Скачать 235.45 Kb.
|
Министерство образования и науки Камчатского края Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «КАМЧАТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Методические рекомендации Организация самостоятельной работы обучающихся СПО Гридина Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры общего и профессионального образования Петропавловск-Камчатский 2016 Введение Приобретение общих и профессиональных компетенций выпускниками, сформулированных в ФГОС СПО и в программах подготовки специалистов среднего звена и подготовки квалифицированных рабочих, служащих, невозможно без организации высокоэффективной самостоятельной работы студента. Это требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и навыков обучающихся. В связи с этим качественно изменяется часть работы педагогов, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы, что вызывает немало вопросов у педагогических работников профессиональных образовательных организаций. Данные методические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, разрабатывающих и реализующих рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППССЗ, ППКРС) с целью оказания методической помощи по организации самостоятельной работы обучающихся. ФГОС СПО по специальности и профессиям для организации самостоятельной работы выделяется до 50 % времени при очной форме обучения, предусмотренного для выполнения ППССЗ/ППКРС по количеству часов аудиторных занятий в неделю. Максимальный объём учебной нагрузки студента любой формы обучения, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения. Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы обучающихся, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля. Понятие о самостоятельной работе обучающихся Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную педагогом активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить студент, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении обучающимся учебного задания, которое в конечном счете приводит его либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний. Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое: - в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; - формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; - вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач; - является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения. Уровни самостоятельной деятельности обучающихся Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности обучающихся, соответствующие их учебным возможностям: 1. Копирующие действия обучающихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности. 2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач. 3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам. 4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления. Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание студенту уровнем выше – это в лучшем случае напрасно потерять время на занятии. Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего педагога – довести как можно больше обучающихся до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий преподавателя при организации самостоятельной работы на учебном занятии. Требования к организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый студент знает порядок и приемы выполнения работы. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям обучающегося, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными обучающимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к обучающимся. Например, для студентов, получающих профессию «Продавец, контролер-кассир», при изучении темы “Распознавание ассортимента сыров” для обучающихся с разным уровнем знаний предлагаются разноуровневые тестовые задания (Приложение 1). В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе внеаудиторной (домашней) работы. Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы. Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у обучающихся, желание выполнить работу до конца. Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые. Виды самостоятельных работ в обучении В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых педагогами в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них. 1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Самостоятельный подбор необходимой литературы. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного. 2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на занятии; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков. 3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ. 4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения. 5. Подготовка докладов и рефератов, презентаций. 6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе, на предприятии. 7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения. 8. Техническое моделирование и конструирование. 9. Поиск необходимой информации через Интернет. 10. Составление алгоритмов по данным темам. 11. Составление и разработка словаря (глоссария). 12. Составление таблиц, схем.
Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности обучающихся, т.е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ. Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего педагога. Кроме того, в связи с требованиями ФГОС становятся необходимыми дистанционные формы работы с обучающимися. Педагоги могут разработать задания для самостоятельной работы в электронном виде и разместить их на личном сайте или сайте своей образовательной организации. Осуществление обратной связи происходит тоже через сеть Интернет. Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания обучающимися цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы. Сегодня плохой урок главным образом характеризуется прежде всего тем, что на таком занятии большинство студентов праздно проводят время, не работают. У больших мастеров студенты значительную часть учебного занятия выполняют разнообразную самостоятельную работу. Выделим наиболее часто встречающиеся недостатки в организации самостоятельной работы студентов: - нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме; - уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям студента; - слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий; - самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данной группы. Чтобы студенты могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо: - четко сформулировать задание на описание с указанием его границ – свернутое или развернутое; - предъявить объект для наблюдения – в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания – словесно, с помощью карты, рисунка, схемы; - дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания – названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки; - определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку – где, как и какие признаки искать. Обозначенный круг вопросов, составляющих содержание самостоятельной работы обучающихся на занятии, может успешно решаться, когда обучающиеся подготовлены к высшему уровню познавательной самостоятельности. Но к нему можно прийти через промежуточные шаги, каждый из которых будет поднимать учеников с одной ступеньки на другую. Итак, учитывая значение самостоятельной работы студентов в учебном процессе, задача педагога заключается прежде всего в том, чтобы на занятии были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются: - постепенность введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы; - разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета, дисциплины; - подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности; - ознакомление обучающихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации; - оказание преподавателем/ мастером в случае необходимости помощи в работе; - обучение обучающихся приемам самоконтроля при выполнении работы; - обязательность проверки педагогом самостоятельных работ обучающихся; - обязательность подготовки обучающихся к выполнению заданий. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки (Приложение 2). В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля. Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации. Организация контроля самостоятельной работы обучающихся Контроль самостоятельной работы студентов предусматривает:
предполагается проверить);
Формы контроля самостоятельной работы:
Критериями оценки результатов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
Заключение Самостоятельная работа обучающихся на учебных занятиях, а тем более ее организация преподавателем или мастером, является неотъемлемой и наиболее важной частью формирования у обучающихся различного рода компетенций, в особенности профессиональных и общих, которые определены федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессиям/ специальностям: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Данные компетенции являются важными в любой профессиональной деятельности выпускника. Таким образом, самостоятельная работа студентов на занятиях позволяет подготовить их к дальнейшему самостоятельному использованию полученных учебных и профессиональных знаний и навыков при трудоустройстве, является средством познания и коммуникации. ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1 Тестовое задание №1 по теме «Сыры»
Тестовое задание №2 по теме «Сыры»
Тестовое задание №3 по теме «Сыры» 1. В магазине имеется в продаже сыр «Костромской». Покупатель возвращает сыр, так как он крошится. Почему это произошло? Как вы поступите в данном случае? 2. В «Голландском» сыре обнаружены дефекты: слабо выраженный аромат, грубая консистенция, нет глазков, в сыре повреждена корка. Какова балльная оценка этого сыра? Дайте заключение о качестве сыра. 3. Определите форму, размер и массу твёрдого сычужного сыра, имеющегося в продаже. 4. Какие органолептические показатели плавленого сыра? 5. Расшифруйте маркировку сыра: 50% 29 Яр. 45% 325 Алт. 45% 325 Алт. 50% 29 Яр. 6. Что происходит с сыром, если сыр хранится при отрицательной температуре (например -100 С) или при положительной (+250 С)? 7. Что происходит с сыром, если в хранилищах или высокая относительная влажность, или слишком низкая? 8. Какую упаковку используют для брынзы? Какой вкус брынзы, с чем её рекомендуют употреблять? Приложение 2 Пример задания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии СПО «Повар, кондитер» МДК «Технология приготовления супов и соусов» ПМ.03. Приготовление супов и соусов Тема «Супы – пюре» Цель задания: 1. Изучение рецептур, особенности приготовления и отпуска супов – пюре. 2. Развития навыков работы с нормативной документацией, электронным учебником. Задание 1.Заполнение бракеражной таблицы по приготовлению супов – пюре. Задание 2.Составление калькуляционной карточки. Задание 3. Вопросы для самоконтроля. Методические указания по выполнению задания:
Для выполнения данного задания необходимо знать: а) Технологический процесс приготовления супов – пюре. б) Процессы, происходящие при тепловой и механической кулинарной обработке. в) Нормативную документацию данного блюда.
Для выполнения данного задания: а) Необходимо изучить нормативную документацию. б) Знать стоимость данного блюда за 1кг. 3. Калькуляционная карта Наименование блюда:
При необходимости запишите в тетрадь непонятные вопросы для консультации с преподавателем. Данное задание выполняется при изучении учебной и нормативной литературы, используя записи в конспекте, электронное учебное пособие, ресурсы сети Интернет. Вопросы для самоконтроля:
6. Что служит основой для приготовления супа – пюре.
При необходимости запишите в тетрадь вопросы для консультации с преподавателем. Критерии оценивания задания
Перевод баллов в оценку: 14 – 15 баллов – «отлично» 12 – 13 баллов – «хорошо» 9 – 11 баллов – «удовлетворительно» Рекомендуемая литература: 1. Анфимова, Н.А. Кулинария: учебник / Н.А. Анфимова, Л.Л. Татарская. – Москва. Издательский центр «Академия». 2008. – 352 с. 2. Домарецкий В.А. Технология продуктов общественного питания: учебное пособие. – Москва. ФОРУМ. 2008. – 400 с. 3. Елхина В.Д. Механическое оборудование предприятий общественного питания: учебное пособие: справочник. – Москва. Издательский центр «Академия». 2006. – 336 с. 4. Зобов А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятия общественного питания / А.И. Зобов, В.А. Циганко. – Москва. «И. К. Ц.», «ЛАДА», «Арий». 2006. – 680 с. 5. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник. – Москва. Издательский центр «Академия». 2007. – 272 с. 6. Харченко Н. Э. Технология приготовления пищи. Практикум: учебное пособие. – Москва. Издательский центр «Академия». 2010. – 296 с. 7. Сайт журнала «Гастроном» http://www.gastronom.ru Форма отчетности: вопросы на ответы оформляются в рабочих тетрадях, устно опрос-анализ работы с тестовым заданием. Компьютерное тестирование, электронные системы самоконтроля, использование средств Интернет – коммуникаций (электронная почта). |
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,... | ||
Разработка «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся» по теме «Business English. Деловой английский»... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся 5-6 кл в курсе естествознания | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов гаоу спо ткстп г. Тольятти, обучающихся по специальности 260807 «Технология... | Учебно – методическое сопровождение организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся | ||
Методические рекомендации предназначены для использования студентами гбпоу «пгк» в процессе выполнения внеаудиторной самостоятельной... | Методические рекомендации по выполнению морфемного и словообразовательного разбора слова | ||
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» среднего профессионального образования (фгос) и локального акта гбоу спо бст «Положение... | «Иностранный язык», утвержденной для специальности 23. 02. 01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) с учетом... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |