Скачать 444.76 Kb.
|
Меркулова Ирина Григорьевна Иностранный язык Тема опыта: «Формирование общеучебных умений учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности через систему интегрированных уроков» Автор опыта: Меркулова Ирина Григорьевна, учитель английского языка МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области. Рецензенты: Симанова Т.А., заведующий лабораторией системно-деятельностной педагогики ОГАОУ ДПО БелИРО, кандидат филологических наук. Ромашова Н.И., заведующий ресурсно-методическим центром по иноязычному образованию ОГАОУ ДПО БелИРО. Раздел I Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» расположена в центральной части города, является базовой школой, занимает одну из ведущих позиций среди образовательных учреждений города и района, имеет достаточно высокий рейтинг у населения. В школе обучается 1012 учащихся. Иностранный язык изучается как по общеобразовательным программам, так и по программам углубленного изучения предмета. Возникновение опыта связано с включением образовательного учреждения, в котором работает автор, в экспериментальную работу по интеграции английского языка и предметов школьной программы как формы повышения языковой компетенции учащихся средних общеобразовательных учреждений. В ходе данной работы требовалось разработать и провести интегрированные уроки по выбранным интегрируемым предметам в количестве до 10% от учебного времени, выделенного на освоение интегрированного предмета Базисным учебным планом. Для интеграции были выбраны английский язык и музыка в 6 классе и английский язык и обществознание в 7 классе. Учащиеся 6 - 7 классов – это подростки 11-12 лет. В этом возрасте у них уже расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения на английском языке в четырех видах речевой деятельности, а также определенные общеучебные умения, необходимые для изучения английского языка как учебного предмета. В данном опыте интегративный подход предполагает, что в ходе его реализации знания, получаемые по английскому языку и интегрируемым учебным предметам, будут увязаны в единую систему, а также будут получены новые знания на их основе. В данной связи общеучебные умения приобретают особое значение. Для определения исходного уровня сформированности общеучебных умений в 2009 учебном году была проведена диагностика по методике М. Ступницкой [11].
Данная диагностика показала, что приблизительно у трети учащихся слабо сформированы общеучебные умения, и доля учащихся с высоким уровнем сформированности данных умений также невелика. Эти данные послужили началом работы по теме опыта. Актуальность Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов её выполнения. Учебная деятельность – не исключение. «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире» [5]. Важнейшей ключевой задачей современной системы образования является организация процесса обучения, который обеспечивает развитие личности учащихся, формирование у них умения и потребности учиться на протяжении всей жизни. Однако здесь возникает противоречие между необходимостью и потребностью учиться и отсутствием у учащихся необходимых общеучебных учебных умений, обеспечивающих успешное овладение предметом, т.е. недостаточная сформированность умения учиться. Один из путей формирования общеучебных умений автор опыта видит в использовании межпредметной интеграции с включением в проектно-исследовательской деятельности. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования у обучающихся общеучебных умений через внедрение в систему работы интегрированных уроков с применением проектно-исследовательской деятельности и информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочное время. Длительность работы над опытом Работа учителя по данной теме продолжалась с 2009 года, 5 лет и состояла из трёх последовательных этапов. I этап – констатирующий - 2009 - 2010 учебный год. Результаты: проанализировано состояние проблемы опыта в научной и методической литературе; определены цель и задачи деятельности, сформулирована ведущая педагогическая идея, определена методика проведения исследования, осуществлена начальная диагностика. II этап – основной – 2010 - 2013 учебный год. Результаты: введены в практику преподавания интегрированные уроки по направлениям «Английский язык и обществознание» и «Английский язык и музыка» с использованием проектной методики и применением ИКТ, организована исследовательская деятельность учащихся через ШНОУ, разработан дидактический материал по отдельным темам. III этап – контрольный – 2013 - 2014 учебный год. Результаты: сформулированы основные выводы, обработаны и систематизированы результаты опыта, расширен диапазон применения опыта путем его внедрения в практику работы. Диапазон опыта Диапазон опыта – единая система «урок - внеклассная работа». В систему работы вошли интегрированные уроки по направлениям «Английский язык и обществознание» и «Английский язык и музыка» и деятельность в Школьном Научном Обществе Учащихся, где учащиеся проводили исследовательскую работу в области лингвистики. Теоретическая база опыта В своем опыте автор реализует следующие теории обучения:
В описании технологии опыта автор использует следующие понятия: 1. «общеучебные умения»; УМЕНИЕ - усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. [1] Автор данного опыта рассматривает общеучебные умения как такие умения, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения общеучебные умения входят в блок познавательных универсальных учебных действий. Академик РАО А.Г. Асмолов к числу общеучебных действий относит: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; извлечение информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации и т.д.[13] В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и Примерной программе по иностранному языку к общеучебным умениям, которые формируются и совершенствуются на уроках иностранного языка, относятся:
2. «интеграция», «межпредметная интеграция»; ИНТЕГРАЦИЯ (латинское integratio — восстановление, восполнение, от integer — целый), понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.[1] В данном опыте под межпредметной интеграцией будет пониматься процесс сближения, взаимосвязи, взаимодополнения английского языка и предметов школьной программы (обществознания и музыки) с целью формирования у учащихся целостного представления об окружающем мире, в ходе которого происходит синхронизация и интеграция знаний, получаемых учащимися на разных уроках. 3. «проектная методика», «проектно-исследовательская деятельность». ПРОЕКТНАЯ (от лат. projectus – брошенный вперед) МЕТОДИКА. То же, что метод проектов. Одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса.[1] ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.[1] Автор, проводя интегрированные уроки с использованием проектно- исследовательской деятельности и информационно-коммуникационных технологий, вовлекает всех учащихся в учебный процесс, обеспечивает формирование у учащихся общеучебных умений и дает возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной и внеурочной деятельности с опорой на его склонности и интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт. Новизна опыта Сочетание традиционных и инновационных технологий обучения позволяет назвать работу автора репродуктивно-рационализаторской. Новизна опыта заключается
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта Данный опыт работы может быть использован учителями, работающими на средней и старшей ступени обучения и для обучающихся с разной степенью подготовки, как в общеобразовательных классах, так и в классах с углубленным изучением английского языка. Раздел II Технология описания опыта Цель данного педагогического опыта: формирование общеучебных умений учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности через систему интегрированных уроков. Задачи:
Автор опыта полагает, что для успешного решения первой задачи важно проанализировать:
Основным средством обучения для достижения поставленных задач является использование межпредметной интеграции, т.е. интеграции учебных предметов в процессе обучения иностранному языку. Межпредметная интеграция – одно из эффективных средств оптимизации учебного процесса. Её реализация служит организации учебной деятельности учащихся, повышению их общего культурного уровня, а также расширению творческих и совершенствованию их языковых возможностей. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. При современных тенденциях к синтезу и интеграции научных знаний межпредметные связи играют большую роль в преподавании иностранного языка и могут быть использованы как одно из средств формирования и развития общеучебных умений учащихся [2]. В данной связи основной формой организации обучения является интегрированный урок. Для интегрированного урока характерны следующие особенности: четкость, компактность, сжатость учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большая информативная емкость учебного материала, используемого на уроке. Учителем в соавторстве с коллегами разработаны программы интегрированных курсов английского языка и обществознания для 7-11 классов (приложение №1) и английского языка и музыки для 6-8 классов, составлено календарно-тематическое планирование, разработаны планы уроков (приложения №2, 3,4,5). При отборе содержания образования для интегрированных уроков максимально учитывались интересы и склонности каждой возрастной группы учащихся, а также принцип цикличности в изучении материала. Содержание обучения ограничивается программами по английскому языку и программами интегрируемых с ним предметов. Интегрированным урокам присущи большие возможности в формировании общеучебных умений по сравнению с традиционными. Расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умения переноса знаний из одной отрасли в другую. Всё это стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребности в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности как необходимая предпосылка формирования научного мировоззрения и других качеств человека. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности умеющей учиться, творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Примерами таких уроков являются уроки английского языка и обществознания «Teen’s culture», проведенный в 7 классе (приложение №4) или «Globalization», проведенный в 11 классе (приложение №5) или урок английского языка и музыки «F. Chopin. Two waltzes – two musical images» в 7 классе (приложение №3). На уроках учитель применяет разные формы работы:
Данные формы организации освоения знаний являются наиболее продуктивными в урочной деятельности, так как наблюдается поэтапное формирование и развитие общеучебных умений учащихся. При проведении интегрированных уроков автор использует следующие технологии:
Применение разнообразных форм работы и инновационных технологий на уроке способствует тому, что учащийся оказывается в центре учебного процесса, становится активным субъектом деятельности учения, организуется его взаимодействие с другими учащимися, учебному процессу придается реальная практическая направленность. Для формирования и совершенствования общеучебных умений учитель использует следующие методические приемы:
а) Восстановление – учащиеся выполняют реконструкцию неполных высказываний или преднамеренно деформированного текста. Предлагаются следующие упражнения – заполнение пропусков, дополнение, перегруппировка, заполнение таблиц, выстраивание логического порядка параграфов в тексте. Например, на уроке английского языка и обществознания «Образ жизни/ Lifestyle» в 8 классе учащиеся знакомятся с образом жизни русских в 19 веке, англичан и американцев в 20 веке. По ходу урока они заполняют таблицу:
На уроке английского языка и музыки «История джаза/ The History of Real Jazz» в 8 классе, учащиеся читают информацию о Луи Армстронге и получают задание подготовить пересказ, используя опорную схему:
б) Семантические ассоциации – учащиеся работают в группах, выполняя творческие задания, например, групповая генерация идей («мозговой штурм»), составление логико-смысловой карты («карты памяти»). Например, на уроке английского языка и обществознания «Подросток и его права/ Teenager and his rights» в 7 классе учащиеся получают задание в группах заполнить WordWeb: в) Резюме (т. е. суммирование изученного материала в соответствии с принятыми правилами). Например, написание синквейнов на этапе рефлексии каждого интегрированного урока по плану:
а) Информационное неравновесие – приём используется в парном или групповом взаимодействии при получении или передаче информации, её перекодировании из одной формы представления в другую. Так, на уроке английского языка и обществознания «У роковой черты/ At the dead line» в 8 классе учащиеся в парах получают тексты разного содержания и задание: Listen to your partner’s story and fill in the missing information
б) Идентификация, выбор, сравнение, соотнесение, сортировка, группировка, ранжирование. Отличительная черта этих упражнений – взаимосвязь указанных действий, включённость одних действий в другие, поскольку поиск и идентификация, сравнение и выбор лежат в основе фундаментального познавательного процесса классификации. Данные упражнения направлены на осознание понятийных категорий, они способствуют развитию механизмов чтения: узнавание, осмысление, развитие смысловой догадки, содержательной антиципации, развитию механизма логического понимания. Например, на уроке английского языка и обществознания «Психологический климат в семье /Psychological climate in the family» в 9 классе учащимся предложено задание на соотнесение: Match the Russian words with their English definitions
в) Стимулирование речемыслительной деятельности – данные приёмы побуждают учащихся формулировать правило, понимать закономерность функционирования речевых единиц, воспроизводить образцы, выбирать, варьировать, комбинировать. Данные приёмы реализуются в различных видах вопросно-ответной работы, перифраза, при предъявлении проблемных задач, вовлечении учащихся в проблемное обсуждение. Например, на уроке английского языка и обществознания «Глобализация/ Globalization» в 11 классе учащимся предлагается следующее задание: Discuss in your groups if you are in favour of globalization or not. Why? Use the language below to help you. I think that ….because… I’m against globalization because… I’m in favour of globalization because… I agree with you … My view is … I know what you mean but …
Для формирования и развития данного умения учащиеся перед каждым уроком получали задание найти в словарях (бумажных или цифровых) определения понятий, которые будут изучаться на уроке, на английском и русском языках. Кроме того, выполнение мини-проектов в качестве домашних заданий, тоже требовало поиска и использования информации из разных источников.
Данное умение формируется учителем в первую очередь через планирование этапов самостоятельной работы учащихся на уроке, через корректную и однозначную формулировку заданий для работы учащихся на уроке и дома. Кроме того, свою положительную роль в данном контексте играют памятки – описания того, как следует выполнять какое-либо задание (упражнение). Автор опыта считает, что разработка памяток должна опираться не только на практический опыт каждого учителя, «но и на научную основу – представления о процессе (стадиях) формирования навыков и о развитии речевых умений» [4]. Разнообразие памяток представлено в УМК «Мир английского языка» под редакцией В.П.Кузовлева и др. в рубрике «Learning to learn». 5. Умение планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу Средством формирования умения планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу является собственно вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, точнее в проектную деятельность на интегрированных уроках и исследовательскую деятельность во внеурочное время через участие в работе Школьного Научного Общества Учащихся (ШНОУ). Основной формой проектной деятельности является учебный проект, организованный на уроках английского языка, в том числе и на интегрированных уроках. Любой учебный проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем продукте, планирование процесса создания продукта и реализация этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Основываясь на типологии проектов, предложенной Е.С. Полат [9], автор использует следующие типы проектов:
Автором составлен банк проектных заданий каждого типа (приложение№6). Основной формой организации проектной деятельности на уроке является урок-защита проектов, который предусмотрен календарно-тематическим планированием интегрированных курсов в конце учебного года. При подготовке и реализации учебного проекта органично формируются:
Примерами проектных работ, которые разрабатывают учащиеся, являются компьютерные презентации, выполненные по определенным темам интегрированных уроков. Например, разработки для проверки знания лексического материала по определенным темам, презентации, иллюстрирующие понятия, которые будут изучаться на уроках, информация о фактах культуры стран изучаемого языка и России. Такие проекты учащиеся выполняют индивидуально или в парах (приложение №7). Решение третьей задачи осуществляется через внеурочную деятельность. В МАОУ «СОШ №12 с УИОП» города Губкин для популяризации исследовательской деятельности учащихся разработана программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся и создано Школьное Научное Общество «Квант». В его рамках действует секция «Лингвист». Ежегодно разрабатывается и утверждается план работы секции, проводятся теоретические и практические занятия с учащимися (приложение №8). Члены секции проводят исследования по различным проблемам языкознания, культурологи и т.д. Исследовательские работы, выполненные учащимися в рамках секции, неоднократно становились победителями и призерами разнообразных научно-практических конференций, таких как «Первые шаги», «Первые шаги в науку», «Открытие», кружка «Научное любопытство» при РГФ БелГУ и т.п. (приложение №9). Важнейшим результатом исследовательской деятельности для самих школьников является открытие знаний, новых для них самих, возможно, хорошо известных в научной среде. Кроме того, учебный процесс при проведении исследования характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Раздел III Результативность Критерии эффективности опыта
Для отслеживания динамики уровня сформированности общеучебных умений диагностика проводилась на начало работы по теме опыта в 2009 -2010уч. году в 6 «б» и 7 «а» классах и на этапе систематизации результатов опыта в 2011 -2012учебном году в 8 «б» классе, в 2013-2014уч. году в 11 «а» классе. Рисунки 1, 2, 3 показывают изменения уровня сформированности общеучебных умений по направлениям: -интеллектуальные умения в классе после проведения интегрированных уроков «Английский язык и обществознание» выросли на 22%, в классе, где проводились интегрированные уроки «Английский язык и музыка» на 12,5%. - организационные умения выросли соответственно на 13% и 5%. -коммуникативные умения возросли на 14% и 5,5% соответственно. Рис. 1. Интеллектуальные умения Рис. 2. Организационные умения Рис. 3. Коммуникативные умения Сформированные общеучебные умения позволили добиться положительной динамики качества знаний учащихся. Рисунок 4 отражает рост качества знаний по английскому языку за три года в классе по направлению интеграции «Английский язык и музыка» на 13,2% (с 71,4% до 84,6%) и за пять лет в классе по направлению «Английский язык и обществознание» на 15,4% (с 84,6% до 100%). Рис. 4. Качество знаний по предмету за три года (6б, 7б, 8б) и пять лет (7а, 8а, 9а, 10а, 11а) В результате муниципальной оценки индивидуальных достижений обучающихся 5 декабря 2012г. учащиеся 10а класса в количестве 12 человек показали 91,67% качества знаний при 100% уровне обученности. В 2014 году Единый Государственный экзамен по английскому языку сдавали 3 учащихся 11а класса. Результаты ЕГЭ: Черкасских О. - 99 баллов, Станкевич М. – 98 баллов, Кротова С. – 94 балла.
БИБЛИОГРАФИЯ
|
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода | ... | ||
Автор опыта: Копейкина Надежда Александровна, преподаватель английского языка гбоу спо нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»,... | Автор опыта: Вертиева Валентина Михайловна, учитель начальных классов мбоу «Ясеновская средняя общеобразовательная школа Ровеньского... | ||
Сведения об авторе опыта: Ефремова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы кгу «Пешковская средняя школа» отдела образования... | История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении | ||
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р.... | Автор опыта: Ильюшина Марина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад «Росток» г. Нарьян-Мара» | ||
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |