Скачать 1.66 Mb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» _____________________________________________________________ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВНУТРЕННЕЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА (ФИЛИАЛА) И ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Москва, 2009 Методические рекомендации подготовлены в соответствиии с требованиями Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 522, современными нормативными документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. В них учетено содержание программного модуля по самообследованию вуза и программного модуля по показателям образовательного учреждения высшего профессионального образования. Содержащиеся в пособии рекомендации адресованы руководителям филиалов, управлений, отделов, факультетов, кафедр, профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам, участвующим в самообследовании и самооценке основных образовательных программ и вуза (филиала) в период подготовки к государственной аккредитации. Содержание
Введение Каждые пять лет высшее учебное заведение (филиал) проходит процедуру государственной аккредитации, которая включает в себя: - экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения государственным образовательным стандартам (ГОС) или федеральным государственным требованиям (ФГТ); - экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровня и направленности федеральным государственным требованиям; - экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории. Внутренняя экспертиза (самообследование) является подготовительным этапом к государственной аккредитации и заключается в сборе, обобщении, анализе и оценке информации по всем образовательным программам и вузу (филиалу) в целом. Цель самообследования - привести в соответствие с государственными требованиями деятельность структурных подразделений, профессорско-преподавательского состава, студентов вуза и подготовиться к внешней экспертизе. Самообследование образовательного уреждения (филиала) и ООП – длительный и трудоемкий процесс, в котором участвуют весь професорско-преподавательский состав, административно-хозяйственный, учебно-вспомогательный персонал и студенты. Оно начинается, как правило за год и завершается не позднее чем за полгода до аккредитации. Для проведения работы по самообследованию в вузе и на факультетах приказом ректора (проректора) создаются рабочие группы. Внутренняя экспертиза (самообследование) осуществляется на двух взаимосвязанных уровнях: на уровне основных образовательных программ (ООП), циклов учебных дисциплин и на уровне вуза. Отчеты о самообследовании готовятся по каждой основной образовательной программе, циклам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно научных дисциплин и вузу (филиалу) в целом. Качественно проведенная внутрення экспертиза позволяет получить всю необходимую информацию для объективной оценки состояния и результатов образовательного процесса, увидеть нерешенные проблемы, недостатки, оперативно устранить их и создать условия для упешного прохождения государственной аккредитации. Внутренняя экспертиза вуза (филиала) начинается с самообследования основных образовательных программ, реализуемых на факультетах и в институтах. В самообследовании ООП участвует весь профессорско-преподавательский состав факультетских и общеуниверситетских кафедр, ведущий подготовку студентов по данной специальности. Организует работу декан факультета. Ответственный за проведение внутренней экспертизы – заведующий выпускающей кафедрой. Если подготовка специалистов ведется несколькими кафедрами (юристы, психологи, лингвисты-перереводчики и др.), то распоряжением (директора филиала, декана факультета) одна из кафедр определяется ведущей. В период подготовки к проведению самообследования ООП на выпускающей кафедре (факультете) формируется банк нормативных документов и учебно-методических материалов, регулирующих и обеспечивающих подготовку студентов по данной специальности:
Подготовленные к аккредитации документы хранятся в специальных папках, сформированных в соответствии с номенклатурой дел факультетов и кафедр. В процессе самообследования производится всестороннее изучение, анализ и оценка всех документов и материалов, состояния дел на всех участках работы. Результаты анализа и выводы включаются в отчет о результатах самообследования и заносятся в соответствующие блоки программного модуля по самообследованию вуза, дистрибутив которого находится на сайте Национального аккредитационного агентства по адресу: www.nica.ru. Самообследование отдельных образовательных программ проводится по следующим направлениям деятельности кафедр и факультета:
В ходе анализа и оценки системы управления и содержания деятельности кафедр, обеспечивающих подготовку студентов по данной специальности, направлению, следует проанализировать, как изменялась структура факультета, какие новые кафедры созданы, какие организационно-штатные изменения произошли за последние 5 лет, наличие и качество разработки следующих документов: положения о факультете, положения о кафедре, должностных инструкций сотрудников факультета и преподавателей кафедры, планов работы и протоколов заседаний совета факультета и кафедр, индивидуальных планов работы преподавателей за период, прошедший после прохождения государственной аккредитации. (В том случае, когда кафедра создана позднее – с момента создания кафедры). Особое внимание при этом обратить на следующее: - соответствуют ли имеющиеся планы их работы задачам, стоящим перед факультетом и кафедрами; - периодичность и полноту рассмотрения на заседаниях совета факультета и кафедр вопросов совершенствования подготовки студентов данной специальности, направления; - вопросы обновления содержания подготовки выпускников по данной ООП; - вопросы обоснования перечня дисциплин, устанавливаемых вузом, в том числе дисциплин по выбору студентов; - вопросы совершенствования методического обеспечения национально-регионального (вузовского) компонента ГОС по реализуемой вузом ООП; - обсуждение и принятие решений по изменениям и дополнениям к рабочим учебным программам дисциплин (с обязательным сохранением системности и методической целостности курсов), программам практик, введению новых тем курсовых и дипломных работ (проектов); - конструктивность обсуждаемых вопросов, реальность и конкретность принимаемых решений, каков процент выполненных решений. При оценке эффективности управления кафедрами анализируются вопросы: - соответствия нормативной базы факультетов и кафедр (положение о факультете, кафедре, функциональные обязанности сотрудников) законодательству РФ в области образования, Уставу РосНОУ; - организации взаимодействия с другими кафедрами, факультетами, научными подразделениями университета; - обеспечения систематической познавательной деятельности студентов, в том числе во время самостоятельной работы; - обновления профессиональных знаний сотрудников кафедр и факультета, своевременной коррекции их деятельности; - предупреждения негативных явлений в образовательном процессе; - соблюдения требований трудовой и учебной дисциплины; - развития демократизма принимаемых решений, участия студентов в управлении деятельностью факультета; - использования средств вычислительной техники, локальной сети, Интернета в управлении подразделениями, уровень их программного обеспечения в сочетании с методами контроля качества подготовки выпускников. Обобщенные сведения, результаты их анализа и их оценка включаются в первый раздел отчета о результатах самообследования ООП.
Оценка структуры подготовки специалистов и перспектив ее развития дается на основе анализа динамики контингента студентов и приема по всем специализациям и формам обучения по данной ООП. В ходе самообследования анализируются: - изменения в количестве студентов, обучающихся по каждой специализации за последние 5 лет (данные по кафедрам вуза уточнить в учебном управлении). Обобщенные сведения представляются в виде таблицы 1. - ориентация на федеральную и региональную потребность в специалистах и соотношение между ними – объяснить, чем вызвана подготовка студентов по той или иной специализации; Таблица 1 |
Типовое положение о порядке организации и реализации совместных образовательных программ российским университетом | Проверка соответствия структуры основных образовательных программ требованиям фгос 110 | ||
Методические рекомендации по лицензированию основных образовательных программ высшего профессионального образования (руководство... | Развитие современной системы образования предъявляет новые требования к деятельности образовательных организаций: к организации образовательного... | ||
По разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом | Порядок определяет процедуру проведения экспертизы основных образовательных программ с этнокультурным компонентом, реализуемых образовательными... | ||
Мдс 11 99 Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов... | Гиа, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего образования, является... | ||
Президента Российской Федерации от 8 апреля 2011 г. № Пр-911 и от 11 мая 2011 г. № Пр-1315 проводит работу по мониторингу, анализу... | Организационно-правовое обеспечение основных направлений деятельности образовательного учреждения |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |