование, снабжение и применение средств перемещения для реализации запланированных опе­раций во имя достижения поставленной цели».

Однако формирование современного содержания ло­гистики, повышение роли ее составных элементов, направленных на увеличение потребительского спроса и более качественный уровень информирования по­требителя на основе объединения разнообразных со­четаний маркировочных обозначений, прошло дли­тельный эволюционный путь. Для каждого периода развития экономики были свои оценочные критерии, которым соответствовали определенные логистичес-

8

кие цели, находившие отражение в системе марки­ровочных обозначений. Ниже нами предложены эта­пы формирования концепции маркировки товаров с учетом приоритетов экономики и соответствующих ей логистических целей (табл. 1.1).

В упаковке товаров и тары вне зависимости от того, внутренние это или экспортные поставки това­ров, важную роль играет маркировка. Маркировкой называется нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или тару для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения. Она вклю­чает в себя весь комплекс операций, обеспечивающих повышение эффективности товародвижения продук­ции, ее безопасность, качество, соответствие стандар­там и международным нормам, а также более эффек­тивный контроль состояния на всех стадиях логис­тической цепи.

Упаковка любых потребительских товаров должна иметь маркировку, содержащую информацию для покупателей, и данные, обусловленные стандартом. Наносимая на упаковку маркировочная информация может содержать постоянную и переменную состав­ляющие. Первая включает в себя наименование про­дукта, его количество в данной упаковке, соответству­ющий стандарт, штриховой код, экомаркировку, цену, страну—производителя товара, товарный знак и пр. Вторая — дату изготовления продукта, номер партии, сорт, дату упаковки, срок годности. Она на­носится, как правило, при упаковке продукции в по­требительскую тару, при фасовке.

Упаковка (packade) — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от по­вреждений и потерь, а окружающую среду от за­грязнений и способствующих рациональной органи­зации процесса хранения, реализации и транспор­тировке продукта. Данное определение достаточно четко подчеркивает функциональное назначение упа­ковки.

Таблица 1.1

Этапы формирования концепции маркировки, исходя из приоритетов экономики и логистических целей

Время


Ориентация экономики


Оценочные критерии экономики


Логистические цели


Отношение к маркировке


xvm-

XIX вв.


Товарная ориен­тация. Ремес­ленное произ­водство


Цена. Зачатки конкуренции


Приоритет сбыта. Учет и контроль произведенной продукции


' Появление фирменных маркировок ремесленных изделий. Маркировка собственности


С начала XX в. и до начала 30-х гг.


Товарная ориен­тация. Рост про­изводства и реа­лизации


Увеличение объемов про­даж. Низкая конкуренция. Незначительное манипу­лирование ценой


Сбытовые приоритеты. Распределительные прио­ритеты, учет и контроль запасов


Выделение фирменных изделий. Формальное для большинства товаров (наименование товара и его производителя)


1930-1950 гг.


Усиление сбыто­вой ориентации. Обострение кон­куренции. Рас­ширение масш­табов производ­ства и его рост


Высокая конкуренция — манипуляции с ценой. Неудовлетворенный спрос. Стимулирование продаж


Усиление мер по контролю процесса товародвижения. Формирование системы контроля запасов и при­быльности материальных потоков (система АВС)


Повышение требований к маркировке. Формирова­ние стандарта маркиро-вочной информации


1950-1960 гг.


Рыночная ориентация. Насыщение рынка.


Формирование рынка покупателя при низком уровне управляемости и интуитивности в принятии маркетинговых и логистических решений


Изменение концепции товара и предоставление дополняющих и сопровождающих товар услуг, формирующих логистическую систему (бизнес - логистика)


Формирование интегрированного комплекса маркировки, обеспечивающей сквозное информационное сопровождение материального потока



Окончание таблицы 1.1

Время


Ориентация экономики


Оценочные критерии экономики


Логистические цели


Отношение к маркировке








Физическое распределе­








Расширение


ние. Определение логисти­


Формирование системы






долгосрочного


ки как системы управле­


маркировки товаров и






планирования, целена­


ния материальными, ин­


услуг, обеспечивающих


1960-


Маркетинговое


правленность маркетин­


формационными и прочи­


результативность логис­


1980 гг.


управление


говых усилий,комплекс­


ми потоками, направлен­


тических операций как




экономикой


ность мер освоения


ными на удовлетворение


системы. Маркировка —






рынка. Приоритет


требований потребителей.


практический инструмен­






качества товара и услуги


Появление теории непред­


тарий логистики








виденных обстоятельств






Усиление инте­










грационных








1990 гг. — по нас­тоящее время


процессов в экономике. Глобализация экономических связей. Борьба


Расширение маркетинго­вых усилий. Сервизация экономик. Качество и безопасность товаров и


Формирование логистики как бизнес-процесса


Маркировка как марке­тинговое обеспечение биз­нес-процесса. Обеспечение безопасности и качества товаров и услуг. Экологи­




за экологичес­


услуг




ческая безопасность




кую безопас­










ность









Но есть и другая сторона упаковки, которая зна­чительно ближе покупателю и которую он воспри­нимает как образ марки. В этой связи совершенно оправдана позиция большинства специалистов в об­ласти маркетинга, что упаковка призвана поддержи­вать и укреплять рыночную позицию товарной мар­ки. Здесь имеет значение все — форма, размеры, цветовая гамма, конструкция, используемый шрифт, рациональность складирования, оптимальность еди­ниц для продажи товара, экологичность материала и пр. В реальной жизни воспроизвести сложный пси­хологический процесс, в который вовлекается поку­патель при покупке товара, очень трудно.

Покупки могут совершаться обдуманно, и этому предшествует какое-то время, в течение которого происходит анализ всей совокупности причин, побуж­дающих принять соответствующее решение, а могут совершаться спонтанно, иррационально, под влияни­ем сиюминутных факторов, по принципу; увидел — понравилось — купил. И довольно часто побудитель­ным мотивом в приобретении товара становится при­влекательная, яркая, функциональная упаковка.

Традиционно в теории и практике упаковочного дела выделяют следующие основные функции упа­ковки: вмещение, хранение и защита; практичность использования и его стимулирование; приспособлен­ность к коммуникациям и информационность; спо­собность к сегментации рынка, возможность выде­ления целевого рынка; планирование новой продук­ции. Последняя из перечисленных функций едва ли не самая главная. Западные специалисты в области маркетинга (Дж. Р. Эванс) именно на раскрытии дан­ной функции строят сущностную характеристику упаковки: «Упаковка — это часть планирования продукции, в ходе которого фирма изучает, разра­батывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, эти­кетку и вкладыши». При этом он выделяет ряд ключевых факторов, определяющих результативность
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Маркировка и сертификация товаров и услуг iconМетодические указания к выполнению практических занятий и курсовой...
Методические указания предназначены для изучения дисциплины «Сертификация» студентами всех форм обучения специальностей 072000, 340100...

Маркировка и сертификация товаров и услуг iconПриложение к заявке на испытания
Описание, состояние и идентификация образцов Фрагменты плитки керамической «Оранж», в количестве 10 шт., маркировка образцов (пк-1)-(пк-10)....

Маркировка и сертификация товаров и услуг iconДисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» Перечень вопросов...
В каких случаях допускается отказ в регистрации систем добровольной сертификации?

Маркировка и сертификация товаров и услуг iconТема Сертификация продукции
Международный опыт свидетельствует, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нд, является...

Маркировка и сертификация товаров и услуг iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Стандартизация метрология, и сертификация»
Специальность 080401. 65 «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения)

Маркировка и сертификация товаров и услуг iconЗакупка бумаги для офисной техники и канцелярских товаров
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. №223фз «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением...

Маркировка и сертификация товаров и услуг iconЗакупка бумаги для офисной техники и канцелярских товаров
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. №223фз «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением...

Маркировка и сертификация товаров и услуг iconМетодические рекомендации для обучающихся по выполнению практических...
Составители: преподаватель дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» Л. В. Лисник

Маркировка и сертификация товаров и услуг iconКафедра “Биофизика” Мокров Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация
«Метрология, стандартизация и сертификация», читаемого автором в объеме 32 академических часов. В нем рассмотрены основы метрологии...

Маркировка и сертификация товаров и услуг iconРекомендации по формированию, утверждению и ведению плана-графика...
Обоснования закупок товаров, работ, услуг при формировании плана-графика утверждены постановлением Правительства Российской Федерации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск