Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»
Физико-математический факультет Кафедра информатики
УТВЕРЖДАЮ:
Декан ФМФ
________________И.В. Старовикова «______»______________200__ г.
ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
студентов специальности
030100 (050202.65) «Информатика»
Согласовано:
зав. кафедрой информатики ________________ И.В. Старовикова протокол заседания кафедры № ____ от «_____» ______________ 200__ г. БИЙСК – 2009 Программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ от 31.01.2005 г. по специальности 030100 (050202.65) «Информатика».
Разработчики:
профессор кафедры информатики,
к. пед. н., доцент И.В. Старовикова ______________________; профессор кафедры педагогики,
к. пед. н., доцент Зязин А.О. ________________________; зав. кафедрой психологии,
к. психол. н., доцент Варшавская Н.Е. _______________________
Программа одобрена на заседании Совета физико-математического факультета протокол №_______
от «____»_____________200___г. Председатель совета ______________________ И.В. Старовикова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Педагогическая практика организуется в соответствии с ГОС ВПО по специальности 030100 (050202.65) «Информатика» и учебным планом, утвержденным 27 марта 2008 г.
Педагогическая практика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса и направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности, овладение основами профессиональной культуры.
Педагогическая практика организуется с отрывом от учебных занятий согласно утвержденному графику учебного процесса на текущий учебный год.
Базами для прохождения педагогической практики являются: школы г. Бийска (№ 25, Бийский лицей, гимназия № 1) и сельские школы Бийской зоны.
Цели и задачи практики Согласно Государственному стандарту высшего профессионального образования, «выпускник, получивший квалификацию учителя информатики, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе».
Основываясь на требованиях Государственного стандарта, педагогическая практика призвана углубить и закрепить теоретические и методические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки. Педагогическая практика направлена на решение следующих задач:
углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;
формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по информатике;
самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по информатике;
развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя информатики и классного руководителя;
овладение современными педагогическими технологиями в преподавании информатики;
формирование приемов владения аудиторией;
освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении информатике;
развитие умений студентов выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;
овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
Выполнение названных цели и задач педагогической практики позволит сформировать умения специалиста, обозначенные ГОС в требованиях к уровням подготовки выпускника.
Требования к содержанию практики Студент, прошедший практику должен:
знать теоретические основы учебной и воспитательной работы в школе; содержание учебно-воспитательного процесса по информатике и особенности его организации в школах (классах) различных типов;
уметь составлять календарно-тематические и поурочные планы по информатике в соответствии с учебным планом и спецификой программы обучения информатике; использовать оборудование школьного кабинета информатики в учебной и внеурочной работе с учащимися; проводить анализ и самоанализ урока информатики; проводить уроки информатики различных типов, добиваясь при этом внимания и дисциплины учащихся; планировать и проводить внеклассную работу с учащимися по предмету.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
СТУДЕНТОВ 4 КУРСА Цели педагогической практики:
наблюдение за организацией и осуществлением процесса обучения информатике учащихся 7-9 классов;
развитие элементов дидактической деятельности учителя информатики в основной средней школе;
продолжение формирования у студентов профессиональной готовности к работе учителя-воспитателя в школе;
продолжение развития интереса у студентов к педагогической деятельности, к работе учителя информатики.
Задачи педагогической практики:
ознакомление студентов со структурой и содержанием образовательного процесса в основной школе, с особенностями работы учителя информатики в 7-9 классах; с особенностями обучения информатике учащихся подросткового возраста; посещение студентами не менее 15 уроков информатики;
продолжение обучения студентов самостоятельному планированию, проведению, анализу и самоанализу различных видов учебных занятий по информатике; проведение студентами не менее 7 уроков информатики в закрепленном классе;
продолжение развития у студентов навыков индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися, навыков сотрудничества с органами ученического самоуправления;
продолжение развития у студентов навыков учителя-воспитателя в школе;
планирование и проведение опытно-экспериментальной работы по теме курсовых и дипломных работ по информатике.
Требования к содержанию педагогической практики
Студент, прошедший практику, должен:
знать:
структуру и содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» в основной школе;
особенности работы учителя информатики в основной (предпрофильной) школе (7-9 классы);
формы и методы обучения учащихся 7-9 классов;
уметь:
самостоятельно планировать, проводить, анализировать различные виды учебных занятий по информатике;
выбирать наиболее эффективные методы обучения, воспитания и развития учащихся; применять современные информационные технологии в процессе обучения;
изучать и анализировать опыт передовых учителей информатики, работающих в основной школе;
организовать и проводить индивидуальную работу с учащимися (беседы, доклады, дополнительные занятия и др.).
организовывать и проводить различные воспитательные мероприятия в закрепленном классе;
провести поисковую опытно-экспериментальную работу по теме курсовой и дипломной работы;
владеть навыками:
коммуникативными;
индивидуальной работы с учащимися в различных видах деятельности (учебной, внеучебной);
изготовление наглядных пособий, дидактических материалов (медиатекстов, слайдов, карточек и т.п.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ Педагогическая практика студентов 4 курса проводится в 7 - 9 классах школ. Длительность практики составляет 8 недель.
В течение практики студент обязан:
посещать уроки учителей информатики, научиться наблюдать урок у учителя или сокурсника;
посещать уроки сокурсников в течение всей практики;
принимать активное участие в разборе, анализе урока и проводить самоанализ урока;
представить анализ 1 из наблюдаемых уроков учителя;
провести 7 разных по типу уроков информатики на оценку, количество пробных уроков не ограничивается;
спланировать уроки, составить к ним конспекты и обсудить их с учителем и методистом;
проводить работу со слабыми;
участвовать в подготовке и проведении внеклассного мероприятия по предмету по плану учителя;
оказывать помощь учителю в изготовлении наглядных и дидактических материалов к урокам (в бумажном и электронном видах);
оказывать помощь учителю в проведении профилактических работ по настройке программного обеспечения.
Основные виды деятельности студента на практике приведены в таблице: СРОКИ ПРАКТИКИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вид деятельности
| Семестр
| Сроки практики (недели)
|
Учебно-воспитательная деятельность:
1) посещение уроков информатики, проводимых учителем в классах, с которыми студент будет работать, их наблюдение и анализ;
2) изучение календарно-тематического плана занятий учителя, разработка своего варианта плана и его защита;
3) разработка уроков, их обсуждение и согласование с учителем информатики и методистом;
4) ведение уроков, их самоанализ и обсуждение с присутствующими на них студентами, учителем информатики и методистом;
5) посещение учебных занятий, проводимых другими студентами и участие в их обсуждении; посещение и анализ учебных занятий, проводимых учителем в других классах;
6) подготовка материалов для учебных и внеклассных занятий по информатике;
7) мелкий ремонт ПК и проведение профилактических работ;
8) разработка, обсуждение и согласование с учителем и методистом плана внеклассной работы по информатике;
9) подготовка и ведение дополнительных занятий со слабо подготовленными учащимися;
10) разработка, подготовка и проведение внеклассного мероприятия по информатике. Социально – педагогическая деятельность:
1) знакомство с классом на основе изучения документации, наблюдения за учениками на уроках и классных мероприятиях, бесед с классным руководителем и учителями;
2) изучение планов воспитательной работы школы и классного руководителя;
3) посещение всех внеклассных мероприятий, наблюдение во время их проведения за деятельностью классного руководителя;
4) помощь классному руководителю в работе с классом, выполнение его отдельных поручений по воспитательной работе с учащимися;
5) подготовка и проведение воспитательного мероприятия (классного час или др.), его самоанализ и обсуждение с присутствовавшими на нем студентами, классным руководителем и куратором практики по педагогике;
6) посещение воспитательных мероприятий, проводимых другими студентами, и участие в их обсуждении;
7) выполнение задания по психологии. Культурно-просветительская деятельность: формирование общей культуры учащихся через общение с ними, в процессе проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий. Научно-методическая деятельность: 1) участие в работе методических объединений;
2) сбор информации для курсовой и дипломной работы;
3) анализ посещенных уроков информатики; 4) самоанализ собственной деятельности. Организационно-управленческая деятельность:
1) знакомство с историей и традициями школы, проблемами школы, особенностями ее учебного плана, режима работы;
2) знакомство с работой школы по сохранению и укреплению здоровья школьников;
3) знакомство с классной документацией;
4) посещение совещаний учителей, классных руководителей, педагогических советов, классных и общешкольных родительских собраний.
|
8
|
1 - 2
1 - 2
2 – 8 2 – 8
2 – 8
2 – 8
2 – 8 2 - 8
1 – 2 5 – 8 5 – 8
1 - 2
1 – 2
2 – 8 2 – 8 5 – 8 2 – 6 2 – 8
1 - 8
2 – 8
2 – 8 2 – 8
8
1
1 1
1 - 8
| СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ПРАКТИКЕ По окончании практики студент должен представить на кафедру информатики отчетную документацию, которая помещается в отдельную папку (оформление титульного листа см. в Приложении 5) и содержит следующие материалы:
План – дневник (см. Приложение 6), в котором должны быть отметки о выполнении всех проделанных видов работ (посещение уроков у учителя, сокурсников, отражение внеурочной деятельности по предмету; все виды проведенных мероприятий должны быть заверены подписями учителя информатики и учителя – классного руководителя).
Список проведенных уроков с указанием темы урока и оценки, которую выставил учитель или методист. Оценки должны быть заверены подписью учителя или методиста.
Письменный отчет о посещении уроков информатики учителя и конспект наблюдения одного урока учителя. В выводах отметить основные методы, используемые учителем, стиль его работы, коммуникативные качества личности учителя и т.д. (см. Приложения 1 - 3).
Анализ части рабочей программы учителя, приходящейся на период практики. (соответствие стандарту, примерной программе, рекомендованной МО, программе автора учебника, особенности планирования темы учителем, используемые учебники, основные трудности усвоения темы учащимися и т.д.); объем не менее 2 страниц.
Планы-конспекты 5 проведенных уроков информатики с их самоанализом (см. Приложения 4 ,5).
Разработка внеклассного мероприятия по информатике.
Реферат по заданной тематике или отчет о проделанной работе по заданию группового руководителя (методиста).
Отчет о прохождении практики, содержащий ответы на вопросы о том, чему научились за период педпрактики, с какими трудностями встречались в процессе осуществления учебно-воспитательной работы на практике.
Анкета–отзыв о работе студента–практиканта (см. Приложение 7).
Отчет о выполнении задания по педагогике (в отдельной папке).
Отчет о выполнении задания по психологии (в отдельной папке).
Дискету или диск, содержащий необходимые электронные материалы к урокам, к отчету.
|