П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр


Скачать 262.54 Kb.
НазваниеП. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

Институт педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

Б2.П.1 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рекомендуется для
Направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование,

профиль логопедия

квалификации (степени) выпускника бакалавр


1. Целью практики является:

1. Развитие общепрофессиональных компетенций:

- способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей (ОПК -3);

- готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе с ОВЗ (ОПК - 4);

2. Развитие профессиональных компетенций:

  • готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3);

  • способностью к проведению психолого-иедагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5);

  • готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7);

  • способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8).


2. Трудоемкость практики составляет 6 зачетные единицы (4 недели), 216 часов на ОДО (6 семестр). На ОЗО составляет 6 зачетных единиц (4 недели), 216 часов (3 курс).



3. Сроки проведения практики и ее место в структуре основной образовательной программы: в соответствии с учебным планом учебная практика на ОДО проводится на третьем курсе, в течение шестого семестра на протяжении четырех недель. На ОЗО на 3 курсе. К моменту прохождения данного вида практики студент не должен иметь задолженностей по текущим дисциплинам профессионального цикла.
4. Требования к результатам практики

В результате прохождения практики студент должен:

Знать:

- нормативные акты и документы, регламентирующие процесс организации воспитания и обучения детей с нарушением речи в общеобразовательных и коррекционных (специальных) школах;

- специфику организации коррекционно-развивающей работы на логопунктах образовательных школ;

- функциональные обязанности учителя-логопеда и учителя;

  • структуру индивидуальных и фронтальных занятий;

  • правовые нормы по охране здоровья детей.



Уметь:

  • проводить психолого-педагогическое обследование с целью выявления нарушений устной и письменной речи;

  • составлять индивидуальный план коррекционной работы по нормализации фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, преодолению специфических нарушений чтения и письма;

  • выделять коррекционно-образовательные, развивающие задачи фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда.


Владеть:

- навыками анализа документации учителя-логопеда, медико-педагогической документации детей с нарушением речи;

- навыками анализа индивидуальных и фронтальных занятий учителя-логопеда.

5. Содержание практики

Вид работы

Формируемые компетенции

Трудоемкость в ЗЕ

наблюдение за детьми, имеющими нарушения речи, в процессе разнообразных видов их деятельности

ОПК-4

0,25

изучение особенностей устной и письменной речи детей с речевой патологией в процессе проведения психолого–педагогического обследования

ОПК-3, ОПК-4,

ПК-5

1

составление индивидуальных планов коррекционной работы

ПК-3, ПК-7

0,5

определение коррекционно-образовательных, развивающих задач в ходе наблюдения и анализа фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных занятий учителя-логопеда

ПК-3, ПК-7

0,75

знакомство со структурой индивидуальных и фронтальных занятий

ПК-3, ПК-7

0,25

участие в общественных мероприятий образовательного учреждения

ПК-8

0,25

6. Тематическое планирование практики

Дата

Тема занятия (содержание работы)

Трудоемкость в часах

1 неделя

  • знакомство с коллективом школьного образовательного учреждения;

  • ознакомление с документацией учителя-логопеда (контингент детей, расписание занятий, журнал посещаемости, перспективное и календарное планирование, речевые карты, рабочие и индивидуальные тетради, тематическое консультирование, отчеты);

  • просмотр и анализ всех видов занятий учителя – логопеда;

  • составление и утверждение графика зачетных мероприятий;

20

2 неделя

  • просмотр и анализ всех видов занятий учителя - логопеда;

  • проведение текущих занятий в соответствии с тематическим планированием;

- обследование устной и письменной речи одного ребенка, заполнение речевой карты;

20

3 неделя

  • просмотр и анализ всех видов занятий учителя - логопеда;

  • проведение текущих занятий в соответствии с тематическим планированием;

  • составление индивидуального плана работы на одного ребенка по результатам обследования;

- консультирование учителей начальных классов;

20

4 неделя

  • просмотр и анализ всех видов занятий учителя - логопеда;

  • проведение текущих занятий в соответствии с тематическим планированием;

  • консультирование родителей;

- проведение внеклассного логопедического мероприятия;

  • проведение зачетных занятий;

- оформление отчетной документации по практике.

20


7. Сведения о местах проведения практики:

  • логопункты при школьных общеобразовательных и коррекционных (специальных) учреждениях.

Базовые площадки, используемые для прохождения практики должны иметь статус государственного образовательного учреждения; специалисты (учителя-логопеды, учителя и воспитатели) иметь необходимый стаж работы, первую или высшую квалификационную категорию по профилю специальности.
8. Перечень примерных заданий для выполнения в период практики

I неделя:

  • знакомство с коллективом школьного образовательного учреждения;

  • ознакомление с документацией учителя-логопеда (контингент детей, расписание занятий, журнал посещаемости, перспективное и календарное планирование, речевые карты, рабочие и индивидуальные тетради, тематическое консультирование, отчеты);

  • просмотр и анализ всех видов занятий учителя – логопеда;

  • составление и утверждение графика зачетных мероприятий;

II неделя:

  • просмотр и анализ всех видов занятий учителя - логопеда;

  • проведение текущих занятий в соответствии с тематическим планированием;

- обследование устной и письменной речи одного ребенка, заполнение речевой карты;

III неделя:

  • просмотр и анализ всех видов занятий учителя - логопеда;

  • проведение текущих занятий в соответствии с тематическим планированием;

  • составление индивидуального плана работы на одного ребенка по результатам обследования;

- консультирование учителей начальных классов;

IV неделя:

  • просмотр и анализ всех видов занятий учителя - логопеда;

  • проведение текущих занятий в соответствии с тематическим планированием;

  • консультирование родителей;

- проведение внеклассного логопедического мероприятия;

  • проведение зачетных занятий;

- оформление отчетной документации по практике.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:

а) основная литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.

  2. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1978. - 88 с.

  3. Никашина Н.А. Работа по исправлению недостатков речи на логопедических пунктах. - М., 1956. - 52с.

  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодо­ление у младших школьников. - М., 1995. - 225 с.

  5. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся об­щеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.


б) дополнительная литература:

  1. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. - М., 1999.

  2. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предуп­реждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. - СПб, 1995. - 63с.

  3. Основы теории и практики логопедии /Под ред.Р.Е.Леви­ной. - М., 1968.

  4. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., 1959.

  5. Хрестоматия по логопедии: Т.2 / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М., 1997.

  6. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина. Кн. для учи­теля. - М.: Просвещение, 1993. - 313 с.

  7. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты //Воп­росы психологии. 1956. N 5. - С.38-58.

  8. Эльконин Д.В. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению //Вопросы психологии учебной деятельности млад­ших школьников. - М., 1968. - С.7-50.



10. Материально-техническое обеспечение практики:

Для обеспечения практики необходимы: кабинеты для проведения диагностических процедур и занятий с детьми; аудио-видеоаппаратура; учебные и методические пособия, иллюстративно-дидактические материалы; сборники нормативно-правовых документов.
11. Методические рекомендации по проведению практики Известно, что самым распространенным дефектом у детей младшего школьного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков или одной, нескольких групп звуков. Более тщательное изучение звуковой стороны речи у данной категории младших школьников показало недостаточную сформированность у них восприятия и дифференциации фонем на слух. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.

Система обучения детей с ФФНР и ОНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи и преодоление нарушений письменной речи.

Для успешной реализации задач учебной практики необходимо знать симптоматику нарушений устной и письменной речи, их этиологию, механизмы, соотношения речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

При подготовке к организации и проведению практики групповой руководитель и методист должны:

а) изучить имеющиеся нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда в образовательных учреждениях;

б) продумать форму проведения студентами самостоятельного психолого-педагогического обследования устной и письменной речи детей; тематику и содержание занятий, представленных студентам в качестве образца к анализу;

в) ознакомить студентов на установочной конференции с планом предстоящей практики, дать рекомендации по отбору литературы, конспектированию и анализу материала индивидуальных и фронтальных занятий учителя-логопеда, учителя;

