Скачать 375.83 Kb.
|
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южно-Уральский многопрофильный колледж» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН Челябинск, 2015 УТВЕРЖДЕНО Заседанием Методического Совета Протокол от 19.02.2015г. №2 Методические указания по разработке и оформлению рабочих программ учебных дисциплин /Сост.:– Челябинск: ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж», 2015. Методические указания подготовлены в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27августа 2009 года. Методические указания содержат практические рекомендации по разработке содержания примерных программ учебных дисциплин через конкретизацию результатов образования, предназначенных для освоения профессиональных и общих компетенций, предлагают логический пошаговый алгоритм действий, справочные материалы для заполнения шаблона примерной программы учебной дисциплины, устанавливают требования к структуре, содержанию и оформлению. Справочные материалы в помощь разработчику позволят сократить время и помогут практическими советами при формировании разделов рабочей программы, включая вариативную часть (при наличии). Методические рекомендации предназначены для педагогических работников ГБОУ СПО (ССУЗ)«ЮУМК». 1 Общие положения
2 Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины 2.1 Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать: – титульный лист; – паспорт программы учебной дисциплины; – требований к структуре и содержанию учебной дисциплины; – требований к условиям реализации учебной дисциплины; – рекомендаций по осуществлению контроля и оценке результатов освоения учебной дисциплины. 2.2 Титульный лист имеет лицевую и оборотную сторону. 2.2.1 Лицевая сторона (Приложение 1) титульного листа содержит: – наименование учебной дисциплины; – год разработки. 2.2.2 Оборотная сторона (Приложение 2) титульного листа содержит: – код и наименование специальности (профессии), укрупненной группы специальностей для которых разработана рабочая программа; – сведения о разработчиках рабочей программы; – гриф «Одобрено» председателя цикловой методической комиссии, – гриф «Утверждено» заместителем директора, 2.3 Рабочая программа учебной дисциплины состоит из четырех разделов: 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 2. Структура и содержание учебной дисциплины 3. Условия реализации учебной дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 2.4 Паспорт программы учебной дисциплины содержит; – название учебной дисциплины, – описание области применения программы, – определение места учебной дисциплины в структуре ОПОП, – цели и задачи учебной дисциплины в виде требований к результатам освоения, – рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы. 2.4.1 При описании области применения рабочей программы (п.1.1 Макета) указывается, что рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей ОПОП в соответствии с ФГОС по специальности (профессии). Также указывается возможность использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указывается направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указывается направленность программы профессиональной подготовки). 2.4.2 Определяя место учебной дисциплины в структуре ОПОП (ППССЗ и ППКРС) (п.1.2 Макета), указывается принадлежность учебной дисциплины к циклу в структуре ОПОП СПО (общеобразовательный цикл, общий гуманитарный и социально-экономический цикл, математический и общий естественнонаучный цикл, профессиональный цикл, включающий в себя общепрофессиональные дисциплины). 2.4.3 При описании целей и задач учебной дисциплины в виде требований к результатам освоения учебной дисциплины (п.1.3 Макета) указываются умения и знания, на формирование которых направлено освоение учебной дисциплины в соответствии с перечисленными в п.1 ФГОС специальности (профессии). Требования к результатам освоения учебной дисциплины взяты из п.6 ФГОСа по конкретной специальности (профессии). 2.4.4 В соответствии с рабочим учебным планом ОПОП (ППССЗ и ППКРС) количество часов на освоение рабочей программы (п.1.4 Макета) указывается максимальная учебная нагрузка обучающегося в часах, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося и часы, отводимые на самостоятельную работу обучающегося. 2.5 Раздел «Структура и содержание учебной дисциплины» содержит объем учебной дисциплины и виды учебной работы, а также тематический план и содержание учебной дисциплины. 2.5.1 Объем учебной дисциплины, и виды учебной работы (п.2.1 Макета) оформляется в виде таблицы с указанием видов аудиторной работы (лабораторные, практические, контрольные, курсовые работы и т.п.), самостоятельной работы (курсовая, реферат, расчетно-графическая, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.) и часов, отводимых на их выполнение. Обязательно указывается форма итоговой аттестации. 2.5.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины (п.2.2 Макета) отражает структуру учебной дисциплины. В нем указывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем учебной программы. 2.5.3 Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме (разделу) учебной дисциплины приводятся номер и наименование темы (раздела); содержание учебного материала (описывается в дидактических единицах) с указанием уровня освоения напротив дидактический единиц в столбце 41. По каждой теме указываются: – наименование необходимых лабораторных работ и (или) практических занятий (порядковый номер и наименование отдельно по каждому виду) с указанием отводимых часов; – контрольных работ и (или) срезов (если предусмотрены) с указанием отводимых часов; – примерная тематика самостоятельной внеаудиторной работы с указанием отводимых часов; – самостоятельная работа студентов над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) с указанием отводимых часов и примерная тематика курсовой работы (проекта). 2.5.4 Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). 2.5.5 Общее количество часов должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта рабочей программы и пункта 2.1 таблицы «Объем учебной дисциплины и виды учебной деятельности». В тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области знания. 2.6 Раздел рабочей программы «Условия реализации учебной дисциплины» включает требования к минимальному материально-техническому и информационному обеспечению. 2.6.1 При описании материально-технического обеспечения (п.3.1 Макета), указывается наименование учебного кабинета, лаборатории, необходимого для реализации учебной дисциплины, которое приводится в строгом соответствии с перечнем кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений, установленных в разделе 7 ФГОС. Приводится перечень имеющегося оборудования учебного кабинета, а также имеющихся средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, тренажеры, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т.п. (количество не указывается). С учетом специфики конкретной дисциплины приводится перечень и оборудование лабораторий, залов (актовый зал, читальный зал с выходом в сеть Интернет); спортивных комплексов (например, спортивный зал, тренажерный зал). 2.6.2 Характеризуя информационное обеспечение обучения (п.3.2 Макета), указывается перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов. При составлении списка основных и дополнительных источников по учебной дисциплине, учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России, приводится основная и дополнительная литература, изданная за последние 5 лет. Помимо учебной литературы, список литературы может включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания. После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». 2.7 Раздел рабочей программы «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» (п.4 Макета) содержит результаты обучения в виде освоенных умений, усвоенных знаний, указанные в п.4. паспорта программы, а также формы и методы оценки этих результатов. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины. 3 Требования к оформлению рабочей программы учебной дисциплины 3.1 При оформлении рабочей программы необходимо соблюдать следующие требования: - рабочая программа печатается на одной стороне листа; - текст рабочей программы рекомендуется набирать в текстовом редакторе Word; - шрифт Times New Roman, кегль – 14, полуторный интервал; - шрифт в таблицах – Times New Roman, кегль – 12, одинарный интервал; - параметры страниц (формат листа - книжный): слева – 2,5 см.; справа - 1,5 см.; сверху -2 см.;, снизу – 2 см.; - параметры страниц (формат листа - альбомный): слева, справа, снизу -1,5 см.; сверху – 3 см.; - для нумерации страницы использовать положение внизу страницы справа, - нумерацию текста начинать от титульного листа, не проставляя номер страницы на 1 странице; - для выравнивания правого края страницы текст следует разверстать по ширине печатного поля; - страницы текста рабочей программы должны соответствовать формату А4 (210 × 297 мм); - заголовки пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом. 3.2 При заполнении программы все подстрочные комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии удаляются. 4 Оформление листа дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу Лист изменений и дополнений заполняется только тогда, когда необходимо внести изменения в рабочую программу. Изменения в рабочую программу вносятся в случаях: - изменения федеральных государственных образовательных стандартов или других нормативных документов, в том числе внутриколледжных; - изменения требований работодателей к выпускникам; - появления новых учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов; - введения новых или изменения тематики лабораторных работ, приобретения нового оборудования; - разработки новых методик преподавания и контроля знаний студентов. Все изменения регистрируются и вносятся в контрольные экземпляры и электронные версии преподавателем. Экземпляры рабочих программ хранятся в методическом кабинете комплексов. Ответственность за актуализацию рабочих программ (т.е. внесение изменений по мере необходимости: корректировка учебного плана, изменение педагогической нагрузки по предмету) возлагается на преподавателя. Решение о внесении изменений в рабочую программу принимается на заседании ЦМК при утверждении КТП на новый учебный год. Ответственность за организацию работы по актуализации рабочих программ в ЦМК несет председатель ЦМК. Изменения в рабочие программы вносятся: - заменой отдельных листов (старый лист при этом цветным маркером перечеркивается, а новый лист с указанием № и даты изменения степлером прикалывается к рабочей программе); - введением дополнительных листов (дополнительному листу присваивает новый номер, например: Изм. №1 от 05.10.2011 г. стр. 7А ); - выделением старого текста с указанием ссылки на новый (при незначительной корректировке изменяемые слова, символы и т.д. выделяются цветным маркером сплошной линией так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, рядом делается запись: Изм. № 1 от 05.10.2011 г.). Изменения фиксируются (оформляются) на листе для заметок (лист регистрации изменений). После внесения изменений документ пригоден для использования и хранения. При наличии большого количества изменений и поправок, затрудняющих его понимание, при изменении основополагающей нормативной базы, а также при необходимости внесения значительных по объему изменений проводится пересмотр рабочей программы (т.е. выпускается новая рабочая программа), которая проходит все стадии верификации (проверки на пригодность) и валидации (утверждения). Лист изменений и дополнений оформляется в виде таблицы 1. В графу 1 вносятся дополнения и изменения, в графе 2 проставляется дата и номер протокола заседания ЦМК, на котором было принято соответствующее решение, подпись председателя. Таблица 1 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Образец оформления
Приложение 1 МАКЕТ Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южно-Уральский многопрофильный колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности 2015 Приложение 2 ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ Цикловой методической комиссией ОПД и ПМ специальностей ТЭГМ и МПО Заместитель директора Председатель ЦК ______Лушников Е.В. _____ И.Н.Тихонова «___»____________2015 г. «___»____________2015 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 18.04.2014 № 345 Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южно-Уральский многопрофильный колледж» Разработчики: Иванова Ирина Ивановна, преподаватель СОДЕРЖАНИЕ
|
Астанина Л. В., Астанина М. А., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Казенков О. Ю. Методические рекомендации по разработке рабочих программ... | Требования к оформлению листа согласования (оборотная сторона титульного листа) см в Приложении 2 | ||
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города москвы | Методические указания и материалы для педагогических работников, аттестующихся на 1 и высшую квалификационные категории | ||
Концептуальные основы планирования деятельности юридического комплекса колледжа в 2013/2014 учебном году 3 | Методические указания предназначены нормоконтролерам, преподавателям, аспирантам, магистрантам, бакалаврам и студентам-выпускникам... | ||
Методические указания предназначены нормоконтролерам, преподавателям, аспирантам, магистрантам, бакалаврам и студентам-выпускникам... | Рабочие программы учебных предметов (курсов, дисциплин, модулей) являются обязательной составной частью основной образовательной... | ||
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных... | Ненецкого автономного округа программ среднего профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |