Экспертиза дополнительных образовательных программ Г.Д.Кочергина, доцент кафедры воспитания
и социализации деетей и молодежи Развитие современной системы образования предъявляет новые требования к деятельности образовательных организаций: к организации образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания образовательных программ, к результатам и эффективности деятельности организации.
В современном законодательстве наличие и качество образовательных программ определяется как зона особого внимания и ответственности образовательной организации.
Исключительным правом на разработку и утверждение дополнительных образовательных программ обладает образовательная организация (п 5, ст.12 - 273 ФЗ). Актуальность проведения экспертизы образовательных программ определяется в рамках процедуры их разработки и оценки результативности образовательной деятельности.
Следует отметить, что экспертная деятельность в системе образования не имеет жестко-заданной нормативно-правовой базы. Ввиду этого экспертная практика основывается на внутренних нормативных документах самой образовательной организации (локальных актах). Наиболее распространены следующие локальные акты: Положение об экспертном совете, Регламент проведения экспертизы, Положение о разработке и экспертизе программ.
Сущностные характеристики процедуры экспертизы.
Прежде всего рассмотрим и проанализируем ряд определений.
Экспертиза – специальное комплексное исследование точно сформулированного вопроса, требующее специальных знаний, на основании чего представляется мотивированное заключение.
Экспертиза – аналитическая процедура, направленная на получение аргументированного представления о состоянии результата (целостного объекта) образовательной деятельности. Ключевым в этом понятии является слово «результат». Под результатом понимается целостный объект, параметры которого распознаваемы и взаимосвязаны.
Экспертиза (в образовании) - это всестороннее изучение, анализ и оценка экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний и подготовки в соответствующей области.
Оценка – соотнесение объекта с принятым критерием, образцом или нормой.
Критерий – (от греч.kriterion – средство для суждения) признак на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило, суждения оценки (Большая советская энциклопедия)
Эксперт – опытный специалист, с развитой коммуникативной компетентностью, высоким уровнем методологической и методической грамотности, имеющий высшее образование, владеющий информацией в сфере дополнительного образования детей, разработки программ, имеющий личный опыт их разработки, участия в экспертизах в сфере образования.
Таким образом можно отметить, что целью экспертизы образовательных программ является объективная оценка программного обеспечения образовательной организации в целом, каждой программы в отдельности, установление соответствия нормативным требованиям и социальному заказу.
Функции экспертизы образовательных программ: помогает глубже познать суть своей деятельности, яснее сформулировать основной замысел своей программы; поддерживает инновационный поиск педагога; стимулирует его профессиональный рост и продуктивность исследования; оценивает на основе комплекса базовых и специальных критериев; способствует распространению опыта и идей педагога, влияя на общественное признание его авторского замысла.
Экспертиза осуществляется по отношению ко всем программам, разрабатываемых и реализуемых в ОУ. Неоднородность образовательных программ, их проектировочный характер и разный уровень авторства обуславливают необходимость выделения различных механизмов, критериев и видов экспертиз.
Экспертные процедуры:
- анализ представленных программ на предмет их соответствия разработанным критериям;
- сравнение с эталоном;
- составление экспертного заключения.
Пакет документов (локальных актов) для организации экспертизы:
- Порядок проведения экспертизы;
- Извлечения из нормативно-правовых документов;
- Словарь используемых понятий и терминов;
- Вопросник. Экспертный лист; Примерный алгоритм (этапы) экспертизы
| Регистрация программ
| Составление общего списка программ
Первичная экспертиза на соответствие формальным требованиям к программе
|
| Нормативно-содержательная экспертиза (в соответствии с критериями)
| Заполнение экспертного листа (как основания для заключения)
|
| Обобщение результатов
|
|
| Предложения по итогам
| Подготовка заключения экспертной комиссии (эксперта)
|
|
| Обсуждение итогов экспертизы. Принятие управленческих решений
|
Примерные критерии оценки дополнительной образовательной
программы
Оформление программы
Присутствие формальных признаков официального документа. Структурные элементы соответствуют предъявляемым требованиям
Эстетичность
Актуальность
2.1.Актуальна, имеет социальную значимость, реализуется как социальный заказ, 2.2.ориентирована на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования
Новизна
3.1.Отличается от уже существующих программ. Новое в содержании, структуре, формах и методах
3.2.Направлена на решение современных задач. Реализуется в рамках нового направления деятельности.
Прогностичность
4.1.Программа отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня (дальнейший прогноз, что будет с детьми после освоения программы, будет ли программа развиваться дальше, какими путями.)
Контролируемость:
5.1.В программе приведены механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами программы (формы подведения итогов по каждой теме или каждому разделу программы)
Реальность:
6.1.Возможность реализации программы, соответствие плана мероприятий концептуальному замыслу (должна быть просчитана материально, в кадрах, во времени);
Качество подачи материала:
Материал изложен профессионально грамотно: отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность; стиль изложения понятен, открыто и ясно изложен материал программы;
Характеристика структурных компонентов
8.1.Пояснительная записка.
- Отражены: актуальность, социльный заказ, приведен анализ ресурсов, определены проблемы и пути их решения,
- Прописаны сроки реализации программы и формы организации учебных занятий в различные периоды (этапы) подготовки;
- представлены формы, методы и технологии обучения, используемые формы, способы, средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе;
- наполняемость групп; оборудование, инвентарь;
- раскрыта главная идея программы, даны краткие сведения о коллективе, условия работы, представлен конечный результат/ требования к уровню подготовки детей, обучающихся по данной программе.
Цели и задачи. Отражают основную идею программы, направленность, предполагаемый конечный результат. Цели и задачи взаимосвязаны, четко сформулированы, реальны, достижимы.
Учебный план. Составлен по утвержденной форме. Выделены теоретическая и практическая части.
Содержание программы. Соответствует целям и задачам, направленности программы , обеспечивает реализацию намеченных результатов. Выделены теоретическое и практическое содержание деятельности. Раскрыто краткое содержание учебных занятий по темам в соответствии с тематическим планом. Используется четкий реферативный стиль изложения.
Список источников. Представлен список литературы и электронных образовательных ресурсов. Выделены разделы по категориям адресатов: для педагога, для обучающихся и родителей. Списки оформлены в соответствии с ГОСТом по обормлению библиографии
Методическое обеспечение. Представлены дидактический и лекционный материалы, перечень(описание) методик, рекомендации по проведению соревнований, тренировок и т.п, промежуточной и итоговой аттестации. Представлена система оценки результатов освоения программы: критерии оценки, формы и методы промежуточной и итоговой аттестации.
Примерное экспертное заключение Экспертное заключение
на дополнительную общеразвивающую программу
на предпрофессиональную программу
на рабочую программу Название программы ___________________________________________
Направленность _______________________________________________
Автор(ы)_______________________________________________________
ФИО, должность
Образовательное учреждение, в котором реализуется программа ____________________________________________________________________
Краткая характеристика программы
(Цель, сроки реализации, объем, возраст обучающихся, актуальность программы, новизна, стиль и качество подачи информации, оформление)
Анализ и аргументированная оценка разделов программы (на основании критериев) с указанием достоинств и недостатков
Особенности программы, на которые необходимо обратить внимание
Рекомендации автору
Заключительный вывод:
Программа ____________________________________________
Наименование
Авторы________________________________________________
Образовательная организация ______________________________
Рекомендуется к реализации
Рекомендуется к доработке
ФИО эксперта(ов) и подписи
Дата
Форма и содержание документов по экспертизе программ определяется
организацией, осуществляющей экспертизу, соответствуют целям, задачам и направленности экспертизы. Процедура экспертизы и критерии оценки не должны противоречить нормативным требованиям, предъявляемым к обследуемым образовательным продуктам.
Список источников:
Буйлова Л.Н. Рецензирование образовательных программ дополнительного образования детей// Практика административной работы в школе. 2004, №4
Буйлова Л.Н. Экспертиза программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности, элективных курсов [Электронный ресурс].- URL: http:// www/dopedu.ru (дата обращения 25.05.2015)
Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: Учебно-методический комплект/Сост. и ред. Т.А.Мерцалова, С.Г.Косарецкий. –М.: АСОУ,2006. - 192с.
Электронный словарь Глоссарий. ru [Электронный ресурс].- URL: http//www.glossary.ru (дата обращения 30.05/2015)
|