Скачать 222.71 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой _______________________ __ Орлова О.С._(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № _1_ «02» _сентября_2013_г.
Направление: 050715 Логопедия Составители: _Матросова Т.А., к.п.н., доцент_ (должность) Москва-2013 I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
I.1 Пояснительная записка Учебная дисциплина «Технология обследования речи» относится к числу важнейших дисциплин профессиональной подготовки студентов отделения логопедии. Логопедическое обследование – первый и определяющий раздел коррекционной работы, во многом определяющий ее задачи и содержание, обеспечивающий практическую реализацию принципов дифференцированного и индивидуального подхода в логопедической работе. Анализ особенностей формирования речи, уровня сформированности различных компонентов речевой (языковой) системы, характера и степени проявления отклонений в речевом развитии является необходимым условием, своего рода «базисом» правильной квалифицированной организации логопедического воздействия. Специально педагогические технологии логопедического обследования обеспечивают возможность эффективного решения задач комплексного исследования особенностей речевого развития каждого ребенка (подростка), имеющего нарушения речи, задач дифференциальной диагностики отклонений в речевом развитии. Цели и задачи дисциплины. Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, научно-методический, организационно-управленческой и консультативный виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач: в области коррекционно-развивающей деятельности: - своевременное выявление и квалифицированная диагностика нарушений речи у детей и взрослых; - коррекционное обучение детей с нарушениями речи; - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи; в области диагностико-аналитической деятельности: - дифференциальная диагностика для определения типа нарушения; - проведение психолого-педагогического обследования с целью определения особенностей психического и речевого развития, их соответствия возрастным нормам; в области научно-методической деятельности: - выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; - анализ собственной деятельности в целях ее совершенствования и повышения своей квалификации; в области организационно-управленческой: - ведение документации логопеда, речевых карт; в области консультативной деятельности: - консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития. Цели дисциплины «Технология обследования речи» - формировать у студентов профессиональные качества специалиста, владеющего знаниями и технологиями изучения речи детей на основании психолого-педагогических знаний о детях с отклонениями в развитии, в том числе о детях с дислалией, ринолалией, ринофонией, дизартрией, алалией, сложными дефектами (ДЦП). Задачи дисциплины «Технология обследования речи»: - создание у студентов системных представлений о сущности логопедического обследования, его предмете, объекте, задачах и направлениях; - ориентация на учет основных (общих для нормы и патологии) и специфических (характерных только для детей с отклонениями в развитии) закономерностей становления речевой функциональной системы; - создание условий для овладения теоретической и практической базы изучения речевых возможностей детей; - обучение разработке и реализации содержательных моделей обследования речи детей;
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
уметь:
владеть навыками:
I.3 Принципы отбора содержания и организации учебного материала Выбор предметного содержания учебного курса определяется в первую очередь задачами квалифицированной профессиональной подготовки будущих логопедов к проведению коррекционной работы по изучению особенностей формирования речи детей с нарушениями речевого развития. Отбор и структурирование учебного материала основаны на научно-дидактических принципах системности, последовательности, наглядности, Системообразующим при этом является теоретико-методологическое обоснование построения методики и технологий логопедического обследования детей с нарушениями речевого развития. Понятия и категории, используемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы наиболее полно и наглядно продемонстрировать обучающимся современные логопедические и педагогические технологии: методики обследования и поэтапного планирования работы по формированию навыков речевой коммуникации у детей и подростков с нарушениями речи. Содержание курса определено с учетом разнообразных междисциплинарных связей теории и практики логопедии со смежными областями науки и общественной педагогической практики. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – зачет. Программа включает тематику и планы практических занятий, темы рефератов, контрольных и курсовых работ, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы. Приведенная ниже программа учебного курса «Технология обследования речи» составлена с учетом современных данных психолингвистических и психолого-педагогических исследований в области специальной педагогики и логопедии.
4. Семестры и вид отчетности по дисциплине
II.3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы по очно-заочной форме обучения
II.3.2 Заочная форма обучения
5. Содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
5.2. Содержание разделов учебной дисциплины 1. Логопедическое обследование, его предмет, объект и задачи. Логопедическое обследование как часть психолого-педагогического обследования, научные основы и принципы. Разработка теоретических, методологических, содержательных проблем обследования в отечественной логопедии и психологии (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Г.А.Каше, А.В.Ястребова, И.Т.Власенко, В.А.Ковшиков, Е.Ф.Соботович, О.Н.Усанова и др.). Анализ и сравнение основных теоретических и методических подходов к изучению различных сторон речи у детей и взрослых. Предмет и объект исследования, задачи обследования, их формулирование и характеристика. Значение данных обследования для планирования и проведения коррекционной работы. 2. Содержание обследования речи. Сбор анкетных и анамнестических данных. Обследование речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, интонационное восприятие, ритмоинтонационное оформление высказывания, слоговая структура слова, словарный запас, словообразование, грамматический строй речи, связная речь. 3. Этапы обследования, их структурно-содержательная характеристика. Подготовительный этап: отбор материала для обследования по каждому разделу (выбор заданий, определение последовательности их предъявления); составление схем и подготовка протоколов обследования; формулировка инструкций к заданиям, предварительный сбор анамнеза. Обоснование содержания и структуры предлагаемой схемы (фрагментов) обследования. Этап обследования: организационный момент; вступительная беседа, определяющая мотивацию деятельности ребенка в период обследования; предъявление заданий (по инструкции или по образцу), фиксация результатов обследования (ведение протокола, запись на диктофон). Проведение обследования (его фрагментов) по одному из разделов с последующим обсуждением. Этап анализа и оценки полученных материалов обследования. Определение параметров анализа данного обследования (по направлениям). Осуществление процедуры анализа по установленным параметрам. Учет содержательных и формализованных элементов обследования. Качественная и количественная оценка результатов обследования. Комментарии. Этап формулирования выводов по результатам обследования. Выводы констатирующего, диагностического, прогностического и методического характера. Формулирование выводов с комментариями. Заполнение соответствующих разделов речевой карты по результатам анализа материалов обследования и с учетом выводов. 4. Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. Содержание и логопедические технологии обследования звукопроизношения и фонематического восприятия; определение параметров оценки результатов обследования. Организация логопедического обследования ребенка с нарушением речи (в коррекционных и массовых образовательных учреждениях). Анализ полученных данных и формулировка выводов. Порядок заполнения речевых карт. 5. Обследование интонационного восприятия и ритмоинтонационного оформления высказывания. Содержание и логопедические технологии обследования отдельных компонентов интонации, интонационного восприятия и римоинтонационного оформления высказывания ребенка с нарушением речи. Параметры оценки результатов обследования. Проведение логопедического обследования в коррекционном иобразовательном учреждении. обследования. Проведение логопедического обследования в образовательном учреждении общего типа. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Порядок заполнения речевых карт. 6. Обследование словарного запаса и слоговой структуры слова. Содержание и логопедические технологии обследования словарного запаса и слоговой структуры слова. Составление протоколов обследования. Определение параметров оценки результатов обследования. Проведение логопедического обследования ребенка с нарушением речи в базовом практическом учреждении. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Процедуразаполнения речевых карт. 7. Обследование грамматического строя речи и словообразовательных способностей. Содержание и логопедические технологии грамматического строя речи и словообразовательных способностей (уровни: морфологический, синтаксический, словообразовательный). Составление протоколов обследования. Критерии и параметры оценки результатов обследования грамматического строя речи. Проведение логопедического обследования ребенка с нарушением речи в базовом практическом учреждении. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Требования к заполнению речевых карт. 8. Обследование связной речи. Методика и логопедические технологии связной речи; определение параметров оценки результатов обследования. Составление протоколов обследования. Процедура проведения логопедического обследования ребенка с нарушением речи. Обследование детей в базовом практическом учреждении. Анализ полученных данных и формулировка выводов. Требования к заполнению речевых карт. Составление речевого заключения по данным обследования. Примечание: Практическая реализация процедуры обследования по всем разделам (темы 4-8) осуществляется по универсальной модели поэтапного обследования (см. тему 3 данной программы). 5.3. Тематическое планирование (ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ)
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Содержание текущего и итогового контроля. 1.1 Текущий контроль. Формы контроля: Контрольная работа. Примерный перечень заданий для контрольных работ 1. Отбор и структурирование (методического и наглядно-дидактического) материала для обследования: а) звукопроизношения и фонематического восприятия, б) слоговой структуры слова, в) словарного запаса (экспрессивного и импрессивного), г) грамматического строя речи, д) словообразовательных способностей, е) связной речи (диалогической и монологической). 2. Составление протоколов обследования по различным разделам специально педагогического обследования. 3. Выбор и обоснование критериев анализа экспериментальной продукции, полученной в ходе обследования (для различных разделов обследования). 4. Обобщение и анализ результатов обследования. 5. Процедура оформления Речевой карты. Задания для самостоятельной работы
6.2. Итоговый контроль. Форма контроля: зачет. Примерный перечень вопросов к зачету: 1. Этапы обследования речи. Их краткая характеристика. 2. Принципы обследования речи у детей. 3. Содержательная и методическая характеристика подразделов обследования состояния звукопроизношения. 4. Содержательная и методическая характеристика подразделов обследования фонематического восприятия. 5. Содержательная и методическая характеристика подразделов обследования слоговой структуры слова. 6. Содержательная и методическая характеристика подразделов обследования словарного запаса. 7. Содержательная и методическая характеристика подразделов обследования грамматического строя речи. 8. Содержательная и методическая характеристика подразделов обследования связной (диалогической и монологической) речи. 9. Содержательная и методическая характеристика подразделов обследования интонационной стороны речи. 10. Анализ и оценка результатов обследования фонетической стороны речи. 11. Анализ и оценка результатов обследования фонематического слуха и восприятия. 12. Анализ и оценка результатов обследования лексического строя речи. 13. Анализ и оценка результатов обследования грамматического строя речи. 14. Анализ и оценка результатов обследования сформированности словообразовательных операций. 15. Анализ и оценка результатов обследования уровня сформированности навыков связных высказываний. 16. Формулировка выводов и составление заключения по результатам обследования речи. 17. Разработка фрагментов протоколов обследования речи. 18. Основные теоретические и методические подходы к изучению различных сторон речи у детей и взрослых. 19. Анализ дидактических материалов для логопедического обследования. 20. Методические подходы к планированию индивидуальной работы по результатам логопедического обследования. 21. Методические подходы к планированию фронтальной логопедическойработы по результатам обследования речи. 22. Инновационные технологии логопедического обследования в современной логопедии. Рекомендуемая литератураОСНОВНАЯ: 1.Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю., Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2005. 2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2006. 3.Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией: Учебно-методическое пособие. – М.: В.Секачев, 2006. 4. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. – СПб, 2005. 5.Логопедия /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: Владос, 2007. 6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников /Под общей редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. – М.: В.Секачев, 2008. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 1. Бабина Г.В., Волосовец Т.В., Гаркуша Ю.Ф., Идес Р.Е. Программа психолого-педагогической и логопедической практики студентов младших курсов. - М., 1997. 2. Белякова Л.И., Романчук И.З. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи //Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. – М., 1989. 3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.I. - М., 1994, ч.II - М., 1998. 4. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб, 1999. 5. Глинка Г.А. Развиваем мышление и речь. - СПб, 1999. 6. Диагностика и коррекция речевых нарушений /Под ред.М.Г.Храковской. – СПБ, 1997. 7. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М., 1998. 8. Козлянинова О.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, 1992. 9. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие /Под ред.Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999. 10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб, 1999. 11. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.-Воронеж, 1997. 12. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений /Под ред.Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. 13. Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. Альбом с методическими рекомендациями. - М., 1994. 14. Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции /Под ред.А.А.Ланцова и И.Ю.Кузьмина. - СПб, 1994. 15. Схема нейропсихологического обследования детей. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития /Под ред.А.В.Семенович. - М., 1998. (с альбомом). 16. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб, 1997. 17. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб, 1998. 18. Хомская Е.Д., Малова Ю.В. К проблеме исследования межполушарного взаимодействия в двигательной сфере //Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии /Под ред.А.Н.Лебедева. - М., 1991. - С.122-135. 19. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений /Под ред.Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М., 1997. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. - оборудованные аудитории: зеркала; - аудио, -видеоаппаратура: демонстрация аудио- и видеозаписей занятий с детьми; - учебно-наглядные пособия: таблицы, профили артикуляционных укладов, картинный материал. |
Теоретические и методологические основы логопедии. Цели и задачи. Виды речевых нарушений и их коррекция | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа обсуждена на заседании кафедры «Экономики и основ предпринимательства «02» сентября 2014 года Протокол №1 | Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры протокол №4 от 31 января 2013 года | ||
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры клинической фармакологии 3 сентября 2011, протокол заседания 01/11 | Утверждена на заседании кафедры гражданского процесса юи тгу 21 февраля 2013 года, протокол №6 | ||
Одобрено на заседании кафедры русского языка и культуры речи, протокол №2 от 13. 09. 2011 г | Туризм, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20. 01. 2006 г. №739гум/бак Учебно-методический комплекс утвержден... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Новороссийского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Протокол заседания кафедры №8 от «20» марта 2013 г. Для... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |