Скачать 255.1 Kb.
|
Пояснительная записка Программа определяет содержание логопедической коррекции обучающихся 1 - 4 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени и испытывающих трудности при изучении русского языка (овладении письменной и устной речью). В последнее время резко изменился и состав учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. В школы принимаются не только дети с легкой (F-70) степенью умственной отсталости, но также с умеренной (F-71) и тяжелой (F-72) формами интеллектуального недоразвития. Одной из категорий учащихся специальных (коррекционных) школ являются дети – инвалиды с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в сочетании с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, с детским церебральным параличом. Значительная часть из них составляют дети с системным недоразвитием речи тяжелой степени. При системном недоразвитии речи тяжелой степени у детей с умственной отсталостью наблюдается полное или частичное отсутствие речи: ребенок слышит и понимает обращенную речь, но сам не говорит. Или при сохранном слухе и некоторой способности к устной речи недостаточно понимает окружающих. Дети долгое время пользуются естественными жестами, нечленораздельными звуками, иногда лепетно называют имена близких, обиходные предметы. Характерно, что при возникновении самостоятельной речи словарный запас у таких детей долго остается бедным. Накоплении словаря идет в основном за счет существительных. Глаголами, прилагательными, предлогами и союзами они начинают пользоваться значительно позднее. При этом наблюдаются многочисленные искажения структуры слов и аграмматизмы. Речевые расстройства у детей сопровождаются нарушениями общей моторики: у них наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или наоборот, расторможенность, неточность. Развитие общей и речевой моторики протекает замедленно, недифференцированно. В процессе артикуляции звуков наблюдается неточность речевых движений, недостаточный их объем, вялость мышечного тонуса, нечеткость кинестетических ощущений. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с различными нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого - педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Данное направление реализуется через систематическое ведение мониторинга развития учащихся с момента поступления в школу. Мониторинг носит комплексный характер, что позволяет своевременно обеспечивать осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Комплексное обследование устной речи обучающихся с системны недоразвитием речи тяжелой степени проводилось по методике Т.А. Фотековой, Л.И. Переслени «Диагностики устной речи». Комплексное обследование устной речи обучающихся с системным недоразвитием средней и легкой степени проводилось по адаптированной методике Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» (см. диаграмма 1, диаграмма 2)Диаграмма 1 Диаграмма 2 Обучение таких детей требует длительного времени. Ведется комплексная системная работа, направленная на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. При этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языковой системы. В своем речевом развитии дети с системны недоразвитием речи тяжелой степени проходят несколько этапов, которые в основном соответствуют четырем этапам развития речи детей-алаликов, выделенные Л.В. Мелеховой: I этап - отсутствие речи, обособленность ребенка в коллективе детей. II этап - овладение некоторым запасом слов, в основном лепетных. III этап - формирование простойфразы. IVэтап - обогащение словарного запаса, развитие фразовой речи. Все звуки речи, в основном правильные, при этом наблюдаются искажения слов, аграмматизмы. Характерные для детей с системны недоразвитием речи тяжелой степени трудности развития основных компонентов речи (словаря, грамматического строя, фонетики) делают необходимой многоплановость логопедического воздействия, которое направлено на устранение недостатков звукопроизношения, голоса, темпа, ритма речи; развитие и обогащение словаря и формирование фразовой речи. В основе программы лежат следующие принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - гуманизма - веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода; - комплексности - воздействие на весь комплекс речевых (взаимосвязи коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи) и неречевых нарушений с максимальной опоры на различные анализаторы и сохранные звенья нарушенной функции; - поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности; - учета зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда; - системности – изучения ребёнка как целостного, своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; - деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту; - индивидуально-дифференцированного подхода - изменения содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; - системного подхода - взаимосвязи коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи; - здоровьесберегающий принцип - количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей. Опыт работы по обучению детей с системным недоразвитием речи тяжелой степени с умственной отсталостью свидетельствуетонеобходимости и актуальности проведения работы по коррекции звукопроизношения;развитию фонематического слуха, как непременного условия овладения грамотой; накоплению словарного запаса, чтобы уметь им активно пользоваться, связно передавать литературные тексты, составлять рассказы, употребляя слова в правильной грамматической форме Цели и задачи Цель: устранение недостатков в развитии речи и личности ребенка;формирование предпосылок к полноценному усвоению программного материала, формирование культуры устной речи. Задачи:
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым условием является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанных с речью процессов:
В логопедическом кабинете создается коррекционно-развивающая среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований. Направления работы Система коррекционной работы условно делится на два направления: 1 - диагностическое, в процессе которого осуществляется обследование речевых и психических функций ребенка. Организуется совместная работа с педагогами и психологом по выявлению детей, нуждающихся в логопедической помощи, заполнение речевых карт, комплектование речевых групп. Обследование проводится два раза в год: сентябрь - первичное речевое обследование; май - итоговое обследование. Одно из важнейших условий обследования - установление контакта с ребенком, предотвращение таких проявлений, как речевой негативизм, замкнутость, некоммуникабельность, отсутствие стремления вступить в речевое общение, которое свойственно многим детям с системным недоразвитием речи тяжелой степени. 2 - коррекционно-развивающее, включающее работу по становлению всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются все закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языковой системы. В зависимости от четырех этапов речевого развития детей (Л.В. Мелехова) программа предусматривает четыре этапа коррекционной работы. I этап - воспитание слухового внимания на материале неречевых звуках, затем на звуках речи. Ведется работа по определению направления и высоты звука, внимания к речи окружающих. Проводится работа по звуковому анализуна звуках речи которые дети произносят правильно, затем берутся звуки которые у них отсутствуют. Звукобуквенный анализ для определения ударного гласного в начале слога, первого гласного и последнего согласного берутся обратные слоги. Для анализа -синтеза берутся прямые слоги. После того как дети научатся анализировать слоги, берутся для анализа и синтеза слова (мама, папа, каша, мак и т.д.) II этап - воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. III этап - формирование простой фразы.Ведется работа по овладению грамматическими категориями и формами слов: числа, рода, одушевленности, предлогов, форм слов в связи с этими категориями; над диалогом, небольшим простым рассказом, простыми нераспространенными, затем над простыми распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. IV этап - формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основной единицы речевого действия. На каждом этапе формируются все стороны речевой деятельности. Этапы коррекционной работы не имеют жестких временных рамок. Все последующие этапы сменяют друг друга после того, как дети овладеют предложенным речевым материалом. Каждый этап имеет свою специфику и основные задачи. Организация работы по программе Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1 -3 классах отводится 4 часа в неделю, а в 4 классах отводится 3 часа в неделю. На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать учащихся с уроков чтения и развития речи. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся. Группы комплектуются по признаку однородности речевого дефекта, по возможности из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2-3 классов). В первых классах группы комплектуются из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий - 2-4 обучающихся. Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия с каждой группой и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой отводится - 20-40 минут. Программа состоит из следующих разделов: 1 - фонетика; 2 - лексика; 3 - грамматика; 4 - грамматическое оформление фразы. Конечная цель логопедической коррекции - нормализация языкового механизма у детей с тяжелыми нарушениями речи, овладение закономерностями его функционирования. Содержание программы Раздел 1. Фонетика Задачи:
I этап. 1.1.Развитие слухового внимания на простейших для восприятия звуках - неречевых. Определение направления и высоты звука. Игры- упражнения на распознание голосов животных. Чтение и рассказывание потешек, песен, сказок, вызывающие двигательные и звуковые реакции у детей: ритмично похлопать, потопать и т.д. (например: народные потешки - "Идет коза рогатая", "Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!", стихотворение "Белые гуси на речку идут" и т.п.). Выполнение словесных (речевых инструкций). Детям даются различные поручения: встать, закрыть дверь, принести игрушку и т.п. Запоминание знакомых слов, имеющих конкретное содержание. Для проведения этих упражнений используются одновременно игрушки и картинки. Детям называются слова, а затем они подбирают к ним соответствующие игрушки и/или картинки. 1.2. Коррекция нарушений звукопроизношения. Уточнение артикуляции имеющихся звуков, постановка, автоматизацияи дифференциация звуков (изолировано, в слогах, словах, фразах, тексте, спонтанной речи):
1.3. Анализ рядов изолированных звуков (2 - 3 - 4) на материале хорошо произносимых:
1.4. Анализ слогов:
1.5. Анализ слов:
В структуре занятий обязательно предусматривается работа по:
Раздел 2. Лексика Задачи:
II этап 2.1. Предметы обихода и действия с ними, некоторые их качества: цвет, форма, размер, материл. Знакомство со словарем и закрепление его происходит с использованием лексических тем: "Одежда", "Посуда", "Основные продукты питания", "Мебель". 2.2. Части тела: руки, ноги, пальцы, голова, глаза, нос, губы, рот, зубы, язык. Познакомить детей с частями тела. Использовать по теме: одевание и раздевание, мытье рук, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, подвижные игры, раскрашивание, рисование. 2.3. Основные формы, размеры, цвета, элементарные количественные представления: - основная цветоваягамма; - контрастные размеры и величины (большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий); - представления о количестве: много - мало, много - один, два, три, четыре, пять. 2.4. Ориентировка во времени: день-ночь, утро-вечер; сегодня - завтра. 2.5. Ориентировка в пространстве: вправо-влево, верх-низ, близко - далеко, там - здесь (тут). Учить различать правую и левую руку, правую и левую ногу. 2.6. Животные(домашние и дикие). Различать по внешнему виду, голосам, имитировать их характерные движения. Словарь: корова, кошка, собака, лошадь; волк, заяц, лиса, медведь, мышка. 2.7. Птицы. Различать по внешнему виду, голосам, имитировать их характерные движения. Словарь: гусь, петух, курица, утка, цыплята, утята, гусята. 2.8. Состояние природы: тепло-холодно, солнце-дождь, ветер, снег, пасмурно, тихо. Обогащение словаря происходит с использованием лексических тем: "Осень", "Зима", "Весна". 2.9. Растения, доступные для непосредственного наблюдения, распространенные в нашей области. Обогащение словаря происходит с использованием лексических тем: "Цветы", "Деревья", "Фрукты", "Овощи", "Ягоды". Знать их по внешнему виду и называть: - характерные особенности внешнего вида и вкусовые качества овощей, ягод, фруктов (круглый, длинный, сладкий, кислый, красный, зеленый); - знать основные места произрастания (лес, огород, сад, поле); - основные части растений (корень, стебли, ствол, ветки, листья, цветы, плоды). 2.10. Транспорт: автомобиль (грузовой, легковой), автобус, самолет, пароход, поезд. Называть машины и характерные для них движения: едет, летит, плывет. Знать к какому виду относятся, где используются: самолет летит в воздухе, пароход плывет по морю и т.д. 2.11. Профессии, которые непосредственно можно наблюдать (повар, врач, учитель, воспитатель, шофер) и результаты труда которыми дети ежедневно пользуются (швея, строитель). Называть профессию, иметь элементарные представления о процессе труда и называть результат труда (Это повар. Он готовит обед). 2.12. Слова вежливости: приветствия, просьбы, извинения. Уметь ими пользоваться. Помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, поблагодари и т.д.). Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым ("Здравствуйте, проходите пожалуйста", "Спасибо, очень вкусно" и т.д.). Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Раздел 3. Грамматика. Задачи:
III этап 3.1. Категории числа и соответствующие формы существительных, глаголов. Образование множественного числа существительных именительного падежа. Образование глаголов настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа. Обогащение словаря происходит с использованием ранее изученных лексических тем. 3.2. Категория предлогов (в, у, на, под) и соответствующие формы существительных. Начиная работу над предлогами необходимо дать детям представление о расположении предметов в пространстве. Объяснить детям, что маленькие слова (предлоги) помогают понять, где находиться предмет. Каждое маленькое слово (предлог) имеет свое значение и их нельзя путать. Упражнения на изменение падежных форм существительных в зависимости от изменения предлогов. Упражнения на понимание предлогов. 3.4. Категории одушевленности и неодушевленности. Упражнения по отбору предметов, картинок по признаку: живой-неживой. Учить детей правильно употреблять в самостоятельной речи вопросы: кто? что? 3.5. Категория рода. Правильно соотносить личные местоимения (он, она) с соответствующими существительными, глаголами единственного числа прошедшего времени. Учить детей правильно соотносить существительные с глаголами, согласовывать существительные с глаголами прошедшего времени единственного числа. Раздел 4. Грамматическое оформление фразы Задачи:
IV этап 4.1. Категория числа Употреблять в речи в форме единственного и множественного числа имена существительные, глаголы, прилагательные. 4.2. Категория рода. Правильно соотносить личные местоимения (он, она, они) с соответствующими существительными, глаголами, прилагательными. 4.3. Словосочетание. Простая фраза, состоящая из двух-трех слов. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Согласовывать существительными с глаголами в форме единственного и множественного числа. Упражнять в склонении имен существительных по вопросам логопеда и по демонстрации действия с предметами. Падежные формы имени существительного в форме винительного, дательного, родительного и творительного падежей без предлога. Для того чтобы ребенок почувствовал, как изменяется начальная форма слова, логопед требует от детей ответа сначала одним словом, а затем предложением. Падежные формы имени прилагательного без предлога. Упражнять в склонении имен прилагательных по вопросам логопеда и по демонстрации действия с предметами. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоящих из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять 4.4. Предлоги. Правильно употреблять предлоги (в, у, на, с, под, над, за, около, возле) и соответствующие формы существительных. 4.5. Грамматическое оформление фразы. 4.5.1.Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоящих из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами, с соединительным союзом и. Упражнения в правильном построении фразы: - наращивание короткой фразы; - договаривание фразы; - составление фраз по данному образцу. 4.5.2. Составление предложений по картинке, по серии картинок, по опорным словам, по вопросам : - составление простых распространенных предложений без предлогов; - выделение слов в предложении, определение их количества и последовательности; - составление простых распространенных предложений с предлогами; - составлений предложений с однородными членами, с соединительным союзом и; - объединение нескольких предложений в рассказ. Календарно-тематическое планирование
* Количество часов по темам и разделам проставляется по мере усвоения обучающимися материала. Этапы коррекционной работы не имеют жестких временных рамок. Все последующие этапы сменяют друг друга после того, как дети овладеют предложенным речевым материалом. Список литературы:
|
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально... | Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально... | ||
Рабочая программа по географии для 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных... | В программе представлено развернутое тематическое планирование курса "Домоводства" в 5-9 классах в специальной (коррекционной) школе... | ||
Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. М.: Гуманит изд... | ||
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой... | Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников... | На уроках русского языка в 5-9 классах коррекционной школы изучается практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |