Параметры анализа
| Результаты
наблюдения
| Выводы
и
рекомендации
|
1
| 2
| 3
|
Постановка конкретных, достижимых, понятных учащимся диагностируемых целей; соответствие требованиям образовательной программы
|
|
|
Отбор необходимого содержания информации, практической значимости программных знаний для учащихся
|
|
|
Мотивация класса, групп, отдельных учащихся для реализации задач на каждом этапе урока
|
|
|
Выбор оптимальных средств и создание условий эффективной реализации задач урока
|
|
|
Использование территориального природного, хозяйственного и социокультурного потенциала
|
|
|
Организация деятельности учащихся по решению поставленных задач; использование технологий, методов и приемов для эффективной реализации задач урока
|
|
|
Диагностика промежуточных и итоговых результатов занятия; содержание, формы, технологии, периодичность контроля достижения поставленных задач; способы осуществления обратной связи и рефлексии на протяжении всего урока
|
|
|
Оценка и самооценка деятельности учащихся; само- и взаимоконтроль
|
|
|
Домашнее задание (объяснение, минимализация, вариативность по формам, объему и содержанию)
|
|
|
Оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса
|
|
|
Хактерные особенности урока в рамках деятельностно-компетентностной образовательной модели
| Дата урока, класс
|
10.09.
7 "а"
| 25.09. 10 "б"
|
|
|
|
|
1 .Учитель формулирует не только содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету), но и деятельностную цель (формирование умений реализации новых способов действий)
| +
| +
|
|
|
|
|
2.Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания
| +
| -
|
|
|
|
|
З.Учитель продумывает систему мотивации учащихся учебной деятельности; создает условия ("ловушки") для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием
| +
| -
|
|
|
|
|
4.Цель урока формулируется учащимися самостоятельно как собственная учебная задача
| +
| -
|
|
|
|
|
5.На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи
| +
| -
|
|
|
|
|
б.Наличие самостоятельной работы с проверкой и эталону
| +
| +
|
|
|
|
|
7.Формы организации познавательной деятельности учащихся и методы обучения обеспечивают реализацию девиза учителя "не давать готовые знания"
| +
| +
|
|
|
|
|
8.Итоговая оперативная экспресс-диагностика результатов учащихся
| -
| -
|
|
|
|
|
9.Учитель планирует формы и методы организации этапа рефлексии учащимися собственной деятельности на уроке
| +
| -
|
|
|
|
|
10.Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов экспресс-диагностики учителя и рефлексии учащимися собственной деятельности
| -
| -
|
|
|
|
|
Уровень включенности учителя в процесс перехода к деятельностно-компетентностной образовательной модели (%)
| 80%
| 30%
|
|
|
|
|
Подпись посетившего урок
|
|
|
|
|
|
|
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке
| Оценка в баллах
| Уровень работы учителя
|
1
| 2
| 3
|
1. Целеполагание учителя
|
Учитель формулирует содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету)
| 1-2
| Низкий
|
Формулирует содержательную и развивающую цели урока
| 3-4
| Средний
|
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам
| 5-6
| Выше среднего
|
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)
| 7-8
| Хороший
|
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата
| 9-10
| Высокий
|
2. Мотивация
|
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и
| 1-2
| Низкий
|
В чечение всего урокь примехяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся
| 3-4
| Средний
|
Продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает на уроке "точку удивления", условия ("ловушки") для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием
| 5-6
| Выше среднего
|
Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке
| 7-8
| Хороший
|
Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке атмосферу сотрудничества и "ситуацию успеха" для каждого
| 9-10
| Высокий
|
3. Содержание уцебно го материала и содержание образования (СУМ и СО)
|
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока
| 1-2
| Низкий
|
Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией
| 3-4
| Средний
|
Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, речение и т. д.) представлена учащимся наглядно
| 5-6
| Выше среднего
|
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла учащимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО
| 7-8
| Хороший
|
Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение и т. д.) не дается учащимся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается
| 9-10
| Высокий
|
4. Формы организации познавательной деятельности учащихся
(ФОПД)
|
Работает с классом фронтально на всех этапах урока
| 1-2
| Низкий
|
Использует парную или групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или в группах
| 3-4
| Средний
|
Организует учебное сотрудничество детей, совместня- распределенную деятельность при решении учебных задач, учит
| 5-6
| Выше среднего
|
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
| 7-8
| Хороший
|
Исходит из того, что каждый учащийся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний
| 9-10
| Высокий
|
5. Методы обучения (МО)
|
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения
| 1-2
| Низкий
|
Применяет современные наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст - в таблицу, таблицу - в график, диаграмму) и т. д.
| 3-4
| Средний
|
Организует самостоятельную работу учащихся, которая проверяется ими по эталонам
| 5-6
| Выше среднего
|
Применяет интерактивные методы обучения: поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, втутрипредметтую и межпредметную интеграцию
| 7-8
| Хороший
|
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления и т. д.
| 9-10
| Высокий
|
6. Рефлексия
|
Оценивает работу учащихся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая учащихся
| 1-2
| Низкий
|
Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)
| 3-4
| Средний
|
Организует экспресс-диагностику результатов урока, так, чтобы и учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать
| 5-6
| Выше среднего
|
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает учащимся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку или серии уроков критериям)
| 7-8
| Хороший
|
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной
траектории изучения предмета. Домашнее задание носит
дифференцированный характер, в зависимости от результатов,
полученных в ходе организованной учителем рефлексии
учащимися их деятельности на уроке
| 9-10
| Высокий
|