г) ориентировать студентов на познавательную деятельность и самостоятельность в ходе изучения специфики работы учителя-логопеда на логопунктах общеобразовательных школ;

д) на итоговой конференции подводить студентов к обобщению результатов практики и соответствующим выводам;

е) стимулировать на дальнейшее изучение и более глубокое познание системы коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда;

ж) наглядно показать студентам взаимосвязь различных дисциплин, их роль в овладении будущей профессиональной деятельностью;

з) показать студентам способы использования полученных знаний в научно-исследовательской деятельности (при написании рефератов, выполнении курсовых работ);

При подготовке к учебной практике студент должен:

а) прочитать и проанализировать рекомендованную преподавателем литературу;

б) подготовить наглядно-демонстрационный материал к психолого-педагогическому обследованию устной и письменной речи детей с нарушением речи;

в) активно участвовать в обсуждении вопросов, связанных с организацией и прохождением практики;

г) выполнять задания преподавателей смежных дисциплин в процессе учебной практики.
12. Требования к промежуточной аттестации по практике

По окончании практики студент к отчетной конференции должен предоставить методисту и групповому руководителю следующую документацию:

- дневник учебной практики;

- результаты обследования фонетико-фонематической стороны речи детей и индивидуальные планы коррекционной работы (см. приложение 2);

- анализ всех просмотренных индивидуальных и фронтальных занятий учителя-логопеда (см. приложение 3, 4)

- отзыв о работе студента в период прохождения практики, заверенный печатью образовательного учреждения, подписями руководителя и учителя – логопеда (см.приложение 5).

- отчет студента-практиканта (см.приложение 6).

Все сдается в папке.

Вид итогового контроля: зачет.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование от 01 октября 2015 г. № 1087 и утверждена на заседании кафедры специальной педагогики и психологии, протокол № 1 от 01 сентября 2015 г., актуализирована в соответствии с утверждением нового ФГОС ВО протоколом № 3 от 06 ноября 2015 г.

Разработчик:

Мустаева Е.Р., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «БГПУ им. Акмуллы»
Эксперты:

Касимова Э.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «БГПУ им. Акмуллы»

Аюпова А.Н., заведующая МДОУ № 209 компенсирующего вида


Приложение 1
Перечень базовых учреждений, предприятий и организаций




Наименование предприятия, учреждения или организации

Номер договора

Сроки действия договора

1

Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

№ 13 VI вида

№ 335 пр

до 30.12.2016

2

Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

№ 120 VII вида

№320 пр

до 30.12.2016

3

Уфимская специальная (коррекционная) школа-интернат № 63 VIII вида

№400 пр

до 30.12.2016

4

СОШ № 112

№ 139 пр

до 30.12.2016

5

СОШ № 119

№334 пр

до 30.12.2016


Приложение 2

Схема анализа логопедического занятия





  1. Соответствие темы, цели, задач и содержания занятия, речевого материала программе, перспективному плану работы, возрасту детей класса. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

  2. Организация занятия:

    • подготовка детей к предстоящей работе, мобилизация их внимания;

    • качество дидактического материала;

    • эстетичность обстановки и оборудования занятия.

      1. Структура занятия:

        • основные этапы занятия, их последовательность;

        • продолжительность всего занятия и его этапов;

        • переход от одного этапа занятия к другому;

        • отступления от плана-конспекта, причины.

          1. Методы и приемы обучения:

            • разнообразие приемов, их взаимосвязь и обоснованность;

            • приемы, активизирующие внимание, интерес к занятию;

            • приемы, активизирующие познавательную деятельность (использование средств наглядности, наводящие и подсказывающие вопросы, применение метода сравнения и обобщения на занятии и т.д.);

            • сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы.

              1. Характеристика логопеда:

  • умение устанавливать контакт с детьми;

  • педагогический такт;

  • внешний вид логопеда;

  • речь логопеда: доступность, логичность, эмоциональность, краткость, дикция, сила голоса, интонационная выразительность речи.

              1. Качество работы логопеда:

  • знание конспекта занятия;

  • умение предъявлять новый материал, связывать его с предыдущим;

  • настойчивость в достижении целей;

  • адекватность предъявленных требований с учетом речевых возможностей и особенностей личности каждого ребенка;

  • выявление ошибок и трудностей у детей, оказание логопедом помощи, ее эффективность;

  • контроль за речью детей (произношение, словарный запас, грамматический строй).

    1. Результаты занятия:

  • достижение цели, реализация задач;

  • эффективность использованных приемов;

  • качество знаний, умений, навыков, полученных детьми.

    1. Выводы и предложения по занятию:

  • положительные стороны и недостатки занятия;

  • рекомендации по дальнейшему совершенствованию.



Приложение 3



Методика обследования лексико – грамматического стоя речи

При обследовании словаря необходимо определить словарный запас ребенка, уточнить понимание и умение правильно употреблять в активной речи слова, обозначающие названия действий, предметов и их частей, профессий, признаков предметов и действий. Также важно выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально – префиксальным способом. Следует проверить не только наличие общеупотребительных слов, но и слов, близких по лексическому значению.

При обследовании грамматического строя речи необходимо выявить правильность употребления в самостоятельной речи следующих грамматических категорий: число существительных и глаголов; родовую принадлежность предметов; употребление падежных окончаний в единственном и множественном числе; согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже; употребление простых и сложных предлогов.

  1. Исследование состояния импрессивной речи

Материал: игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки.
Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Ребенку предлагается показать по картинкам:

Пень – пни Перо – перья

Ворона – вороны Гнездо – гнезда
Дифференциация предложно – падежных конструкций.

Ребенку предлагается показать по картинкам где:

Собака спит под крыльцом.

Собака вылезла из – под крыльца.

Кошка прячется за домом.

Кошка выходит из – за дома.

Дифференциация существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Ребенку предлагается показать по картинкам где:

Мяч – мячик

Ваза – вазочка
Одеяло – одеяльце
Дифференциация глаголов с различными приставками.

Ребенку предлагается показать по картинкам где:

Машина выезжает из гаража

Машина отъезжает от гаража

Машина объезжает гараж

Машина въезжает в тоннель
Понимание предложений.

Ребенку предлагается показать по картинкам где:

Бабочка сидит на цветке, который уже распустился.

Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.

2. Исследование состояния экспрессивной речи

Материал: предметные и сюжетные картинки, серия из трех сюжетных картинок, игрушки, предметы.

  • Состояние активного словаря (номинативный словарь)

Ребенку предлагается ряд заданий:

Назвать существительные по темам:

«Ягоды» «Домашние животные»

«Дикие животные» «Птицы»

Назвать одним словом (обобщить)

Клубника, смородина, черника

Волк, лиса, заяц

Кошка, собака, свинья
  1   2

Похожие:

П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр iconПрограмма производственная практика
Производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности): Рабочая программа / Л. В....

П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр iconПрограмма составлена в соответствии с ос нияу мифи по специальности:...
...

П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр iconСпециальность «лечебное дело» Общие вопросы практики
Производственная практика по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности врача амбулаторно-поликлинического...

П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр icon6. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии,...
Дополнения и изменения, внесенные в программу производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной...

П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр iconМесто дисциплины в структуре образовательной программы
...

П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр iconПрограмма производственной (преддипломной) практики по получению...
Для проведения и усвоения навыков, полученных в ходе проведения производственной практики, студенту-практиканту необходимо следующее...

П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр iconУчебно-методический комплекс производственной
ПрактикИ по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Е. П., Гаврикова Э. О., Марандина Е. Л. Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...

П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями фгос во по специальности...
Тип учебной практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков

П. 1 Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности рекомендуется для Направления 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль логопедия квалификации (степени) выпускника бакалавр iconПрохождение производственной практики по получению профессиональных...
Составители: В. В. Бут, И. В. Гагай, О. А. Герасименко, О. С. Зиниша, К. И. Липчиу, Н. В. Липчиу, Л. Ю. Питерская, Н. Н. Симонянц,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск