Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу


Скачать 140.29 Kb.
НазваниеЕдиные требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу
ТипДокументы
Единые требования к ведению документации

учителя-логопеда в МДОУ
Разработаны творческой группой логопедов в январе 2012 г.
Для успешной результативной работы логопеду необходимо владеть умениями правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учётом речевых нарушений детей, их психофизиологических особенностей, чётко фиксировать этапы логопедического сопровождения. Основная документация логопеда должна включать:


  1. Журнал регистрации детей, занимающихся у логопеда

Дети, зачисленные в логопедические группы или на логопункт, обязательно регистрируются в журнале учёта, который ведётся каждым логопедом отдельно. (форма № 1; «Логопедическая работа в специальном детском саду» Т.Е. Филичева, Н.А. Чиркина, М.: Просвещение , 1987)
2. Журнал первичного обследования речи детей МДОУ

Ежегодно в учреждении обследуются дети с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи, в медицинском обследовании или лечении. Результаты обследования записываются в журнал первичного обследования речи детей МДОУ. Дети с недоразвитием речи средней, старшей и подготовительной групп направляются на ПМПк для комплектования логопедических групп или логопункта. Дети младшего возраста с грубым речевым недоразвитием, с анамалиями прикуса, короткой подъязычной связкой, и заиканием вместе с родителями приглашаются к логопеду для консультирования, направления к специалистам для обследования и лечения.
3. Речевые карты

Речевая карта № 1 – для детей с ОНР, речевая карта № 2 – для детей с ФФН.

(Форма составления речевой карты выбирается логопедом. Примерные образцы см. в приложении № 1)

Речевые карты заполняются логопедом на каждого ребёнка в течение сентября месяца по результатам логопедического обследования. В карту вносятся ошибки и недочёты, допущенные детьми при выполнении заданий. Обязательно записываются образцы речи с её лексико-грамматическими и фонетическими ошибками. К речевой карте должны быть приложены:

- педагогическая характеристика, которая составляется воспитателем группы, которую посещал ребёнок до поступления в логопедическую группу или на логопункт. (План составления характеристики указан в программе «Коррекция речевых нарушений» М.: Просвещение 2010, стр. 12-13);

- справка (выписка из м/карты) с заключениями психоневролога, окулиста и отоларинголога.

По окончании обследования, в речевой карте формулируется логопедическое заключение в соответствии с рекомендациями по логопедической диагностике (см. приложение № 2) и составляется перспективный план индивидуальной работы с ребёнком на период обучения.

В конце учебного года в речевой карте необходимо указать итог логопедической работы: какие нарушения ещё имеют место, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения.

3. Сводные таблицы диагностики речи детей логопедической группы или логопункта (форма составления таблиц выбирается логопедом)
3. Годовой план

К началу учебного года логопед составляет годовой план работы, в котором предусматриваются следующие разделы:

1. Обследование речи детей. Заполнение речевых карт, оформление документации.

2. Комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий.

3. Направления, задачи и основное содержание коррекционной работы по разделам, в соответствии с направлениями работы.

4. Взаимодействие в работе учителя-логопеда

- с воспитателями групп (логопедических и обычных);

со специалистами образовательного учреждения (психолог, музыкальный руководитель, руководитель ИЗО, инструктор по физической культуре и т.д.).

Работа с родителями (родительские собрания, консультации для родителей,
открытые логопедические занятия, оформление уголков и стендов и т.д.)

5. Мероприятия по улучшению оснащенности логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом и т. д.

6. Повышение квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, конференций; вопросы самообразования, аттестация и т.д.)

Годовой план заверяется администрацией и хранится у логопеда.
4. Перспективные планы коррекционной работы

Составляются на учебный год (квартал, месяц). Если учитель-логопед занимается с детьми одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями - составляется один перспек­тивный план; если логопед занимается с детьми, имеющими разные речевые нарушения или посещающими разные возрастные группы - перспективные планы составляются на каждую подгруппу детей.
5. Календарно-тематический план фронтальных занятий

Составляется на основе программы, по которой работает логопедическая группа. В нём указывается месяц, неделя, тема и количество занятий по данной теме.
6. Расписание занятий на неделю

После проведения всестороннего обследования речи детей составляется расписание занятий, в котором отражаются все виды логопедических занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Расписание меняется по мере необходимости (при речевой динамики или изменении состава подгрупп).

7. План ежедневной работы логопеда

На титульном листе плана указывается номер МДОУ, учебный год и фамилия логопеда. План можно вести в виде журнала, в котором есть графы: - дата; - фамилия, имя ребёнка; - форма занятия (индивидуальное, подгрупповое, фронтальное); - краткое содержание занятия;

В плане указываются все виды работ, которые проводятся логопедом в данный день (обследование речи детей, заполнение речевых карт, проведение диагностики, оформление логопедических уголков или буклетов, проведение консультаций, выступление на родительских собраниях, на педсоветах, участие в развлечениях, утренниках, посещение методических объединений и т.д.)

8. Планы фронтальных занятий

Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В плане указывается тема и цель занятия, оборудование и примерный его ход.
9. Тетрадь посещаемости логопедических занятий

В тетради посещаемости указывается весь список детей логопедической группы или логопункта. Значком «н» отмечаются дети, которые отсутствовали в данный день. Если ребёнок длительное время не посещает детский сад, рекомендуется указывать причину пропусков.
10. Индивидуальные тетради детей

Индивидуальные тетради заводятся логопедом на каждого ребенка. В них записывается дата проведения занятия, примерное его содержание. Тетради красочно оформляются (с участием родителей и воспитателей). На выходные дни они могут выдаваться родителям для выполнения заданий дома, а в обычные дни по этим тетрадям с детьми занимается воспитатель (по указанию логопеда).
7. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя

(форма ведения тетради выбирается логопедом).

В тетради записываются задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. При анализе указывается, насколько успешно усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий должны быть хорошо знакомы детям. Это могут быть отдельные артикуляцион­ные упражнения, повторение текстов и упражнений, отработанных ранее с логопедом, упражнения по развитию внимания, памяти, фонематического слуха, формированию лексико-грамматической стороны речи и т.д. Тетрадь заполняется логопедом не реже 1 раза в неделю. Воспитатели ведут учёт проведённой работы. В вечерние занятия не должны включаться упражнения по постановке звуков.

9. Паспорт логопедического кабинета

Составляется независимо от того, имеется или нет отдельный кабинет у логопеда. Включает в себя перечисление всего, что находится у логопеда:

  • оборудование;

  • наглядные, учебные и методические пособия;

  • учебники и методическая литература;

  • дидактические игры и тренажёры

Может быть представлен в виде схем, таблиц, рисунков по разделам или по центрам (зависит от творчества логопеда).
9. Годовой отчёт о работе учителя-логопеда

Это отчёт об эффективности работы логопеда за год, который предоставляется в комитет образования города. Отчет заверяется администрацией дошкольного учреждения. Один экземпляр остается у логопеда.

Лучше составлять отчет в виде таблицы. К нему прилагается текстовой отчёт, в котором учитель-логопед рассказывает о выполнении им пунктов плана методической работы на учебный год.


Наличие основных видов документации является обязательным условием работы логопеда; правильность её ведения оценивается администрацией учреждения, инспекторами и методистами и является одним из решающих моментов при определении квалификационной категории (разряда) логопеда.


Приложение № 2

Статья из журнала «Педагогическое обозрение»

7 2004 г.
Информационное письмо

ноябрь 2004 г.
Комитет образования, науки и молодёжной политики Администрации Читинской области предлагает к использованию в работе по логопедическому сопровождению детей с речевыми нарушениями рекомендации, подготовленные Центром коррекционной педагогики Читинского института повышения квалификации работников образования. Данные рекомендации отражают современные подходы к проблеме диагностики речевых нарушений, одобрены областной творческой группой логопедов, сотрудниками областного Центра медико-социального сопровождения детей «Дар» и общим собранием ассоциации дефектологов Читинской области.

Председатель КОПОН и МП

Т.К. Клименко
Рекомендации по логопедической диагностике

детей дошкольного и школьного возраста

Диагностика речевых нарушений остаётся одной из актуальных про­блем в логопедии. Сложность фор­мулировки логопедических заключе­ний обусловлена рядом причин:

- во-первых, несовпадение во взглядах исследователей (проблемы теоретических подходов);

- во-вторых, несоответствие рече­вых заключений с требованиями логопедической науки (проблемы практического характера).

Современное состояние логопе­дической диагностики характеризу­ется рядом негативных тенденций, среди которых можно отметить сле­дующие:

  1. При обследовании детей с ре­чевой патологией педагоги исполь­зуют технологически не отработан­ные методы диагностики. Результа­ты не отражают реальной картины речевого развития ребенка, следо­вательно, не могут повысить каче­ство логопедического воздействия.

  2. Традиционные логопедичес­кие классификации подменяются классификация- ми клиническими, медицинскими, развёрнутыми и описательными, которые не ориентиро­ваны на решение практических задач.

  3. Речевые группы комплекту­ются без учёта данных логопедичес­кой диагностики, тем самым не осу­ществляется полноценная дифференцированная коррекционно-логопедическая работа.

В логопедии существуют две тра­диционные классификации наруше­ний речи: психолого-педагогичес­кая и клинико-педагогическая. Ука­занные классификации рассматри­вают речевые расстройства в различ­ных аспектах. Вместе с тем, данные этих классификаций дополняют друг друга и служат общим задачам, в пер­вую очередь осуществлению систем­ного, дифференцированного логопе­дического воздействия с учётом симптоматики и механизмов нару­шений.

Для коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: симптомологический и клинико-педагогический. Это, в свою очередь, определяет ряд требований к результа­там обследования детей с речевой патологией, в том числе:

  1. Логопедическая диагностика должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классифи­каций: психолого-педагогической и клинико-педагогической.

  2. Логопедическое заключение необходимо формулировать с учё­том пересечения этих двух классифи­каций.

  3. При формулировке заключе­ния следует учитывать поэтапность обследования: от определения сим­птоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонен­тов к уточнению механизмов и структуры речевых расстройств.

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе психоло­го-педагогической классификации, учитывающей нарушенные компонен­ты речи и степень нарушения в рам­ках клинико-педагогической класси­фикации, раскрывающей механизмы, формы и виды речевых расстройств, а именно:

* Фонетические нарушения (ФН) нарушения произношения отдельных звуков. Отмечаются нарушения фоне­тической стороны речи (звукопроизношение, просодика) в комплексе или отдельными компонентами фонети­ческого строя речи (по клинико-педагогической классификации - это раз­личные виды простых неосложнён­ных дислалий, единичные случаи легких форм ринолалии и дизарт­рии, нарушения голоса);

* Фонетико-фонематическое не­доразвитие речи (ФФН) - нарушение процессов формирования произно­сительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (по клинико-педагогической классификации - это дислалии, негрубые формы дизарт­рии, ринолалии; у школьников - дисграфии и дислексии);

* Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, при котором наруше-но формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Подразделяется на четыре уровня в зависимости от степени сформированности речевых средств:

IV уровень - нерезко выражен­ные остаточные проявления лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи;

III уровень - развёрнутая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития;

II уровень - начало общеупотре­бительной речи;

I уровень - отсутствие общеупот­ребительной речи (по клинико-педагогической классификации - это алалии, выраженные дизартрии и рино­лалии, заикание при комбинирован­ном дефекте; у школьников - дисграфии и дислексии);

* Заикание - нарушение коммуни­кативной функции речи при правиль­но сформировавшихся средствах общения (по клинико-педагогической классификации - это невротичес­кое или неврозоподобное наруше­ние темпа, ритма и плавности речи по клоническому, тоническому или смешанному типу).

При определении логопедичес­кого заключения на ребёнка с интел­лектуальной недостаточностью для обозначения состояния речи ум­ственно отсталых детей и детей с за­держкой психического развития церебрально-органического генеза рекомендуется корректно указывать состояние речи этих детей, используя следующую формулировку: "недораз­витие речи" при интеллектуальном нарушении, так как термин "общее недоразвитие речи" ограничен следу­ющими параметрами: нормальным биологическим слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития.

Для обозначения несформированности речи как системы у детей с задержкой психического развития рекомендуются следующие форму­лировки логопедического заключе­ния:

- Системное недоразвитие речи при задержке психического развития.

- Недоразвитие речи при задерж­ке психического развития.

- Системное недоразвитие речи при умственной отсталости.

- Недоразвитие речи (лёгкой, сред­ней, тяжёлой) степени при умственной отсталости.

При определении характера речевого нарушения у детей школь­ного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников име­ются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается форма дислексии и/или дисграфии.

Примерные формулировки ло­гопедического заключения при об­следовании дошкольников:

  • Общее недоразвитие речи (I уро­вень). Моторная алалия.

  • Общее недоразвитие речи (I уро­вень). Сенсорная алалия.

  • Общее недоразвитие речи (I уро­вень). Стёртая псевдобульбарная дизартрия.

  • Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

  • Общее недоразвитие речи (I уро­вень). Сенсомоторная алалия.

  • Общее недоразвитие речи (II уро­вень). Моторная алалия.

  • Общее недоразвитие речи (II уро­вень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

  • Общее недоразвитие речи (II уро­вень). Моторная алалия, заикание.

  • Общее недоразвитие речи (III уро­вень). Выход из моторной алалии.

  • Общее недоразвитие речи (III уро­вень). Открытая органическая ринолалия.

  • Общее недоразвитие речи (IV уро­вень). Выход из моторной алалии.

  • Общее недоразвитие речи (IVуро­вень). Стёртая псевдобульбарная дизартрия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи. Полиморфная дислалия.

• Фонетическое нарушение речи. Мономорфная дислалия.

• Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия и т.п.

Примерные формулировки ло­гопедического заключения при об­следовании школьников:

• Общее недоразвитие речи (III уро­вень). Выход из моторной алалии. Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового
анализа и синтеза.

  • Фонетико-фонематическое нару­шение речи. Полиморфная функци­ональная дислалия. Оптическая дисграфия.

  • Общее недоразвитие речи (IV уро­вень). Стёртая псевдобульбарная дизартрия. Дисграфия на почве нару­шения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия и т.п.

Примерные формулировки ло­гопедического заключения при об­следовании школьников с интел­лектуальными нарушениями

• Системное недоразвитие речи при задержке психического развития церебрально-органического генеза; стёртая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии.

• Фонетико-фонематическое недо­развитие при задержке психического развития. Дисграфия на почве наруше­ния языкового анализа и синтеза.

  • Недоразвитие речи лёгкой сте­пени при умственной отсталости; Аграмматическая дисграфия и дис­лексия.

  • Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Оптическая дисграфия.


Более подробно информацию по данной проблеме Вы можете найти в списке литературы, публи­куемом ниже.
1. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - с. 43-49.

2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — 3-е изд., перераб. и доп. - М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - с. 55-67; 596-599. (Коррекционная педагогика),

3. Логопедическая работа с дош­кольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /Г.Р. Шашкина. Л.П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательс­кий центр "Академия". 2003. — с. 12-21.

  1. Методические рекомендации по логопедической диагностике. Сост. Р.Е. Лалаева в сборнике "Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедичес­кой работы в условиях дошколь­ного образовательного учрежде­ния": Сб. методических реко­мендаций. — с. 5-14. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - (РГПУ им. А.И. Герцена).

  2. Филичева Т.Е. "Четвёртый уровень недоразвития речи". — Логопедия. Методическое насле­дие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: - кн. V: Фонетико-фонематическое и об­щее недоразвитие речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. — с. 181-186. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.. - (Библиотека учителя-дефектолога)

  3. Стребелева Е.А.,Чиркина Г.В. Консулътация. — Дефектология, 2004, № 5. - с. 87.


Григорьева О.Б., зав. ЦКП ЧЧИПКРО

Исполнитель Петрова Е.Т., методист ЦКП ЧИПКРО

Похожие:

Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу icon«Аттестация» сайта csnk ru на странице «Личный кабинет аттестуемого»
Документы и материалы по результатам деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога первой квалификационной категории

Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу iconЕдиные требования к ведению и заполнению ученического дневника
Ученики школы пользуются единым школьным дневником, форма которого была утверждена администрацией образовательного учреждения

Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу iconО единых требованиях к ведению школьной документации Общие требования
Приказ Министерства Просвещения СССР от 27. 12. 1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации» и в соответствии...

Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу iconМетодические рекомендации документация воспитателя
Номенклатура дел устанавливает единые требования к педагогической документации дошкольных образовательных учреждений (далее доу)

Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу iconПрограмма дошкольного образования коррекционно развивающего направления
Перспективное планирование работы учителя – логопеда по коррекции звукопроизношения

Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу iconРабочая программа учителя логопеда
Особенности организации обучения и воспитания детей подготовительного дошкольного возраста с онр

Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу iconРабочая программа учителя-логопеда
Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей 4-5 лет с речевыми нарушениями

Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу icon«Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №98 г Липецка

Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу iconУтверждено
Северный государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – сгму, вуз, университет)...

Единые требования к ведению документации учителя-логопеда в мдоу iconЕдиные требования к ведению тетрадей по английскому языку в средней...
В центре обложки, в специально отведённом месте подписываем тетрадь на английском языке (смотри пример ниже). Образец заполнения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск