Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода


Скачать 182.04 Kb.
НазваниеАнализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода
ТипУрок
Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода

В новом образовательном стандарте речь идет не только об освоении учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а о формировании у них совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При этом знания, умения, навыки (ЗУНы) из цели превращаются в средство развития способностей и личности учащегося. Анализируя содержание УУД, на развитие которых ориентирует стандарт, можно определить, что нововведения касаются главным образом развивающих и воспитательных задач, входящий в триединую цель основной единицы образовательного процесса – урока. Это требует разработки нового подхода к анализу результативности урока, рефлексии не только дидактических (предметных) оснований построения образовательных систем (включая технологии), но и психологических.

В теории и практике образования разработаны многочисленные схемы психолого-педагогического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Появляются варианты листов анализа, ориентированные на задачи реализации ФГОС (см. Приложение 3)

С введением ФГОС ОО актуальным становится анализ условий решения развивающих и воспитательных задач урока – в новой терминологии – универсальных учебных действий. Развитие действий самоопределения (пример типовой задачи – актуализация и осознание своего отношения к изучаемой проблеме, теме) реализуется в появлении способности к самооценке, формируемой я-концепции обучающегося. Поэтому когда мы говорим об условиях и путях достижения развивающих задач и актуализации универсальных учебных действий, то они практически совпадают.

В образовательной практике применяются разные средства, инструменты, стимулирующие процесс рефлексии педагога. В данном случае, мы имеем в виду используемые листы анализа урока. Как правило, они содержат некоторую систему параметров и показателей, ориентируясь на которые педагог получает возможность (в качестве эксперта или в ходе самодиагностики) оценить образовательный процесс. Зачастую применяются мало операционализированные схемы анализа, которые предполагают ориентацию на субъективные критерии экспертов – оценщиков, при этом считается, что они у субъекта оценивания сформированы. В качестве примера можем сослаться на схему, предлагаемую для анализа урока Чураковой Р.Г. ( Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с).

В ней в качестве ведущего аспекта анализа урока (наряду с прочими) определяется, к примеру: «Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока», а содержание наблюдения формулируется как «Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные». По умолчанию считается, что педагоги уже отрефлексировали условия формирования УУД на уроке. В то время как это и является основной проблемой и основной задачей на этапе реализации нового стандарта: научиться выделять, анализировать и затем проектировать эти условия. Для этого они должны быть прописаны на уровне параметров и показателей наблюдаемого поведения, более или менее однозначно прочитываемых экспертами. Хорошая схема наблюдения должна давать высокие показатели корреляции данных, полученных разными экспертами.

Предлагаемый лист анализа урока содержит переменные, выделенные на уровне реальных методических приемов педагога, имеющих определенное диагностическое значение с позиции условий для формирования УУД или решения развивающих задач. Скажем, условия для актуализации регулятивных универсальных учебных действий проявляются в параметре «целеобразование» через показатель «преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию». Эти условия обеспечивает и развитие поисковой активности (познавательные УУД). Все показатели второго параметра «обеспечение самостоятельности учеников» «работают» на регулятивные УУД, а также личностные и коммуникативные. Таким образом, параметры листа оценки прописаны на уровне условий, обеспечивающих в той или иной мере актуализацию УУД. В листе оценки урока проставлены указания на формируемые УУД (помечены в сокращениях четвертого столбца таблицы).

Предлагаемый лист анализа урока сосредоточен на его развивающем и воспитательном аспекте. Вместе с тем, это не свидетельствует о незначимости предметного основания урока. Развитие личности ребенка, формирование УУД на уроке происходит через предметное содержание, и от того, насколько оно качественно представлено, в том числе зависит результативность урока. Практика показывает, что продуктивные задания, обеспечивающие актуализацию УУД, могут не соответствовать предметным целям и задачам и тогда урок превращается скорее в воспитательное занятие.

Если в третьем столбце таблицы (сразу после параметров и показателей) проставляются баллы, которые определяют «вес» показателя для актуализации универсальных учебных действий, то четвертый ее столбец содержит указание на формируемые УУД. В пятом столбце представлено указание на степень соответствия того или иного показателя предметной цели и предметному содержанию урока. В данном случае предлагается три варианта оценки: «+» - достаточно полное соответствие; «+, ­» - скорее соответствует, чем нет, «­» - не соответствует. В случае отрицательных значений по данному столбцу – показатель в первом оценочном столбце аннулируется. Если выбирается показатель «+, ­», показатель уменьшается вдвое. Скажем, выбирается показатель участие школьников в разработке критериев оценки результатов учебной деятельности, однако процесс формирования критериев отходит от значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть отмечен (обведен в кружок) и перечеркнут, педагог в итоге не получает балла по данному показателю.

