Скачать 7.46 Mb.
|
Министерство Министерствоэкономического развития образования и наукии торговли Российской ФедерацииРоссийской ФедерацииГосударственный университет- Высшая школа экономики Факультет Мировая экономика и мировая политика Программа дисциплины«Экономические и политические проблемы постсоветского пространства» для направления 032301.65 «Регионоведение» подготовки специалиста Автор: кандидат исторических наук, доцент Суздальцев А.И. Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседанииСекция__________ кафедры мировой политики Председатель Зав. кафедрой С.В.Кортунов ________________ _________________________ «___»____________2006 г. «28»марта 2007 г. Утверждено УС факультета ________________________ Ученый секретарь Г.В. Шарикова ________________________ «_____»_______________2006 г. г. Москва Автор программы: доцент, к. и. н. А.И. Суздальцев Общие сведения об учебном курсе: дисциплина читается студентам третьего курса бакалавриата по направлению «Регионоведение» и третьего курса по направлению «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного года. Продолжительность курса составляет 43 учебных часа (14 недель), в том числе: 24 часов лекционных занятий, 6 часов семинарских занятий. Рубежный контроль - эссе и зачет. Требования к студентам: освоение курса предполагает предварительное знакомство студентов с содержанием учебных дисциплин: “Политико-экономическая география мира”, “Новые угрозы глобального развития” и “Международные политические институты и организации”. Цель курса: дать студентам целостное представление о сумме объективных политических и социально – экономических взаимовлияющих процессов, одновременно находящихся под воздействием широкой гаммы внешних факторов и тенденций, проходящих на постсоветском пространстве. Образовательный стандарт по данной дисциплине: «Процесс формирования СНГ, базовые документы. Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. Экономическое, политическое и военное сотрудничество в рамках СНГ. Разноскоростная и разно форматная интеграция. Роль союза Российской Федерации и Белоруссии. Приоритеты политики России в отношениях с другими странами СНГ». Аннотация: Бывший СССР, как объект общего анализа – уходящая реальность. Совокупность стран, объединенных историческим наследием, экономическими связями и типом политической системы, достаточно быстро перестает существовать в качестве отдельного целостного региона, превращаясь в постсоветское пространство. Развивая собственные внешнеэкономические связи и выстраивая систему тактических или долгосрочных союзов на международной арене, новые независимые государства уже действуют в рамках геополитических и геоэкономических регионов, центры которых расположены за пределами границ, и даже зон влияния Советского Союза. Судьба большинства стран находится в руках глобальных игроков, а сам вопрос о способности многих из постсоветских территорий превратиться в действительно суверенные национальные государства пока открыт. По мере «самоопределения» разных стран совокупность постсоветских государств исчезает как целостный объект российской политики. Тем не менее, российское присутствие в большинстве постсоветских стран очень важно с точки зрения экономических интересов РФ. Однако конкуренция с другими заинтересованными игроками на постсоветском пространстве растет. Вместе с тем российское руководство уже не рассматривает бывшие союзные республики в качестве безусловного приоритета, особые отношения с которыми нужно поддерживать скрытым субсидированием их экономик. Россия в отношениях с постсоветскими странами пытается переходить на модель более традиционных межгосударственных отношений, а приоритетами российской политики становятся другие страны и регионы мира. Курс охватывает всю гамму политической и экономической проблематики постсоветского пространства. Специфические проблемы развития отдельных стран в рамках данного курса рассматриваться не будут. Курс должен подготовить студентов к практической деятельности в странах постсоветского пространства, позволит им ориентироваться в сложной политической и социально – экономической обстановки в странах региона, оценить и определить интересы России на постсоветском пространстве. В результате усвоения курса студент должен овладеть объемом знаний по проблематике постсоветского пространства, иметь собственные представления об основных тенденциях развития данного региона и обладать навыками анализа политической и социально – экономической ситуации на постсоветском пространстве. Учебные задачи курса: В результате изучения дисциплины студент должен:
Формы контроля: а) текущий – опросы студентов в ходе лекций, возвращение к изложенному материалу, семинарские занятия; б) итоговый – экзамен (с учетом предыдущих выступлений и комментариев как на лекциях, так и на семинарах). В самостоятельную работу студента входит: освоение теоретического материала и сведений, полученных в ходе лекционного курса; изучение трудов отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, подготовка эссе по избранной теме. Курс завершается экзаменом. Итоговая оценка складывается из оценок за:
По каждому из вышеназванных видов текущего контроля дисциплины студент может получить по 10-бальной шкале соответственно:
где Q 1, Q 2, Q 3 – оценки в 10-бальной шкале. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Базовый учебник отсутствует.II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Новизна курса Предлагаемый курс – новый для ГУ-ВШЭ и разработан специально для студентов как специальности «Мировая экономика», та и для новой для Университета специальности «Регионоведение». Новизна курса состоит в попытке создания интегрированного учебного курса, с наибольшей достоверностью отражающего сумму внешних и внутренних политических и экономических факторов, влияющих на политические и экономические процессы, протекающие на национальном, региональном и глобальном уровнях постсоветского пространства, позволяющего освоить основы анализа и прогнозирования всего комплекса противоречивых тенденций развития стран постсоветского пространства. В отличие от читаемых в других российских университетах курсов по проблемам стран СНГ, он построен по проблемно-географическому принципу освещения проблем постсоветского пространства. Многие из обсуждаемых в курсе тем носят дискуссионный характер, поэтому по возможности в рекомендованной литературе представлены разные точки зрения на ту или иную проблему. Темы курса: Тема 1. Общая характеристика постсоветского пространства. Тема 2. Внутриполитические тенденции стран постсоветского пространства.Тема 3. Экономические проблемы стран постсоветского пространства. Тема 4. Международно-политическое положение стран постсоветского пространства. Тема 5. Военно – политические проблемы постсоветских стран. Тема 6. Экономические и политические проблемы интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Тема 7. Роль России на постсоветском пространстве. Тема 8. Прогноз развития стран постсоветского пространства. Краткое содержание тем курса, литература и контрольные вопросы Тема 1. Общая характеристика постсоветского пространства. 1.1. Экономические и политические последствия распада СССР. Общие и региональные особенности постсоветского пространства. 1.1.1. Специфика политико – экономических и социокультурных процессов в основных регионах (Запад, Юг Кавказа, Центральная Азия) постсоветского пространства. 1.2. Международно-политическое положение стран постсоветского пространства. 1.2.1. Постсоветское пространство – арена конкуренции между США, ЕС, Россией, Китаем, соседними государствами. Проблема сохранения российской сферы влияния. 1.2.2. Проблема обеспечения экономического присутствия России на постсоветском пространстве. Внешнеторговая переориентация стран постсоветского пространства. Тенденции конкурентной борьбы. Участие правящих кругов стран постсоветского пространства в экономической конкуренции (политизация конкуренции).
2. Внутриполитические тенденции стран постсоветского пространства. 2.1. Борьба между унитарными и федералистскими тенденциями внутри молодых политических классов ряда стран постсоветского пространства. 2.2. Политические режимы в странах постсоветского пространства. Авторитаризм в сочетании с государственным и этническим национализмом. Региональные специфики в формировании партийных систем. 2.3. Причины формирования в странах постсоветского пространства консервативных авторитарных политических систем. Реставрация неофеодальных политических систем в формате «имитационных демократий». Замкнутые политические системы. Замена выборов продлением полномочий. Династический способ передачи власти. Декоративные оппозиции правящим режимам. Эскалация внутриполитической напряженности. 2.4. Проблема сохранения легитимности властей в странах постсоветского пространства. Активное участие внешних политических сил в процессах легитимизации власти в новых независимых государствах. 2.5. Внутренняя социально – этническая разнородность обществ стран западной части постсоветского пространства в роли активизирующейся внутренней политической доминанты. 2.6. Этнические и конфессиональные расколы в политических классах, регионально – клановые противоречия в странах Южного Кавказа и Центральной Азии. Концентрация оппозиционной политической деятельности в форме исламского фундаментализма в странах южнее Казахстана. 2.7.Сложная комбинация конфессиональных, социальных, регионально-клановых и экономических противоречий в Центральной Азии, как основа полномасштабной политической дестабилизации в регионе. 3. Экономические проблемы стран постсоветского пространства. 3.1. Постсоветское экономическое пространство: основные этапы эволюции. Договор об экономическом союзе стран СНГ (сентябрь 1993 г.) и его реализация. 3.2. Две основные группы экономик стран постсоветского пространства – энергоэспортирующие и энергоимпортирующие. Сравнительный анализ стратегических программ развития национальных экономик. Проблема обеспечения политическими методами условий устойчивого экономического роста, становления конкурентоспособной экономики. 3.3. Зависимость темпов развития стран постсоветского пространства от экономической ситуации в России и уровня экономических связей, включая энергетических, с РФ. 3.4. Специфика развития экономик энергоэкспортирующих стран (Казахстан, Азербайджан).
4. Международно-политическое положение стран постсоветского пространства. 4.1. Суверенитет государств постсоветского пространства – объект политической игры ЕС, США, КНР, России и усиливающихся региональных держав (Иран, Турция, Индия). 4.2. Политическая нестабильность и кризисы на постсоветском пространстве, как результат зависимости молодых суверенных государств от внешнеполитических сил. Стимулирование внешними силами создания на постсоветском пространстве дуги нестабильности вокруг России 4.3. «Точки» политической нестабильности на постсоветском пространстве. Непризнанные государства (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия). Нагорный Карабах – причина регионального военно - политического кризиса на Южной Кавказе. Оккупированные территорий (часть Азербайджана), районы этнической и политической нестабильности (граница Армении и Грузии, Азербайджана, Грузии и России). 4.4. Регионы постепенно нарастающей политической дестабилизации (Крым, Ферганская долина). Нестабильные политические режимы в потенциально «несостоявшихся» государствах (Белоруссия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Молдавия). Стимулирование создания блоков «проигравших» («Организацию за демократию и экономическое развитие — ГУАМ»). 4.5. Политическая нестабильность на постсоветском пространстве, как фактор обострения отношений между Россией и НАТО, ЕС. 4.6. Расширение сферы европейского интеграционного «приграничья» в западной части постсоветского пространства (Украина, Молдова, Белоруссия). Объективное ограничение суверенитета Украины, Молдавии, частично Белоруссии в рамках различных форм сотрудничества с Евросоюзом. Расширение политического контроля ЕС над внутренней и внешней политикой стран «европейского приграничья». Влияние «европейского выбора» правящих кругов стран западной части постсоветского пространства на отношения с Россией. 4.7. Центральная Азия – арена столкновений интересов России, США, ЕС, Китая, Ирана, Индии. Угроза эскалации исламского фактора. Усиление борьбы внешних сил за контроль над энергоэкспортом из стран региона. Казахско – узбекские отношения, как основа политической стабильности региона. Угроза внешнего форсирования политической дестабилизации в Узбекистане. Влияние афганского конфликта на регион. 5. Военно – политические проблемы постсоветских стран. 5.1. Постсоветские страны – объекты военно – политических стратегий США, НАТО, России, КНР. 5.2. Стратегия НАТО по расширению своего присутствия на постсоветском пространстве. Перспективы вступления стран западной части постсоветского пространства и Южного Кавказа в НАТО. Вовлечение в НАТО Украины и Грузии. Внимание НАТО к региону Центральной Азии. 5.3. Рост милитаризации на постсоветском пространстве. Южный Кавказ, Центральная Азия - лидеры милитаризации в Евразии. 5.4. Военно-стратегическая обстановка в Закавказье. Международная конкуренция за влияние на Азербайджан. Грузия в роли передового форпоста НАТО на подступах к каспийскому региону. 5.5. Стремление НАТО к созданию на территории Центральной Азии благоприятного тыла для обеспечения своих военной деятельности на Ближнем и Среднем Востоке. 5.6. Вовлеченность России в борьбу с терроризмом и наркотрафиком в Центральной Азии. 6. Экономические и политические проблемы интеграционных процессов на постсоветском пространстве. 6.1. Влияние внешних интеграционных проектов на постсоветское пространство. 6.2. Рост влияния европейского интеграционного проекта на западную часть постсоветского пространства. Втягивание Украины, Молдовы, Белоруссии в европейское интеграционное «приграничье». Экономические и политические сферы постоянного присутствия структур ЕС на постсоветском пространстве. Европейская ориентация политических классов Украины, Молдовы, Белоруссии. 6.3. Расширение сферы военно – политических интересов НАТО на западную и южную части постсоветского пространства. Северо-атлантический выбор политических классов Украины и Грузии. Перспективы ГУАМ. 6.4. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) в роли стратегического компромисса между Россией и Китаем на постсоветском пространстве. Использование КНР ШОС для расширения и легализации роста китайского влияния на экономику и внутриполитическую обстановку стран Центральной Азии. 6.5. Причины стагнации экономической интеграции по постсоветском пространстве. 6.5.1. Развитие национальных экономических моделей развития. 6.5.2. Стимулирование политическими классами молодых независимых государств дезинтеграции постсоветского пространства. Объективные и субъективные препятствия развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. 6.5.3. Проблемы создания зоны свободной торговли (таможенной зоны). Перспективы и предпосылки для общего рынка и экономического, а также валютного союза на постсоветском пространстве. 6.5.3. Поиск экономических предпосылок для экономической интеграции в рамках СНГ, ЕЭП. Специфика экономической политики ЕврАзЭс в азиатской части постсоветского пространства. 6.6. Проблема реформирования интеграционных проектов на постсоветском пространстве. 6.6.1. Содружество независимых государств (СНГ): проблематика процесса замены административных функций на консультативные и координационные. Задчачи по усилению специализации органов СНГ. Перспективы сохранения СНГ. 6.6.2. Кризис российско-белорусского интеграционного проекта. Процессы деградации Союзного Государства России и Белоруссии. Варианты сохранения и изменения формата экономической интеграции между РФ и РБ. Политические риски российско – белорусской интеграции. 6.6.3. Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ) Сфера ответственности ОДКБ. Проблема регионального сотрудничества с НАТО и ШОС. Проблема реформирования ОДКБ. Проблема позиционирования ОДКБ в азиатской части постсоветского пространства. 6.6.4. Роль РФ в инициировании, стимулировании и развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве. 7. Роль России на постсоветском пространстве. 7.1. Стратегические преимущества России на постсоветском пространстве. Энергетическая зависимость постсоветских стран от российского ТЭК. Ключевое значение российского рынка. Привлекательность российского рынка рабочей силы. Проблема обеспечения военно – стратегического контроля России над постсоветским пространством. 7.2. Проблема сохранения и расширения политического и экономического влияния России на постсоветском пространстве. Задача выработки привлекательной идеологической и политико-экономической модели, способной на конкурентной основе противостоять втягиванию стран западной части ПП в «европейское пограничье». Проблема формирования российским политическим руководством региональных и страновых стратегий на постсоветском пространстве.
Литература 1. Основанная литература 1.1. Документы: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств Минск, 8 декабря 1991 г. Протокол к Соглашению о создании СНГ, подписанному в г. Минске Республикой Беларусь, РСФСР, Украиной. Алма-Ата, 21 декабря 1991г. Устав Содружества Независимых государств, от 22 января 1993 года. Договор о Таможенном Союзе и Экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, 2 апреля 1996 г.(ДМП т.З Раздел 18.) Договор о союзе Беларуси и России. Москва, 2 апреля 1997 г. (“Внешняя политика и безопасность современной России” т.2 стр. 359) Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии ("Российская газета"№21, от 29.01.2000) Программа действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства России и Белоруссии ("РГ"№22, от 01.02.2000). Договор о коллективной безопасности, от 15 мая 1992 г. Концепция коллективной безопасности государств - участников ДКБ, 10 февраля 1995 1.2. Учебники и учебные пособия: Современные международные отношения. Учебник под редакцией А.В. Торкунова. МГИМО, М-2000 г. Раздел 3 “РФ и страны СНГ в современных международных отношениях”. Политическая власть; ее эффективность и легитимность. Политическая система. Политические режим // Политология. Учебник. М.: РАГС, 2006. Политическая власть. Политическая система // Соловьев А. И. Политология. Политическая теория. Политические технологи. М.: Аспект Пресс, 2000. |
Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного года. Продолжительность... | Настоящая информационно-аналитическая записка подготовлена Департаментом экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ... | ||
Снг подготовлен Консультативным советом по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ (далее... | Целью работы является оценка сопоставимости статистических характеристик стратегического развития государств-участников СНГ на национальном... | ||
Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и мероприятиях Плана действий... | Проблемы формирования единого экономического пространства и социального развития в странах СНГ [Текст] : материалы Международной... | ||
Из конвенций, заключенных на региональном уровне, укажем на основные соглашения в области международного частного права между странами... | В 2010 году городу Уфе выпала честь принять у себя XVII конгресс хирургов-гепатологов стран СНГ | ||
Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо направления подготовки 100400 «Туризм», 28 октября 2009 г | К данной категории иностранных граждан относятся граждане стран СНГ (кроме Грузии и Туркменистана) |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |