Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Московский государственный гуманитарный университет
имени М. А. Шолохова"
Рабочая программа дисциплины (модуля)
«Технология обследования речи»
Направление: __44.03.03__/___ Специальное (дефектологическое) образование___
(шифр) (название)
Профиль: __ Логопедия (образование лиц с нарушениями речи) _____
Квалификация: бакалавр
(ненужное удалить)
Кафедра: _____ логопедия _______ Форма обучения: ___очная, очно-заочная, заочная____
(очная/очно – заочная/ заочная)
Курс обучения:___3___________________________________
Семестр обучения: 6,7___________________________________ Составители: Матросова Т.А, к.п.н., доцент
кафедры логопедии
Москва 2014
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель: формировать у студентов профессиональные качества специалиста, владеющего знаниями и технологиями изучения речи детей на основании психолого-педагогических знаний о детях с отклонениями в развитии, в том числе о детях с дислалией, ринолалией, ринофонией, дизартрией, алалией, сложными дефектами (ДЦП).
Задачи- - создание у студентов системных представлений о сущности логопедического обследования, его предмете, объекте, задачах и направлениях;
- ориентация на учет основных (общих для нормы и патологии) и специфических (характерных только для детей с отклонениями в развитии) закономерностей становления речевой функциональной системы;
- создание условий для овладения теоретической и практической базы изучения речевых возможностей детей;
- обучение разработке и реализации содержательных моделей обследования речи детей;
систематизировать и обобщить знания студентов об особенностях развития фонетического, лексического и грамматического строя речи и навыков связных высказываний у детей с различными нарушениями речи;
обеспечить усвоение студентами – будущими логопедами понятийного аппарата логопедии (принципы, методы, частные методики, логопедические технологии, способы и приемы коррекционной логопедической работы и др.);
сформировать у студентов методические навыки организации и проведения специально-педагогического обследования состояния (уровня развития) различных сторон речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста; познакомить студентов с современной методикой качественно-количественного анализа данных логопедического обследования.
Объем в ЗЕ: 5 кредита
Время изучения: курс 3, семестр 6,7
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: Медико-биологические проблемы дефектологии,
Психолого-педагогическое сопровождение с речевыми нарушениями, Инновационные технологии в логопедии, Здровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедическая работа с детьми раннего возраста, индивидуальные формы логопедической работы, Коррекционно-развивающая работа с детьми в учреждениях компенсирующего вида.
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:
инструментальный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):
Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Осуществление профессиональной деятельности.
Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля)
при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;
2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;
3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - инструментальный кластер Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция 1
| Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
Компетенция 1
| Содержание обследования речи.
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
промежуточ-ное тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика.
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь,
практические задания
| Контрольный опрос,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 2 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты,
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь,
рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы,
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, -рефераты, контрольные работы
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты, контрольные работы
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Обследование связной речи.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное и итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 2 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты, контрольные работы
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
| |