Тема опыта


НазваниеТема опыта
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Учреждения СПО и НПО
Тема опыта: «Формирование познавательной мотивации у студентов через реализацию регионального компонента в процессе обучения иностранному языку»
Автор опыта: Копейкина Надежда Александровна, преподаватель английского языка ГБОУ СПО НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум», г. Нарьян-Мар.


  1. Информация об опыте.

Условия возникновения опыта
Копейкина Надежда Александровна работает в «Ненецком аграрно-экономическом техникуме» в течение шести лет.

Опыт работы педагога убедил в том, что повышение мотивации к обучению иностранным языкам является одним из наиболее важных факторов при обучении студентов, который, несомненно, влечёт за собой повышение качества знаний студентов.

В практике преподавания иностранных языков на современном этапе все более ощущается необходимость поиска оптимальных средств обучения. В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие «обучение языкам» постепенно вытесняется новым понятием — «обучение языку и культуре», в том числе культуре межличностного общения субъектов принадлежащих к различным культурам, но интересных друг другу с точки зрения общей эрудиции, жизненного опыта, фоновых знаний.

Межличностное общение представителей различных языков и культур может быть реализовано, если коммуниканты будут интересны друг другу, если они будут устремлены к одной цели - взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммункации.

Как утверждают ряд лингводидактов (Н.В.Барышников, Р.Д.Гальскова и другие), чтобы быть интересным партнером по межкультурной коммуникации, необходимо знать и понимать свою национальную (этническую) культуру. В межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением. Таким образом, краеведение выступает в качестве реального и конкретного средства реализации принципов этнолингводидактики (Н.В.Барышников).

Однако проблема систематического использования краеведческих материалов в качестве уникального дидактического средства в преподавании иностранных языков и культур в современной системе образования в контексте реализации регионального компонента федерального государственного образовательного стандарта не нашла должного освещения и системного анализа в специальной литературе.

В этой связи представляется существенным определить роль и место краеведения как дидактического средства в процессе обучения иностранным языкам и культурам в средних общеобразовательных школах и в НПО/СПО.

Для изучения исходного состояния сформированности познавательной мотивации у студентов был использован метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч.Д. Спилбергера, модифицированном А.Д. Андреевой в 2005 году.

В обследовании участвовали 10 студентов 1 курса специальности 111801 Ветеринария в 2011-2012 учебном году. Результаты диагностики показали следующее распределение по уровням сформированности у них познавательной мотивации (Приложение 1). Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным отношением к нему у 1 студентов (16%). Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу у 2 студентов (10,5%). Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией у 2 студентов (21%). Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению у 3 студентов (31,5%). Резкое отрицательное отношение к учению у 2 студентов (21%).
Диаграмма результатов обследования по методике диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д. Спилбергера, модифицированном А.Д. Андреевой на начало эксперимента

Посредством наблюдения, анализа учебно-воспитательного процесса и диагностики качества знаний студентов техникума педагог пришёл к выводу о том, что существуют резервы для повышения качества знаний исследуемых студентов через систематическое использование регионального компонента.
Актуальность опыта

В требованиях к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов, по которым уже третий год работает система профессионального образования, сказано: «Вариативная часть ОПОП (основная профессиональная образовательная программа по специальности) составляет около 30 процентов и дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования».

Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, конкурентоспособности.

Стандарт нового поколения, определяя облик специалиста, требует от педагогов учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности обучающегося.

Учебно-воспитательный процесс, построенный на традиционном, информативном изложении материала, приводит к тому, что студент утрачивает любознательность, активность, а будущий специалист – инициативу, способность принимать новое, мобильность, готовность к постоянному профессиональному росту.

Главная задача педагога заключается в создании условий для реализации познавательной активности и удовлетворения познавательной мотивации, раскрытия индивидуальных и личностных качеств, творческого потенциала каждого студента.

Поэтому все это требует от педагога новых подходов к организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень познавательной мотивации, мыслительной активности, самостоятельности студентов.

Работая в современных условиях, преподаватель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий: между возросшими требованиями к качеству подготовки специалистов и реально существующей ситуацией; между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и низкой познавательной мотивацией к обучению.

Ведущая педагогическая идея опыта – создание организационно-методических условий, обеспечивающих повышение уровня мотивации и качества знаний посредством использования материалов, содержащих в себе региональный компонент.

Длительность работы над опытом

Работа по заявленной теме осуществлялась преподавателем в течение четырех лет (2009-2013).

В течение этого времени изучалась теоретическая база исследования на основе анализа учебно-методической литературы по проблеме повышения мотивации обучения иностранным языкам; выдвигалась первоначальная гипотеза. Разрабатывалась структура деятельности преподавателя по внедрению основ проектной деятельности в учебное пространство; рассматривались темы, представленные на изучение в государственном стандарте и федеральном государственном стандарте. Учитывались недоработки и спорные моменты предыдущих работ; осуществлялся анализ результатов, обобщение и описание опыта.

Диапазон опыта - система уроков «Иностранный язык (английский)» для всех специальностей; серия внеурочных мероприятий по предмету; создание учебного пособия для студентов 2-4 курсов специальности «Ветеринария».
Теоретическая база опыта
Преподаватель Н.А.Копейкина, решая задачу, стоящую перед системой профессионально-педагогического образования, – создать условия для повышения мотивации к обучению иностранным языкам и развитию навыков самостоятельной работы студентов и их творческого потенциала – опирается на исследования и идеи ведущих ученых-педагогов, активно включает современные подходы и технологии в практическую деятельность.

Для разработки теоретической базы, были использованы следующие понятия.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта, применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течении всей жизни [55].

Мотивы учебной деятельности – это движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками. Они могут создаваться разными источниками [17, 35].

Мотивация — это система мотивов деятельности личности, находящихся во взаимосвязи и определенном подчинении [8, 235].

Познавательная мотивация — это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками [17, 39].

Уровни познавательной мотивации: продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным отношением к нему; продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу; уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией; сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению; резко отрицательное отношение к учению [42, 439].

Приемы формирования учебно-познавательной мотивации: формирование открытых, доверительных отношений в группе; использование широких социальных и познавательные мотивов; создание мотивации достижения и завершения; занимательность и эмоциональность изложения; проблемность изложения; возможность применить навыки, умения, в практической деятельности; обучение способам и приёмам учиться; обучение самооцениванию и самоконтролю [24, 230].

Как показал анализ педагогической и методической литературы, в настоящее время существует несколько подходов к определению понятия национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Большинство авторов определяют содержание национально-регионального компонента образования средствами гуманитаризации: изучения родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, игр, обычаев, традиций и других факторов этногенеза.

В работе И.А. Закировой национально-региональный компонент определяется как средство обеспечения специфических потребностей и интересов в области образования народов региона, включающее в себя ту часть содержания, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Т.С. Буторина предлагает следующую трактовку понятия национально-регионального компонента: «Национально-региональный компонент – это совокупность природных, экономических, экологических, историко-социокультурных, демографических, медицинских, этнопсихологических особенностей региона, отраженных в содержании образования и воспитания».

Многие авторы рассматривают национально-региональный компонент образования как средство возрождения и развития истории, культуры, обычаев, нравов, духовности; как фактор стабилизации межнациональных отношений в регионе; как условие воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней личности, формирования национального самосознания; как составную часть учебного материала, ориентированного на духовную культуру личности в ее национальном выражении, как своеобразный механизм повышения интереса учащихся всех уровней образования к знаниям по специальности, по всем учебным предметам и базовым наукам, а также как установку на выработку масштаба мышления и личности будущих специалистов и граждан Отечества, обладающих высоким уровнем национального достоинства.

Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании иностранного языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках иностранного языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово земляков и о земляках на уроках иностранного языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что, в конечном счете, способствует общей гуманизации школьного образования».

Ряд авторов предполагают, что содержание национально-регионального компонента в основе своей должно иметь национальную составляющую, другие исследователи делают акцент на гуманитарной составляющей национально-регионального компонента, т. е. на изучении родного языка и литературы, истории, географии родного края, народных промыслов, обычаев, традиций.
Отражение федерального и регионального компонентов в государственных нормативных документах.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, обусловленные историческими, демографическими, экономическими, этнокультурными факторами, менталитетом народа. Эффективность сравнительных педагогических исследований значительно повышается, если явления, процессы и тенденции в сфере образования исследуются на трех уровнях: мировое сообщество - Россия – регион.

Реализация национально-регионального стандарта требует переходного периода, который необходим для разработки нормативных документов, учебно-методических комплексов, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Стандарт обеспечивается учебно-методическим комплексом, в который входят учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы, стандартизованные средства контроля.

Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования. Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование ст. 7 Закона “Об образовании” и является основой для создания других нормативных документов (учебных планов, положений об аккредитации учебных заведений, аттестации кадров и др.). В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.

Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.

Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта, установление которого находится в компетенции субъектов РФ, определяет по ступеням общего образования те нормативы в области изучения родного языка и литературы, природы, истории, экономики и культуры, которые учитывают особенности и интересы региона. Таким образом, ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентом (история и социальные дисциплины, искусство, Земля, биология, физическая культура, трудовая подготовка).

Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван отражать образовательное пространство. Содержание и объем этого понятия определяются природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона.

Национально-региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования обеспечивает координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных целей. Она осуществляется посредством национально-регионального образовательного стандарта – пакета документов, устанавливающих комплекс норм и требований, отражающих специфику региона.

Порядок разработки национально-регионального стандарта осуществляется в соответствии со статьей 7 (п.3,4,5) Закона РФ “Об образовании”.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Тема опыта iconТема опыта
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода

Тема опыта iconТема опыта
...

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Вертиева Валентина Михайловна, учитель начальных классов мбоу «Ясеновская средняя общеобразовательная школа Ровеньского...

Тема опыта iconТема опыта
Сведения об авторе опыта: Ефремова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы кгу «Пешковская средняя школа» отдела образования...

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Меркулова Ирина Григорьевна, учитель английского языка маоу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением...

Тема опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Тема опыта iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Тема опыта iconТема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного...
Автор опыта: Ильюшина Марина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад «Росток» г. Нарьян-Мара»

Тема опыта iconТема опыта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30

Тема опыта iconТема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск