Скачать 5.61 Mb.
|
Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар» «Сыктывкар» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина» А.С.Пушкин нима гимназия МАВУ Сыктывкар 2011 Содержание I.Целевой раздел
образовательной программы начального общего образования………………. 8-55
основной образовательной программы начального общего образования……………………………………………………………………… 55-62 II.Содержательный раздел
у учащихся на уровне начального общего образования……………………… 63-106 5. Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на уровне начального общего образования………………………… 107-116
образа жизни учащихся……………………………………………………… 105-124 III. Организационный раздел 7. Учебный план начального общего образования…………………………… 137-140
9. Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования………………………………………………………146-174 Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 Приложение № 4 Приложение №5 Приложение №6 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373, приказов Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказа МО РК от 06.05. 2011г. № 613 «Об обеспечении изучения коми языка» . Структура программы определена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, а её содержательное наполнение учитывает рекомендации Примерной основной образовательной программы, программы образовательной системы «Школа 2100» и особенностей образовательной организации с углублённым изучением английского языка. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования. Образовательная программа представляет собой нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса на основе ФГОС начального общего образования, основные планируемые конечные результаты, критерии. Программа направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования. В процессе реализации Программы в рамках деятельности гимназии предполагается широкое внедрение современных информационных и педагогических технологий на уровне начального общего образования для полного развития возможностей каждого ребенка, повышения его образовательного уровня и формирования общей культуры учащихся, их духовно - нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний и уровню обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение выполнения требований Стандарта: планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности; метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности); предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: - технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), - проблемно-диалогическую технологию, - технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов); обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает: - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми учащимися; - выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей (ДТД и УМ, РЦДО и др.); - организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутргимназической социальной среды; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий; - включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (г. Сыктывкара) для приобретения опыта реального управления и действия. Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей начального уровня образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: - с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; - с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): - центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; - развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности начального уровня образования. Актуальность выбора УМК Более десяти лет учебный план гимназии на уровне начального образования реализовывается в основном через УМК «Школа 2100» и обеспечивает достижение требований результатов освоения основной образовательной программы общего образования на уровне начального общего образования. Педагогическим коллективом гимназии накоплен положительный опыт работы по данной системе, который подтверждается высокими и стабильными результатами в обучении. ОС «Школа 2100» последовательно предлагает системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. УМК «Школа 2100» помогает младшим школьникам быть самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах личностями, способными занять своё достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. Применение УМК «Школа 2100» в организации образовательного процесса гарантирует результаты, соответствующие требованиям ФГОС и современным тенденциям развития общего образования. Перечень учебников составлен в соответствии с информационно-методическими материалами к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год». Разработчики ООП НОО - творческие группы учителей начальных классов по разработке единичных проектов. Данная программа рассчитана на четыре учебных года (2011- 2015 уч. г.г.) и предусматривает внесение изменений и дополнений в соответствии изменениями и дополнениями нормативно – правовой базы ФГОС и гимназии. (Понятия «учащийся» и «обучающийся» считать синонимами). Общие подходы к организации внеурочной деятельности В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию урочной деятельности и внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательном учреждении, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей. Принципы организации внеурочной деятельности - преемственность с технологиями учебной деятельности; - опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в гимназии и в сотрудничестве с другими образовательными учреждениями; - свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Анализ ресурсного обеспечения определил смешанную модель внеурочной деятельности: интеграция ресурсов гимназии (программ воспитательной деятельности, программ дополнительного образования) и учреждений дополнительного образования, в частности ДТД и УМ. Внеурочная деятельность осуществляется через: - дополнительные образовательные программы (внутришкольная система дополнительного образования); - организацию деятельности групп продлённого дня; - деятельность педагогических работников (педагога-психолога), в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; - образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, (ДТД и УМ), а также учреждений культуры (детская библиотека имени С. Я. Маршака). Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Для реализации данной модели в ОУ выстроена сеть взаимодействия с социальными партнерами. Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса; организуется во второй половине дня, проводится на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. При разработке основной образовательной программы начального общего образования были учтены образовательные потребности и запросы учащихся, в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, в программах внеурочной деятельности по направлениям на основе проведения анкетирования родителей учащихся при поступлении в ОУ и при переходе в следующий класс
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) разработаны на основе требований Стандарта к результатам обучающихся, углублённого изучения английского языка и включением в содержание образования национально – регионального компонента. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты:
Формирование универсальных учебных действий. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Чтение. Работа с текстом. (метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения учебных предметов на уровне начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Работа с текстом: оценка информации. Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Русский язык. Родной язык В результате изучения курса русского языка и родного языка учащиеся на уровне начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка и родного языка учащиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Выпускник на уровне начального общего образования:
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования. Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). регулятивные УУД:
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). познавательныеУУД:
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Содержательная линия «Система языка» |
Примерной программы по предметам (Иностранный язык), «Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «горизонты» Немецкий... | Мбноу «Гимназия №17» (далее Гимназия) в качестве приложения №2 к положению об оплате труда работников муниципального бюджетного нетипового... | ||
Программа развития моу «Гимназия №2» г. Саратова «Гимназия XXI века: развитие, наука, творчество, успешность» на 2017-2021 годы | Правила внутреннего распорядка для обучающихся моу «Гимназия №21» (далее Правила) разработаны на основе Закона РФ №273-фз «Об образовании... | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова» (далее по тексту мбоу гимназия «Лаборатория... | Гбоу города Москвы Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» | ||
Образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3» | Технология формирования положительного имиджа муниципального образовательного учреждения | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №46» города Кирова (далее Гимназия) является муниципальной гражданской... | Экспертная комиссия, созданная на основании решения Педагогического совета и утвержденная приказом директора мбоу «Гимназия №34»... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |