Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г


НазваниеМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки

ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет

Университетский колледж
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

2012 г.

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист УК ОмГПУ Осипенко О.И

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов рассматривают условия организации СРС, целевые направления, средства , формы и виды самостоятельной работы. Уделяется внимание приемам СРС и контролю за его исполнением. Особенно большое внимание уделяется требованиям к содержанию и оформлению некоторых видов самостоятельных работ.

Методическое пособие рекомендовано преподавателям колледжа.

Рассмотрено и рекомендовано Методическим Советом Университетского колледжа

«Лучший человек тот, кто более всех прилагает усилий к самосовершенствованию , и счастливейший человек тот, кто более всех чувствует , что он совершенствуется»

СОКРАТ

1. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе
Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей, способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования, перед которой стоят разные задачи, в том числе:

  • формирование навыков самообразования и самореализации личности;

  • непрерывное образование в течение всей жизни человека;

  • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники, технологий и т.д.

Наше время характеризуется бурным развитием науки и техники. Наука становится производительной силой общества. Под влиянием запросов практики происходит сближение фундаментальных и прикладных наук, сокращаются сроки от момента научного открытия до его внедрения в практику. В связи с этим от специалистов любой отрасли производства требуется высокоразвитое мышление, разносторонние знания и умение систематически пополнять их, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям труда, осваивать новую технику и технологию. Причём необходимо не столько умение извлекать из памяти в готовом виде основы когда-то усвоенных знаний, сколько умения глубоко и всесторонне оценивать новые факты, явления, задачи и способность успешно решать их.

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.

Как же разрешить данное противоречие?

Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.
Это, в свою очередь, диктует структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует цели:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;

  • развития исследовательских умений;

  • выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.

  • формирование умений и навыков выявлять общее и частное;

  • формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения

  • сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;

  • строить доказательства на основе существенных признаков.


Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:

1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?

Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.

2. Определить способы логической и методической обработки материала.

3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.

5. Подготовиться для решения следующих задач:

- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;

- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;

- формирование умений вычленять главное.

6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.

7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.
Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.

Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.
Методы самостоятельной работы студентов:

- наблюдение за единичными объектами (студентом);

- сравнительно-аналитические наблюдения;

- учебное конструирование (занятия);

- решение учебных и профессиональных задач;

- работа с различными источниками информации;

- исследовательская деятельность.

Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.

Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.

Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.
Самостоятельная работа студентов включает в себя (структура):

  • подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным) и выполнение соответствующих заданий;

  • самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

  • подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

  • выполнение письменных контрольных и курсовых работ, мультимедийных презентаций;

  • анализ нормативно-правовой документации, составление схем, диаграмм;

  • подготовку ко всем видам контрольных испытаний,

  • подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;

  • работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.;

  • участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;

  • посещение музеев, выставок;

  • другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой колледжем.


Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение: в рабочем учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине; в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или конкретным темам и составляет не менее 30 % времени при очной форме обучения.

Преподаватель имеет право применять уже существующие, а также разрабатывать новые виды самостоятельной работы студентов
Типы самостоятельной работы:

Воспроизводящая (репродуктивная) самостоятельная работа предполагает выполнение работы, предполагающие алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации, связанную с решением задач, заполнением таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студентов при этом проявляется в запоминании, осмыслении, узнавании, что способствует закреплению знаний и формированию умений.

Реконструктивная самостоятельная работа , связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации. Предполагает перестройку решений и составление планов, тезисов, аннотаций, написания рефератов и т. д.

Эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации

Творческая самостоятельная работа, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности. Требует анализа проблемной ситуации и получения новой информации. При этом студент должен самостоятельно выбрать средства и методы для решения стоящей перед ним задачи.
На практике чаще всего применяются две формы самостоятельной работы: традиционная , то есть выполняемая студентом самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для него часы, часто вне аудитории, а, например, в компьютерном классе, читальном зале, и аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого при необходимости можно получить консультации.
2.Организация самостоятельной работы студентов

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;

  • мотив к получению знаний;

  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы , технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута студента, доступа в сеть Интернет;

  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

  • консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети Интернет;


Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

В частности, материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:

  • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;

  • учебно-методическую базу учебных кабинетов;

  • компьютерные классы с возможностью работы в INTERNET;

  • учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;

  • аудитории (классы) для консультационной деятельности;

  • учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные материалы.


Формы самостоятельной работы определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин, определяют ее форму и методы контроля результатов.
Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем. Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяются затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета знаний и умений студентов. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.

Анатоль Франс « Не старайтесь удовлетворить

своё тщеславие, обучая слишком многому.

Возбудите только любопытство.

Открывайте своим слушателям глаза,

но не перегружайте мозг.

Достаточно заронить в него искру.

Огонь сам разгорится там, где для него есть пища».
3. Целевые направления самостоятельной работы студентов
1.Для овладения и углубления знаний:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет)

- составление различных видов планов и тезисов по тексту;

- конспектирование текста;

- графическое изображение структуры текста

- составление тезауруса;

- ознакомление с нормативными документами;

- работа со словарями и справочниками;

- создание мультимедийных презентации.

- учебно-исследовательская работа

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета

2. Для закрепления знаний:

- работа с конспектом лекции;

- повторная работа с учебным материалом;

- составление плана ответа и тезисов;

- составление различных таблиц.

- изучение нормативных материалов

- ответы на контрольные вопросы

3. Для систематизации учебного материала:

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование);

- подготовка сообщения, рефератов, доклада;

- тестирование;

- составление кроссворда;

- составление таблиц для систематизации учебного материала;

- подготовка тезисов сообщений к выступлениям на семинаре, конференции

- формирование плаката;

- составление памятки.

4 .Для формирования практических и профессиональных умений.

-решение задач и упражнений по образцу;

-решение ситуативных и профессиональных задач;

- проведение анкетирования и исследования.

- выполнение чертежей и схем

- выполнение расчетно-графических работ;

- подготовка к деловым играм

- проектирование и моделирование разных видов и компонентов квалификационных работ

- подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ.

- экспериментально - конструкторская работа
При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

  • воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;

  • реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;

  • эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;

  • творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы, технология организации, виды самостоятельной работы,...

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с рабочими программами,...

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г icon«Вознесенский техникум пищевых производств» методические рекомендации...
Развитие творческих способностей и мыслительной деятельности студентов при самостоятельной работе

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г icon«Пермский агропромышленный техникум» методические рекомендации по...
Самостоятельная работа – это один из наиболее значимых факторов в формировании умений и навыков, общих и профессиональных компетенций,...

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт»
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и икт» предназначены для студентов первого...

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г iconМетодические рекомендации для студентов 1 курса всех профессии по...
...

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов IV курса лечебного факультета
Академическая история болезни: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов IV курса лечебного факультета. — Тверь:...

Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов очной...
Методическое пособие предназначено для практических занятий и самостоятельной работы студентов специальностей 110400. 65-«Зоотехния»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск