Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция


НазваниеПрограммы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция
страница1/8
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8


ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПЕНСИРУЮШЕГО ВИДА АЛЯ ДЕТСЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

КОРРЕКЦИЯ

НАРУШЕНИЙ

РЕЧИ

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОВЛАДЕВАЮЩИМИ РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ

Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

Москва «Просвещение» 2008

УДК 372.8:376 ББК 74.3 П78

Авторы программ:

Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова,

А. В. Лагутина

Автор-составитель сборника:

доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина

Учебное издание

Филичева Татьяна Борисовна

Чиркина Галина Васильевна

Туманова Татьяна Володаровна и др.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Зав. редакцией С. В. Сацевич

Редактор О. А. Бондарчук Художественный редактор С. И. Ситников Технический редактор и верстальщик Н. К. Румянцева Корректор Е. В. Павлова

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93— 953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с ори­гинал-макета 07.12.07. Формат 60х901/1в. Бумага газетная. Гарнитура Школь­ная. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 15,68. Тираж 5000 экз. Заказ № 1464.

Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Отпечатано в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграф-комбинат детской литературы им. 50-летия СССР». 170040, г. Тверь, проспект

50 лет Октября, 46.

978-5-09-016714-7

Издательство «Просвещение», 2008 Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2008 Все права защищены

Предисловие

Настоящее издание представляет комплект современ­ных коррекционно-развивающих образовательных про­грамм, учитывающий потребности всех типов логопеди­ческих групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи,

В содержании логопедических программ учтены общие я специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы органи­зации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач диффе­ренцированного и интегрированного обучения и воспита­ния детей с разными проявлениями речевой патологии.

В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следую­щие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зо­ны ближайшего развития»);

  • принцип единства диагностики и коррекции отклоне­ний в развитии;

  • принцип генетический, раскрывающий общие законо­мерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий
    определить адресные логопедические технологии в за­висимости от структуры и выраженности речевого на­рушения;

  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и лично­стное развитие ребенка с отклонением в речи.

В структуре сборника представлены четыре программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания и нару­шения речевого развития, осложненного двуязычием. Каж­дую программу сопровождает пояснительная записка и приложение, которое дано в конце сборника.

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» пред­назначена для дошкольников старшей и подготовительной

группы. Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе» представляет коррекционно-развивающую систе­му, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического вос­приятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Спе­циальное время отводится на развитие полноценного фонема­тического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом ана­лизе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слухо­вые ощущения помогает решить две задачи — нормализо­вать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реа­лизация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольни­ков в общеобразовательное дошкольное учреждение.

Во второй части программы «Логопедическая ра­бота по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовитель­ной группе» внимание специалистов также акцентиру­ется на отклонениях в развитии фонематического воспри­ятия дошкольников и недостатках произносительной сто­роны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который опреде­лен как настоящей программой, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в обще­образовательной школе.

Программа включает такие разделы, как «Формирова­ние произношения» и «Формирование элементарных навы­ков письма и чтения», разработанные с учетом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального про­педевтического периода, направленного на воспитание пра­вильного произношения в сочетании с интенсивным фор­мированием речезвукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения.

Выделен также период формирования элементар­ных навыков письма и чтения, органически связанный с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпи­чески правильная речь, дикция, культура речевого обще­ния).

Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соот­ветствии с возрастными нормативами.

Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, пред­ложения, слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для выработки на­выков чтения, письма и правописания.

Структурирование содержания программы осуществля­лось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6—7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточно­сти в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях. Авторами программы являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Данной программе соответствует Прило­жение 1.

В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» освещаются основ­ные этапы коррекционно-логопедической работы в сред­ней, старшей и подготовительной группах детского сада. В пояснительной записке данной программы приводятся характеристики детей, раскрывается организация коррек­ционно-развивающего процесса, рекомендуется речевой ма­териал. В программах представлены результаты многолет­них экспериментальных исследований авторов в тесном содружестве с логопедами-практиками.

Данная программа содержит четыре части:

«Логопедическая работа с детьми I уров­ня речевого развития». Авторы: Т. В. Филичева, Т. В, Туманова.

«Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

«Логопедическая работа с детьми III уров­ня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

«Логопедическая работа с детьми IV уров­ня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

Данной программе соответствует Приложение 2.

В сборник включена «Программа логопедической рабо­ты с заикающимися детьми». В исследованиях Р. Е. Леви­ной по проблеме заикания была теоретически обоснована идея развития коммуникативной функции речи у заи­кающихся дошкольников. В связи с этим Н. А. Чевелевой была разработана методическая система устранения заика­ния на основе постепенного перехода от ситуативной речи в условиях наглядности к контекстной речи без наглядной опоры.

В рамках данного подхода С. А. Мироновой создана программа обучения и воспитания заикающихся дошколь­ников, в которой реализованы общеобразовательные и кор-рекционные задачи. Особенность этой системы состоит в том, что речь детей формируется как произвольная дея­тельность с использованием дидактических приемов, устраняющих трудности коммуникативного процесса. До­казано, что заикающимся дошкольникам в конкретной на­глядной ситуации уже на первых занятиях доступна само­стоятельная речь без заикания. Постепенное нарастание сложности самостоятельной речи определяется прежде все­го предметом общения, уменьшением наглядного содержа­ния речи и включением элементов контекстности.

Эти положения отражены в программе, которая на практике доказала свою эффективность в плане решения задач, определяемых программой общего типа, и коррекционных, направленных на обучение детей навыкам пользо­вания связной речью, свободной от заикания. В то же вре­мя не исключается применение логопедических приемов нормализации голоса, дыхания и других специфических отклонений, свойственных заикающимся дошкольникам.

Система коррекционно-развивающего воздействия по преодолению заикания у дошкольников реализуется в про­цессе изучения типовой программы детского сада. В целях коррекции нарушения использованы такие разделы, как «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром» и частично другие, а также дидактические игры и режимные моменты. Последовательность изучения отдельных тем в коррекционно-развивающей программе изменена с учетом состояния речевых навыков заикающихся детей и специфи­ческих требований к их речи. Автор программы С. А. Миро­нова. Данной программе соответствует Приложение 3.

«Программа логопедической работы с детьми, овладе­вающими русским (неродным) языком» предназначена для воспитания и обучения иноязычных детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи.

Процессы миграции привели к значительному увели­чению численности в дошкольных образовательных учреж­дениях детей, для которых русский язык является не­родным. При отсутствии нормативных документов, коррекционно-развивающих программ, методических раз­работок эти дети обучаются по общеобразовательным программам. Для речевого развития данной категории до­школьников характерны трудности в усвоении русской фо­нетики, аграмматизм в связных высказываниях и другие недочеты, обусловленные прежде всего ограниченной рече­вой практикой в сфере русского языка, двуязычием в обще­нии с родителями, приводящим к интерференции разных языковых систем.

На основе этих особенностей детей часто зачисляют в логопедические детские сады в целях интенсивного усвое­ния русского языка. Использование логопедами коррекци­онно-развивающих технологий не приносит желаемого ре­зультата, так как они рассчитаны на принципиально иную категорию детей. Однако многие основные научные поло­жения, а также частные приемы постановки и автомати­зации звуков и приемы, развивающие фонематическое восприятие являются продуктивными для уточнения про­изношения, развития импрессивной и экспрессивной речи Детей с неродным русским языком.

В то же время объективно существует категория дошколь­ников с неродным русским языком, у которых обнаружи­ваются специфические дефекты речи органического и функционального происхождения. Сочетания таких нару­шений, как ринолалия, ал алия, дизартрия, заикание с проявлениями межъязыковой интерференции в речи детей создают объективные трудности диагностики и выбора кор-рекционного воздействия. С учетом специфики недоразви­тия устной речи детей, овладевающих русским (неродным) языком, разработана программа коррекции и развития речи иноязычных дошкольников 5—7 лет. В ней реализо­ван важнейший принцип овладения лексико-грамматиче-ской системой — коммуникативная направленность, а так­же выделены основные разделы работы по нормализации фонетической и просодической стороны речи, обогащению лексики, практическому овладению грамматическим стро­ем речи детьми с первичным речевым недоразвитием. Ав­торами программы являются: Г. В. Чиркина, А. В. Лагу­тина. Данной программе соответствует Приложение 4.

В новых программах, впервые публикуемых в настоя­щем сборнике, раскрыты более широкие, вариативные воз­можности для формирования коммуникативных способно­стей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста, что, в свою очередь, будет способст­вовать его успешной социализации. Представлены итого­вые показатели продвижения в речевом развитии детей в каждой части программ. В то же время в содержании про­граммного материала сохраняется преемственность с перво­начальными программно-методическими разработками в аспекте реализации основных, проверенных многолетней практикой, направлений и технологий коррекционно-лого­педического воздействия на нарушенные звенья речевой системы.

Программы адресованы педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений, реализующим задачи коррекции различных нарушений речи.

Автор-составитель сборника: Г. В. Чиркина.
Программа логопедической работы

по преодолению

фонетико-фонематического

недоразвития у детей
Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети состав­ляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная при­чина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный ана­лиз базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для вос­питания особой, высшей формы фонематического слу­ха — фонематического восприятия и ориентировочной дея­тельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Ка­ше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сфор­мировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

Широкая апробация настоящей программы подтвердила обоснованность научных и методологических позиций, за­ложенных в содержании коррекционно-развивающего про­цесса. Катамнестические данные убедительно доказали эффективность предлагаемой системы и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным школь­ным образованием.

Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормаль­ным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года (в пе­риод дофонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают посте­пенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в сле­дующем порядке:

  • гласные — согласные (среди согласных различаются
    в первую очередь сонорные [л] — [р]),

  • глухие — звонкие,

  • твердые — мягкие.

Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается не­устойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместите­лей» (субститутов). При активной речевой практике проис­ходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ж] — [ш], сонорных [л] — [р], свистящих [с] — [з].

Фонематическое восприятие всех звуков, по данным Н. X. Швачкина, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обес­печивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к под­ражанию, благоприятной речевой средой.

У некоторых детей в 4 года наблюдаются неустойчивость произношения, взаимозаменяемость фонем в различных звукослоговых сочетаниях, искаженное произношение зву­ков. Это отражает диссоциацию между достаточным разви­тием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единич­ных случаях неправильное произношение трудных по ар­тикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оце­нивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция iconРабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей...
Характеристика развития детей 5- 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция iconПримерная рабочая программа для общеобразовательных организаций,...
«Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся...

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция iconРабочая программа учителя логопеда мбдоу д/с №286 в средней группе...
Онр в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, постепенного перехода дошкольных учреждений на новую, перспективную...

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция iconПояснительная записка рабочая программа по сбо и обж разработана...
Минобрнауки рф17. 12. 10 №1897.) и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной...

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция iconРабочая учебная программа составлена на основании Программы специальных...
Данная рабочая учебная программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция iconПояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена...
Данная рабочая учебная программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция iconПоложение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных...
«Об образовании в Российской Федерации», руководствуясь статьёй 8 Устава Чернушинского муниципального района, в целях упорядочения...

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция iconГалунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 9 класса...
Девочка обучается в коррекционной школе с 1 сентября 2008 года. Обучение осуществляется на дому в связи с имеющимися многочисленными...

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция iconПоложение о Порядке комплектования дошкольных образовательных учреждений...
«Город Майкоп» и дошкольных образовательных учреждений муниципального образования «Город Майкоп», реализующих основную общеобразовательную...

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируюшего вида аля детсй с нарушениями речи коррекция iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 07 Семейное воспитание детей с нарушением...
Курс «Семейное воспитание детей с нарушениями речи» призван помочь будущим логопедам осознать социальную роль семьи, значимость ее...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск