Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей»


Скачать 441.67 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей»
страница1/5
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
программаоборот

Автономное учреждение социального обслуживания Тюменской области

«Центр социальной помощи семье и детям «Мария»

Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей

Тюмень 2015 г.

Справочно-информационное пособие «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» предназначено для психологов и специалистов, осуществляющих сопровождение замещающих семей. В пособии рассматриваются вопросы, касающиеся воссоединения кровной и замещающей семей, а также особенно детей переживающих разлуку или потерю родителей. Для психологов и специалистов описывается инструментарий для работы с родителями и детьми. Целью написания данного пособия является механизм формирования отношений: приемная семья – ребенок – кровная семья.

При разработке справочно-методического пособия были использованы материалы Красницкой Г.С., Ослон В.Н., Петрановской Л.В., и многих других отечественных ученых и практиков, работающих в сфере семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Центр социальной помощи семье и детям «Мария»

Составитель: Филимонцева Наталья Николаевна

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей». Тюмень, 2015 г.

Подписано в печать 30.03.2015. Тираж 50 экз.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.




Введение

4

1.1.

Модель работы в ситуации срочного помещения ребёнка в учреждение

6

1.2.

Мифы замещающих родителей о кровной семье

8

1.3.

Тайна усыновления. Хранить или раскрывать?

12

1.4.

Укрепление родственных связей

15

1.5.

Организация и планирование встреч ребёнка с родителями

21

1.6.

Воссоединение семьи

26




Заключение

29




Приложение 1

31




Приложение 2

33




Приложение 3

34




Литература

35


Введение

Для всех приемных родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьей ребенка, особенно с матерью, является наиболее острым и болезненным. Волнует он и сотрудников учреждений, в которых находится ребенок. Это происходит потому, что приемные родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребенка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребенок после таких встреч. Кроме того, после усыновления, оформления опеки многие замещающие родители считают ребенка своим и не хотят впускать в новую жизнь прошлое ребенка, чтобы не травмировать его. Социальные работники, специалисты органов опеки и попечительства, прежде чем передавать ребенка в новую семью, предпринимают все возможные меры для сохранения родной. По нескольким причинам.

Первая, самая главная – это отношение ребенка к своим родителям.

Как бы хорошо не жилось ребенку в учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он стремится домой. Ему хочется вернуться в свою собственную семью, либо он мечтает о том, что его найдут новые мама с папой. Ученые обращают внимание на неоправданность веры в то, что ребенок забудет свой дом и начнет жить сначала, если его переместить в новые, хорошие условия. Поддержание контактов с родственниками имеют благотворное влияние на ребенка. Повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе, увеличиваются способности ребенка к обучению, уменьшается риск неприятия ребенком нового дома, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми; встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации; ребенку гарантируется семья на всю жизнь (братья, сестры и другие близкие люди).

Следующая причина – большинство детей после нахождения в детском учреждении, приемной семье, детских домах семейного типа возвращаются по месту закрепления жилья, т.е. к родителям, лишенным родительских прав. Жизнь уже показала недостатки сложившейся системы, которая позволяет сначала забрать ребенка из семьи, что наносит огромную травму, а затем вернуть его обратно в обстановку, в которой мало что изменилось. Около 80% таких детей повторяют сценарий своих родителей.

В связи с тем, что в России активно развивается институт приемной семьи, создаются семейные воспитательные группы, нужно обратить внимание на выстраивание отношений замещающих семей с кровными родителями.

На практике оказывается, что новые родители совершенно не подготовлены к тому, что им придется лицом к лицу столкнуться с кровной семьей ребенка. Это показывает и зарубежный, и наш российский опыт. Замещающие родители не подготовлены к реакции детей на такие встречи и болезненно переживают изменения в поведении ребенка после таких встреч. Они не желают признавать важность регулярных контактов детей со своими родителями.

Если замещающие родители начинают понимать необходимость связи ребенка с кровными родителями, то им легче принять существование родной семьи ребёнка и как-то приспособиться к ней, чем избегать разговоров с ребенком на эту тему.

С точки зрения удовлетворения потребностей ребенка и реализации его интересов наиболее предпочтительны возврат в кровную семью (при восстановлении отношений с родителями и создании приемлемых условий для ребенка).

    1. Модель работы в ситуации срочного помещения ребёнка в учреждение

Разлука с родителями тяжелая ситуация для ребёнка. Когда детей необходимо срочно поместить в учреждение: больницу, детский дом и т.п., они переживают состояние шока, могут почувствовать себя брошенными. Часто нельзя судить по внешнему виду ребёнка, как он себя чувствует, важно помнить, что ситуация кризисная.

Перемещение/потеря – это время большого волнения и дискомфорта для детей. Знать об их чувствах и правильно реагировать на них значит поддерживать процесс формирования привязанностей между ребёнком и новой семьёй. Как уменьшить травматичность происходящего для ребёнка и специалиста, участвующего в данной ситуации? Вот некоторые рекомендации:

Как помочь ребёнку в кризисной ситуации:

  • При необходимости перевести ребёнка из семьи в учреждение лучше, чтобы родители проводили его. Если родители не могут или не хотят это делать, постарайтесь найти сопровождающего из знакомых ребёнка людей.

  • Если ребёнок не знает Вас, не встречал Вас раньше, расскажите: кто Вы, какие у Вас задачи в отношении ребёнка и его семьи, своём предшествующем опыте (…я знаю, некоторых детей, с которыми было тоже самое, что с тобой сегодня, я им помогла…).

  • Расскажите о том, куда Вы с ребёнком поедите.

  • Говорите кратко, чётко, позитивно, используйте короткие предложения. Повторяйте наиболее важные высказывания несколько раз, т.к. в состоянии шока ребёнку трудно слушать, понимать, запоминать.

  • Учитывайте возраст ребёнка.

  • Говорите только правду и только то, в чём Вы уверены.

Что следует взять из дома ребёнка.

  • Одежду и любимую игрушку.

  • Предметы повседневного личного пользования, к которым ребёнок привык, и без которых будет испытывать явный дискомфорт: зубную щётку, лекарства, бельё, игрушку, горшок и др.

  • Семейные фотографии.

  • Получите у членов семьи информацию медицинского характера, выясните привычки ребёнка, касающиеся еды, сна, распорядка дня.

По дороге в учреждение:

  • Вновь расскажите ребёнку о том, куда вы его везёте.

  • Хорошо повторить всё то, что вы уже рассказывали, часто в машине разговаривать легче, чем дома.

  • В машине сидеть лучше рядом с ребёнком, непосредственной близости.

  • Хорошо, если в машине будет мягкая игрушка, которую можно предложить ребёнку взять с собой, если у него нет своей.

Прибытие в учреждение:

  • Не торопитесь. Уделите время ребёнку в новых для него обстоятельствах, почувствуйте, что оставляете его в надёжных руках.

  • Очень важно, если Вы сможете вернуться в учреждение на следующий день.

  • Звоните и спрашивайте, как чувствует себя ребёнок.

  • Вы очень важный человек для ребёнка, станьте его союзником.

Срочное изъятие младенцев

  • В этом случае особенно важно позитивное участие родителей. Постарайтесь убедить их в необходимости совместной помощи ребёнку.

При выстраивании психологической помощи ребёнку важно обратить внимание на чувства, которые переживает ребёнок в момент разлуки с родителями или их потерей, для того, чтобы минимализировать психологическую травму (см. приложение 1).

Однако простого перемещения в новую ситуацию и помощи в переживании утраты не всегда достаточно для того, чтобы «новая» жизнь сложилась хорошо: прошлый опыт, навыки и страхи остаются с ребенком.

    1. Мифы замещающих родителей о кровной семье

Одна из важнейших проблем – как психологически грамотно относиться к биологическим родителям приемного ребёнка. Семья, которая хотела бы взять ребенка, имеет свои особенности, как, впрочем, и любая другая. Порой замещающими родителями вынужденно становятся родственники, чаще всего бабушки, берущие на себя обязанности воспитания детей вместо погибших кровных родителей, или при лишении их родительских прав. Приемными матерями готовы стать и одинокие женщины, отчаявшиеся завести семью или родить ребенка, или в семье долго не рождается ребенок. Однако, несмотря на различные мотивы приёма, у замещающих родителей есть свои стереотипы, мешающие выстраиванию отношений: замещающая семья - приёмный ребёнок - кровная семья. Часто опасения замещающих семей, мешают конструктивно выстраивать отношения с приёмным ребёнок, не говоря уже о его кровной семье.

Миф 1. «У приемного ребенка не должно быть кровных родственников». Как показывает практика, дети, вообще не имевшие опыта жизни в семье, - являются наиболее психологически травмированными. Ребенку, у которого нет родных, почти невозможно преодолеть чувство тревоги и страха, тогда как любой опыт семейной жизни, наличие родственников, воспоминания о родительском доме являются позитивным фактором его развития. В действительности самые «легкие» приемные дети – те, которые недолго прожили в казенном учреждении и попали в замещающую семью вскоре после изъятия из кровной. В подростковом возрасте для ребенка важно попытаться восстановить связь с кровными родственниками (родителями), даже если он оказался в сиротском учреждении совсем маленьким. Если приемные родители не препятствуют попыткам ребенка найти кровных родственников (при условии безопасности для его жизни и здоровья), это положительно складывается и на их взаимоотношениях, и на его развитии. Он становится более спокойным, открытым, ответственным при планировании собственного будущего, в том числе за счет утраты иллюзий («на самом деле моя мама – кинозвезда, просто я потерялся»).

Миф 2. «Лучше взять малыша». С одной стороны, это желание вполне естественно для бездетной пары, которая хочет насладиться всеми этапами родительства. С другой, оно связано со стремлением сохранить тайну усыновления, в том числе, от самого ребенка, и с потребностью в его «присвоении». Ребенок без привязанностей и воспоминаний кажется «совсем родным». Опыт показывает, что возраст ребенка (как и пол) - далеко не самая важная характеристика при прогнозе успешности его семейного устройства. Трехлетний ребенок, всю свою недолгую жизнь проживший в казенном учреждении и имеющий тяжелую эмоциональную депривацию, может оказаться более «сложным», чем десятилетний, выросший в семье, которая постепенно спивалась, но вместе с тем любила его и заботилась о нем.

Этот стереотип - один из самых вредных для семейного устройства, он «обрекает» на жизнь в сиротском учреждении детей старше 5-6 лет, оставшихся без попечения родителей. Между тем при условии профессиональной работы по преодолению данного стереотипа тысячи семей и детей могут найти друг друга.

Миф 3. «Плохая наследственность»

Генетически обусловленные качества человека действительно есть, и не стоит питать иллюзий, что ребенка можно полностью переделать под себя. Это приведет к жестокому разочарованию и обиде на ребенка, который «обманул», оказался «не тем». Важно, чтобы принимающие родители были готовы признать и принять это. Но стоит помнить, что генами не определяются такие качества человека, как честность, доброта, способность любить, быть счастливым. Здесь все зависит от любящей семьи и от выбора самого человека. Гены вызывают сильнейшую тревогу, так как повлиять на них невозможно. Если замещающая семья будет жить в страхе перед генами, в любом проявлении ребенка высматривая зачатки аморального образа жизни или криминальные задатки, или безвольность и зависимость, то возникнет ситуация самосбывающегося пророчества. Ребенок, в которого не верили, от которого ждали худшего, будет вынужден, либо (если он послушен) подчиниться ожиданиям, либо (если он упрям) утрировать в своем поведении черты, максимально пугающие замещающих родителей. Результат будет один и тот же. Гены становятся удобным способом объяснить все связанные с ребенком трудности: «Это не мы не справляемся, это у него гены такие».

Миф 4. «Никто не должен знать!»

Многие родители стараются уберечь своего ребенка от лишних вопросов, от косых взглядов, в конце концов – от неприятия ребенка другими людьми. Чаще всего за этим скрывается страх самих родителей и неуверенность, смогут ли они защитить ребенка от возможной реакции общества. Тайна усыновления приносит намного больше страданий детям и семьям, чем гипотетические ситуации «соседи скажут», «ребята задразнят». Потому что эта тайна – бомба замедленного действия внутри самой семьи. Естественно, что к неискренности и напряжению между самыми близкими людьми ребенок и его замещающие родители гораздо более восприимчивы, чем к предполагаемой агрессии, пусть даже грубой, со стороны посторонних. При выяснении правды – а это происходит почти всегда – главной травмой для ребенка оказывается не то, что он неродной, а то, что ему столько лет лгали. Сокрытие от самого ребенка истины о его прошлом есть не что иное, как нарушение его прав, а вовсе не защита его интересов. Дети это прекрасно понимают.

Миф 4. «Он все равно захочет уйти к своим родителям!»

Многим детям хочется знать свою историю, своих кровных родителей, все, что только можно. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда человеку очень важно найти свое место в мире. Это естественное желание. Но при этом большинство биологических родителей, многие из которых лишены родительских прав, не заинтересовано в поддержании отношений с ребенком, не стремятся к изменению своего образа жизни. Новый опыт отношений в замещающей семье, чувство защищенности, принятия помогают принимаемому ребенку обрести глубокую привязанность к замещающим родителям.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» iconПакет документов для врачей специалистов и психологов (медицинских...

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» iconИнформирование о юридической ответственности
Методические рекомендации предназначены для специалистов, работающих в сфере профилактики наркомании, и содержат необходимую информацию...

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
В процессе взаимодействия родители не только получают помощь в воспитании своих детей, но и сами способствуют созданию в коллективе...

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» iconТема для изучения
Информация об имеющемся опыте взаимоотношений с родителями и друзьями или о проблемах в них

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов
Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» iconПрактические рекомендации для специалистов по работе с детьми и семьёй...
«Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» iconМетодические рекомендации мр 1 0076/1-13
Методические рекомендации предназначены для специалистов, проводящих обследование населения на маркеры вич-инфекции, специалистов...

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» iconМетодические рекомендации по представлению гражданами, претендующими...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справок и представления их представителю нанимателя...

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» iconМетодические рекомендации по представлению гражданами, претендующими...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справок и представления их представителю нанимателя...

Методические рекомендации для психологов и специалистов, работающих с замещающими семьями. «Выстраивание взаимоотношений между кровными родителями и приемной семьей» iconМетодические рекомендации о порядке представления сведений о расходах...
Обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск