Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо


НазваниеМетодические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо
страница1/11
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Тайшетский промышленно – технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для выполнения практических работ

по учебной дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности»

по профессиям СПО
Повар, кондитер 19.01.17

Продавец, контролёр - кассир 38.01.02

Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 15.01.05

Автомеханик 23.01.03

Машинист крана (крановщик) 23.01.07


г. Тайшет, 2015 год

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основам безопасность жизнедеятельности» разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерной региональной программы по учебной дисциплине «Основы безопасность жизнедеятельности» для профессий среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих естественнонаучного Повар, кондитер 19.01.17; социально-экономического Продавец, контролёр - кассир 38.01.02 и технического профилей Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 15.01.05; Автомеханик 23.01.03; Машинист крана (крановщик) 23.01.07.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Иркутской области «Тайшетский промышленно-технологический техникум»


Разработчик:

Ивченко О.М., преподаватель ГБПОУ ИО ТПТТ

Рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин, протокол № ___ от _______201__ г.

Председатель МК_________И.В.Снопкова
СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение.……………………………………………………..……..............4

2. Пояснительная записка.……………………………..…………...….……..4

3. Перечень практических работ

Практическая работа № 1 «Вредные привычки и их профилактика»…..7

Практическая работа № 2 «Влияние алкоголя на организм человека»………………..……………………………….…………………….9

Практическая работа № 3 ««Влияние наркомании и токсикомании на здоровье, социальные последствия»………………………..………………11

Практическая работа № 4 «Методика расчета суточных норм затрат энергии»………………………………….………………………………...…15

Практическая работа № 5 «Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени»………………....…………………………..……..…...…18

Практическая работа № 6 «Правила поведения в защитных сооружениях»…………….………………..…..…………….…….…………22

Практическая работа № 7 «Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.»…….………..……..………………….25

Практическая работа № 8 «Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны»…………………………...…………………………29

Практическая работа № 9 «Закрепление правил безопасности и защиты человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» ………………………...33

Практическая работа № 10 «Коллективные и индивидуальные средства защиты населения от ЧС мирного и военного времени»………….……..35

Практическая работа № 11 «Структура Вооружённых сил и управление ими»……………………..……………………………...……………….……43

Практическая работа № 12 «Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов»…………………………….…………..46

Практическая работа № 13 «Воинская дисциплина и ответственность»…………………..…….………….……………………….51

Практическая работа № 14 «Призыв на военную службу»………………………………………………………………………56

Практическая работа № 15 «Выявление порядка подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации»………………….…………………………………….…………61

Практическая работа № 16 «Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ»»………………………………..…………..…..……66

Практическая работа № 17 «Понятие и виды травм»……………..…….70

Практическая работа № 18 «Изучение и освоение основных приёмов оказания первой помощи при кровотечении»……………………………..75

Практическая работа № 19 «Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга»…………..…….………………………………….….....…70

Практическая работа № 20 «Травматический токсикоз. Основные периоды развития токсикоза»…………………………………….………...72

Практическая работа № 21 «Основные инфекционные заболевания. Пути передачи возбудителей»…………………...……………………..…..74

Практическая работа № 22 «Первая медицинская помощь при ДТП»……………. ……………………………………………………...…...79

4. Список дополнительной литературы и источников информации……81

5. Приложение 1 «Тест к практической работе №5»…………………...…82

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), изучается студентами на первом и втором курсах. Методические рекомендации по выполнению практических работ обеспечивают реализацию рабочей программы по ОБЖ, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, для профессий среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих естественнонаучного профиля Повар, кондитер 19.01.17

Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма в период вступления в самостоятельную жизнь.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.

В соответствии с ведущей дидактической целью и содержанием практических занятий рассматривается решение разного рода задач, в том числе профессиональных, анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, средствами индивидуальной защиты, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

В результате изучения учебной дисциплины в области жизнедеятельности студент должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

- область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;
Уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами.

Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами.

Обучающийся должен прийти на практическое занятие подготовленным к выполнению практической работы.

Условия выполнения практических работ:

- Каждый обучающийся после проведения работы должен представить отчет о проделанной работе с расчетом полученных результатов и ответами на контрольные вопросы.

- Таблицы, рисунки должны выполняться с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля) карандашом.

- Расчеты проводить под обозначением пункта выполняемой работы.

- Выполненные расчеты проводятся на листах отчета.

- Если обучающийся не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить ее во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Критерии оценок:

- оценка «5» ставится: практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, расчеты выполнены без ошибок, самостоятельно; работа оформлена аккуратно.

- оценка «4» ставится: практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, с соблюдением последовательности выполнения, частично с помощью преподавателя, присутствуют незначительные ошибки при расчетах; работа оформлена аккуратно.

- оценка «3» ставится: практическая работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, частично с помощью преподавателя, присутствуют ошибки при расчетах; по оформлению работы имеются замечания.

