Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009


НазваниеМетодические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009
страница1/11
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

_____________________________________________________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА (ФИЛИАЛА) И ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Москва, 2009
Методические рекомендации подготовлены в соответствиии с требованиями Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 522, современными нормативными документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. В них учетено содержание программного модуля по самообследованию вуза и программного модуля по показателям образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Содержащиеся в пособии рекомендации адресованы руководителям филиалов, управлений, отделов, факультетов, кафедр, профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам, участвующим в самообследовании и самооценке основных образовательных программ и вуза (филиала) в период подготовки к государственной аккредитации.

Содержание


Введение…………………………………………………………………………………….

3

I. Внутренняя экспертиза основных образовательных программ ….......................

3

II. Самообследование цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ОГСЭД)……………………………………………………………………..


26

III. Самообследование цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин (ОМЕНД)……..………………………………………………………………


30

IV. Внутренняя экспертиза вуза (филиала) в целом……….......................................

34

V.Подготовка документов и материалов по результатам самообследования………………………………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………………….


46

47


Введение
Каждые пять лет высшее учебное заведение (филиал) проходит процедуру государственной аккредитации, которая включает в себя:

- экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения государственным образовательным стандартам (ГОС) или федеральным государственным требованиям (ФГТ);

- экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровня и направленности федеральным государственным требованиям;

- экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории.

Внутренняя экспертиза (самообследование) является подготовительным этапом к государственной аккредитации и заключается в сборе, обобщении, анализе и оценке информации по всем образовательным программам и вузу (филиалу) в целом. Цель самообследования - привести в соответствие с государственными требованиями деятельность структурных подразделений, профессорско-преподавательского состава, студентов вуза и подготовиться к внешней экспертизе.

Самообследование образовательного уреждения (филиала) и ООП – длительный и трудоемкий процесс, в котором участвуют весь професорско-преподавательский состав, административно-хозяйственный, учебно-вспомогательный персонал и студенты. Оно начинается, как правило за год и завершается не позднее чем за полгода до аккредитации. Для проведения работы по самообследованию в вузе и на факультетах приказом ректора (проректора) создаются рабочие группы.

Внутренняя экспертиза (самообследование) осуществляется на двух взаимосвязанных уровнях: на уровне основных образовательных программ (ООП), циклов учебных дисциплин и на уровне вуза. Отчеты о самообследовании готовятся по каждой основной образовательной программе, циклам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно научных дисциплин и вузу (филиалу) в целом.

Качественно проведенная внутрення экспертиза позволяет получить всю необходимую информацию для объективной оценки состояния и результатов образовательного процесса, увидеть нерешенные проблемы, недостатки, оперативно устранить их и создать условия для упешного прохождения государственной аккредитации.


  1. Внутренняя экспертиза основных образовательных программ


Внутренняя экспертиза вуза (филиала) начинается с самообследования основных образовательных программ, реализуемых на факультетах и в институтах. В самообследовании ООП участвует весь профессорско-преподавательский состав факультетских и общеуниверситетских кафедр, ведущий подготовку студентов по данной специальности. Организует работу декан факультета. Ответственный за проведение внутренней экспертизы – заведующий выпускающей кафедрой. Если подготовка специалистов ведется несколькими кафедрами (юристы, психологи, лингвисты-перереводчики и др.), то распоряжением (директора филиала, декана факультета) одна из кафедр определяется ведущей.

В период подготовки к проведению самообследования ООП на выпускающей кафедре (факультете) формируется банк нормативных документов и учебно-методических материалов, регулирующих и обеспечивающих подготовку студентов по данной специальности:

  • Федеральные законы, постановления Правительства РФ в области образования.

  • Приказы, инструктивные письма Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

  • ГОС, ФГОС высшего профессионального образования по реализуемым ООП и ФГС к образовательным программам послевузовского профессионального образования (для кафедр, на которых ведется подготовка аспирантов).

  • Копия действующей лицензии и приложений к ней.

  • Копия свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему.

  • Концепция развития Российского нового университета (для филиала, дополнительно, Концепция развития филиала).

  • Учебные и рабочие учебные планы реализуемых ООП по всем формам обучения, по которым ведется подготовка специалистов и аспирантов (старые и новые).

  • Приказы ректора по организации учебной деятельности.

  • Положение о факультете (филиале), кафедре, должностные инструкции декана факультета и сотрудников деканата, заведующего кафедрой, преподавателей.

  • Планы работ, протоколы заседания совета факультета (филиала) за последние 5 лет.

  • Система обеспечения качества образования в Российском новом университете (с приложениями).

  • Документы уполномоченного по качеству образования структурного подразделения.

  • Расписание учебных занятий по всем формам обучения.

  • Расписание учебных занятий аспирантов.

  • Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение ООП (учебно-методические комплексы ООП и учебных дисциплин, в том числе рабочие учебные программы и тематические планы всех учебных дисциплин, материалы по организации самостоятельной работы студентов: задания, система отчетности и контроля).

  • Положение о прохождении практик, программы всех видов практик, договоры с базами практик, приказы по закреплению студентов за базами практик и отчеты студентов о прохождении практик.

  • Планы работы и годовые отчеты факультета за последние 5 лет.

  • Планы работы и годовые отчеты кафедр за последние 5 лет.

  • Планы работы и годовые отчеты кафедр по НИР за последние 5 лет.

  • Планы редакционно-издательской деятельности кафедры за последние 5 лет.

  • Правила приема в университет, перечень и программы вступительных испытаний, профильных и вступительных экзаменов для аспирантов, сведения о конкурсе при поступлении за последние 5 лет.

  • Учебные и учетные карточки студентов.

  • Копии приказов о зачислении переводе, отчислении и восстановлении студентов и аспирантов.

  • Журнал (карточки) учета учебной работы профессорско-преподавательского состава.

  • Журналы контроля учебных занятий за последние 5 лет.

  • Журналы учета успеваемости и посещаемости студентов за последние 5 лет.

  • Журналы регистрации контрольных (только для заочной формы обучения) и курсовых работ.

  • Журнал регистрации и выдачи зачетно-экзаменационных ведомостей.

  • Журнал регистрации и выдачи экзаменационных листов.

  • Результаты прохождения студентами промежуточных аттестаций, экзаменационные билеты, вопросы для зачетов по всем дисциплинам учебного плана.

  • Тестовые материалы и вопросы, используемые для контроля знаний студентов при самообследовании (если по данной специальности не используется электронное тестирование остаточных знаний студентов).

  • Информационно-аналитические материалы с результатами «Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования» (только по студентам данной специальности).

  • Выпускные квалификационные работы за последние пять лет.

  • Программы итоговых и междисциплинарных государственных экзаменов, экзаменационные билеты для их проведения.

  • Сведения об утверждении председателей государственных аттестационных комиссий и их отчеты по результатам работы за последние 5 лет.

  • Приказы ректора об утверждении состава ГАК и ИАК.

  • Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ за последние пять лет.

  • Индивидуальные планы преподавателей.

  • Сведения о трудоустройстве выпускников за последние 5 лет, отзывы организаций – потребителей выпускников, справка из территориальных органов службы занятости о выпускниках, состоящих на учете (в случае необходимости).

  • Программы (с обоснованием) целевых научных исследований.

  • Научные отчеты о выполненных НИР.

  • Документы и материалы, подтверждающие участие студентов, аспирантов и преподавателей в научно-исследовательской работе (монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи, в том числе в изданиях ВАКа). В случае отсутствия оригинала, можно иметь копии титульных листов научных изданий.

  • Индивидуальные планы работы аспирантов.

  • Планы и протоколы заседаний студенческих научных групп (СНГ).

  • Отчетные материалы о работе Студенческого научного общества (научный отчет, научная статья, тезисы выступления, результаты участия в конкурсах и др.)

  • Документы и материалы, подтверждающие участие профессорско-преподавательского состава кафедры и сотрудников факультета в международной деятельности.

  • Отчет об устранении недостатков, выявленных в ходе предыдущей аккредитации.

Подготовленные к аккредитации документы хранятся в специальных папках, сформированных в соответствии с номенклатурой дел факультетов и кафедр. В процессе самообследования производится всестороннее изучение, анализ и оценка всех документов и материалов, состояния дел на всех участках работы. Результаты анализа и выводы включаются в отчет о результатах самообследования и заносятся в соответствующие блоки программного модуля по самообследованию вуза, дистрибутив которого находится на сайте Национального аккредитационного агентства по адресу: www.nica.ru.

Самообследование отдельных образовательных программ проводится по следующим направлениям деятельности кафедр и факультета:

  1. Система управления и содержание деятельности выпускающих кафедр.

  2. Структура подготовки и динамика контингента студентов.

  3. Содержание подготовки выпускников.

  4. Организация учебного процесса по аккредитуемой ООП.

  5. Качество подготовки специалистов.

  6. Система обеспечения качества подготовки специалистов.

  7. Востребованность выпускников.

  8. Уровень кадрового обеспечения подготовки специалистов.

  9. Уровень учебно-методического, информационного и библио­течного обеспечения ООП.

  10. Уровень научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедр.

  11. Состояние воспитательной работы.

  12. Состояние материально-технической базы.

  13. Международное сотрудничество.


  1. Система управления и содержание деятельности выпускающих кафедр

В ходе анализа и оценки системы управления и содержания деятельности кафедр, обеспечивающих подготовку студентов по данной специальности, направлению, следует проанализировать, как изменялась структура факультета, какие новые кафедры созданы, какие организационно-штатные изменения произошли за последние 5 лет, наличие и качество разработки следующих документов: положения о факультете, положения о кафедре, должностных инструкций сотрудников факультета и преподавателей кафедры, планов работы и протоколов заседаний совета факультета и кафедр, индивидуальных планов работы преподавателей за период, прошедший после прохождения государственной аккредитации. (В том случае, когда кафедра создана позднее – с момента создания кафедры). Особое внимание при этом обратить на следующее:

- соответствуют ли имеющиеся планы их работы задачам, стоящим перед факультетом и кафедрами;

- периодичность и полноту рассмотрения на заседаниях совета факультета и кафедр вопросов совершенствования подготовки студентов данной специальности, направления;

- вопросы обновления содержания подготовки выпускников по данной ООП;

- вопросы обоснования перечня дисциплин, устанавливаемых вузом, в том числе дисциплин по выбору студентов;

- вопросы совершенствования методического обеспечения национально-регионального (вузовского) компонента ГОС по реализуемой вузом ООП;

- обсуждение и принятие решений по изменениям и дополнениям к рабочим учебным программам дисциплин (с обязательным сохранением системности и методической целостности курсов), программам практик, введению новых тем курсовых и дипломных работ (проектов);

- конструктивность обсуждаемых вопросов, реальность и конкретность принимаемых решений, каков процент выполненных решений.

При оценке эффективности управления кафедрами анализируются вопросы:

- соответствия нормативной базы факультетов и кафедр (положение о факультете, кафедре, функциональные обязанности сотрудников) законодательству РФ в области образования, Уставу РосНОУ;

- организации взаимодействия с другими кафедрами, факультетами, научными подразделениями университета;

- обеспечения систематической познавательной деятельности студентов, в том числе во время самостоятельной работы;

- обновления профессиональных знаний сотрудников кафедр и факультета, своевременной коррекции их деятельности;

- предупреждения негативных явлений в образовательном процессе;

- соблюдения требований трудовой и учебной дисциплины;

- развития демократизма принимаемых решений, участия студентов в управлении деятельностью факультета;

- использования средств вычислительной техники, локальной сети, Интернета в управлении подразделениями, уровень их программного обеспечения в сочетании с методами контроля качества подготовки выпускников.

Обобщенные сведения, результаты их анализа и их оценка включаются в первый раздел отчета о результатах самообследования ООП.


  1. Структура подготовки и динамика контингента студентов

Оценка структуры подготовки специалистов и перспектив ее раз­вития дается на основе анализа динамики контингента студентов и приема по всем специализациям и формам обучения по данной ООП. В ходе самообследования анализируются:

- изменения в количестве студентов, обучающихся по каждой специализации за последние 5 лет (данные по кафедрам вуза уточнить в учебном управлении). Обобщенные сведения представляются в виде таблицы 1.

- ориентация на федеральную и региональную потребность в специалистах и соотношение между ними – объяснить, чем вызвана подготовка студентов по той или иной специализации;

Таблица 1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009 iconМетодические рекомендации по применению системы зачетных единиц при...
Типовое положение о порядке организации и реализации совместных образовательных программ российским университетом

Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009 iconМетодические рекомендации для экспертов при осуществлении контрольно-надзорных...
Проверка соответствия структуры основных образовательных программ требованиям фгос 110

Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009 iconМетодические рекомендации по лицензированию основных образовательных...
Методические рекомендации по лицензированию основных образовательных программ высшего профессионального образования (руководство...

Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009 iconЧто целью экспертизы образовательных программ является
Развитие современной системы образования предъявляет новые требования к деятельности образовательных организаций: к организации образовательного...

Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009 iconМетодические рекомендации по разработке основных профессиональных...
По разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом

Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009 iconРешением окружного
Порядок определяет процедуру проведения экспертизы основных образовательных программ с этнокультурным компонентом, реализуемых образовательными...

Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009 iconМетодические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов)
Мдс 11 99 Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов...

Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009 iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной...
Гиа, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего образования, является...

Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009 iconМетодические рекомендации по заполнению опросного листа о разработке...
Президента Российской Федерации от 8 апреля 2011 г. № Пр-911 и от 11 мая 2011 г. № Пр-1315 проводит работу по мониторингу, анализу...

Методические рекомендации по проведению внутренней экспертизы деятельности университета (филиала) и основных образовательных программ москва, 2009 iconРекомендации и формы по проведению самообследования основных направлений...
Организационно-правовое обеспечение основных направлений деятельности образовательного учреждения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск