|
|
| СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
| «11» октября 2017 г.
| № ЗСП-174/16-09
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
(утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации
(протокол от 10 октября 2017 г. № 55К (1200)
Москва
2017 год
Содержание
Раздел I. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
|
| 1.
| Общие положения
| 5
| 2.
| Анализ параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов, используемого для составления проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
|
6
| 3.
| Анализ основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, основные характеристики и структурные особенности проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
| 44
| 4.
| Анализ реализации основных задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года (в части бюджетной политики), указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
|
78
| 5.
| Анализ соответствия законопроекта и документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным актам законодательства Российской Федерации
|
115
| 6.
| Результаты проверки и анализа прогноза доходов проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
|
128
| 7.
| Результаты проверки и анализа формирования федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на реализацию государственных программ Российской Федерации, в том числе на реализацию «пилотных» государственных программ Российской Федерации ………………………………..
|
243
| 8.
| Результаты проверки и анализа формирования федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на реализацию приоритетных проектов..
|
811
| 9.
| Результаты проверки и анализа формирования расходов федерального бюджета по непрограммным направлениям деятельности
|
834
| 10.
| Результаты проверки и анализа формирования, рассмотрения и корректировки обоснований бюджетных ассигнований
|
849
| 11.
| Результаты проверки и анализа составления реестра расходных обязательств Российской Федерации
|
865
| 12.
| Результаты проверки и анализа формирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями; на предоставление субсидий на иные цели, не связанные с выполнением государственного задания
| 977
| 13.
| Результаты проверки и анализа формирования взносов в уставные капиталы акционерных обществ, а также имущественных взносов в государственные корпорации и государственную компанию
|
980
| 14.
| Результаты проверки и анализа формирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств
|
913
| 15.
| Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на обеспечение функций федеральных государственных органов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и методических документов
|
922
| 16.
| Результаты проверки и анализа расходов федерального бюджета по государственным контрактам, обоснованности бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд
|
930
| 17.
| Результаты проверки и анализа бюджетных ассигнований на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
|
939
| 18.
| Результаты проверки и анализа планирования бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации
|
956
| 19.
| Результаты проверки и анализа формирования источников финансирования дефицита федерального бюджета, Фонда национального благосостояния
|
1022
| 20.
| Государственный долг Российской Федерации и расходы на его обслуживание, внешние долговые требования Российской Федерации
|
1081
| 21.
| Выводы и предложения
| 1114
| Раздел II. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (совершенно секретно)
| Раздел III. Приложения к Заключению Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
|
|
| Приложение № 1.
| Анализ соответствия законопроекта и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным актам законодательства Российской Федерации, комментарии и предложения Счетной палаты Российской Федерации
|
25
|
|
|
| Приложение № 2.
| Параметры доходов федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
|
9
|
|
|
| Приложение № 3.
| Перечень видов доходов, расчеты по которым в законопроекте не представлены
|
1
|
|
|
| Приложение № 4.
| Расходы федерального бюджета по главным распорядителям бюджетных средств
|
5
|
|
|
| Приложение № 5.
| Расходы федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации
|
19
|
|
|
| Приложение № 6.
| Расходы федерального бюджета по приоритетным проектам (программам)
|
9
|
|
|
| Приложение № 7.
| Расходы федерального бюджета по разделам (подразделам) классификации расходов бюджетов
|
4
|
|
|
| Приложение № 8.
| Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов
|
2
|
|
|
| Приложение № 9.
| Результаты проверки и анализа прогноза формирования источников финансирования дефицита федерального бюджета, государственного долга Российской Федерации и расходов на его обслуживание, внешних долговых требований Российской Федерации, а также проверки и анализа формирования расходов федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на реализацию отдельных государственных программ Российской Федерации (для служебного пользования)
|
81
|
|
|
|
1. Общие положения 1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и иными актами законодательства Российской Федерации.
При подготовке Заключения Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата) учитывала необходимость реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года (в части бюджетной политики), стратегических целей развития страны, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и других программных документов.
При подготовке Заключения использованы результаты 12 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 101 субъекте бюджетного планирования, главных распорядителях средств федерального бюджета и иных участниках бюджетного процесса.
Проанализирована работа Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, иных субъектов бюджетного планирования и главных распорядителей средств федерального бюджета по составлению прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и показателей проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – законопроект), проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования и расчетов основных показателей.
Заключение утверждено Коллегией Счетной палаты (протокол от 10 октября 2017 г. № 55К (1200).
1.2. Законопроект внесен Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) в срок, установленный статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Перечень и содержание документов, представленных одновременно с законопроектом, в основном соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Анализ параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов, используемого для составления проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов 2.1. Разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее – Прогноз) осуществлялась в условиях волатильности цен на нефть марки «Юралс» с постепенным формированием внутригодовой тенденции к росту, относительной стабильности курса национальной валюты, дальнейшего снижения уровня инфляции на фоне стабильного рынка труда. В то же время рост реальной заработной платы и расширение розничного кредитования не повлияли на восстановление потребительского спроса, его динамика отличается неустойчивым характером. В целом можно отметить, что экономика адаптировалась к изменившимся внешне- и внутриэкономическим условиям и переходит в фазу постепенного экономического роста, сопровождаемую восстановлением инвестиционной активности.
2.2. Прогноз, одобренный Правительством Российской Федерации, разработан в составе трех вариантов – базового, консервативного и целевого. Указанные варианты базируются на предположении о «сохранении действия на протяжении всего прогнозного периода финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер со стороны России».
Во всех трех вариантах Прогноза заложена реализация бюджетной политики в соответствии с новой конструкцией бюджетных правил, которая предусматривает фиксацию базовой цены нефти марки «Юралс» на уровне 40 долларов США за баррель в реальном выражении с поправками на инфляцию в США в размере 2 %, а также проведение денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции для обеспечения ее целевого уровня 4 % на протяжении всего прогнозного периода.
Базовый и целевой варианты Прогноза основываются на гипотезе, предусматривающей снижение темпов мирового экономического роста с 3,3 % в 2017 году до 2,8 % в 2020 году.
В консервативный вариант Прогноза на 2018 – 2020 годы заложена предпосылка о более существенном по сравнению с базовым и целевым вариантами замедлении мирового экономического роста, однако в Прогнозе конкретные значения не приводятся.
В базовый вариант заложена следующая динамика цен на нефть марки «Юралс»: 2018 год – 43,8 доллара США за баррель, 2019 год – 41,6 доллара США за баррель, 2020 год – 42,4 доллара США за баррель. Данная гипотеза основана на предпосылках о сохранении цены на нефть вблизи 40 долларов США за баррель (с поправкой на инфляцию в экономике США, оцениваемую 2 % в год).
Согласно базовому варианту ожидается ослабление рубля с 59,4 рубля за доллар США в 2017 году до 64,7 рубля за доллар США в 2018 году, 66,9 рубля за доллар США в 2019 году и 68 рублей за доллар США в 2020 году.
В базовый вариант Прогноза заложен средний вариант демографического прогноза Росстата, предусматривающий сокращение численности населения трудоспособного возраста с 82,8 млн. человек в 2017 году до 81,9 млн. человек в 2018 году, 81,2 млн. человек в 2019 году и до 80,6 млн. человек в 2020 году и, как следствие, сокращение численности рабочей силы с 76,1 млн. человек в 2017 году до 75,3 млн. человек в 2020 году. При этом ожидается, что за счет изменения возрастной структуры населения, а также сокращения времени поиска работы будет происходить снижение естественного уровня безработицы (до уровня 4,5 – 4,7 % к 2020 году).
В рамках базового сценария прогнозируется постепенное увеличение темпов роста российской экономики с 2,1 % в 2018 году до 2,2 % в 2019 г. и до 2,3 % в 2020 г.
|