Лист оценки урока содержит девять параметров, достаточно значимых с точки зрения формируемых УУД. Однако не рекомендуется выбирать для оценки более семи параметров. Это связано с характеристиками внимания человека – эксперта. При возрастании числа объектов внимания наблюдение оказывается затруднительным. Выбираемые параметры можно предварительно согласовать с педагогом, урок которого подвергается оцениванию.

Каждый параметр урока «разложен» на варианты его проявлений или показателей урока. Эти варианты формулируются в виде веера решений, способов проявлений параметра на уроке.

Заполнение шкал предполагает суммирование вариантов, наблюдаемых на уроке. Лист позволяет получить количественную и качественную оценку урока с позиции решения развивающих задач. Выявить, какие из них уже успешно решены, определить «топографию» урока. Учителю он помогает осмыслить специфику своих методов преподавания по отношению к задачам развития универсальных учебных действий. Субъектами оценки урока являются педагоги, психологи, методисты школы. Организация работы с листом оценки предполагает сочетание самооценки педагога и экспертной оценки специалистов. Предлагаемый лист оценки урока в силу того, что его показатели прописаны на уровне реально наблюдаемого поведения, создает благоприятные условия для проведения такой работы. Самооценка урока возможна непосредственно после его окончания, требует перехода педагога в рефлексивную позицию. При этом важно, чтобы учитель был до урока ознакомлен с параметрами листа наблюдения. В полной мере с ним можно работать при сознательной ориентации учителя на принципы системно-деятельностного подхода. Процедура экспертной оценки происходит непосредственно на самом уроке. Экспертная оценка может быть представлена учителю после ознакомления эксперта с данными самооценки.

Скажем, педагог, при помощи листа наблюдений оценивает свои варианты работы с ошибками детей на уроке. Присутствующие на занятии специалисты – психологи, коллеги-педагоги, заполняют свой лист наблюдений. Результаты сопоставляются, обсуждаются, являются основанием для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса (УВП) и позволяют судить об уровне профессиональной рефлексии педагога. Накапливающиеся листы наблюдения очерчивают динамику образовательного процесса в направлении развивающих задач урока, выявляют проблемные зоны, задачи, которые пока трудны для реализации. А это, в свою очередь, может быть востребовано при определении содержания и видов методической работы, педагогического самообразования и просвещения.

Максимальный балл, который педагог может набрать за урок – 21. При достижении отметки в 16 баллов можно говорить о решении задач, соответствующих принципам системно-деятельностного подхода.

ЛИСТ анализа УРОКА*

КЛАСС_____ДАТА____________ УЧИТЕЛЬ___________________ЭКСПЕРТ____________________________

ТЕМА_______________________________________________________________________________

Цель урока______________________________________________________________________________



ПАРАМЕТРЫ

Баллы

УУД

Соот.пр.с.

1

Целеполагание:

  • преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию;

  • групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка

  • групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета;

  • организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником)

  • групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока;

  • определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету;


3
2,5
2

1,5
1
0,5



П, К,Л,Р
П,К,.Л
П,К

П,Р
П,Р


«+» или «+,─», «─»

2

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

  • формулировка целей, учебных задач;

  • выбор целей, учебных задач;

  • выбор количества и уровня трудности заданий;

  • выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности)

  • рассмотрение разных вариантов ответов;

  • оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся


0,5

0,5

0,5

0,5
0,5



Р, П,Л

Р, Л

Р,Л

П,Р,Л
Р,Л




3

ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ

 выделение учащимися проблем, постановка задач;

 построение гипотез и планов их проверки;

 выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений;

 поиск информации, дающего представление о происхождении явления (понятия);

 поиск способа решения (он не может быть задан);

 участие обучающихся в дискуссии


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


П, Р

П,Р

П,Р
П,Р




4

РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ

  • использование ошибки для углубления знаний

  • предоставление возможности ученику самому исправить ошибку

  • провокация ошибки учителем

  • предупреждение ошибки учителем

  • исправление ошибки другими учащимися

  • исправление ошибки учителем


0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5


П,Л

П,Л
Р

Р К





5

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА

  • помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося

  • выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке

  • уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей

  • подбадривает неактивных, привлекает их к работе

  • инструктирует, советует

  • прибегает к внушению, убеждению учащихся


0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5



П,Л,Р,К

Л,К
Л,К
П,К,Л

Л,К,П

Р,Л,К




6

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели;

  • организует обсуждение критериев выполнения задания

  • отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели

  • проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания

  • приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося

  • организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно


0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5



Л, Р, П
Л,Р, П
Л, Р, П

Л, Р, П

Л, Р, П
Л, Р, П






7

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ

  • осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач

  • выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе;

  • задания, в которых не срабатывает известный способ решения;

  • задания «как научить другого решать такие задачи»;

  • прогностическая оценка учащимися своих возможностей;

  • работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия).


0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5


Р.П,Л, К




*

ГРУППОВАЯ РАБОТА

  • предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность

  • учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.);

  • учитель контролирует соблюдение групповых норм;

  • учитель включается по запросу группы;

  • учитель периодически проясняет ситуацию решения;

  • проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе.


0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5


К, П, Р




*

ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ

 вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся;

 термины, непонятные слова и выражения объясняются;

 вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям;

 существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются ;

 выясняется место нового понятия в системе других понятий;

 ученики поощряются к объяснению понятий своими словами.


0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5


П, Л

П
П
П

П

П




*Примечание. В таблице используются сокращения: в столбце УУД (универсальные учебные действия)- Л-личностные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П- познавательные УУД.

Столбец: соот.пр..с. – соответствие предметному содержанию урока. Напротив наблюдаемого показателя проставляется один из трех знаков: «+» - соответствует логике предметного содержания, «+,─»- частично соответствует логике предметного содержания, «─» - не соответствует логике предметного содержания.

Приложение 1
Критерии и показатели анализа урока с позиций требований Федерального государственного стандарта общего образования могут быть следующие:

  1. Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

  2. Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

  3. Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся.

  4. Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межиредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.


Критерии результативности урока в рамках ФГОС ОО

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Приложение 2

Признаки системно-деятельностного подхода в организации учебной деятельности (разработаны кафедрой психологии и социальной педагогики АОУ ВО ДПО «ВИРО», 2012 г.)

  • ориентация на обеспечение целостности учебной деятельности (наличие основных компонентов учебной деятельности: ценностно-смыслового, операционально-познавательного, контрольно-оценочного, рефлексивного)

  • проблематизация учебной задачи

  • организация поиска способа решения учебной задачи

  • значимость развития теоретического мышления

  • значимость учебного действия моделирования

  • ориентация на зону ближайшего развития обучающихся

  • ориентация на развитие самостоятельности, передача ответственности за осуществление учебной деятельности ученику

  • организация диалога/полилога

  • организация разных форм обучения (индивидуальная, групповая, парная)

  • организация коллективно-распределительной деятельности (совместной) детей

  • наличие заданий на выявление эмоционально-ценностное отношения обучающихся (значимость воспитательного аспекта урока)

  • значимость роли педагога как источника психологической поддержки обучающегося, значимость фиксации индивидуального прогресса обучающегося, ориентация на позитивную обратную связь в процессе обучения

  • использование ошибки для углубления знаний

Приложение 3

Ведущие аспекты анализа урока1

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Системно - деятельностный подход в обучении

  1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

  3. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

  4. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]

  5. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]

  6. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

  7. Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]

  8. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]

  9. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]

  10. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114

  11. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

  12. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.

  13. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.

  14. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб: Питер, 2007. – 352с.

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011

  16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.



1 Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

Похожие:

Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода iconАнализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода
Это требует разработки нового подхода к анализу результативности урока, рефлексии не только дидактических (предметных) оснований...

Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода iconМетодические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного...
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения...

Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода iconКонспекта урока в соответствии с требованиями фгос ООО и его анализ...
Для успешного выполнения итоговой зачетной работы Вы можете воспользоваться публикациями, презентациями, материалами выполненных...

Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода iconБланк анализа урока с использованием системно деятельностного подхода
Постановка конкретных, достижимых, понятных учащимся диагностируемых целей; соответствие требованиям образовательной программы

Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода iconПояснительная записка Цель: Создание модели школьного образовательного...
Цель: Создание модели школьного образовательного пространства на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающей становление...

Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода iconОценка учебного занятия в системно – деятельностном подходе
«Экспертный лист оценки учебного занятия» является инструментом самоконтроля, взаимоконтроля и административного контроля и определяет...

Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Сущность системно- деятельностного подхода, который лежит в основе реализации Программы

Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода iconНекоторые подходы к системе оценки достижения планируемых результатов
Важнейшей отличительной особенностью фгос является их ориентация на результаты образования, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного...

Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода iconАктуальные технологии в условиях реализации фгос оо (методические рекомендации)
Перечень инструментов реализации системно-деятельностного подхода на уроках химии сложно ограничить каким-то определенным числом...

Анализ урока, реализующего принципы системно-деятельностного подхода iconВыполнение основных мероприятий школы в 2012-2013 учебном году
«Повышение качества образовательных услуг и формирование конкурентоспособной личности, способной к самоопределению, саморазвитию...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск