Скачать 262.54 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы») Институт педагогики Кафедра специальной педагогики и психологии Б2.П.1 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рекомендуется для Направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр 1. Целью практики является: 1. Развитие общепрофессиональных компетенций: - способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей (ОПК -3); - готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе с ОВЗ (ОПК - 4); 2. Развитие профессиональных компетенций:
2. Трудоемкость практики составляет 6 зачетные единицы (4 недели), 216 часов на ОДО (6 семестр). На ОЗО составляет 6 зачетных единиц (4 недели), 216 часов (3 курс). 3. Сроки проведения практики и ее место в структуре основной образовательной программы: в соответствии с учебным планом учебная практика на ОДО проводится на третьем курсе, в течение шестого семестра на протяжении четырех недель. На ОЗО на 3 курсе. К моменту прохождения данного вида практики студент не должен иметь задолженностей по текущим дисциплинам профессионального цикла. 4. Требования к результатам практики В результате прохождения практики студент должен: Знать: - нормативные акты и документы, регламентирующие процесс организации воспитания и обучения детей с нарушением речи в общеобразовательных и коррекционных (специальных) школах; - специфику организации коррекционно-развивающей работы на логопунктах образовательных школ; - функциональные обязанности учителя-логопеда и учителя;
Уметь:
Владеть: - навыками анализа документации учителя-логопеда, медико-педагогической документации детей с нарушением речи; - навыками анализа индивидуальных и фронтальных занятий учителя-логопеда. 5. Содержание практики
6. Тематическое планирование практики
7. Сведения о местах проведения практики:
Базовые площадки, используемые для прохождения практики должны иметь статус государственного образовательного учреждения; специалисты (учителя-логопеды, учителя и воспитатели) иметь необходимый стаж работы, первую или высшую квалификационную категорию по профилю специальности. 8. Перечень примерных заданий для выполнения в период практики I неделя:
II неделя:
- обследование устной и письменной речи одного ребенка, заполнение речевой карты; III неделя:
- консультирование учителей начальных классов; IV неделя:
- проведение внеклассного логопедического мероприятия;
- оформление отчетной документации по практике. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
10. Материально-техническое обеспечение практики: Для обеспечения практики необходимы: кабинеты для проведения диагностических процедур и занятий с детьми; аудио-видеоаппаратура; учебные и методические пособия, иллюстративно-дидактические материалы; сборники нормативно-правовых документов. 11. Методические рекомендации по проведению практики Известно, что самым распространенным дефектом у детей младшего школьного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков или одной, нескольких групп звуков. Более тщательное изучение звуковой стороны речи у данной категории младших школьников показало недостаточную сформированность у них восприятия и дифференциации фонем на слух. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения. Система обучения детей с ФФНР и ОНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи и преодоление нарушений письменной речи. Для успешной реализации задач учебной практики необходимо знать симптоматику нарушений устной и письменной речи, их этиологию, механизмы, соотношения речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности. При подготовке к организации и проведению практики групповой руководитель и методист должны: а) изучить имеющиеся нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда в образовательных учреждениях; б) продумать форму проведения студентами самостоятельного психолого-педагогического обследования устной и письменной речи детей; тематику и содержание занятий, представленных студентам в качестве образца к анализу; в) ознакомить студентов на установочной конференции с планом предстоящей практики, дать рекомендации по отбору литературы, конспектированию и анализу материала индивидуальных и фронтальных занятий учителя-логопеда, учителя; г) ориентировать студентов на познавательную деятельность и самостоятельность в ходе изучения специфики работы учителя-логопеда на логопунктах общеобразовательных школ; д) на итоговой конференции подводить студентов к обобщению результатов практики и соответствующим выводам; е) стимулировать на дальнейшее изучение и более глубокое познание системы коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда; ж) наглядно показать студентам взаимосвязь различных дисциплин, их роль в овладении будущей профессиональной деятельностью; з) показать студентам способы использования полученных знаний в научно-исследовательской деятельности (при написании рефератов, выполнении курсовых работ); При подготовке к учебной практике студент должен: а) прочитать и проанализировать рекомендованную преподавателем литературу; б) подготовить наглядно-демонстрационный материал к психолого-педагогическому обследованию устной и письменной речи детей с нарушением речи; в) активно участвовать в обсуждении вопросов, связанных с организацией и прохождением практики; г) выполнять задания преподавателей смежных дисциплин в процессе учебной практики. 12. Требования к промежуточной аттестации по практике По окончании практики студент к отчетной конференции должен предоставить методисту и групповому руководителю следующую документацию: - дневник учебной практики; - результаты обследования фонетико-фонематической стороны речи детей и индивидуальные планы коррекционной работы (см. приложение 2); - анализ всех просмотренных индивидуальных и фронтальных занятий учителя-логопеда (см. приложение 3, 4) - отзыв о работе студента в период прохождения практики, заверенный печатью образовательного учреждения, подписями руководителя и учителя – логопеда (см.приложение 5). - отчет студента-практиканта (см.приложение 6). Все сдается в папке. Вид итогового контроля: зачет. Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование от 01 октября 2015 г. № 1087 и утверждена на заседании кафедры специальной педагогики и психологии, протокол № 1 от 01 сентября 2015 г., актуализирована в соответствии с утверждением нового ФГОС ВО протоколом № 3 от 06 ноября 2015 г. Разработчик: Мустаева Е.Р., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «БГПУ им. Акмуллы» Эксперты: Касимова Э.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «БГПУ им. Акмуллы» Аюпова А.Н., заведующая МДОУ № 209 компенсирующего вида Приложение 1 Перечень базовых учреждений, предприятий и организаций
Приложение 2 Схема анализа логопедического занятия
Приложение 3Методика обследования лексико – грамматического стоя речи При обследовании словаря необходимо определить словарный запас ребенка, уточнить понимание и умение правильно употреблять в активной речи слова, обозначающие названия действий, предметов и их частей, профессий, признаков предметов и действий. Также важно выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально – префиксальным способом. Следует проверить не только наличие общеупотребительных слов, но и слов, близких по лексическому значению. При обследовании грамматического строя речи необходимо выявить правильность употребления в самостоятельной речи следующих грамматических категорий: число существительных и глаголов; родовую принадлежность предметов; употребление падежных окончаний в единственном и множественном числе; согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже; употребление простых и сложных предлогов.
Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.Ребенку предлагается показать по картинкам: Пень – пни Перо – перья Ворона – вороны Гнездо – гнезда Дифференциация предложно – падежных конструкций.Ребенку предлагается показать по картинкам где: Собака спит под крыльцом. Собака вылезла из – под крыльца. Кошка прячется за домом. Кошка выходит из – за дома. Дифференциация существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Ребенку предлагается показать по картинкам где: Мяч – мячик Ваза – вазочка Одеяло – одеяльцеДифференциация глаголов с различными приставками.Ребенку предлагается показать по картинкам где: Машина выезжает из гаража Машина отъезжает от гаража Машина объезжает гараж Машина въезжает в тоннель Понимание предложений.Ребенку предлагается показать по картинкам где: Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился. 2. Исследование состояния экспрессивной речи Материал: предметные и сюжетные картинки, серия из трех сюжетных картинок, игрушки, предметы.
Ребенку предлагается ряд заданий: Назвать существительные по темам: «Ягоды» «Домашние животные» «Дикие животные» «Птицы» Назвать одним словом (обобщить) Клубника, смородина, черника Волк, лиса, заяц Кошка, собака, свинья |
Производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности): Рабочая программа / Л. В.... | ... | ||
Производственная практика по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности врача амбулаторно-поликлинического... | Дополнения и изменения, внесенные в программу производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной... | ||
... | Для проведения и усвоения навыков, полученных в ходе проведения производственной практики, студенту-практиканту необходимо следующее... | ||
ПрактикИ по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности | Е. П., Гаврикова Э. О., Марандина Е. Л. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Тип учебной практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков | Составители: В. В. Бут, И. В. Гагай, О. А. Герасименко, О. С. Зиниша, К. И. Липчиу, Н. В. Липчиу, Л. Ю. Питерская, Н. Н. Симонянц,... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |