Скачать 301.97 Kb.
|
областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования» Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «История» Автор: Темникова Т.В, преподаватель общественных дисциплин высшей квалификационной категории Смоленск, 2016 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящие методические рекомендации для практических работ предназначены в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «История», утвержденной для специальностей среднего профессионального образования Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данной специальности, обучающийся должен знать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; • периодизацию всемирной и отечественной истории; • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; • основные исторические термины и даты; уметь: • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; -соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. Правила выполнения практических работ Обучающийся должен ознакомиться с инструкционной картой, рекомендованной учебной литературой. Далее выполняются задания в той последовательности, которая предусмотрена картой. Каждый обучающийся после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе. Содержание отчета указано в описании практической работы. Если обучающийся не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем. Оценку по практической работе обучающийся получает с учетом качества и срока выполнения работы, если:
Обучающийся допускается к сдаче зачета или экзамена по дисциплине при условии выполнения всех предусмотренных программой работ, после сдачи отчетов по работам, при удовлетворительных оценках за контрольные вопросы во время практических занятий. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 «Ордынское завоевание Руси» Цель работы: 1) научиться определять причины и особенности ордынского завоевания Руси; 2) научиться выявлять частное и общее в исторических фактах; 3) научиться формулировать собственное мнение по проблемным вопросам истории. Оборудование: ПК, мультимедийная презентация, справочный материал (словарь терминов и понятий), задания для практической работы, дополнительный материал предварительной подготовки. 1. Задания: Задание 1. Установите соответствие:
Задание 2. Восстановите хронологию событий:
Задание 3. Ответьте на предложенные вопросы: А) Назовите причины, по которым монголы смогли осуществить завоевание Руси. Б) В чем выражалось установление «монголо-татарского ига» на Руси? В) Какое историческое событие объединяет этих исторических деятелей. В чем значение этого события: Дмитрий Донской, Мамай, Сергий Радонежский. *Задание 4. Прокомментируйте приведенные факты. Многие историки (Гумилев, Соловьев и др.) находили положительные моменты в монгольском завоевании, политику подчинения Орде проводил и князь Александр Невский. По словам русского историка-эмигранта Г.В. Вернадского: - Александр Невский, дабы сохранить религиозную свободу, пожертвовал свободой политической, и два подвига Александра - его борьба с Западом и его смирение перед Востоком - имели единственную цель - сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа). С помощью татар Александр сверг своего брата Андрея и получил ярлык на великое княжение (1252-1263). Ему приходилось подавлять народные антиордынские движения, вызванные переписью населения. (Одно из них вспыхнуло в 1257 г. в Новгороде под руководством его сына Василия). Однако, несмотря на это, он остался в памяти народа мудрым правителем и защитником земли русской. Почему? Ответ аргументируйте. 2. Пояснения к работе: Задания 1 и 2 нацелены на воспроизводство учебного материала, задание 3 предполагает ваше умение использовать полученные знания на практике. Задание 4 повышенной сложности и требует умения анализировать исторический факт, давать ему личностную оценку, проверяет понимание логики исторического развития. После завершения выполнения заданий ответьте на контрольные вопросы и сделайте общий вывод по проделанной работе. 3.Содержание отчета: Отчет должен содержать: Название работы. Цель работы. Задания. Ответы на вопросы заданий. Вывод по работе. 4. Контрольные вопросы: - в чем причины успехов монголов в завоевании Руси? - назовите последствия завоевания монголами Руси. 5. Литература: 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История. М. 2004. стр. 108-116 2. Артемов В. В. Любченков Ю. Н. История Отечества с древнейших времен до наших дней. – М., 2002. - С. 14-30. 3. Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожин В. А. Россия и мир. – М., 2000. - С. 64-68, 76-83. 4. История России. Россия в мировой цивилизации. / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2001. - С. 67-75. 5. Самыгин П. С. История /П. С. Самыгин и др. – Изд. 6-е. - Ростов н/Д, 2006. – С.101-110. 6. Христич Л.А. История, ч. I , Смоленск, 2015, с. 78-87 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 «Государство и власть в Европе в эпоху раннего Нового времени» Цель работы: 1) научиться определять признаки зарождения новой цивилизации в Европе; 2) научиться давать оценку таким явлениям как Возрождение и Реформация, понимать их социальную значимость и последствия; 3) научиться формулировать собственное мнение по проблемным вопросам истории. Оборудование: ПК, справочный материал (словарь терминов и понятий), задания для практической работы. 1. Задания: Задание 1. Установите соответствие:
Задание 2. Прочитайте отрывки из документа. Ответьте на поставленные вопросы. А) Мартин Лютер. Из послания «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», 1520 г. Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян — к светскому сословию. Все это измышление и надувательство. ...У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане, ибо только лишь Крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан... каждый крестившийся может провозглашать себя рукоположенным во священники, епископы и папы, хотя не каждому из них подобает исполнять такие обязанности... Докажите, что лютеранское учение наносило удар по католической церкви Б) А. И. Неусыхин, российский историк Из работ о Максе Вебере (1927 г.) Бог, по Кальвину,— спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он — по непостижимым соображениям — избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми «богоугодными делами» нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно. «Избран ли я?» — и отвечать: «Да, я делаю угодное Богу — следовательно, я избран». Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу, ибо «вечный покой святых» возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу — свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией — сознанием избранности. Что «угодно Богу» согласно теории Кальвина? Интересам какой социальной группы того времени это учение соответствовало по духу? Задание 3. Прочитайте отрывок из документа. Ответьте на вопросы к нему. Отрывки из сочинений Томаса Мюнцера …Если мы вешаем воров, казним разбойников, сжигаем еретиков, то почему же не броситься с оружием в руках на этих кардиналов, пап и всю римскую свору, почему не обагрить рук их кровью, с тем чтобы спастись от них, как от опаснейшего пожара…. …Германия должна перестать быть княжеской, и дворянской, потому что, покрытая дворянскими гнездами, она представляет собой разбойничий очаг… …Смотрите, главная причина ростовщичества, воровства и разбоя — наши господа и князья. Они захватывают себе, что вздумается: рыбу в воде, птицу в воздухе, растения на земле,— все должно принадлежать им. И после этого они распространяют среди бедняков заповеди божьи и говорят: бог повелел — не укради! Но для себя они этот запрет не считают обязательным. Господа сами виноваты, что бедный человек становится их врагом… Определите, чьи интересы защищает Томас Мюнцер? Как он определяет место человека по отношению к Богу? Как можно охарактеризовать его отношение к светским властям? К чему он призывает? *Задание 4. Подумайте, почему философия Возрождения совпадает по времени с началом становления нового индустриального общества в Европе? Как в философии Возрождения сочетается гуманизм и индивидуализм? В чем автор статьи видит издержки индивидуализма? В чем проявляется трагизм человеческой личности? В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви. Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца — поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека. Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрождения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искусства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренебрегал интригами, а в борьбе с противниками использовал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями. Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. — в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564—1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограниченных возможностей перед лицом окружающего мира, полного злобы и страстей. Появился в его произведениях и другой тип индивидуалиста — эгоиста, рвущегося к власти и встающего над моралью (Макбет). |
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» предназначены... | Методические рекомендации по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «огсэ. 02 История» для специальности 19. 02. 10... | ||
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине Технология топографо-геодезических и маркшейдерских... | Методические указания к выполнению практических работ обучающимися по дисциплине оп. 05 | ||
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Техническое черчение» для обучающихся по профессии 13. 01.... | Основные требования и рекомендации по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «История»: – 9 | ||
Методические рекомендации к проведению лабораторных и практических работ для обучающихся разработаны в соответствии с требованиями... | Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Подтверждение соответствия продукции машиностроения». – Екатеринбург,... | ||
Методические указания предназначены для выполнения лабораторно-практических работ по проведению сервисных и восстановительных работ... | Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Правовое обеспечение... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |