Большебратская Э.Э. Организация логопедической работы в ДОУ общеобразовательного вида. - Петропавловск, 2010. – 40 с.
Пособие предназначено начинающим логопедам массовых детских садов для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с нарушениями звукопроизношения. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями.
Пособие содержит перечень основной документации: речевые карты, индивидуальные и подгрупповые перспективные планы, календарные планы работы с детьми с ФФН, ОНР, а также конспекты занятий по коррекции звукопроизношения и обучению грамоте, совместной работе с родителями. Лексические темы разработаны на базе программы «Балбобек».
Оглавление
Предисловие 2
Специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида 2
Организация обследования 4
Перечень документации 5
Паспорт логопедического кабинета 5
Речевые карты (примерные) 6
Индивидуальная карточка ребенка (вкладывается в речевую карту) 7
Индивидуальный перспективный план (вкладывается в речевую карту) 8
Примерный план работы логопедической службы на год 10
Технологические карты 11
Коррекционная программа работы с детьми старшей группы ФФН (отрывок) на базе программы «Балбобек» 23
Коррекционная программа работы с детьми ОНР подготовительная группа на базе программы «Балбобек» 25
Список использованнойлитературы 26
Предисловие Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Внедрение инноваций - обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения.
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного возраста служит залогом успешной учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Однако изучение характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.
Дети, недостатки речи, которых не были своевременно выявлены и устранены, составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальном звене школы.
В недавнем прошлом при анализе состояния логопедической помощи детям дошкольного возраста в качестве основных негативных моментов отмечались отсутствие квалифицированных специалистов – логопедов и недостаточное количество ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи. В настоящее время с расширением возможностей ВУЗов в подготовке специалистов в области логопедии ситуация кардинально меняется. В то же время, определенные организационно – методические проблемы продолжают существовать.
До настоящего времени логопеды-практики испытывают значительные трудности в организации логопедической работы. Это объясняется тем, что на сегодняшний день отсутствуют легитимные источники, а рекомендуемые расположены в разных научно – методических разработках
Специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида В последнее время возросло количество дошкольных логопунктов при ДОУ общеразвивающего вида (массовый д/с). При их создании пользуются инструктивным письмом «Правила о порядке организации деятельности логопедического пункта общеобразовательного учреждения» - приложение 3 к приказу Министра образования и науки РК от 3 сентября 2004 года.. Формулировка названия письма дает возможность полагать, что оно относится и к деятельности логопеда общеразвивающего ДОУ, так как детские сады являются тоже образовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему. К сожалению, этот документ не учитывает специфику дошкольных учреждений. Дошкольные логопеды в сравнении со школьными не имеют правовой поддержки.
Также специфика работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида отличается от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи (речевые и комбинированные д/с).
1. В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения.
Логопед в ДОУ общеразвивающего вида набирает детей в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20 – 25 человек.
2. В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий.
Логопед в ДОУ общеразвивающего вида одновременно занимается с детьми, имеющими различные речевые заключения (ФФН, ОНР, НВНР, дислалия, СФД, логоневроз)
3. Для логопеда ДОУ общеразвивающего вида основной целью является – исправление дефекта речи.
В логопедической группе основными целями пребывания ребенка является - исправление дефекта речи, развитие всех компонентов речи, интеллектуальное развитие.
При работе логопеда в логопедической группе осуществляется взаимосвязь со специалистами ДОУ, что позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы.
Логопед в ДОУ общеразвивающего вида осуществляет взаимосвязь лишь с воспитателем.
4. Основная организационная форма коррекционной работы логопеда ДОУ общеразвивающего вида - индивидуальные занятия; но если есть дети одного возраста, с идентичным речевым заключением, то эти дети объединяются в подгруппы (от 3 до 6 человек) и с ними проводятся подгрупповые занятия. Основная организационная форма коррекционной работы в логопедической группе – фронтальные занятия.
Все вышесказанное накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.
Поделимся опытом такой работы.
Для успешной постановки звуков в группе ребенок должен хорошо владеть артикуляционной гимнастикой - артикуляторной базой звуков. Поэтому первую неделю мы занимаемся артикуляционной гимнастикой (изучаем основной комплекс), во вторую неделю добавляем игры и упражнения фонетической ритмикой, развивая просодическую сторону речи: темп, ритм, силу голоса, интонационность, его тембральную окраску. Активно используем пальчиковую гимнастику и логоритмику.
Далее каждое занятие включает помимо артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, пальчиковой гимнастики упражнения для вызывания звуков, а затем его автоматизации. Конечно, материал, который используется на занятии, зависит от этапа автоматизации звука. Вначале выполняем больше упражнений на изолированное произнесение звука и произнесение слогов, в середине больше игр со словами и предложениями. На заключительном этапе автоматизации звука больше работаем с текстом: пересказ, придумывание окончания рассказа, работаем с восстановленным текстом.
Групповая постановка звуков требует большей концентрации внимания логопеда. Он должен слышать и контролировать каждого, зато дети с первых занятий привыкают следить за своей речью и речью товарищей. Это сокращает время автоматизации звука, большее количество детей успевают посетить занятия логопеда. Когда ребенок на занятии не один, все обучение можно проводить в виде игры, а нескучные занятия меньше утомляют и дают больший коррекционный эффект. Обязательным условием является - все дети находятся на одном этапе автоматизации.
Очень много вопросов возникает у начинающих логопедов относительно перечня документации, планирования коррекционной работы, предлагаем вам примерный перечень документации, примерные календарные и перспективные планы работы с детьми, имеющими речевое заключение ОНР, ФФН, также примерные образцы речевых карт, речевых карточек, индивидуальные планы по коррекционной работе с детьми, имеющими речевое заключение дислалия, СФД. Перечень документации назван примерным, т.к. нет единого требования и каждый практикующий логопед может внести изменения, с использованием научно - методической литературы, с учетом структуры речевого дефекта, возраста ребенка и этапа коррекционной работы.
|