- оценка «2» ставится: если обучающийся не подготовился к практической работе, при расчетах допустил грубые ошибки, по оформлению работы имеются множественные замечания.

Практическая работа №1

Тема: Вредные привычки и их профилактика

Цель: Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий

Задачи:

1. Закрепить знания о влиянии вредных привычек на организм человека.

2. Определить социальную опасность вредных привычек.

3. Составить перечень профилактических мероприятий, уменьшающий вред здоровью и способствующих искоренению вредных привычек.

Методические рекомендации по выполнению работы:

1. Изучить литературу по теме.

2. Составить план или графическую структуру ответа.

3. Выделить основные понятия.

4. Ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения.

5. Оформить ответ в виде таблицы.

6. Сдать на контроль преподавателю.

Литература:

1. Занько, Н. Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учеб. для вузов / Н. Г. Занько, В. М. Ретнев. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

2. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во Просвещение – 3-е изд., 2011. – 351 с., [8] л. ил.

3. Смирнов, А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст] : учеб. для уч. 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский ; под ред. А. Т. Смирнова. – Москва : Просвещение, 2003. – 160 с.

Интернет – ресурсы:

1. tepka.ru›10 класс›33.html;

2. StudFiles.ru›preview/2094737/page:20/;

3. infopedia.su›6x6bfe.html

Теоретическая часть:

О вредных для здоровья факторах – о пьянстве, курении, алкоголизме и наркомании — говорят как о вредных привычках. В результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство. Насильственная, противоестественная для организма адаптация к окружающим условиям, ситуациям, стрессам действует кратковременно. Преступность, агрессивность поведения, пагубное влияние на потомство – вот социальные последствия алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Алкоголизм – серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению алкоголя. Систематическое пьянство предрасполагает ко многим заболеваниям, ведет к развитию преждевременной старости, сокращает жизнь. В социальном аспекте алкоголизм является причиной разводов в семье. Более половины трудновоспитуемых детей и подростков воспитываются в неполных семьях.

Особенно резко алкоголь снижает производительность труда при тех его видах, которые требуют более напряженной мозговой деятельности.

В социальном отношении менее вредной, чем алкоголизм, но более распространенной привычкой является курение. Масштаб потерь, наносимых человечеству табакокурением, – это и многочисленные пожары, взрывы, ожоги и некоторые транспортные катастрофы.

Проблема курения представлена различными аспектами: этическим, биологическим, психологическим и гигиеническим, эстетическим, экономическим и социальным. Курильщик отравляет не только свой организм, но и окружающий воздух, на что не имеет никакого права.

Неприлично курить в присутствии пожилых людей, детей, на собраниях, совещаниях, заседаниях, в гостях, в присутствии малознакомых людей и женщин. Курильщик невольно поощряет к курению подростков и детей. От курящего юноши или девушки распространяется неприятный запах, который может вызвать чувство отвращения. Даже некурящие люди вынуждены курить принудительно, что при массовом распространении курения становится социально опасным явлением.

Наркомания, как и алкоголизм, – не только болезнь, но и социальное явление, заботу избавления от которого должно принять на себя все общество в целом.

Социальная опасность наркомании заключается в следующем: физическая и умственная трудоспособность наркомана снижена, все мысли связаны с наркотиком – где и как его добыть, употребить. Наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб, являясь причиной несчастных случаев, различных правонарушений, способствует росту преступности. Наркоманы создают невыносимые условия для своей семьи, деградируя физически и морально, являются обузой для общества, втягивают в этот порок других людей, в первую очередь молодежь, а затем преждевременно погибают.

Наркологическая болезнь во всех ее видах (наркомания, токсикомания, алкоголизм, никотинизм), или наркотизм, – социально опасное психическое заболевание, угрожающее самому будущему нации, благополучию и здоровью населения всего государства. Этим определяется и общечеловеческое, глобальное значение проблемы.

Контрольные вопросы:

1. Что происходит в результате вредных привычек?

2. В чем заключается социальная опасность вредных привычек?

3. Чем определяется общечеловеческое, глобальное значение проблемы вредных привычек?

Практическая работа №2
Тема: Влияние алкоголя на организм человека

Цель: Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий

Задачи:

1. Закрепить знания о влиянии алкоголя на здоровье на организм человека.

2. Определить социальную опасность алкоголизма.

3. Составить перечень профилактических мероприятий, уменьшающий вред здоровью и способствующий искоренению вредных привычек.

Методические рекомендации по выполнению работы:

1. Изучить литературу по теме.

2. Составить план или графическую структуру ответа.

3. Выделить основные понятия.

4. Ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения.

5. Оформить ответ в виде таблицы.

6. Сдать на контроль преподавателю.

Литература:

1. Занько, Н. Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учеб. для вузов / Н. Г. Занько, В. М. Ретнев. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

2. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во Просвещение – 3-е изд., 2011. – 351 с., [8] л. ил.

3. Смирнов, А. Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст] : учеб. для уч. 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, П. В. Ижевский ; под ред. А. Т. Смирнова. – Москва : Просвещение, 2003. – 160 с.

Интернет – ресурсы:

1. tepka.ru›10 класс›33.html;

2. StudFiles.ru›preview/2094737/page:20/;

3. infopedia.su›6x6bfe.html

Теоретическая часть:

Алкоголизм – болезнь, и болезнь коварная. Различают три его стадии.

Начальная стадия характеризуется появлением влечения к алкоголю: возрастает устойчивость к принимаемым дозам, появляется психическая зависимость.

Средняя стадия – нарастающее влечение к алкоголю, изменение характера опьянения, потеря контроля над количеством выпитого, появление состояния похмелья.

Последняя стадия – снижение устойчивости к принимаемым дозам алкоголя, развитие запойного пьянства.

Вслед за психической зависимостью наступает физическая зависимость: алкоголь включается в процессы обмена веществ, лишение его приводит к тягостному заболеванию – похмелью, которое характеризуется дрожанием рук, тревожным настроением, тяжелым сном с кошмарами, неприятными ощущениями со стороны внутренних органов. Алкоголь, накапливаясь в крови, нарушает проницаемость клеточных мембран, угнетает биологически активные соединения, прежде всего ферменты, понижает усвоение тканями кислорода.

Алкоголь является наркотическим ядом, не стимулятором, а депрессантом. Биологические последствия алкоголизма заключаются в прогрессирующем истощении нервной системы. Особенно чувствительны нервные клетки и сосуды мозга. Кровоснабжение мозга начинает терять свой ритм. Возникают психопатии, снижение интеллекта, вплоть до слабоумия, падение творческих способностей, эмоционально-волевые расстройства, разнообразные изменения личности (утрата интересов, сужение круга общения, искажение нравственных убеждений) – наступает деградация личности. У выпившего человека возникает чувство возвышенного настроения, что связано с действием алкоголя на важные психические процессы в коре головного мозга. Появляется переоценка своих сил, утрата чувства самоконтроля, необыкновенно легкое принятие любого решения, но в то же время понижается работоспособность, которая ведет к быстрой утомляемости, рассеянности, затруднению восприятия, заметному ослаблению воли.

Непосредственное токсическое действие алкоголь оказывает на обмен витаминов (особенно группы В), нарушение которого обусловливают поражение периферической нервной системы в виде полиневритов. Возникает снижение зрения, слуха и обоняния.

Алкоголь снижает активность иммунной системы, поэтому алкоголики чаще и тяжелее болеют. У них в полтора раза чаще развиваются заболевания органов дыхания: возникает туберкулез, воспалительные процессы в легких (бронхит, пневмония) приобретают затяжной характер.

Вследствие действия спирта возникает воспаление слизистой оболочки пищевода, желудка (хронический гастрит), кишечника (хронический колит), развиваются заболевания поджелудочной железы: панкреатит и сахарный диабет.

Печень как орган, в котором протекают основные процессы дезинтоксикации, первая принимает на себя действие алкоголя. Развивается тяжелое поражение печени – алкогольный гепатит (воспаление печени) и цирроз печени (рубцовое перерождение).

Атеросклероз сосудов головного мозга развивается у алкоголиков в 4–5 раз, а гипертоническая болезнь в 3–4 раза чаще, чем у непьющих.

У мужчин снижается половая функция, наступает алкогольная импотенция, а у женщин под влиянием алкоголя снижается способность к деторождению.

Контрольные вопросы:

1. Чем характеризуются стадии алкоголизма?

2. Какие зависимости присущи алкоголизму?

3. Перечислите биологические последствия алкоголизма?

Практическая работа №3
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические рекомендации к проведению лабораторных и практических работ для обучающихся разработаны в соответствии с требованиями...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо iconМетодические указания по организации и проведению практической работы...
Методические указания предназначены для выполнения практических работ учебной дисциплины «Английский язык» для студентов 1, 2 и 3...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» предназначены...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо iconМетодические указания по выполнению практических занятий по учебной...
Методические указания составлены в соответствии с учебной программой дисциплины оп. 12 «Основы предпринимательства» по специальности...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «История»
Настоящие методические рекомендации для практических работ предназначены в качестве методического пособия при проведении практических...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо iconМетодические указания для студентов по выполнению практических работ по учебной дисциплине
Составитель: Колмык И. В., преподаватель гбоу спо рк «Петрозаводский строительный техникум»

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо iconМетодические указания по выполнению лабораторно-практических заданий...
Методические указания предназначены для выполнения лабораторно-практических работ по проведению сервисных и восстановительных работ...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине...
Назначение методических указаний предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо iconМетодические указания предназначены для выполнения практических работ...
В результате выполнения практических работ должны быть освоены следующие общие и профессиональные компетенции

Методические рекомендации для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» по профессиям спо iconМетодические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине
Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Правовое обеспечение...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск